|
Знать/понимать основные события, даты, роль исторических личностей.
Уметь решать проблемные и познавательные задания; устанавливать причинно-следственные связи, работать с источниками. Устанавливать причинно-следственные связи.
|
|
|
|
Биополярный мир и холодная война
|
| 40
| Холодная война.
| Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла. Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Греции. Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание Коминформа и советско-югославский конфликт. Создание НАТО и Организации Варшавского договора. Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е гг.) Первый этап «холодной войны» (1946—1969 гг.), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
| Послы доброй воли: Саманта Смит и Катя Лыкова
| двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), Хельсинкский акт.
| Знать/понимать: Причины изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Причины холодной войны, методы, последствия. Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания
Уметь работают с исторической картой. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализ источников, работать с опорной схемой, сравнивать, определять общее и различное, заполняя таблицу, выделять информацию, необходимую для решения проблем; доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей; актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками,
|
|
|
| 41
| Выбор политического курса СССР.
| Политические итоги войны. Создание ООН, Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.«Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
|
| Биполярный мир, ООН, «холодная война», НАТО, ОВД, «холодная война», «план Маршалла», социалистический лагерь, СЭВ, доктрина «сдерживания коммунизма», доктрина «отбрасывания коммунизма», план «Дропшот», международное движение защитников мира, страны «народной демократии», страны «третьего мира»;
| Знать/понимать: Причины холодной войны, методы, последствия.
Уметь работают с исторической картой.
Устанавливать причинно-следственные связи. Анализ источников, работать с опорной схемой, сравнивать, определять общее и различное, заполняя таблицу, выделять информацию, необходимую для решения проблем; доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей; актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками,
|
|
|
| 42
| Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период.
| Различные точки зрения на пути реформирования экономики, противоречия традиционной экономики
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства
| Создание ракетно-ядерно-го оружия в СССР
Сталин, Жданов, Берия, Маленков; события: 1946-1950 гг. - IV пятилетка.
| репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм,
| Знать/понимать: Различные точки зрения на пути реформирования экономики, противоречия традиционной экономики.
Уметь характеризовать экономическое развитие СССР в первые послевоенные годы, описывать условия и образ жизни людей, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей
|
|
|
| 43
| Политическое развитие СССР в послевоенные годы.
| Характер изменений в структуре власти, репрессии, «дело врачей», «мингрельское дело», ленинградское дело.
|
| «железный занавес»,
| Знать/понимать: Характер изменений в структуре власти
Уметь характеризовать политическое развитие СССР в первые послевоенные годы, особенности национальной политики, выделять противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей
|
|
|
| 44
| Советское общество в первые послевоенные годы (1945-с.60)
| Идеологические компании конца 40-х гг. Социальная политика и ее приоритеты. Развитие культуры. Усиление режима личной власти Сталина. Борьба с вольномыслием в обществе. Новая волна политических репрессий
личности: Сталин, Ворошилов, Микоян, Молотов, Курчатов, Сахаров, Королев, Фадеев, Полевой, Некрасов, Казакевич, Барнет, Герасимов, Донской, Шапорин, Пырьев, Уланова, Жданов, Ахматова, Зощенко, Казакевич, Герман, Мурадели, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Пудовкин, Эйзенштейн, Лысенко, Ми-хоэлс, Маркиш, Григорьев, Майский, Новиков, Яковлев;события: 1946 г. - преобразование СНК в Совет Министров; 1947 г. -денежная реформа; 1952 г. - XIX съезд компартии, переименование ВКП(6")
| Ужесточение партийного контроля над сферой культуры
| репатрианты, космополитизм, «низкопоклонство перед Западом», «железный занавес»,
социальные стереотипы, денежная реформа, госзаймы, «идеологические постановления», «оккультная наука», НТР, постиндустриаль-ная ступень развития, система социальных гарантий;
| Знать/понимать: о новых ориентирах в развитии общества, особенностях социальной политики.
