26
| Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
| 1
| Урок усвоения
новых
знаний
| Средства связи частей
сложноподчиненного
предложения: интонация, подчинительные
союзы, союзные слова
| Знать средство связи частей
в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки пре-
пинания.
| Конструирование
СПП
| НРК № 4
|
|
|
27
| Роль указательных
слов в сложноподчиненном предложении
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Место придаточного в СПП.
Главное предложение с указательным словом.
Пунктуационные и синтаксические нормы
| Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном
предложении и в придаточном, определять их синтаксическую
функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными
словами от СПП с двойными союзами.
| Синтаксический и
пунктуационный
разбор.
|
|
|
|
28
| Р.р. Рецензия на
прочитанное произведение
| 1
| Урок
развития
речи
| Рецензия. Особенности
жанра. Составление плана рецензии. Отбор языковых средств.
| Уметь создавать рецензию на
художественное произведение или произведение научно-популярной литературы,
оценивать тему, основную
мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения.
| Работа с образцами. Составление чернового варианта
|
|
|
|
29
| Основные группы
сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными.
| 1
| Урок
усвоения
новых
знаний
| Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными
| Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по
характеру смысловой связи
между частями, значению
подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно
оформлять.
| Синонимичная
замена СПП с
придаточным определительным
на простые с обособленным определением. Составить схемы предложений
|
|
|
|
30
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
| 1
| Урок закрепления изученного
| Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными
| Уметь опознавать СПП с придаточными определительным по характеру смысловой связи, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить
синонимичную замену СПП
простыми, интонационно и
пунктуационно оформлять
СПП с придаточным определительным.
| Составить описательную миниатюру с СПП с придаточными определительными.
|
|
|
|
31
| Сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными.
| 1
| Урок
изучения
нового
материала
| Место придаточных
Изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с при-
даточным. Синтаксические и пунктуационные
нормы
| Знать место придаточных
изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные
слова.
| Конструирование
предложений по
схемам
|
|
|
|
32
| Сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Место придаточных
изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с при-
даточным.
Синтаксические и пунктуационные нормы
| Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными
по характеру смысловой связи между частями, конструировать СПП с придаточными
изъяснительными, заменять
предложения с прямой речью
на СПП.
| Составить повествовательную миниатюру с изъяснительной конструкцией
|
|
|
|
33
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными
времени и места.
| 1
| Урок усвоения нового материала
| Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений
| Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и
сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части.
| Объяснительный диктант
| НРК № 5
|
|
|
34
| Контрольная работа № 3 по теме «Сложноподчиненные предложения»
| 1
| Урок контроля
| Виды придаточных
предложений.
Средства связи и знаки
препинания в СПП
| Уметь производить синтаксический анализ СПП, правильно расставлять знаки препинания,
наблюдать за
использованием сложных
предложений в текстах разных стилей и типов
| тест
|
|
|
|
III четверть
|
35
| СПП с
придаточными времени и места.
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Сложноподчиненные
предложения с придаточными времени и места.
| Уметь употреблять СПП с
придаточными места и времени, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, находить
в текстах художественных
произведений, сопоставлять с
определительными придаточными с союзными словами
| Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и
времени и их отличие от придаточных определительных»
|
|
|
|
36
| Сложноподчиненные предложения с
придаточными причины, следствия,
условия.
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Структура СПП с придаточными условия, причины, следствия и их
отличие от других видов. Знаки препинания
в СПП. Стилистические
особенности союзов,
связывающие придаточные предложения с главным
| Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать
предложения с этими видами
придаточных, выразительно читать, употреблять в речи,
производить синонимичную
замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее.
| Синтаксический,
пунктуационный
разбор. Включить
условные конструкции в рассуждение на заданную тему
|
|
|
|
37
| Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели.
| 1
| Урок закрепления изученного
| Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с
придаточными уступки, цели.
| Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и ССП с
противительными союзами и
стилистические смысловые различия между ними.
| Графический диктант. Конструирование предложений
|
|
|
|
38
| Сложноподчиненные предложения с
придаточными
сравнительными,
образа действия,
меры, степени.
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Средства связи главного предложения с при-
даточным. Синтаксические нормы. Отличие
СПП с придаточным
сравнительным и простых предложений со
сравнительным оборотом.
Значение сравнительных конструкций в речи
| Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия,
степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать
СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и
сравнения в художественных
текстах, конструировать
предложения данной конструкции и употреблять в речи.
| Схематический
диктант. Конструирование предложений
|
|
|
|
39
| Различные способы
выражения сравнения
| 1
| Повторитель-
но-
обобщающий
урок
| Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом.
