|
Протокол № от 2013г. Председатель: директор мбоу сош №5 Отдел образования администрации города Лермонтова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова
УТВЕРЖДено
На заседании педагогического совета
МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова
протокол № __ от « __» _________ 2013г.
Председатель: директор МБОУ СОШ №5 ________________
|
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс
ступень среднего общего образования
уровень: общеобразовательный
срок реализации: 1 год Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по алгебре и началам анализа для 11 класса, автор Бурмистрова Т.А.
Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко Пояснительная записка 1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Курс ориентирован на достижение основных целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании курса предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретения математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа Данная рабочая программа разработана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
учебника: «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под редакцией А.Н.Колмогорова. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
программы общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа 11 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова. – М: «Просвещение», 2012 год.
3. Место и роль учебного предмета Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения алгебры и начал анализа в 11 классе основной школы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. Учебное время увеличено до 4 уроков в неделю (всего 136 часов) за счет вариативной части Базисного плана.
Специфика изучения алгебры и начал анализа существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. 4. Информация о внесенных изменениях в программу Базисный учебный план на изучение алгебры и начал анализа в 11 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 102 часа. В данной программе учебное время увеличено до 4 уроков в неделю, всего 136 часов, что позволяет увеличить количество часов по каждому разделу (главе) на 2-7 уроков, а это в свою очередь дает возможность расширить круг задач и повысить результативность усвоения материала.
5. Информация об учебнике Обучение ведется по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; под редакцией А.Н.Колмогорова. 6. Распределение учебных часов по видам деятельности
№п/п
| Раздел программы
| Кол-во часов
| Виды деятельности
| Изложение нового материала
| Формирование навыков
| Повторение
| К/р
| Зачеты
| 1
| Первообразная и интеграл
| 20
| 12
| 6
|
| 1
| 1
| 2
| Обобщенное понятие степени
| 15
| 10
| 4
|
| 1
|
| 3
| Показательная и логарифмическая функции
| 28
| 18
| 7
|
| 2
| 1
| 4
| Производная показательной и логарифмической функций
| 19
| 12
| 6
|
| 1
|
| 5
| Многочлен от одной переменной
| 8
| 8
|
|
|
|
| 6
| Уравнения и неравенства
| 16
| 4
| 11
|
| 1
|
| 7
| Повторение
| 30
|
|
| 28
| 2
|
| 8
| Итого
| 136
| 64
| 34
| 28
| 8
| 2
|
Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:
Первообразная и интеграл – 2 работы;
Обобщенное понятие степени – 2 работы;
Производная показательной и логарифмической функций – 3 работы;
Многочлен от одной переменной – 1 работа;
Уравнения и неравенства – 3 работы.
7. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Предметные:
умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
8. Учебно - методический комплекс
Алгебра и начала анализа 10-11классов, Москва «Просвещение» 2013 г., Авторы: А.Н.Колмогоров и др.
Учебно-методическое пособие «Математика, подготовка к ЕГЭ-2014, вступительные испытания». Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. - Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.,
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. - М. «Просвещение» 2011 г., авторы: Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И.Шварцбурд.
Тематические тесты 10-11 класс «Математика ЕГЭ-2014», Ф.Ф.Лысенко. - Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2013 г.
ЕГЭ-2014. Математика. Типовые тестовые задания; под редакцией А.Л.Семенова , И.В. Ященко. - М.: Экзамен, 2013.
ЕГЭ 3000 задач с ответами. Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Экзамен, 2013.
Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа (пособие для учителя). М.Л.Галицкий, М.М. Мошкович, С.И.Шварцбурд. – М.: Просвещение, 1990г.
9. Содержание рабочей программы Раздел 1. Первообразная и интеграл. (20ч)
Содержание.
Определение первообразной. Основное свойство первообразной. Три правила вычисления первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона- Лейбница. Применение интеграла.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
основное свойство первообразной;
правила вычисления первообразных;
формулу Ньютона - Лейбница;
уметь
находить первообразную в общем виде при помощи таблицы первообразных;
находить график первообразной, проходящей через заданную точку;
вычислять первообразные от суммы, разности функций, от функции с множителем, сложной функции;
находить перемещение, скорость и ускорение через первообразную;
вычислять площадь криволинейной трапеции при помощи первообразной;
вычислять определенный интеграл по формуле Ньютона-Лейбница, вычислять площадь криволинейной трапеции по данной формуле.
Раздел 2. Обобщенное понятие степени (15ч)
Содержание.
Корень n-й степени и его свойства. Иррациональные уравнения. Степень с рациональным показателем. Действия над степенями.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
уметь
вычислять корни, преобразовывать выражения, содержащие корни;
решать иррациональные уравнения и неравенства различных видов;
решать нелинейные системы уравнений с двумя переменными;
вычислять степени, преобразовывать выражения, содержащие степени.
Раздел 3. Показательная и логарифмическая функция (28ч)
Содержание
Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств. Логарифмы и их свойства. Логарифмическая функция. Решение логарифмических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
свойства показательной функции, ее график;
определение логарифма;
свойства логарифмов;
свойства логарифмической функции, ее график;
уметь
уметь определять свойства различных показательных функций, строить их графики и исследовать их;
решать показательные уравнения, неравенства и системы различных видов;
вычислять логарифмы, преобразовывать выражения, содержащие логарифмы;
уметь исследовать логарифмическую функцию и строить её график;
решать логарифмические уравнения, неравенства и системы различных видов;
применять способ подстановки, использовать определение логарифма и свойства логарифмической функции.