Уметь характеризовать реформы, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей
|
|
|
|
СССР и социалистические страны Европы
|
| 45
| Политические процессы и экономическое развитие в СССР в 1953-1964 гг. Рождение и крах «оттепели».
| Борьба за власть после смерти Сталина, приход к власти Хрущева, десталинизация, XX съезд КПСС, реабилитация, ротация. Кукурузная эпопея, политика в области с/х, кризис. осуждение культа личности. Демократизация общественной жизни в период «оттепели»
| Концепция построения коммунизма
| культ личности, номенклатура, реабилитация, «оттепель», диссиденты, инакомыслие, гражданское общество;
целина, совнархоз, моральное старение техники, «администра -тивная лихорадка»
| Знать/понимать: причины борьбы за власть после смерти Сталина, приход к власти Хрущева, о реформах Хрущёва и причинах их неудач
Уметь характеризовать политическое устройство, выделять причины реорганизации государственных органов, партийных и общественных организаций, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей [Н.С.Хрущёв, Л.П.Берия, Г.М.Маленков]
|
|
|
| 46
| Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.: от «духа Женевы» к Карибскому кризису.
| Венгерское восстание, Берлинская стена, противоречия во внешнеполитическом курсе, Карибский кризис.
|
| Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий ОВД, волюнтаризм, субъективизм, территориальные претензии, «номенклатурная либерализация»; Хрущев, Тито, Кастро, Кеннеди, Брежнев, Косыгин; события: 1955 г. - Организация Варшавского договора; 1962 г. - Карибский кризис;
| Знать/понимать: сущность политики мирного сосуществования: успехи и противоречия. Политические установки В.М.Молотова и Г.Г.Маленкова – Н.С.Хрущёва. основные положения экономической программы Г.М.Маленкова, экономической политики Н.С.Хрущёва, её результаты.
Уметь характеризовать две внешнеполитические установки в постсталинскую эпоху, охарактеризовать и проанализировать развитие отношений с Западом, социалистическими странами, со странами «третьего мира», выделить успехи и противоречия. характеризовать называть характерные, существенные черты экономической политики в1953-1964гг. Излагать суждения о причинах и последствиях застоя в экономики в 60 гг.Работа со статистическими данными.
|
|
|
| 47
| «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.
| Диссиденты, культ личности Хрущева, шестидесятники
|
| диссиденты, инакомыслие, гражданское общество;
| Знать/понимать: характерные, существенные черты развития духовной культуры. Значение и противоречия «оттепели».
Уметь характеризовать две тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964гг.; показать на примерах пределы «оттепели»; проанализировать противоречивых характер «оттепели».
|
|
|
| 48
| Политические процессы в СССР в 1964-1985гг.
| Неосталинизм, геронтократия, конституция 77г., бюрократизм.
| Диссидентское и правозащитное движение
| коррупция,«теневая экономика», диссидент, неосталинизм, развитое социалистическое общество, диссиденты, неофициальное искусство, нонконформизм, московский концептуализм, соц-арт, композиторы-авангардисты;
| Знать/понимать: причины замедления темпов экономического развития и эффективности общественного производства, причины смещения Хрущева, особенности политического режима в 1964-1985гг.
Уметь характеризовать политическое устройство, выделять причины реорганизации государственных органов, партийных и общественных организаций, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей [Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин]
|
|
|
| 49
| Советская экономика в 1964-1985 гг..
| Экономические реформы середины 1960-х гг. Замед- ление темпов научно-тех- нического прогресса. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития НТР и НТП в СССР- особенности, причины застоя в экономике,
| Дефицит то варов народного потреб ления, развитие«те невой экономики» и коррупции
| экстенсивная экономика, понятия и выражения: хозяйственная реформа, теневая экономика, коррупция, ротация, обязательные плановые показа- тели, наукоемкое производство, агро- промышленная интеграция, территори- ально-производственные комплексы, бригадный подряд, «нефтедоллары»;
| Знать/понимать: Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР.
