№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля, измерители
| Региональный компонент
| Дата проведения
|
план
| факт
|
1
| Международное значение русского языка
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового, функции русского языка как мирового; роль русского языка в развитии мировой литературы
| Знать роль русского языка в современном мире, уметь составлять тезисы, определять общую тему для нескольких тезисов.
| Анализ текста. Создание устного высказывания
|
|
|
|
Общие сведения о русском языке- 2 часа
|
2
| Основные формы существования национального русского языка
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей)
| Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
| Анализ текстов Д.Лихачева о языке. Обоснуйте свое отношение к выводу Д. Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»
|
|
|
|
3
| Понятие о литературном языке
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы.
| Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка
| Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка»
|
|
|
|
Повторение изученного в 5-8классах – 5 часов.
|
4
| Устная и письменная речь. Монолог и диалог
| 1
| Урок
развития
речи
| Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности
| Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией
| Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»
|
|
|
|
5
| Стили речи
| 1
| Урок
развития
речи
| Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей
| Уметь: различать стили речи: разговорный, научный, публицистический официально- деловой, художественный - определять жанры, тему, основную мысль текста, создавать собственное высказывание, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка
| Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля
| НРК №1
|
|
|
6
| Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами.
| 1
| Повторительно-
обобщающий
урок
| Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них
| Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами.
| Объяснительный диктант
|
|
|
|
7
| Предложения с обособленными членами
| 1
| Повторитель-
но-
обобщающий
урок
| Предложения с обособленными второстепенными членами
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.
| Комментированное письмо
|
|
|
|
8
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| 1
| Повторитель-
но-
обобщающий
урок
| Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи
| Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
| Выполнение тренировочных упражнений
|
|
|
|
Сложное предложение. Культура речи( 3+1 р/р)
|
9
| Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса
| 1
| Повторитель-
но-
обобщающий
урок
| Сложное предложение
как единица синтаксиса.
Смысловое, структурное
и интонационное единство частей сложного
предложения. Основные средства синтаксической
связи между частями сложного предложения
| Уметь различать изученные виды предложений (простые
и сложные), определять
средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их
| Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»
|
|
|
|
10.
| Союзные и
бессоюзные предложения
| 1
| Урок
усвоения
знаний
| Типы сложных предложений. Смысловые от-
ношения между простыми предложениями в
составе сложного.
Знаки препинания в союзных и бессоюзных
предложениях
| Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно
оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с
заданной конструкцией.
| Конструирование
предложений по
схемам
|
|
|
|
11.
| Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи
| 1
| Урок развития речи
| Запись впечатлений от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме дневника: «Я смотрю, размышляю, чувствую...»
| Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические
особенности стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов.
| сочинение
|
|
|
|
12.
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения
| 1
| Урок закрепления изученного
| Знаки препинания и их функция. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания
| Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания
| Синтаксический, пунктуационный разбор предложений
| НРК №3
|
|
|
Сложносочиненное предложение – 9 (7 +2р/р)
|
13.
| Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.
| 1
| Урок усвоения нового материала
| Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения
| Знать грамматические признаки СПП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме
| Тестирование
|
|
|
|
14
| Контрольная работа № 1
| 1
| Урок контроля
| Простое предложение, осложненное однородными членами, обособленными членами, сложносочиненное предложение.
| Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, интонационно
правильно оформлять, различать ССП и
простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.
| диктант
|
|
|
|
II четверть
|
15
| Средства связи частей сложносочиненного предложения, основные
Группы ССП по
значению и союзам
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами
| Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения: соединительные, противительные, разделительные отношения
| Диктант «Проверяю себя». Составить таблицу «Группы сложносочиненных предложений»
|
|
|
|
16
| Смысловые отношения между частями ССП
и способы их выражения
| 1
| Урок закрепления изученного
| Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами
| Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей, употреблять в речи, различать СПП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И.
| Творческий диктант
|
|
|
|
17
| Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом
| 1
| Урок закрепления изученного
| Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП
| Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения
| Синтаксический, пунктуационный разбор
|
|
|
|
18-19
| Р.р. Сочинение публицистического характера
| 2
| Уроки развития речи
| Работа с газетным текстом или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план
| Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, понимать его коммуникативную цель, уметь создавать текст публицистического характера,
выбирать жанр будущего сочинения, владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания.
| Сочинение
|
|
|
|
20
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в ССП.
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Средства связи простых предложений в составе сложного.
| Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать
| Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя ССП.
|
|
|
|
21
| Контрольная работа № 2 по теме «Сложносочиненное предложение».
| 1
| Урок контроля
| Средства связи простых предложений в составе сложного.
Знаки препинания в
ССП
| Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, интонационно
правильно оформлять, различать ССП и
простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.
| Диктант с грамматическим заданием
|
|
|
|
Сложноподчиненные предложения – (19+ 6 р/р)
|
22
| Понятие о сложноподчиненном предложении.
СПП и его
грамматические
признаки
| 1
| Урок усвоения
новых
знаний
| СПП, его строение. Главная и придаточная части.
Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные
союзы, союзные слов
| Знать грамматические признаки СПП, его строение,
средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания
| Составить план
параграфа, проиллюстрировать
пункты плана
своими примерами
|
|
|
|
23
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
| 1
| Урок усвоения
новых
знаний
| Главная и придаточная
части предложения, их единство (смысловое,
интонационное, грамматическое).
Средства связи частей
СПП. Знаки препинания в СПП
| Уметь определять место придаточного предложения по
отношению к главному, правильно расставлять знаки
препинания, использовать
различные средства связи
главной и придаточной части.
| Комментированное письмо. Составить схемы
сложноподчиненных предложений
|
|
|
|
24-25
| р/р Лингвистическое
изложение с элементами сочинения –рассуждения в жанре научной статьи.
| 2
| Уроки
развития
речи
| Лингвистическое изложение с элементами
сочинения-рассуждения
в жанре научной статьи
| Уметь анализировать содержание, язык исходного текста,
передавать подробно содержание лингвистического текста, оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи, озаглавливать текст, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка
| Изложение с элементами сочинения-рассуждения
|
|
|
|