Значение сравнительных конструкций в речи
| Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным
сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложении с союзом «как», употреблять эти конструкции в
речи, определять их значения
в тексте
| Творческое списывание
| НРК № 2
|
|
|
40
| Систематизация и
обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»
| 1
| Повторительно-обобщающий
урок
| Виды придаточных предложений.
Средства связи и знаки препинания в СПП
| Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить си-
нонимическую замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значение придаточных
и разные способы его выражения, конструировать СПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно оформлять.
| Написать не-
большое сочинение-рассуждение
о родном крае с
использованием
СПП с придаточными разных видов
|
|
|
|
41-42
| р/р. Сочинение-
рассуждение о природе родного края, о родине
| 2
| Уроки развития речи
| Сочинение-
рассуждение о природе
родного края, о родине
| Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять вы-
бор языковых средств в соответствии с темой, целями и
стилем, отбирать необходимый фактический материал,
свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.
| Сочинение
|
|
|
|
43
| Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в
них
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Значения, способы и последовательность присоединения нескольких
придаточных к главному.
Последовательное и параллельное подчинение.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений
| Уметь производить структурно-
семантический анализ СПП с
несколькими придаточными,
конструировать предложения,
интонационно и пунктуационно
оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.
| Объяснительный
диктант
| НРК
|
|
|
44
| Синтаксический и
пунктуационный
разбор
сложноподчиненного предложения.
| 1
| Повторитель-
но-
обобщающий
урок
| Синтаксический и пунктуационный разбор
сложноподчиненного
предложения
| Уметь определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП,
пользоваться синтаксически-
ми синонимами, уметь находить СПП в текстах.
| Взаимодиктант.
Синтаксический
пунктуационный
разбор
| НРК № 7
|
|
|
45
| Контрольная работа № 4 по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
| 1
| Урок
контроля
| Виды придаточных
предложений.
Средства связи и знаки
препинания в СПП
| Уметь производить структурно-семантический анализ СПП
с несколькими придаточными,
конструировать предложения,
наблюдать за
использованием сложных
предложений с несколькими
придаточными в текстах разных стилей и типов
| Комплексный анализ текста (композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ правописания отдельных слов и
пунктуации в СПП)
|
|
|
|
46
| р/р Сообщение на лингвистическую тему.
| 1
|
| Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля.
| Уметь извлекать информацию
из различных источников,
свободно пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой,
языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; использовать цитаты
| Составление плана, отбор рабочего материала к
реферату на тему
(по выбору): «Толковый словарь -картина мира»,
«Индивидуальные особенности пунктуации писателя»,
«Русский лингвист»
(Л. В. Щерба,
А. А. Шахматов)
|
|
|
|
Бессоюзные сложные предложения – 9 часов (7+2р/р)
|
47
| Понятие о
бессоюзном сложном предложении.
Интонация в БСП
| 1
| Урок
усвоения
нового
материала
| Бессоюзные предложения, их грамматические
признаки.
Смысловые отношения
между частями в БСП. Знаки препинания в
БСП
| Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в
тексте, выявлять смысловые
отношения между частями, расставлять знаки препинания
| Составление
предложений по
схемам
|
|
|
|
49
| БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой
в бессоюзном сложном
предложении.
| 1
| Урок
усвоения
нового
материала
| БСП со значением перечисления. Запятая и
точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП.
Интонационные особенности БСП.
Пунктуационные нормы
| Уметь выявлять смысловые
отношения между частями
БСП, расставлять знаки препинания, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП
| Осложненное списывание
|
|
|
|
50
| р.р. Подробное изложение.
| 1
| Урок развития
речи
| Тема, основная мысль текста. Тип и стиль текста. Выразительные
средства языка. Использование изученных
синтаксических конструкций
| Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, сохранять
структуру текста, делать краткие
записи в виде перечня ключевых слов, интерпретировать
основную мысль исходного текста.
| Изложение
|
|
|
|
51
| БСП со значением
причины,
пояснения,
дополнения.
Двоеточие
в БСП
| 1
| Урок
усвоения
новых
знаний
| БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
| Знать условия постановки
двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые
отношения.
|
|
|
|
|
52
| БСП со значением противопоставления,
времени, условия и
следствия.
Тире в БСП.
| 1
| Урок
усвоения
новых
знаний
| БСП со значением противопоставления, времени, условия и
следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
| Знать условия постановки
тире между частями БСП,
выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, правильно расставлять знаки препинания в БСП
| Составить и записать тезисный
план параграфа,
проиллюстрировать своими примерами
| НРК № 8
|
|
|
53
| р/р Сочинение-отзыв о картине
Н.М. Ромадина «Село Хмелевка»
| 1
| Урок развития речи
| Выразительные
средства языка. Использование изученных
синтаксических конструкций
| Уметь писать отзыв о картине, выражать свое отношение.
| сочинение
|
|
|
|
54-55
| Систематизация и
обобщение
изученного
по теме
«Бессоюзное сложное предложение».
