Главная страница


Протокол № от 2014г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр



НазваниеПротокол № от 2014г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр
страница4/6
Дата11.04.2016
Размер0.97 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6
Часть А. За правильный ответ ставится 1 балл. Неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

Максимальное количество баллов в части А –10.

Часть В.

За полный правильный ответ на задание В1 ставится 1 балл, ошибка или отсутствие ответа – 0 баллов. За правильный ответ на задание В2, В3 и В5 ставится 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание В4 – 4 (по 1 баллу за каждый правильно заполненный пропуск).

Максимальное количество баллов в части В – 11.

Максимальное количество баллов за работу – 21

ОЦЕНКА:

0–10 баллов – «2»

11-14 баллов – «3»

15-19 баллов - «4»

20-21 баллов – «5»

«Социальное развитие современного общества».

Вариант № 1

Часть1.
1.Социальная структура общества — это:

а) строение общества в целом

б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп

в) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи г) все перечисленное выше

2. Социальные общности — это:

а) отношения между людьми в обществе б) совокупность социальных классов

в) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками

3. По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются:

а) на большие и малые б) на формальные и неформальные в) на первичные и вторичные

4. К первичным социальным группам относят:

а) семью б) школьный класс в) трудовой коллектив г) все перечисленные

5. В основе марксистского учения об обществе лежит:

а) теория социальной стратификации б) классовая теория деления общества

в) теория биосоциального деления общества

6. Социальная стратификация — это:

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) система признаков, определяющих социальную структуру

в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

7. Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:

а) уровень доходов б) социальный престиж в) обладание властью г) все перечисленные

8. Кто предложил для характеристики общества термин «социальная мобильность»?

а) М. Вебер б) П. Сорокин в) Т. Веблен

9. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?

а) в древнем Египте б) в древней Индии в) в древнем Китае

10. Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств? а) личный статус б) социальный статус в) престиж

11. Социальны статус личности — это:

а) имущественное положение человека б) совокупность юридических прав и обязанностей

в) общепризнанное влияние какого-либо лица г) положение в системе общественных отношений

12. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека?

а) национальность, квалификация

б) социальное происхождение, национальность в) образование, квалификация

13. Оценка обществом конкретного человека, его качеств — это:

а) престиж в) авторитет б) социальный статус г) уважение

14. Какие из приведенных определений характеризуют понятие социальной роли?

а) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом
15. По мнению социологов, одним из условий стабильности общества является

а) укрепление позиций высшего класса 6) укрепление позиций среднего класса

в) укрепление позиций низшего класса

Часть 2

В1. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:

А. Вертикальная мобильность —? Б. Горизонтальная мобильность —?

1) изменение профессии

2) переезд из одного города в другой без изменения профессии

3) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер — ведущий инженер)

4) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха)

5) понижение в должности

В2. Приведите в соответствие социальные общности и их типы:

1) социально-демографическая общность

2) кратковременные, немногочисленные общности

3) устойчивые, массовые общности

а) нации б) женщины, молодежь, пенсионеры в) болельщики футбольной команды

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – 4.

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность — это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность — понятие, характеризующее пограничные, промежуточное, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы... Маргинализция подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал — это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью... Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова НИ.,


С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

С3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

С4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите три проявления положительной стороны маргинальности.

«Социальное развитие современного общества».

Вариант № 2

Часть1.

1. Что включает в себя понятие социальной структуры общества?

а) классовую структуру общества б) социально-профессиональную структуру общества

в) структуру населения г) все указанное выше

2. Что из перечисленного относится к понятию социальной группы?

а) класс б) социальный слой в) семья г) трудовой коллектив д) все перечисленное

3. Социальная группа — это:

а) любой коллектив

б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии

в) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

4. Малочисленный состав, устойчивое личное общение, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения — это признаки:

а) большой социальной группы б) малой социальной группы

в) формальной социальной группы

5. Какие признаки характеризуют социальный институт?

а) тип социальной зависимости между людьми

б) система образцов, моделей, форм поведения, обеспечивающая сохранение, укрепление и развитие существующих общественных порядков

в) общественная идея, поддержанная соответствующей организацией людей

г) всеми перечисленными выше

6. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим?

а) роль в общественной организации труда б) доля и форма получения дохода

в) отношения к средствам производства

7. Центральное понятие теории социальной стратификации -страта -означает:

а) расслоение общества

б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре

в) процесс дифференциации общества г) все перечисленное выше

8. Социальная мобильность — это:

а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре

б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие

в) социальное восхождение или социальное нисхождение

г) все перечисленное выше

9. Социальная мобильность — это:

а) только групповые перемещения

б) только индивидуальные перемещения

в) групповые и индивидуальные перемещения

10. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, называется:

а) корпоративным б) социальным в) нормативным

11. Социальный статус - это:

а) степень признания достоинств личности б) оценка обществом статуса личности

в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями

12. Какое понятие социального статуса является наиболее верным?

