Главная страница

Протокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллинан р)



НазваниеПротокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллинан р)
страница2/6
Дата16.04.2016
Размер1.03 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;


уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Характеристика контрольно-измерительных материалов
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку
Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Х

ХI

Количество слов

90-100

100-110

110-120

120-140

150-170

170-190

190- 21О

Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.

Примечания:

  • При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

  • Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

  • Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.

  • Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.

  • Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.

Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:


Классы

Число видов орфограмм

Число видов пунктограмм

V

12

2 - 3

VI

16

3 - 4

VII

20

4-5

VIII

24

10

IX

24

15

Х-ХI

28

20

В диктантах должно быть: в V классе - не более 5, в VI-VII - не более 7, в VIII-IX - не более 10, в Х-ХI - не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Примечание:

  • До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.

Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:

  • в переносе слов;

  • на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;

  • на еще не изученные правила;

  • в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;

  • явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);

  • в передаче авторской пунктуации.

По орфографии необходимо различать:

  • орфографические и грамматические ошибки;

  • орфографические и фактические ошибки;

  • орфографические ошибки и описки;

  • грубые и негрубые ошибки;

  • повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;

  • однотипные и неоднотипные ошибки.

Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».

К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.

Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).

Негрубыми орфографическими ошибками являются:

  • ошибки в исключениях из правил;

  • написание ы и и после приставок;

  • большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;

  • написание собственных имен нерусского происхождения;

  • нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;

  • случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

  • случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.

Негрубыми пунктуационными ошибками являются:

  • постановка одного знака препинания вместо другого;

  • пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).

Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.

Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок).

Примечания:

  • Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.

  • Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

  • Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.

  • Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

  • Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.

  • При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

  • Диктант оценивается одной отметкой.


При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):


Оценка

Количество допускаемых ошибок

«5»

0 / 0

«4»

2 / 2, 1 / 3, 0 / 4

«3»

4 / 4, 3 / 5, 0 / 7

«2»

7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6

Примечания:

  • «5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.

  • «4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

  • «3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

  • В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.

При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:


Оценка

Объём правильно выполненной работы

5

Все задания

4

Не менее 3 / 4

3

Не менее 1 / 2

2

НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины

1

НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания


Примечание:

  • Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:


Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Х-ХI

Количество слов

15-20

20-25

25-30

30-35

35-40

45-50


При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:


Оценка

«5»

«4»

«3»

Количество допускаемых ошибок

0

1 – 2

3 – 4

Оценка тестов 

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Учебно–методическое обеспечение по русскому языку . 9 класс.

Учебники

Методические пособия для учителя

Методические пособия для учеников

«Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова; Научный Редактор Н.М.Шанский). – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2013

Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М.. – «Просвещение», 2008
ТростенцоваЛ.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, А.И.Запорожец.-3 изд.. М: Просвещение. 2012.
СоловьеваН.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение,2012.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя/ М.: Просвещение, 2010


«Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова; Научный Редактор Н.М.Шанский). – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2011

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 9 класс, - М.:«Просвещение» 2010


1   2   3   4   5   6