№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Формы контроля
| Дата проведения
|
план.
| факт.
|
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
|
1
| Древний Восток и античный мир
| комбини-рованный
| Архаичные цивилизации.
Возникновение религиозной картины мира.
Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)
| Знать основные термины и понятия темы.
Уметь анализировать факторы и формы возникновения государственности.
Уметь выделять признаки государства.
| ответы на вопросы
|
|
|
2
| Эллинизм. Александр Македонский
| комбинированный
| Александр Македонский.
Завоевательные походы Александра Македонского.
Распад державы Александра Македонского.
| Знать особенности развития эллинистических стран.
Развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
| словарный диктант
|
|
|
3-4
| Урок – семинар «Достижения цивилизаций древности и античности»
| семинар
| Вклад цивилизаций древности и античности в мировую культуру
| Знать основные термины и понятия темы.
Уметь анализировать факторы и формы возникновения государственности.
| презентация проекта
|
|
|
5
| Рождение европейской средневековой цивилизации
| практи-кум
| Феодализм. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе.
| Знать сущность и основные черты сеньориального строя, подходы к пониманию понятий «феодализм» и «средневековье».
Уметь анализировать формы проявления социальных противоречий и их роль в развитии средневекового государства.
| проверка таблиц
|
|
|
6
| Византийская империя и восточнохристианский мир
| практи-кум
| Социально-экономическое развитие и реформы в Византии
| Знать особенности развития Византийской империи.
Развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
| сообщения учащихся
|
|
|
7
| Исламский мир
| комбини-рованный
| Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура.
| Знать особенности развития исламской цивилизации
| проверка заданий по контурной карте
|
|
|
Древняя Русь
|
8
| Восточные славяне в 8-9 вв.
| практи-кум
| Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Распад родовой общины.
Развитие ремесла, рост городов, торговые связи. Торговые пути.
| Развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
Уметь сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения и объяснять свое отношение к этим подходам
| таблица
|
|
|
9
| Становление Древнерусского государства
| изучение нового материа-ла
| Появление восточнославянской государственности. Норманнская теория создания Русского государства. Начало династии Рюриковичей. Князь Олег.
Княжение Игоря. Правление княгини Ольги. Правление князя Святослава. Приход к власти Владимира Святославича. Крещение Руси.
| Знать и уметь объяснять теории происхождения государства у славян. Уметь оценивать деятельность князя Святослава, оценить значение принятия христианства
| устный опрос.
|
|
|
10
| Расцвет Руси. XI — первая треть XII в.
| комбини-рованный
| Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси.
| Уметь оценивать деятельность Ярослава Мудрого, оценить развитие Руси при Ярославичах, Оценить деятель-ность Владимира Мономаха
| устный опрос.
|
|
|
11
| Политическая раздробленность Руси
| изучение нового материа-ла
| Распад Древнерусского государства. Политическая раздробленность Руси. Русские княжества XII—XIII вв. Начало Москвы.
| Знать причины распада Древней Руси, как изменилась карта Древнерусского государства, каковы причины и последствия этих изменений.
| проверка таблиц.
|
|
|
12
| Культура Руси в X — начале XIII в.
| практи-кум
| Письменность, грамотность, школы. Летописи. Архитектура, живопись, скульптура, музыка. Зарождение русской цивилизации.
| Знать, под влиянием каких событий и процессов развивалась русская культура, какие факторы оказали влияние на формирование российской цивилизации.
| работа с текстом, таблица
|
|
|
13
| Монголо-татарское нашествие на Русь
| комбини-рованный
| Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества. Золотая Орда.
| Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси, эволюции даннических отношений. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий.
| ответы на вопросы
|
|
|
14
| Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси
| комбини-рованный
| Борьба с крестоносной агрессией. Русь перед выбором. Ледовое побоище. Специфика политического развития русских земель.
| Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий. Читать историческую карту с опорой на легенду.
| устный опрос
|
|
|
15
| Русь и Золотая Орда при Александре Невском
| семинар
| Дипломатическая политика в отношениях с Ордой. Антиордынские выступления. Предпосылки возрождения Руси.
| Уметь оценить полководческий талант Александра Невского
| тест
|
|
|
16
| Контрольная работа по теме «Древняя Русь»
| тестирование
| Контроль знаний
| Знать основные термины и понятия темы.
Уметь анализировать факторы и формы возникновения государственности.