Синтаксический и
пунктуационный разбор БСП.
| 2
| Повторитель-
но-
обобщающие
уроки
| Бессоюзное сложное
предложение. Знаки
препинания в нем.
План устного и письменного синтаксического и пунктуационного
разбора
| Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки
препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, употреблять в речи, производить
синонимическую замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью
| Выполнение тренировочных упражнений
|
|
|
|
56
| Контрольная работа № 5 по теме «Бессоюзные сложные предложения».
| 1
| Урок
контроля
| Бессоюзное сложное
предложение. Знаки
препинания в нем.
План устного и письменного синтаксического и пунктуационного
разбора
| Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки
препинания, определять смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы.
| тест
|
|
|
|
IV четверть
|
Сложные предложения с различными видами связи – 5 (3 часа+2 часа р/р) .
|
57
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
| 1
| Урок
усвоения
нового
материала
| Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях
| Знать структурные особенности сложного предложения с
разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от
сочетания видов связи,
интонация и пунктуация в сложных
предложений с разными видами связи
| Составление
предложений по
схемам. Составление схем
|
|
|
|
58
| Знаки препинания в
сложных
предложениях с различными видами связи.
| 1
| Урок
закрепления
изученного
| Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.
Сочинительные и подчинительные союзы
| Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с
разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить
синтаксические конструкции в
художественных текстах.
| Выполнение тренировочных упражнений
|
|
|
|
59
| Синтаксический и пунктуационный
разбор сложного
предложения с различными
видами связи.
| 1
| Повторитель-
но-
обобщающие
уроки
| Структура сложного предложения с разными видами союзной и бес-
союзной связи, разное
сочетание видов связи
| Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.
| Предупредительный диктант
|
|
|
|
60
| р/р
Сжатое изложение
| 1
| Урок
развития
речи
| Анализ текста, составление планов, выбор
ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам
| Уметь воспринимать текст на слух, производить сжатие исходного текста, выписывать ключевые слова, фиксировать основные факты, при создании
изложения.
| Изложение
|
|
|
|
61
| р/р Публичная речь
| 1
| Урок
развития
речи
| Публичная речь, риторические обращения, риторические вопросы, языковые средства
| Уметь различать понятия публичный и публицистическийформулировать коммуникативную задачу публичной речи.
| Анализ текста
| НРК №9
|
|
|
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах – 9 (8+ 1р/р)
|
62
| Фонетика.
Орфоэпия.
| 1
| Повтори-
тельно-
обоб-
щающий
урок
| Звуки русского языка, их
классификация. Смыслоразличительная роль
звука. Орфоэпические
нормы и нормы письма
| Уметь составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в этих словах, соблюдать основные правила литературного произношения в рамках учебника
| Зачет
|
|
|
|
63
| Лексика и фразеология.
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения.
| Уметь толковать лексическое
значение слов,
производить синонимическую
замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.
| Комплексный анализ текста
|
|
|
|
64
| Морфемика.
Словообразование
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на
словообразовательный анализ
| Уметь использовать
словообразо-
вательный анализ слов для
правильного написания слов
| Выполнение тренировочных упражнений
|
|
|
|
65
| Р/Р
Сжатое изложение
| 1
| Урок развития речи
| Тема текста, основная мысль, ключевые слова.
| Уметь воспринимать текст на слух, производить сжатие исходного текста, выписывать ключевые слова, фиксировать основные факты, при создании
изложения
| изложение
|
|
|
|
66
| Морфология и орфография
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Употребление частей речи. Соблюдение норм
русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий
| Уметь распознавать изученные части речи, знать их морфологические
признаки, синтаксические
роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм,
написание которых зависит от
морфологических условий.
| Объяснительный
диктант
|
|
|
|
67
| Синтаксис
| 1
| Повтори-
тельно-
обобщающий
урок
| Синтаксис, словосочетание, предложение, текст
| Уметь находить словосочетания в предложении, определять синтаксические связи слов в словосочетании, находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, находить в тексте сложные предложения, простые предложения, осложненные обособленными членами, однородными членами.
| тест
|
|
|
|
68
| Контрольный диктант № 6 по теме «Повторение и систематизация изученного в V -IX классах».
| 1
| Уроки
контроля
| Соблюдение норм
русского языка. Орфограмма пунктограмма.
| Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста,
| диктант
|
|
|
|