| №
 
 | Тема урока
 
 | Тип урока
 
 | Элементы содержания
 
 | Требования к уровню подготовки
 
 | Формы контроля
 
 | Дата проведения
 
 
 | 
  | план.
 
 | факт.
 
 | 
  | Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
 
 | 
  | 1
 
 | Древний Восток и античный мир
 
 | комбини-рованный
 
 | Архаичные цивилизации.
 
 Возникновение религиозной картины мира.
 
 Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)
 
 | Знать основные термины и понятия темы.
 
 Уметь анализировать факторы и формы возникновения государственности.
 
 Уметь выделять признаки государства.
 
 | ответы на вопросы
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
  | 2
 
 | Эллинизм. Александр Македонский
 
 | комбинированный
 
 | Александр Македонский.
 
 Завоевательные походы Александра Македонского.
 
 Распад державы Александра Македонского.
 
 | Знать особенности развития эллинистических стран.
 
 Развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
 
 | словарный диктант
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 3-4
 
 | Урок – семинар «Достижения цивилизаций древности и античности»
 
 | семинар
 
 | Вклад цивилизаций древности и античности в мировую культуру
 
 | Знать основные термины и понятия темы.
 
 Уметь анализировать факторы и формы возникновения государственности.
 
 
 | презентация проекта
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 5
 
 | Рождение европейской средневековой цивилизации
 
 | практи-кум
 
 | Феодализм. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе.
 
 | Знать сущность и основные черты сеньориального строя, подходы к пониманию понятий «феодализм» и «средневековье».
 
 Уметь анализировать формы проявления социальных противоречий и их роль в развитии средневекового государства.
 
 | проверка таблиц
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 6
 
 | Византийская империя и восточнохристианский мир
 
 | практи-кум
 
 | Социально-экономическое развитие и реформы в Византии
 
 | Знать особенности развития Византийской империи.
 
 Развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
 
 | сообщения учащихся
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 7
 
 | Исламский мир
 
 | комбини-рованный
 
 | Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура.
 
 | Знать особенности развития исламской цивилизации
 
 | проверка заданий по контурной карте
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | Древняя Русь
 
 | 
  | 8
 
 | Восточные славяне в 8-9 вв.
 
 | практи-кум
 
 | Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Распад родовой общины.
 
 Развитие ремесла, рост городов, торговые связи. Торговые пути.
 
 | Развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
 
 Уметь сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения и объяснять свое отношение к этим подходам
 
 | таблица
 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 9
 
 | Становление Древнерусского государства
 
 
 | изучение нового материа-ла
 
 | Появление восточнославянской государственности. Норманнская теория создания Русского государства. Начало династии Рюриковичей. Князь Олег.
 
 Княжение Игоря. Правление княгини Ольги. Правление князя Святослава. Приход к власти Владимира Святославича. Крещение Руси.
 
 | Знать и уметь объяснять теории происхождения государства у славян. Уметь оценивать деятельность князя Святослава, оценить значение принятия христианства
 
 | устный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 10
 
 | Расцвет Руси. XI — первая треть XII в.
 
 | комбини-рованный
 
 | Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси.
 
 | Уметь оценивать деятельность Ярослава Мудрого, оценить развитие Руси при Ярославичах, Оценить деятель-ность Владимира Мономаха
 
 | устный опрос.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 11
 
 | Политическая раздробленность Руси
 
 | изучение нового материа-ла
 
 | Распад Древнерусского государства. Политическая раздробленность Руси. Русские княжества XII—XIII вв. Начало Москвы.
 
 | Знать причины распада Древней Руси, как изменилась карта Древнерусского государства, каковы причины и последствия этих изменений.
 
 | проверка таблиц.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 12
 
 | Культура Руси в X — начале XIII в.
 
 | практи-кум
 
 | Письменность, грамотность, школы. Летописи. Архитектура, живопись, скульптура, музыка. Зарождение русской цивилизации.
 
 | Знать, под влиянием каких событий и процессов развивалась русская культура, какие факторы оказали влияние на формирование российской цивилизации.
 
 | работа с текстом, таблица
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 13
 
 | Монголо-татарское нашествие на Русь
 
 | комбини-рованный
 
 | Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества. Золотая Орда.
 
 | Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси, эволюции даннических отношений. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий.
 
 | ответы на вопросы
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
  | 14
 
 | Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси
 
 | комбини-рованный
 
 | Борьба с крестоносной агрессией. Русь перед выбором. Ледовое побоище. Специфика политического развития русских земель.
 
 | Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий. Читать историческую карту с опорой на легенду.
 
 | устный опрос
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 15
 
 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском
 
 | семинар
 
 | Дипломатическая политика в отношениях с Ордой. Антиордынские выступления. Предпосылки возрождения Руси.
 
 | Уметь оценить полководческий талант Александра Невского
 
 | тест
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 16
 
 | Контрольная работа по теме «Древняя Русь»
 
 | тестирование
 
 | Контроль знаний
 
 | Знать основные термины и понятия темы.
 
 Уметь анализировать факторы и формы возникновения государственности.
 
