Главная страница

Протокол № от 2014г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр



НазваниеПротокол № от 2014г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр
страница2/6
Дата11.04.2016
Размер0.97 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6


Учебно-методический комплекс:

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ – М.: Просвещение, 2012;

  2. Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др./ - М.: Просвещение, 2012

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:

Рабочая программа рассчитана на 207 часа, в том числе 10 часов отводится на проведение проверочных работ.

В 10 классе – 105 часов, в том числе шесть часов на проведение проверочных работ: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность», «Общество и человек», «Деятельность как способ существования людей», «Сознание и познание», «Личность. Межличностные отношения» и «Итоговая проверочная работа за курс 10 класса».

В 11 классе – 102 часа, в том числе четыре часа отводится на проведение проверочных работ: «Социальное развитие современного общества», «Политическая жизнь современного общества», «Духовная культура», и «Итоговая проверочная работа за курс 11 класса»

Основной формой организации учебного процесса является урок в сочетании с различными формами работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, коллективной. Преобладающей формой текущего контроля является опрос учащихся в сочетании с проверочными работами, тестами.

На основании Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы текущий контроль по обществознанию в 10-11 классах проводится поурочно, потемно и по полугодиям. Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе проводится в форме тестирования.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного;

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдёт, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

4. Содержание тем учебного курса (10 класс, 105 часов)

Введение. Курс обществознания: цели, задачи, формы работы (1 ч)

Раздел 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» (16 ч) вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Раздел 2 «Общество и человек» (24 ч) охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Раздел 3 «Деятельность как способ существования людей» (11 ч) с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Раздел 4 «Сознание и познание» (16 ч) природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение. Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

Раздел 5 «Личность. Межличностные отношения» (32 ч) профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.

Виды социальной защиты и обеспечения (1 ч) Пенсии и пособия. Изучение вопросов пенсионного законодательства.

Итоговое повторение материала за курс 10 класса (1 ч)
Содержание тем учебного курса (11 класс, 102 часа)

Общество и человек (1 ч)

Раздел 6. Социальное развитие современного общества (41 ч)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Раздел 7. Политическая жизнь современного общества (30 ч)

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Раздел 8. Духовная культура (19 ч)

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

Наука. Функции современной науки. Этика науки.

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Раздел 9. Современный этап мирового развития (10 ч)

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Итоговое повторение материала за курс 11 класса (1 час)

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
5.Формы контроля:

  • тест;

  • самопроверка;

  • взаимопроверка;

  • самостоятельная работа;

  • проверочные работы в виде теста;

  • работа с понятийным аппаратом;

  • работа по карточкам;

  • подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.


6. Материально-техническое обеспечение:




Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по обществоведению

Д







Д

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)




Д




Д

1.3.

Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (профильный уровень)







Д

Д

1.4.

Примерная программа основного общего образования по обществоведению

Д







Д

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению




Д




Д

1.6.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществоведению







Д

Д

1.7.

Авторские рабочие программы по курсам обществоведению

Д

Д

Д

Д

1.13.

Учебник для 10 класса (профильный)







К




1.20.

Дидактические материалы по всем курсам

Ф

Ф

Ф

П

1.25.

Хрестоматия для 10 класса






К

К

НЕТ

1.31.

Сборник заданий и задач для 10 класса




Ф/П

Ф/П

П

1.34.

Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса




П

П

Д

Д

1.35.

Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература.

П

П

П

1.37.

Учебный словарь по обществознанию для старшей школы.




П

П

НЕТ

1.38.

Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П

П

П

Д

1.39.

Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса)

Д

Д

Д

Д

Д

1.40.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


2.1.

Таблицы по основным разделам курса

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д
Д
Д

2.2.

Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

2.3.

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

2.4.

Комплект «Государственные символы Российской Федерации»

Д

Д

Д

Д


3.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА


3.1.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения

Д/П

Д/П

Д/П

Д

3.2.

Электронные библиотеки по курсу обществоведения

Д

Д

Д

НЕТ

3.3.

Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)

Д







НЕТ

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)


4.1.

Видеофильмы по обществоведению

Д

Д

Д

НЕТ
НЕТ

НЕТ



4.2.

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.

Д

Д

Д

4.3.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществоведению

Д

Д

Д

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО)


При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)

5.1.

Слайд-проектор (диапроектор)

Д

Д

Д

Д

5.2.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Д

5.3

Столик для слайд-проектора

Д

Д

Д

Д
1   2   3   4   5   6