а) социальный статус — социальное положение человека в обществе

б) социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

в) социальный статус — положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы

13. Оценка обществом должности, профессии, вида деятельности это:

а) престиж б) социальный статус в) авторитет

14. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:

а) социального статуса б) социальной роли в) личного статуса г) авторитета

15. Основной тенденцией социального развития в условиях общества считают:

а) укрепление позиций высшего класса

6) укрепление позиций среднего класса в) рост низшего класса
Часть2.

В1. Приведите в соответствие название теории и характеризующие ее положения:

1. Классовая теория —? 2. Теория социальной стратификации—?

а) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов

б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии: доход, профессия, образование, возраст и т. д.

в) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью

г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны

В2. Приведите в соответствие название и состав основных социальных групп, выделяемых социологами в социальной структуре США:

1) высший класс 2) средний класс 3) рабочий класс 4) низший класс

а) прислуга, неквалифицированные рабочие

6) работники, владеющие собственностью врачи, юристы

в) родовая аристократия, крупные финансисты и торговцы, владельцы крупных фирм

г) квалифицированные рабочие
Часть3.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – 4.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растёт в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей, и не передачи массовой информации, принижающие семью; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем нет. Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, -но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению, здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные организации семьи. А. Туроу

С1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
«Социальное развитие современного общества». Вариант № 1

ОТВЕТЫ

Часть1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Г

В

Б

Г

Б

Б

Г

Б

Б

А

Г

Б

В

Аб

Б


Часть 2.

В1.

В2.

А 145, Б 23

БВА

Часть 3.

С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?:

1) указана черта — изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице):

2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.

Указана черта, названы два направления -2, 1-1. Названы 1-2 направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный -0.

С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий:

1) названы два условия: 1) стабильный период развития общества; 2) структурная перестройка экономики;

2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.

Названы два условия + дано верное объяснение -2, 1условие-1. Названы 1-2условия, нет объяснение, ИЛИ дано объяснение нет условий, ИЛИ ответ неправильный-0

С3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности:

1) дано определение: маргинал — это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;

2) приведены три примера: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2) горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Дано определение + три примера -3, 2 -2, 1 ИЛИ дано три примера без определения 1. Дано определение без примеров, ИЛИ приведены 1-2 примера без определения, ИЛИ ответ неправильный -0.

С4. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности: 1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; 2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; 3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Указаны три верных проявления -3, 2 -2, 1 -1, ответ неправильный -0.

«Социальное развитие современного общества». Вариант № 2

ОТВЕТЫ

Часть1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Г

Д

Б

Б

Г

В

Б

Г

В

Б

В

А

А

Б

Б


Часть 2.

В1.

В2.

1.АВ, 2 БГ

ВБГА

Часть 3.

С1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

Ответ: - рост числа разводов;

- увеличение количества неполных семей.

Правильно указаны две черты- 2, Правильно указана одна черта- 1, Ответ неправильный- 0. 0

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

В ответе называются сферы общества:

- социальные отношения; - экономика.

Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Названы сферы общества, показан характер их взаимодействия-2, Названы сферы общества -1

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Причины этого явления:

  • - сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

  • - усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

- женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.

Правильно указаны три причины-3, 2-2,1-1,0-0.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Тип семьи – партнёрская (демократическая)

Признаки: а) совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

б) равномерное распределение семейных обязанностей.

Назван тип семьи, 2 её признака – 3, Назван тип семьи, 1 её признака – 2, Назван тип семьи – 1.

Система оценивания проверочной работы.

Часть А. За правильный ответ ставится 1 балл. Неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

Максимальное количество баллов в части А –15.

Часть В.

За полный правильный ответ на задание В1 ставится 2 балла, 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки и более или отсутствие правильного ответа - 0 баллов. За правильный ответ на задание В2 максимально ставится 4 балла, по 1 баллу за каждое правильное соответствие.

Максимальное количество баллов в части В – 6

С1 – максимальное количество баллов - 2.С2 - максимальное количество баллов - 2. С3 - максимальное количество баллов - 3. С4 - максимальное количество баллов - 3.

Максимальное количество баллов в части С – 10

Максимальное количество баллов за работу – 31

ОЦЕНКА:

0–15 баллов – «2»

16-21 баллов – «3»

22-27 баллов - «4»

28-31 баллов – «5»
Проверочная работа по теме «Политическая жизнь современного общества»

1 вариант

1   2   3   4   5   6