 Знать особенности становления Древнерусского государства.
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | Западная Европа в XI – XV веках
 
 | 
  | 17
 
 | Экономическое и политическое развитие
 
 | комбинированный
 
 | Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Торговый и мануфактурный капитализм
 
 | Знать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью
 
 | работа с текстом
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 18
 
 | Взаимодействие средневековых цивилизаций
 
 | комбинированный
 
 | Крестовые походы. Столетняя война.
 
 | Знать мотивы и итоги крестовых походов, причины и итоги Столетней войны. Уметь объяснять исторические понятия.
 
 | работа с докумен-том
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 19
 
 | Культура средневекового Запада
 
 | комбинированный
 
 | Мир «идей Средневековья».
 
 Христианство и культура.
 
 «Рыцарская культура.
 
 «Крестьянская культура»
 
 «Городская культура».
 
 | Знать особенности развития культуры в Западной Европе в XI – XV веках
 
 | работа с текстом, таблица
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | Российское государство в XIV-XVII веках
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 20
 
 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы
 
 | семинар
 
 | Борьба Твери и Москвы за первенство. Политические, социальные, территориально-географические предпосылки возвышения Москвы.
 
 | Знать, чем завершилось противостояние Москвы, Твери Вильно, причины этого.
 
 | ответы на вопросы
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 21
 
 | Эпоха Куликовской битвы
 
 | комбини-рованный
 
 | Противоборство Москвы и Литвы.Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской.
 
 | Знать историческое значение Куликовской Битвы. Уметь читать историческую карту с опорой на легенду.
 
 | устный опрос
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 22
 
 | Феодальная война на Руси
 
 | комбини-рованный
 
 | Правление Василия II Дмитриевича. Феодальная война на Руси.
 
 | Знать причины противостояния и феодальной войны. Уметь оценивать итоги феодальной войны.
 
 | ответы на вопросы
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 23
 
 | Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом
 
 | комбини-рованный
 
 | Иван III. Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
 
 | Знать политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.
 
 | работа с текстом
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
  | 24
 
 | Хозяйство, власть и Церковь в 15 в.
 
 | практи-кум
 
 | Расширение земель Московского государства. Хозяйство и люди.
 
 Россия ХV — XVI вв. в сравнении с Западом. Церковь и еретики.
 
 | Знать, какие изменения произошли в хозяйственной жизни, во власти и в церковной жизни.
 
 | тест
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 25
 
 | Культура и быт в XIV-XV вв.
 
 | комбини-рованный
 
 | Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергий Радонежский и развитие духа подвижничества. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности
 
 | Знать специфику развития культуры Руси данного периода. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
 
 | тест
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 26
 
 | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.
 
 | комбини-рованный
 
 | Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Реформы Избранной рады.
 
 | Уметь объяснять значимость преобразований, начатых Иваном Грозным, характеризовать реформы Избранной Рады.
 
 | устный опрос
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 27
 
 | Внешняя политика Ивана IV
 
 | комбини
 
 рованный
 
 | Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация.
 
 | Знать и понимать прогрессивное значение присоединения к России народов Сибири и Поволжья.
 
 | устный опрос
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 28
 
 | Контрольная работа по теме: «Российское государство в XIV-XVII веках»
 
 | тестирование
 
 | Контроль знаний
 
 | Знать основные термины и понятия темы.
 
 Знать особенности политического и социально-экономического развития Российского государства в XIV-XVII веках
 
 | контроль-ная работа
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | Европа в Новое время
 
 | 
  | 29
 
 | Новое время: эпоха перемен
 
 | комбинированный.
 
 
 | Понятие «Новое время». Запад и Восток в раннее новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
 
 
 | Знать последовательность возникновения исторических явлений. Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
 
 | работа с текстом
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 30
 
 | Великие географические открытия
 
 | семинар.
 
 | Великие географические открытия и их последствия. Начало европейской колониальной экспансии. Великая научная революция XVII века. Формирование нового пространственного восприятия мира.
 
 
 
 | Знать, какие страны и континенты были открыты. Уметь соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия.
 
 
 | устный опрос
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 31
 
 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации
 
 | комби
 
 нирован
 
 ный
 
 | Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
 
 | Уметь объяснять процессы развития государств. Знать последовательность возникновения исторических явлений.
 
 Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Объяснять смысл, значения важнейших исторических понятий.
 
 | работа с текстом
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 32
 
 | Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе
 
 | комби
 
 нирован
 
 ный
 
 | Формирование абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета. Единая система государственного управления. Создание национальных государств и национальной церкви.
 
 | Знать признаки абсолютистских государств, созданных в Новое время.
 
 Уметь составлять схему «признаки абсолютизма».
 
 Знать причины религиозных войн.
 
 | работа над таблицами схемами
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 33
 
 | Первые буржуазные революции
 
 | семинар.
 
 | Первая буржуазная революция в мире. Война за независимость английских колоний в Северной Америке. Американская революция XVIII века. Великая французская революция конца XVIII века. Политическая модернизация и революции 1848-1849 гг. Реформы и модернизация.
 
 | Знать основные революции изучаемого периода. Знать современные научные подходы к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVII-XIX вв.
 
 Уметь выявлять причины революций.
 
 | устный опрос
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |