Главная страница

Протокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллинан р)



НазваниеПротокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллинан р)
страница4/6
Дата16.04.2016
Размер1.03 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6

26

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении


1

Урок усвоения

новых

знаний


Средства связи частей

сложноподчиненного

предложения: интонация, подчинительные

союзы, союзные слова



Знать средство связи частей

в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки пре-

пинания.

Конструирование

СПП



НРК № 4







27

Роль указательных

слов в сложноподчиненном предложении


1


Урок

закрепления

изученного



Место придаточного в СПП.

Главное предложение с указательным словом.

Пунктуационные и синтаксические нормы


Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном

предложении и в придаточном, определять их синтаксическую

функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными

словами от СПП с двойными союзами.

Синтаксический и

пунктуационный

разбор.











28

Р.р. Рецензия на

прочитанное произведение


1


Урок

развития

речи


Рецензия. Особенности

жанра. Составление плана рецензии. Отбор языковых средств.


Уметь создавать рецензию на

художественное произведение или произведение научно-популярной литературы,

оценивать тему, основную

мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения.

Работа с образцами. Составление чернового варианта











29

Основные группы

сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с

придаточными определительными.


1


Урок

усвоения

новых

знаний



Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению.

Сложноподчиненные

предложения с придаточными определительными


Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по

характеру смысловой связи

между частями, значению

подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно

оформлять.

Синонимичная

замена СПП с

придаточным определительным

на простые с обособленным определением. Составить схемы предложений











30

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.



1


Урок закрепления изученного


Сложноподчиненные

предложения с придаточными определительными


Уметь опознавать СПП с придаточными определительным по характеру смысловой связи, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить

синонимичную замену СПП

простыми, интонационно и

пунктуационно оформлять

СПП с придаточным определительным.

Составить описательную миниатюру с СПП с придаточными определительными.











31

Сложноподчиненные предложения с

придаточными изъяснительными.


1


Урок

изучения

нового

материала


Место придаточных

Изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с при-

даточным. Синтаксические и пунктуационные

нормы


Знать место придаточных

изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные

слова.

Конструирование

предложений по

схемам











32

Сложноподчиненные предложения с

придаточными изъяснительными


1


Урок

закрепления

изученного


Место придаточных

изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с при-

даточным.

Синтаксические и пунктуационные нормы



Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными

по характеру смысловой связи между частями, конструировать СПП с придаточными

изъяснительными, заменять

предложения с прямой речью

на СПП.

Составить повествовательную миниатюру с изъяснительной конструкцией












33

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными

времени и места.


1


Урок усвоения нового материала


Виды придаточных об­стоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений



Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опо­знавать СПП с придаточными обстоятельственными по ха­рактеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и

сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части.

Объяснительный диктант


НРК № 5







34

Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

Урок контроля

Виды придаточных

предложений.

Средства связи и знаки

препинания в СПП



Уметь производить синтаксический анализ СПП, правильно расставлять знаки препинания,

наблюдать за

использованием сложных

предложений в текстах разных стилей и типов


тест










III четверть

35

СПП с

придаточными времени и места.


1


Урок

закрепления

изученного



Сложноподчиненные

предложения с придаточными времени и места.


Уметь употреблять СПП с

придаточными места и времени, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, находить

в текстах художественных

произведений, сопоставлять с

определительными придаточными с союзными словами

Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и

времени и их отличие от придаточных определительных»











36

Сложноподчиненные предложения с

придаточными причины, следствия,

условия.


1


Урок

закрепления

изученного



Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их

отличие от других видов. Знаки препинания

в СПП. Стилистические

особенности союзов,

связывающие придаточные предложения с главным


Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать

предложения с этими видами

придаточных, выразительно читать, употреблять в речи,

производить синонимичную

замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее.

Синтаксический,

пунктуационный

разбор. Включить

условные конструкции в рассуждение на заданную тему











37

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели.


1


Урок закрепления изученного


Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с

придаточными уступки, цели.


Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и ССП с

противительными союзами и

стилистические смысловые различия между ними.

Графический диктант. Конструирование предложений











38

Сложноподчиненные предложения с

придаточными

сравнительными,

образа действия,

меры, степени.


1


Урок

закрепления

изученного



Средства связи главного предложения с при-

даточным. Синтаксические нормы. Отличие

СПП с придаточным

сравнительным и простых предложений со

сравнительным оборотом.

Значение сравнительных конструкций в речи


Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия,

степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать

СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и

сравнения в художественных

текстах, конструировать

предложения данной конструкции и употреблять в речи.

Схематический

диктант. Конструирование предложений











39

Различные способы

выражения сравнения


1


Повторитель-

но-

обобщающий

урок


Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом.

Значение сравнительных конструкций в речи



Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным

сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложении с союзом «как», употреблять эти конструкции в

речи, определять их значения

в тексте

Творческое списывание


НРК № 2







40

Систематизация и

обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»



1


Повторительно-обобщающий

урок


Виды придаточных предложений.

Средства связи и знаки препинания в СПП



Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить си-

нонимическую замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значение придаточных

и разные способы его выражения, конструировать СПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно оформлять.

Написать не-

большое сочинение-рассуждение

о родном крае с

использованием

СПП с придаточными разных видов











41-42

р/р. Сочинение-

рассуждение о природе родного края, о родине



2


Уроки развития речи


Сочинение-

рассуждение о природе

родного края, о родине


Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять вы-

бор языковых средств в соответствии с темой, целями и

стилем, отбирать необходимый фактический материал,

свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.

Сочинение











43

Сложноподчиненные предложения с

несколькими придаточными.

Знаки препинания в

них


1


Урок

закрепления

изученного


Значения, способы и последовательность присоединения нескольких

придаточных к главному.

Последовательное и параллельное подчинение.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений


Уметь производить структурно-

семантический анализ СПП с

несколькими придаточными,

конструировать предложения,

интонационно и пунктуационно

оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.

Объяснительный

диктант


НРК







44

Синтаксический и

пунктуационный

разбор

сложноподчиненного предложения.


1


Повторитель-

но-

обобщающий

урок



Синтаксический и пунктуационный разбор

сложноподчиненного

предложения


Уметь определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП,

пользоваться синтаксически-

ми синонимами, уметь находить СПП в текстах.

Взаимодиктант.

Синтаксический

пунктуационный

разбор


НРК № 7







45

Контрольная работа № 4 по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

1


Урок

контроля


Виды придаточных

предложений.

Средства связи и знаки

препинания в СПП


Уметь производить структурно-семантический анализ СПП

с несколькими придаточными,

конструировать предложения,

наблюдать за

использованием сложных

предложений с несколькими

придаточными в текстах разных стилей и типов

Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ правописания отдельных слов и

пунктуации в СПП)











46


р/р Сообщение на лингвистическую тему.


1




Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля.

Уметь извлекать информацию

из различных источников,

свободно пользоваться лингвистическими словарями,

справочной литературой,

языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; использовать цитаты

Составление плана, отбор рабочего материала к

реферату на тему

(по выбору): «Толковый словарь -картина мира»,

«Индивидуальные особенности пунктуации писателя»,

«Русский лингвист»

(Л. В. Щерба,

А. А. Шахматов)











Бессоюзные сложные предложения – 9 часов (7+2р/р)

47

Понятие о

бессоюзном сложном предложении.

Интонация в БСП


1


Урок

усвоения

нового

материала


Бессоюзные предложения, их грамматические

признаки.

Смысловые отношения

между частями в БСП. Знаки препинания в

БСП


Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в

тексте, выявлять смысловые

отношения между частями, расставлять знаки препинания

Составление

предложений по

схемам











49

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой

в бессоюзном сложном

предложении.


1


Урок

усвоения

нового

материала



БСП со значением перечисления. Запятая и

точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП.

Интонационные особенности БСП.

Пунктуационные нормы

Уметь выявлять смысловые

отношения между частями

БСП, расставлять знаки препинания, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП

Осложненное списывание












50

р.р. Подробное изло­жение.


1


Урок развития

речи



Тема, основная мысль текста. Тип и стиль текста. Выразительные

средства языка. Использование изученных

синтаксических конструкций


Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, сохранять

структуру текста, делать краткие

записи в виде перечня ключевых слов, интерпретировать

основную мысль исходного текста.

Изложение












51

БСП со значением

причины,

пояснения,

дополнения.

Двоеточие

в БСП

1


Урок

усвоения

новых

знаний


БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки

двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые

отношения.














52

БСП со значением противопоставления,

времени, условия и

следствия.

Тире в БСП.


1


Урок

усвоения

новых

знаний



БСП со значением противопоставления, времени, условия и

следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении


Знать условия постановки

тире между частями БСП,

выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, правильно расставлять знаки препинания в БСП

Составить и записать тезисный

план параграфа,

проиллюстрировать своими примерами


НРК № 8







53

р/р Сочинение-отзыв о картине

Н.М. Ромадина «Село Хмелевка»

1

Урок развития речи

Выразительные

средства языка. Использование изученных

синтаксических конструкций

Уметь писать отзыв о картине, выражать свое отношение.


сочинение










54-55

Систематизация и

обобщение

изученного

по теме

«Бессоюзное слож­ное предложение».

Синтаксический и

пунктуационный разбор БСП.


2


Повторитель-

но-

обобщающие

уроки


Бессоюзное сложное

предложение. Знаки

препинания в нем.

План устного и письменного синтаксического и пунктуационного

разбора


Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки

препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, употреблять в речи, производить

синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью


Выполнение тренировочных упражнений










56

Контрольная работа № 5 по теме «Бессоюзные сложные предложения».


1


Урок

контроля



Бессоюзное сложное

предложение. Знаки

препинания в нем.

План устного и письменного синтаксического и пунктуационного

разбора


Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки

препинания, определять смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы.

тест










IV четверть

Сложные предложения с различными видами связи – 5 (3 часа+2 часа р/р) .

57

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1


Урок

усвоения

нового

материала


Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях


Знать структурные особенности сложного предложения с

разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от

сочетания видов связи,

интонация и пунктуация в сложных

предложений с разными видами связи

Составление

предложений по

схемам. Составление схем












58

Знаки препинания в

сложных

предложениях с различными видами связи.


1


Урок

закрепления

изученного



Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.

Сочинительные и подчинительные союзы


Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с

разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить

синтаксические конструкции в

художественных текстах.

Выполнение тренировочных упражнений










59

Синтакси­ческий и пунктуационный

разбор сложного

предложения с различными

видами связи.



1

Повторитель-

но-

обобщающие

уроки


Структура сложного предложения с разными видами союзной и бес-

союзной связи, разное

сочетание видов связи


Уметь конструировать пред­ложения, выявлять смысло­вые отношения, средства связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

Предупредитель­ный диктант











60


р/р

Сжатое изложение


1

Урок

развития

речи



Анализ текста, составление планов, выбор

ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключе­вым словам


Уметь воспринимать текст на слух, производить сжатие исходного текста, выписывать ключевые слова, фиксировать основные факты, при создании

изложения.

Изложение












61

р/р Публичная речь

1

Урок

развития

речи


Публичная речь, риторические обращения, риторические вопросы, языковые средства

Уметь различать понятия публичный и публицистическийформулировать коммуникативную задачу публичной речи.

Анализ текста

НРК №9







Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах – 9 (8+ 1р/р)

62

Фонетика.

Орфоэпия.



1


Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок


Звуки русского языка, их

классификация. Смыслоразличительная роль

звука. Орфоэпические

нормы и нормы письма



Уметь составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в этих словах, соблюдать основные правила литературного произношения в рамках учебника

Зачет











63

Лексика и фразеология.


1


Повторительно-

обобщающий

урок


Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения.

Уметь толковать лексическое

значение слов,

производить синонимическую

замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.


Комплексный анализ текста












64

Морфемика.

Словообразование


1

Повторительно-

обобщающий

урок


Определение ос­новных способов слово­образования. Правописа­ние морфем с опорой на

словообразовательный анализ

Уметь использовать

словообразо-

вательный анализ слов для

правильного написания слов

Выполнение тренировочных упражнений










65

Р/Р

Сжатое изложение

1

Урок развития речи

Тема текста, основная мысль, ключевые слова.

Уметь воспринимать текст на слух, производить сжатие исходного текста, выписывать ключевые слова, фиксировать основные факты, при создании

изложения

изложение










66

Морфология и орфография


1


Повторительно-

обобщающий

урок


Употребление частей речи. Соблюдение норм

русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий


Уметь распознавать изученные части речи, знать их морфологические

признаки, синтаксические

роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм,

написание которых зависит от

морфологических условий.

Объяснительный

диктант











67

Синтаксис

1

Повтори-

тельно-

обобщающий

урок


Синтаксис, словосочетание, предложение, текст

Уметь находить словосочетания в предложении, определять синтаксические связи слов в словосочетании, находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, находить в тексте сложные предложения, простые предложения, осложненные обособленными членами, однородными членами.

