|
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Характеристика контрольно-измерительных материалов Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:
Классы
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| Х
| ХI
| Количество слов
| 90-100
| 100-110
| 110-120
| 120-140
| 150-170
| 170-190
| 190- 21О
| Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.
Примечания:
При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.
Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.
Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.
Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:
Классы
| Число видов орфограмм
| Число видов пунктограмм
| V
| 12
| 2 - 3
| VI
| 16
| 3 - 4
| VII
| 20
| 4-5
| VIII
| 24
| 10
| IX
| 24
| 15
| Х-ХI
| 28
| 20
| В диктантах должно быть: в V классе - не более 5, в VI-VII - не более 7, в VIII-IX - не более 10, в Х-ХI - не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Примечание:
До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:
в переносе слов;
на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;
явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);
в передаче авторской пунктуации.
По орфографии необходимо различать:
орфографические и грамматические ошибки;
орфографические и фактические ошибки;
орфографические ошибки и описки;
грубые и негрубые ошибки;
повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;
однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».
К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.
Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).
Негрубыми орфографическими ошибками являются:
ошибки в исключениях из правил;
написание ы и и после приставок;
большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;
написание собственных имен нерусского происхождения;
нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;
случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются:
постановка одного знака препинания вместо другого;
пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).
Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.
Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок).
Примечания:
Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):
Оценка
| Количество допускаемых ошибок
| «5»
| 0 / 0
| «4»
| 2 / 2, 1 / 3, 0 / 4
| «3»
| 4 / 4, 3 / 5, 0 / 7
| «2»
| 7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6
| Примечания:
«5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
«4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.
«3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка
| Объём правильно выполненной работы
| 5
| Все задания
| 4
| Не менее 3 / 4
| 3
| Не менее 1 / 2
| 2
| НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины
| 1
| НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания
|
Примечание:
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Классы
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| Х-ХI
| Количество слов
| 15-20
| 20-25
| 25-30
| 30-35
| 35-40
| 45-50
|
При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:
Оценка
| «5»
| «4»
| «3»
| Количество допускаемых ошибок
| 0
| 1 – 2
| 3 – 4
| Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебно–методическое обеспечение по русскому языку . 9 класс.
Учебники
| Методические пособия для учителя
| Методические пособия для учеников
| «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова; Научный Редактор Н.М.Шанский). – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2013
| Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М.. – «Просвещение», 2008 ТростенцоваЛ.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, А.И.Запорожец.-3 изд.. М: Просвещение. 2012. СоловьеваН.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение,2012. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя/ М.: Просвещение, 2010
| «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова; Научный Редактор Н.М.Шанский). – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2011
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 9 класс, - М.:«Просвещение» 2010
| |
|
|