|
Адаптированная образовательная программа
индивидуального обучения
Храмовой Анастасии,
ученицы 6 класса
на 2014 – 2015 уч.г.
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов за год: 340ч
Разработчик: Туркова Ксения Павловна,
педагог индивидуального обучения
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Проблема индивидуального обучения детей с интеллектуальными нарушениями является актуальной на современном этапе. Актуальным является то, что ребёнок индивидуального обучения должен получать знания, умения и навыки в рамках такой образовательной программы, которая обеспечивала бы возможность самостоятельного труда, самообслуживания.
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование на личности аномального ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталого ребенка.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. «Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения».
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Определенное значение имеют состояние обучения и воспитания в домашних условиях. Данная программа подчиняется цели социализации учащейся индивидуального обучения.
Статус документа:
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании РФ», Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный класс 5—9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой –
М.; Просвещение, 2000г., приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащейся.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Цель учебного процесса — сформировать у учащейся индивидуального обучения определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Успешное формирование у учащейся индивидуального обучения адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями учащихся индивидуального обучения.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями учащихся индивидуального обучения.
Храмова Анастасия, ученица 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью в силу своего заболевания нуждается в индивидуальном обучении и по индивидуальной программе обучения. Девочка осмотрена ОГБОУ ОЦДК «Развитие» протокол №132/16 от 27.05.2013г.
Заключение:
F- 71, ДЦП, спастический тетрапарез. Деформация грудной клетки. Контрактуры крупных суставов конечностей. Дизартрия. Сходящееся косоглазие. Смешанный астигматизм. ЧАЗН обоих глаз. Сложная структура дефекта. Обучение по программе для детей с умеренной умственной отсталостью. Наблюдение психиатром, неврологом, ортопедом, окулистом.
Девочка получает необходимое медикаментозное лечение. Посезонно проходит лечение в реабилитационном восстановительном центре на Корунковой г. Ульяновска.
Основание для индивидуального обучения: Справка №4030 выдана ВК государственного казённого учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница им. Н.М. Карамзина» г. Ульяновска от 26 июня 2014г.
Индивидуальное обучение организовано на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88г №17-253-6. При распределении часов на индивидуально обучение учитываются индивидуальные особенности, психофизиологические возможности Храмовой Анастасии, ученицы 6 класса. Общее количество часов на индивидуальное обучение –
10 часов в неделю.
Учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки для учащейся, ученицы 6 класса индивидуального обучения:
Чтение- 2 часа в неделю (68 часов)
Письмо-1 час в неделю (34 часа)
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности - 1 часа в неделю (34 часа)
Математика -1 часа в неделю (34 часа)
Ремесло- 2 час в неделю (68 часов)
Хозяйственно-бытовый труд - 1 часа в неделю (34 часа)
Изобразительное искусство- 1 час в неделю (34 часа)
Социально-бытовая ориентировка – 1 час в неделю (34 часа)
Всего: 10 часов
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание программы
-календарно-тематическое планирование;
-мониторинг образовательных областей;
-КИМ по письму и математике;
- учебно-методический комплекс к программе.
Общая характеристика программы:
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения Храмовой Анастасии, ученицы 6 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей.
У Насти устойчивое внимание, эмоционально-волевая не сфера нарушена. Мотивация к учебной деятельности сформирована. Уровень утомляемости повышенный. В работу Настя включается без большого трудом. Наблюдается отвлекаемость на посторонние раздражители. Отдельные инструкции выполняет сразу. Артикуляция развита плохо. Фразовой речи есть. Все письменные работы выполняет с помощью учителя. Адаптированная образовательная программа направлена на коррекцию мелкой моторики и речевого аппарата, пространственной и зрительной ориентировки с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптированная образовательная программа предполагает использование игровых форм обучения, наглядного материала (таблиц, иллюстраций, предметных и тематических картинок).
Первоочередная цель программы — формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации ученицы специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащегося и его всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учебный план индивидуального обучения ориентирован на формирование у учащейся знаний и умений, способствующих реабилитации и общему развитию, расширению кругозора, развитию элементарных творческих способностей.
Большое внимание уделяется обогащению словарного запаса учащейся. На всех этапах занятий необходимо следить за полнотой устных ответов, за последовательностью изложения, за правильностью построения фраз.
К окончанию 6 класса ученица индивидуального обучения с тяжелой степенью умственной отсталости может овладеть умениями и навыками, необходимыми для повседневной жизни, способствующими социальной адаптации и повышению уровня общего развития.
Цель программы:
- формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащегося индивидуального обучения
В качестве ведущих выделяют следующие задачи обучения:
- реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение предметов учебного плана для индивидуального обучения;
- систематизировать, формировать и совершенствовать у учащегося индивидуального обучения необходимые ему навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, подходить к учащемуся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие её развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка индивидуального обучения определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Положительный эффект в воспитании и обучении учащегося может быть достигнут при проведении уроков с использованием следующих принципов:
- воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- систематичности и последовательности;
- связи обучения с жизнью;
- коррекции в обучении;
- наглядности;
- сознательности и активности учащихся;
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- прочности знаний, умений и навыков.