Раздел 4. Производная показательной и логарифмической функции (19ч)
Содержание.
Производная показательной функции. Число е. Первообразная показательной функции. Производная логарифмической функции. Первообразная функции . Степенная функция и ее производная. Понятие о дифференциальном уравнении. Дифференциальное уравнение показательного роста и показательного убывания. Гармонические колебания.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
знать
производную показательной и логарифмической функции;
первообразную показательной функции;
первообразную функции ;
первообразную степенной функции;
уметь
уметь находить функцию, обратную данной и строить ее график;
вычислять производную и первообразную показательной функции и строить ее график;
составлять уравнения касательной, исследовать функции и строить их графики.
вычислять производную и первообразную логарифмической функции;
вычислять первообразную функции ;
составлять уравнения касательной, исследовать функции и строить их графики.
Раздел 5. Многочлен от одной переменной (8ч)
Содержание.
Запись многочлена от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочлена с остатком. Рациональные корни многочлена с целыми коэффициентами. Теорема Безу.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
уметь
делить многочлены с остатком;
находить целые корни многочлена с целыми коэффициентами.
Раздел 6. Уравнения и неравенства (16ч)
Содержание.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множеств решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Решение комбинированных уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны
уметь
определять вид уравнения, неравенства использовать свойства ограниченных функций при решении уравнений, неравенств;
решать уравнения, неравенства различных типов;
применять общие приемы при решении уравнений, неравенств;
решать различные уравнения, неравенства содержащие модуль.
Раздел 7. Повторение курса алгебры и начал анализа, подготовка к ЕГЭ (30ч)
Методы, приемы, технологии обучения Ведущими методами обучения алгебре в 11 классе являются:
1). Информационный.
2). Исследовательский.
3). Проблемный.
4). Модульный.
5) Алгоритмизированный.
6). Методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.
Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:
домашних общих и индивидуальных работ,
тестирования,
самостоятельных и обучающих проверочных работ,
классных контрольных работ,
домашних контрольных работ,
зачетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
№п/п
| Кол – во часов
| Содержание
|
| 3ч
| Повторение
| первообразная и интеграл (20ч)
| п.26
| 1ч
| Определение первообразной
| п.27
| 1ч
| Основное свойство первообразной
|
| 2ч
| Решение задач
| п.28
| 1ч
| Правила нахождения первообразных
|
| 2ч
| Решение задач
| п.29,30
| 4ч
| Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Формула Ньютона – Лейбница.
|
| 2ч
| Решение задач.
Проверочная с/р
| п.31
| 5ч
| Применение интеграла в физике и геометрии
|
| 1ч
| Зачет по теме
|
| 1ч
| Контрольная работа №1
| обобщение понятия степени (15ч)
| п.32
| 3ч
| Корень -ой степени и его свойства
| п.33
| 3ч
| Решение иррациональных уравнений и нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение иррациональных неравенств
|
| 2ч
| Решение задач
| п.34
| 4ч
| Степень с рациональным показателем. Действия со степенями.
|
| 2ч
| Решение задач.
Проверочная с/р
|
| 1ч
| Контрольная работа №2
| показательная и логарифмическая функция (28ч)
| п.35
| 2ч
| Показательная функция
| п.36
| 4ч
| Решение показательных уравнений и неравенств. Решение систем уравнений
|
| 2ч
| Решение задач.
Проверочная с/р
|
| 1ч
| Контрольная работа №3
| п.37
| 3ч
| Логарифмы и их свойства
|
| 2ч
| Решение задач.
Проверочная с/р
| п.38
| 5ч
| Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Проверочная с/р
| п.39
| 4ч
| Решение логарифмических уравнений и неравенств. Решение систем уравнений
|
| 3ч
| Решение задач
|
| 1ч
| Зачет
|
| 1ч
| Контрольная работа №4
| производная показательной и логарифмической функций (19ч)
| п.41
| 3ч
| Производная показательной функции. Число . Первообразная показательной функции. Исследование функции, вычисление площади.
|
| 2ч
| Решение задач.
Проверочная с/р
| п.42
| 4ч
| Производная логарифмической функции. Первообразная функции . Исследование функции, вычисление площадей
|
| 2ч
| Решение задач.
Проверочная с/р
| п.43
| 1ч
| Степенная функция и ее производная.
|
| 2ч
| Решение задач по теме.
Проверочная с/р
| п.44
| 4ч
| Понятие о дифференциальных уравнениях. Дифференциальное уравнение показательного роста и показательного убывания. Гармонические колебания
|
| 1ч
| Контрольная работа №5
| многочлен от одной переменной (8ч)
| Лекция
| 1ч
| Запись многочленов от одной переменной
|
| 1ч
| Делимость многочленов
|
| 2ч
| Деление многочленов с остатком
|
| 2ч
| Целый корень многочлена с целыми коэффициентами
|
| 2ч
| Теорема Безу. Корни многочлена.
Проверочная с/р
| уравнения и неравенства (16ч)
| Лекция
| 2ч
| Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств
|
| 2ч
| Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем
|
| 3ч
| Решение комбинированных уравнений. Проверочная с/р
|
| 3ч
| Решение комбинированных неравенств. Проверочная с/р
|
| 3ч
| Решение комбинированных систем уравнений. П оверочная с/р
|
| 3ч
| Решение комбинированных систем неравенств. Проверочная с/р
| повторение (27ч)
в том числе
итоговая контрольная работа (2ч)
|
Согласовано
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики, физики и информатики
от «____» ___________ 2013 №1,
Руководитель ШМО
______________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
«____» ___________ 2013
|
|
|