|
6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней. Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. В предложении «Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок» опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение: «Отец заправил бензином машину и ...». Продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение (знаки препинания не расставлены), структура которого ответствует схеме: [безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится. Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать. Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
B. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И: «К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной».
Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схеме.
A. [безличное], [зато ... двусоставное].
Б. [двусоставное], [также ... двусоставное].
B. [неопределенно-личное], и [двусоставное].
14. Дополните предложение: «Тучи закрыли небо, и от этого...», указывая на следствие.
Итоговая контрольная работа
1 вариант I. Задания по микротексту.
1. Расположите предложения так, чтобы получился текст, и запишите его.
Ну, а самой уважаемой аптекой в дореволюционной Москве была знаменитая аптека Феррейна, находившаяся на Никольской улице.
А первая аптека для обыкновенных москвичей была открыта лишь в 1672 году, в год рождения будущего императора Петра Великого.
Там и сейчас аптека, которую все москвичи отлично знают и по столетней привычке очень ей доверяют.
Первая в Москве аптека была учреждена в 1571 году по приказу Ивана Грозного и называлась «Царева аптека».
2. Озаглавьте текст.
3.Определите стиль и тип речи.
4.Назовите средства связи предложений в тексте.
5.Среди предложений текста укажите сложное, составьте его линейную схему.
6. Укажите, в каких предложениях встречаются обособленное определение и уточняющее обстоятельство времени.
7. Какое из предложений осложнено словом, грамматически не связанным с предложением?
Сделайте морфологический разбор слова (по) привычке.
Выпишите из текста сложное прилагательное.
Выпишите из текста числительные и определите их разряд.
Найдите в тексте относительное и определительное местоимения.
12.В каком времени и наклонении употреблены встречающиеся в тексте глаголы? 13.Выпишите из текста страдательные причастия прошедшего времени в краткой форме. 14.Назовите в тексте союзы и частицы. Какова их роль в тексте
15.Сделайте словообразовательный разбор слов: дореволюционный, отлично, доверять.
16.Найдите в тексте слово, соответствующее схеме: ¬∩ΛΛ. Λ
17. Укажите в тексте заимствованные слова.
18. Найдите слова из трех букв и трех звуков: в одном происходит оглушение первого звука, во втором последнего.
19.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.
Архангельский собор это древний собор (К,к)ремля ун…кальный пам…тник истории построе…ый в 1505—1508 годах арх…тектором итальянц…м Алевизом Фрязиным Новым сумевш…м об..ед..нить и традиц…и древних русских мастеров и м..тивы итальянского (В, в)озр..ждения. Но главная достопримечательность собора в том, что он стал усыпальниц…й русских великих князей и царей.
Итоговая контрольная работа
2 вариант
1. Расположите предложения так, чтобы получился текст, и запишите его.
Одни думают, что повинны тут придворные ремесленники, жившие в слободе и изготавливавшие басму — серебряные оклады для икон.
До сих пор неизвестно, откуда такое название.
Многие из вас хорошо знают Старую и Новую Басманные — московские улицы, сохранившиеся на карте города от древней Басманной слободы.
А другие уверяют, что никакие не ремесленники, а пекари, выпекавшие особый род хлеба — басман!
Озаглавьте текст.
Определите стиль и тип речи.
Назовите средства связи предложений в тексте.
Укажите простое предложение в тексте.
Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
(До сих пор неизвестно, откуда такое название.
7. Какое из предложений осложнено двумя обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и одним обособленным приложением?
8. Выпишите из текста в один столбик все прилагательные, а в другой — все причастия.
9. Почему неизвестно написано с не слитно, а не ремесленники раздельно?
10. Сделайте морфологический разбор слова выпекавшие.
11. В каком времени и наклонении употреблены встречающиеся в тексте глаголы?
12. Найдите отрицательное и указательное местоимения в тексте.
Какие причастия встречаются в тексте? От чего они образованы и с помощью каких суффиксов?
Сколько в тексте сложноподчиненных предложений? С помощью союзов или союзных слов присоединены придаточные?
Сделайте словообразовательный разбор слов: серебряный, никакой, уверять.
Найдите в тексте слово, соответствующее схеме: ¬∩ΛΛ Λ.
Укажите в тексте историзмы.
Что общего в произнесении слов что и род?
Итоговая контрольная работа
1 вариант
ключи
1. (4, 2, 1, 3.)
3. (Публицистический. Повествование.)
4.
6. (1, 2.)
7 1 частица ну
9. (Столетней.)
10. (Первая — простое порядковое; 1672, 1571 — составные порядковые.)
11. (Которую, все.)
12. (Знают, доверяют — наст, вр.; называлась — прош. вр. Все глаголы в изъявительном наклонении.)
13. (Открыта, учреждена.)
14. Союз а — в первом и во втором предложениях служит для связи предложений в тексте. Союз и в третьем и четвертом предложениях связывает однородные сказуемые. Частица лишь во втором предложении ограничительная; частица и в третьем предложении усилительная.)
15.Дореволюционный - революционный; отлично <— отличный, доверять <— доверить.)
(Называлось, находившаяся.)
(Аптека, император.)
18. (все), (год). Итоговая контрольная работа
2 вариант
ключи
(3, 2, 1, 4.)
(Публицистический. Рассуждение.)
5.3
6. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоящее из двух простых. 1 — односоставное, безличное, распространенное, полное; 2 — двусоставное, распространенное, неполное.)
7.1.
11. (Думают, знают, уверяют — в наст, вр., изъяв, накл.)
12.
14. (Три. В первом и четвергом с помощью союза что, во втором — с помощью союзного слова откуда.)
15. Серебряный <—серебро, никакой <— какой; уверять <— уверить
16.сохранившиеся
17. басма, басман
18. Эти слова произносятся не так как пишутся. В слове что буква ч обозначает звук [ш], а в слове род буква д- звук [т]. |
|
|