Методы обучения, применяемые на уроках:
- словесные методы — рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;
- наглядные методы — демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения;
- практические методы — устные и письменные упражнения, практические работы.
Требования к усвоению программы:
Ученица должна знать:
-программный материал индивидуального обучения;
- свое имя, фамилию, имена родителей и близких родственников;
- правила поведения в семье, в школе, в столовой, в магазине, на почте, при поступлении на работу;
- правила дорожного поведения;
- назначение улицы и ее частей,
- местонахождение ближайшего магазина, поликлиники, почты;
- назначение магазина, почты, школы, работы.
Ученица должна уметь:
- обращаться с вопросом;
- передавать просьбу;
- переходить улицу с взрослым или самостоятельно;
- культурно вести себя в школе, в магазине, в транспорте, на улице, в кино и во время экскурсий;
- убираться в жилых помещениях.
Ученица должна овладеть навыками:
- поведения среди людей в школе, в магазине, в транспорте, на улице, дома, в поликлинике, на работе;
- ухаживать за собой, одеждой, обувью.
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществляется посредством самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы можно проводить по окончании изучения определенной темы и в конце каждой четверти.
Уровень усвоения знаний оценивается по степеням обученности:
Б (базовая степень обученности) – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально-необходимая степень обученности) – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя.
Критерии оценивания достижений учащемуся предлагаются для каждого предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ».
68 часов в год (2 часа в неделю)
1 четверть
Повторение. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами.
Звук и буква й. Слоги и слова со звуком и буквой й.
Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв й-и.
Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с этими звуками и буквами.Чтение слов, предложений и текста.
2 четверть
Повторение. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами.
Буква ь как показатель мягкости согласных на конце слова.
Различение на слух, в произношении и чтении слов с твердыми и мягкими согласными на конце. Сравнительный звуко-буквенный анализ этих слов.
Составление и чтение слов с ь в середине слова.
Чтение слов с ь на конце и в середине слова, предложений с этими словами.
3 четверть
Повторение. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами.
Звук и буква Ее. Составление и чтение слов с буквой Ее в начале слова.
Буква Ее как показатель мягкости согласных.
Составление и чтение слов с буквой Ее после согласной.
Чтение предложений и текста.
Слова со стечением двух согласных в начале слова, их составление и чтение. Чтение предложений с этими словами.
4 четверть
Повторение пройденного. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами. Звук и буква Яя. Составление и чтение слов с буквой Яя, в начале слова и в конце после гласной. Буква Яя как показатель мягкости согласных. Образование и чтение слогов и слов с буквой я.
Составление и чтение слов с буквой Яя после согласной.
Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными. Чтение предложений и текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ»
№
п/п
| Раздел и тема
| Кол-во часов
| Сроки проведения
| 1.
| Повторение пройденных звуков и букв.
| 4ч
|
| 2.
| Звук и буква й. Слоги и слова со звуком и буквой й.
| 3ч
|
| 3.
| Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв й-и.
| 3ч
|
| 4.
| Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с этими звуками и буквами.
| 4ч
|
| 5.
| Чтение слов, предложений и текста.
| 4ч
|
| 6.
| Повторение. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами.
| 2ч
|
| 7.
| Буква ь как показатель мягкости согласных на конце слова.
| 3ч
|
| 8.
| Различение на слух, в произношении и чтении слов с твердыми и мягкими согласными на
конце.
| 3ч
|
| 9.
| Сравнительный звуко-буквенный анализ этих слов.
| 2ч
|
| 10.
| Составление и чтение слов с ь в середине слова.
| 2ч
|
| 11.
| Чтение слов с ь на конце и в середине слова, предложений с этими словами.
| 2ч
|
| 12.
| Повторение. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами.
| 3ч
|
| 13.
| Звук и буква Ее. Составление и чтение слов с буквой Ее в начале слова.
| 3ч
|
| 14.
| Буква Ее как показатель мягкости согласных.
| 2ч
|
| 15.
| Составление и чтение слов с буквой Ее после согласной.
| 4ч
|
| 16.
| Чтение предложений и текста.
| 2ч
|
| 17.
| Слова со стечением двух согласных в начале слова, их составление и чтение.
| 3ч
|
| 18
| Чтение
предложений с этими словами.
| 3ч
|
| 19
| Повторение пройденного. Чтение слов и предложений с ранее изученными буквами.
| 2ч
|
| 20
| Звук и буква Яя. Составление и чтение слов с буквой Яя, в начале слова и в конце после гласной.
| 3ч
|
| 21
| Буква Яя как показатель мягкости согласных.
| 3ч
|
| 22
| Образование и чтение слогов и слов с буквой я.
| 2ч
|
| 23
| Составление и чтение слов с буквой Яя после согласной.
| 2ч
|
| 24
| Сравнительный звуко - буквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными.
| 2ч
|
| 25
| Чтение предложений и текста.
| 2ч
|
|
| ИТОГО ЗА ГОД:
| 68ч
|
| |
|
|