тест










68

Контрольный диктант № 6 по теме «Повторение и систематизация изученного в V -IX классах».

1


Уроки

контроля


Соблюдение норм

русского языка. Орфограмма пунктограмма.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста,

диктант











КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольная работа № 1

1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2.На самом деле их не так уж много. 3.Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

4.Звезды – это те же солнца. 5.Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

6.Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

9.И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10.Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11.Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12.Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13.По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)

.

Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе»(итоговый контрольный диктант) Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)

Грамматические задания.

1 вариант.

1.Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.

4.Замените словосочетание русская женщина, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)

7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
Грамматические задания.

2 вариант.

1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.

4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями

7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложносочиненные предложения»

Осенние воспоминания.

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной полосой голубова­тый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соло­мы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет души­стым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг всё это скользнёт с ябло­ни — и тень упадёт по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тём­но-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. По­том встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побе­жишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)

(По И. А. Бунину)
Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста диктанта два сложносочинён­ных предложения: в одном оба простых предложения дву­составные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное.. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.

  2. Выполните синтаксический разбор сложносочинён­ного предложения.


Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчиненные предложения».
Скрипучие половицы

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комна­тах сладко пахло скипидаром и белыми гвоздиками, ко­торые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты.

То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.

(171 слово)

(По К. Г. Паустовскому)

Грамматические задания:

1.Подчеркните придаточные предложения в сложноподчинённых предложениях в первых трёх абзацах (вариант № I), в последних двух абзацах (вариант II), охарактеризуйте их.

2.Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).


Контрольная работа № 4 по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
Петр I роскоши не любил, и всюду у него было простое убранство. Но от вельмож своих он требовал, чтобы они строили такие великолеп­ные дворцы, которым завидовали бы приезжие иностранцы.

Одним из самых величественных сооружений Санкт-Петербурга был дворец Меншикова на Васильевском острове.

За трехэтажным каменным дворцом с пристанью на Неве был огром­ный сад с фонтанами и оранжереями, где зрели апельсины. Если Меншикову надоедал каменный дворец, он садился в шлюпку и плыл по каналу внутри усадьбы до своего деревянного дворца. Там же стояла каменная церковь с высокой колокольней и уникальными часами-куран­тами. Даже дом главного слуги Меншикова, дворецкого, считали одним из самых лучших в городе.

И не верилось, что еще недавно по улицам Петербурга зимой бегали голодные волки, которые нападали на людей. В те времена иностранные жители по утрам рассказывали друг другу о том, как волки загрыз­ли то двух караульных, то солдата, а то и служанку самого Меншикова.

Скоро появились дворцы вдоль Невы от Летнего сада в сторону Ад­миралтейства, царь тоже приказал построить себе зимний дворец. До этого у него был только летний. (170 сл.) (По В. Воскобойникову)
1 Прослушать и озаглавить текст.

Дополнительные задания.

Выпишите сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, укажите его вид и составьте схему.

I вариант

Из первого абзаца.

II вариант

Из четвертого абзаца.

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

I вариант

Первого из третьего абзаца.

II вариант

Второго из третьего абзаца.

3. Укажите сложносочиненное предложение.

I вариант

В последнем абзаце.

II вариант

В первом абзаце.

4. Сделайте морфемный разбор выделенных слов в четвертом абзаце.

вариант каменный.

вариант деревянного

5. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов в третьем абзаце.

вариант верилось

,вариант иностранные

Контрольная работа № 5 по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Гибель дерева.

Лошади вынесли коляску Чайковского на поляну... От подножья сосны, согнувшись, как воры, разбегались ле­сорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Вершина сосны качнулась, дерево начало мед­ленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша сосед­ние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла.

Проехать было нельзя: вершина сосны загородила до­рогу. На хвое ещё сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые про­зрачно-желтоватой плёнкой, были полны смолы. От её за­паха першило в горле.

Тут же лежали обломленные сосной ветки берёз. Чай­ковский вспомнил, как берёзы пытались удержать пада­ющую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение.

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.

Чайковского возмутило увиденное, он думал о том, что потомки никогда не простят нам опустошённые земли, обе­зображивания природы. (169 слов)

(По К. Г. Паустовскому)

Грамматические задания:

  1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного слож­ного предложения (по выбору учащихся).

  2. Найдите бессоюзные сложные предложения, составь­те их схему, объясните постановку знаков препинания.


1   2   3   4   5   6