Знать особенности становления Древнерусского государства.
| Контрольная работа
|
|
|
| Западная Европа в XI – XV веках
|
17
| Экономическое и политическое развитие
| комбинированный
| Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Торговый и мануфактурный капитализм
| Знать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью
| работа с текстом
|
|
|
18
| Взаимодействие средневековых цивилизаций
| комбинированный
| Крестовые походы. Столетняя война.
| Знать мотивы и итоги крестовых походов, причины и итоги Столетней войны. Уметь объяснять исторические понятия.
| работа с докумен-том
|
|
|
19
| Культура средневекового Запада
| комбинированный
| Мир «идей Средневековья».
Христианство и культура.
«Рыцарская культура.
«Крестьянская культура»
«Городская культура».
| Знать особенности развития культуры в Западной Европе в XI – XV веках
| работа с текстом, таблица
|
|
|
| Российское государство в XIV-XVII веках
|
|
|
20
| Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы
| семинар
| Борьба Твери и Москвы за первенство. Политические, социальные, территориально-географические предпосылки возвышения Москвы.
| Знать, чем завершилось противостояние Москвы, Твери Вильно, причины этого.
| ответы на вопросы
|
|
|
21
| Эпоха Куликовской битвы
| комбини-рованный
| Противоборство Москвы и Литвы.Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской.
| Знать историческое значение Куликовской Битвы. Уметь читать историческую карту с опорой на легенду.
| устный опрос
|
|
|
22
| Феодальная война на Руси
| комбини-рованный
| Правление Василия II Дмитриевича. Феодальная война на Руси.
| Знать причины противостояния и феодальной войны. Уметь оценивать итоги феодальной войны.
| ответы на вопросы
|
|
|
23
| Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом
| комбини-рованный
| Иван III. Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
| Знать политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.
| работа с текстом
|
|
|
24
| Хозяйство, власть и Церковь в 15 в.
| практи-кум
| Расширение земель Московского государства. Хозяйство и люди.
Россия ХV — XVI вв. в сравнении с Западом. Церковь и еретики.
| Знать, какие изменения произошли в хозяйственной жизни, во власти и в церковной жизни.
| тест
|
|
|
25
| Культура и быт в XIV-XV вв.
| комбини-рованный
| Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергий Радонежский и развитие духа подвижничества. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности
| Знать специфику развития культуры Руси данного периода. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
| тест
|
|
|
26
| Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.
| комбини-рованный
| Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Реформы Избранной рады.
| Уметь объяснять значимость преобразований, начатых Иваном Грозным, характеризовать реформы Избранной Рады.
| устный опрос
|
|
|
27
| Внешняя политика Ивана IV
| комбини
рованный
| Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация.
| Знать и понимать прогрессивное значение присоединения к России народов Сибири и Поволжья.
| устный опрос
|
|
|
28
| Контрольная работа по теме: «Российское государство в XIV-XVII веках»
| тестирование
| Контроль знаний
| Знать основные термины и понятия темы.
Знать особенности политического и социально-экономического развития Российского государства в XIV-XVII веках
| контроль-ная работа
|
|
|
Европа в Новое время
|
29
| Новое время: эпоха перемен
| комбинированный.
| Понятие «Новое время». Запад и Восток в раннее новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
| Знать последовательность возникновения исторических явлений. Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
| работа с текстом
|
|
|
30
| Великие географические открытия
| семинар.
| Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии. Великая научная революция XVII века. Формирование нового пространственного восприятия мира.
| Знать, какие страны и континенты были открыты. Уметь соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия.
| устный опрос
|
|
|
31
| Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации
| комби
нирован
ный
| Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
| Уметь объяснять процессы развития государств. Знать последовательность возникновения исторических явлений.
Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Объяснять смысл, значения важнейших исторических понятий.
| работа с текстом
|
|
|
32
| Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе
| комби
нирован
ный
| Формирование абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета. Единая система государственного управления. Создание национальных государств и национальной церкви.
| Знать признаки абсолютистских государств, созданных в Новое время.
Уметь составлять схему «признаки абсолютизма».
Знать причины религиозных войн.
| работа над таблицами схемами
|
|
|
33
| Первые буржуазные революции
| семинар.
| Первая буржуазная революция в мире. Война за независимость английских колоний в Северной Америке. Американская революция XVIII века. Великая французская революция конца XVIII века. Политическая модернизация и революции 1848-1849 гг. Реформы и модернизация.
| Знать основные революции изучаемого периода. Знать современные научные подходы к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVII-XIX вв.
Уметь выявлять причины революций.
| устный опрос
|
|
|