Уметь характеризовать называть характерные, существенные черты экономической политики в1965-85гг. и последствиях застоя в экономики в 60-80-е гг.Работа с статистическими данными.
|
|
|
| 50
| СССР в системе международных отношений в середине 60-х-начале 80-х гг.
| Доктрина Брежнева, политика разрядки, подавления выступления в Чехословакии, Афганская война.
|
| «нефтедоллары»; Доктрина Брежнева, политика разрядки,
| Знать/понимать: приоритетные задачи внешней политики в 60-80-е годы, международных конфликтах
Уметь проследить и проанализировать отношения СССР с Западом, соц. странами и странами «третьего мира»» выяснить причины обострения международной обстановки в конце 70-х годов. Работа с источниками.
|
|
|
| 51
| Общественно-политическая жизнь.
Культура в «эпоху развитого социализма».
| Движение за права человека. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. Советская культура середины 1960 - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры.. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.
| Диссидентское и правозащитное движение
| неосталинизм, развитое социалистическое общество, диссиденты, неофициальное искусство, нонконформизм, московский концептуализм, соцарт, композиторы-авангардисты;
| Знать/понимать: причины усиления идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры
Уметь характеризовать две тенденции в развитии духовной и общественной жизни общества в 1964-1985гг.; на примерах доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве 60-х – начале 80-х годов, охарактеризовать теорию «развитого социализма».
|
|
|
| 52
| Начало политических и экономических реформ в СССР.
Перестройка и её итоги.
| Гласность, отмена ст.6 Конституции, плюрализм, многопартийность, президентский пост. Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ Пути выхода из экономического кризиса- программа 500 дней, инфляция, дефицит, интеграция в мировой рынок.1990 г. - избрание Горбачева Президентом СССР
личности: Андропов, Черненко, Горба чев, Рыжков, Павлов, Ельцин, Шмелев,- Солженицын, Захаров, Кургинян, Говорухин, Подниекс, Голдовский; события: 1982-1984 гг. - Андропов - руководитель партии; 1984-1985 гг. - Черненко - руководитель партии; 1985 г. избрание Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС; 1985 г. - курс на перестройку, ускорение социально-экономического развития страны; 1987 г. - принятие закона, расширяющего права
|
| понятия и выражения: перестройка,
ускорение, гласность, инфляция, приватизация, «человеческий фактор», разгосударствление собственности, бюджетный дефицит, «народный фронт», «интерфронт», «война законов», дезинтеграция;
| Знать/понимать: причины необходимости изменения политической системы, этапы проведения политических реформ и их итоги, этапы экономического реформирования с 1985 по 1991гг.
Уметь характеризовать политическое устройство, выделять причины реорганизации государственных органов, партийных и общественных организаций, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей [М. С. Горбачев] характеризовать называть характерные, существенные черты экономической политики в1980-91гг. Работа с статистическими данными. Характеризовать проблемы экономики начала 80-х годов. определить причины неудач в реформировании в эти годы.
|
|
|
| 53
| Межнациональные конфликты и распад СССР.
| Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. Создание СНГ
| Дискуссия о результатах со-циально-эконо-мических и политических реформ 1990-х гг.
| понятия и выражения: референдум, ГКЧП, СНГ, «новоогаревский процесс», путч, конфедерация, Беловежское соглашение
| Знать/понимать: причины межнациональных конфликтов, пути решения и причины распада СССР
Уметь работать с источниками, выделять причины происходящих процессов, сопоставлять задачи государства и их соответствие основным направлениям, актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками, характеризовать деятельность исторических личностей , давать свою оценку.
|
|
|
| 54
| «Новое мышление» в международных отношениях.
| Переход к политике сотрудничества, сокращение вооружения, ликвидация ОВД и СЭВ. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг.
«Доктрина Брежнева».
Советский Союз и политические кризисы в странах
Восточной Европы.
Достижение военностратегического паритета СССР и США.
«Новое политическое мышление». Советско-американский диалог во второй половине
1980-х г
| Хельсинкский
процесс.
Политика
разрядки
и причины ее
срыва.
Афганская война и ее
последствия. Распад мировой
социалистической
системы
| новое политическое мышление, военно-стратегический паритет,
ОСВ-1, ОСВ-2, ПРО, ОБСЕ, ОСНВ-1;
личности: Брежнев, Сахаров, Горбачев,
Рейган, Буш;
. - «разрядка
международной напряженности»;
| |
|
|