|
Учебно-методический комплекс:
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ – М.: Просвещение, 2012;
Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др./ - М.: Просвещение, 2012
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:
Рабочая программа рассчитана на 207 часа, в том числе 10 часов отводится на проведение проверочных работ.
В 10 классе – 105 часов, в том числе шесть часов на проведение проверочных работ: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность», «Общество и человек», «Деятельность как способ существования людей», «Сознание и познание», «Личность. Межличностные отношения» и «Итоговая проверочная работа за курс 10 класса».
В 11 классе – 102 часа, в том числе четыре часа отводится на проведение проверочных работ: «Социальное развитие современного общества», «Политическая жизнь современного общества», «Духовная культура», и «Итоговая проверочная работа за курс 11 класса»
Основной формой организации учебного процесса является урок в сочетании с различными формами работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, коллективной. Преобладающей формой текущего контроля является опрос учащихся в сочетании с проверочными работами, тестами.
На основании Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы текущий контроль по обществознанию в 10-11 классах проводится поурочно, потемно и по полугодиям. Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе проводится в форме тестирования.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдёт, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
4. Содержание тем учебного курса (10 класс, 105 часов)
Введение. Курс обществознания: цели, задачи, формы работы (1 ч)
Раздел 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» (16 ч) вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
Раздел 2 «Общество и человек» (24 ч) охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Раздел 3 «Деятельность как способ существования людей» (11 ч) с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Раздел 4 «Сознание и познание» (16 ч) природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение. Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
Раздел 5 «Личность. Межличностные отношения» (32 ч) профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Виды социальной защиты и обеспечения (1 ч) Пенсии и пособия. Изучение вопросов пенсионного законодательства.
Итоговое повторение материала за курс 10 класса (1 ч) Содержание тем учебного курса (11 класс, 102 часа)
Общество и человек (1 ч)
Раздел 6. Социальное развитие современного общества (41 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Раздел 7. Политическая жизнь современного общества (30 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Раздел 8. Духовная культура (19 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Раздел 9. Современный этап мирового развития (10 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Итоговое повторение материала за курс 11 класса (1 час)
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. 5.Формы контроля:
тест;
самопроверка;
взаимопроверка;
самостоятельная работа;
проверочные работы в виде теста;
работа с понятийным аппаратом;
работа по карточкам;
подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.
6. Материально-техническое обеспечение:
№
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Необходимое количество
|
Примечания
| Основная школа
| Старшая школа
| Базовый уровень
| Профильный уровень
| 1.
| БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
| 1.1.
| Стандарт основного общего образования по обществоведению
| Д
|
|
| Д
| 1.2.
| Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)
|
| Д
|
| Д
| 1.3.
| Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (профильный уровень)
|
|
| Д
| Д
| 1.4.
| Примерная программа основного общего образования по обществоведению
| Д
|
|
| Д
| 1.5.
| Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению
|
| Д
|
| Д
| 1.6.
| Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществоведению
|
|
| Д
| Д
| 1.7.
| Авторские рабочие программы по курсам обществоведению
| Д
| Д
| Д
| Д
| 1.13.
| Учебник для 10 класса (профильный)
|
|
| К
|
| 1.20.
| Дидактические материалы по всем курсам
| Ф
| Ф
| Ф
| П
| 1.25.
| Хрестоматия для 10 класса
|
| К
| К
| НЕТ
| 1.31.
| Сборник заданий и задач для 10 класса
|
| Ф/П
| Ф/П
| П
| 1.34.
| Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса
|
| П
| П
| Д
Д
| 1.35.
| Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература.
| П
| П
| П
| 1.37.
| Учебный словарь по обществознанию для старшей школы.
|
| П
| П
| НЕТ
| 1.38.
| Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).
| П
| П
| П
| Д
| 1.39.
| Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса)
| Д
| Д
| Д
| Д
Д
| 1.40.
| Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
| Д
| Д
| Д
| 2
| ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | 2.1.
| Таблицы по основным разделам курса
| Д/Ф
| Д/Ф
| Д/Ф
| Д Д Д
| 2.2.
| Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)
| Д/Ф
| Д/Ф
| Д/Ф
| 2.3.
| Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов
| Д/Ф
| Д/Ф
| Д/Ф
| 2.4.
| Комплект «Государственные символы Российской Федерации» | Д | Д | Д | Д | 3.
| КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | 3.1.
| Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения
| Д/П
| Д/П
| Д/П
| Д
| 3.2.
| Электронные библиотеки по курсу обществоведения
| Д
| Д
| Д
| НЕТ
| 3.3.
| Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)
| Д
|
|
| НЕТ
| 4.
| ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) | 4.1.
| Видеофильмы по обществоведению
| Д
| Д
| Д
| НЕТ НЕТ
НЕТ
| 4.2.
| Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.
| Д
| Д
| Д
| 4.3.
| Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществоведению
| Д
| Д
| Д
| 5.
| ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО) | При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)
| 5.1.
| Слайд-проектор (диапроектор)
| Д
| Д
| Д
| Д
| 5.2.
| Экран (на штативе или навесной)
| Д
| Д
| Д
| Д
| 5.3
| Столик для слайд-проектора
| Д
| Д
| Д
| Д
| |
|
|