Главная страница

Протокол № от 2015года Директор школы: Ромаева И. Н. Рабочая программа по учебному курсу



НазваниеПротокол № от 2015года Директор школы: Ромаева И. Н. Рабочая программа по учебному курсу
страница1/3
Дата13.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3


Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16


Утверждена

на педагогическом совете.

Протокол №___

от ___________2015года
Директор школы: Ромаева И.Н.


Рабочая программа

по учебному курсу

«Литература»

для 10 класса (базовый уровень)
учителя русского языка и литературы

Аминовой Тохтахан Шабаналиевны



Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

а.М.-Барханчак

2015г

Раздел I. Пояснительная записка

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.

Статус документа

Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Цели и задачи программы

Изучение литературы на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературно процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора обучающихся;

  • формирование умений соотносить нравственные идеалы произведений русской литературы, выявлять своеобразие художественных решений.

Образовательные задачи:

  • формирование принципа преемственности в развитии литературы и литературных явлений, различного рода литературных взаимодействий; умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • осознавать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Основное содержание программы

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Преобладающие виды работы:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по литературе

- умение воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение в прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в X классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).


Календарно-тематическое планирование по литературе

для 10 класса по программе С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

п/п

Дата

Тип урока

Тема урока

Цели и задачи

Основные понятия

Развитие речи

Домашнее задание



1.09




Лекция

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века

Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм




Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14.










Из литературы 1-й половины XIX века















3.09




Комбинированный урок

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».

Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия

Выразительное чтение

Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»



4.09




Урок-практикум

Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др.

Формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста

Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма

Выразительное чтение

С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения



8.09




Урок-практикум

Р.к. А.С.Пушкин и Кавказ «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

Философская тема в поэзии

Комплексный анализ текста

С.36-40, Выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт»



10.09




Урок-исследование

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Формировать навык исследовательской работы над текстом

Поэма, повесть

Чтение наизусть

читать «Медный всадник», статья учебника с.40-50, отв. на вопросы 6-7 с.51



11.09




Лекция

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова

Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция»,




Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта



15.09




Урок-практикум

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

лирическая исповедь,

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.53-61,



17.09




Урок-беседа

«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

«интимный» патриотизм,

Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…»

Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон»



18.09




Урок-практикум

Р.к.. Лермонтов и Кавказ. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Формировать навык комплексного анализа текста

философская поэма

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79



22.09




Лекция

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя

Ирония, гротеск, фантасмагория




Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект»



24.09




Урок-беседа

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Трагикомедия

Аспектный анализ текста

Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос»



25.09




Лекция

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

Развивать понятие о комическом

Гротеск




Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика),



29.09




Урок-обобщение

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Тест

Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века







Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства нач.XIX века»



1.10




Урок-зачет, урок-проект

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Способствовать развитию навыков публичного выступления. Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX




Мини-сочинение-размышление

Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Лит-ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»










Из литературы 2-й половины XIX века















2.10




Лекция

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».

Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

Создать условия для осуществления межпредметных связей.

Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления

Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество»

«физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман»,

Уметь выделять основные мысли

Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139

прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского



6.10




Комбинированный урок

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского




Составить план

Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174



8.10




Урок-практикум

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Развивать аналитические способности учащихся

Драма, система образов, семейно-бытовая драма

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.158-162 (чит.), отв.на вопр.6 (п) с.174



9.10




Урок-беседа

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

Формировать навык сопоставительного анализа

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Инсценировка

Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их



13.10




Урок-исследование

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Формировать навык решения исследовательских задач




Проблемный анализ текста

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши в формате Power Point, Publisher.



15.10




Урок-семинар

Образ Катерины в свете критики.

Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини




Портретная и речевая характеристика (описание)

Статья учебника с.165-171 (чит.),

Составить цитатную характеристику Катерины



16.10




Урок-беседа

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Формировать аналитические умения и навыки




Аспектный анализ текста






20.10




Лабораторная работа

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

«Говорящие» фамилии, имена

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению



22.10




Урок развития речи

РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров




Написание сочинения

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»



22.10




Урок развития речи

РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров




Написание сочинения

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»



27.10




Урок-экскурсия

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова







Статья учебника с.176-184 (конспект.),



29.10




Урок-беседа

Роман «Обломов». Утро Обломова.

Формировать навык

Социально-философский роман, типический характер, автобиографизм

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника с.184-186 (чит.), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п)



30.10




Урок-беседа

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).




Утопия

Комментированное чтение

Статья учебника с.187-190



10.11




Урок-беседа

Р.к. К.Черный «Доброе сердце»







Аспектный анализ текста






12.11




Урок-практикум

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Формировать навык сопоставительного анализа




Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.201-202



13.11




Урок-проект

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»

Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности

Говорящая деталь

Публичное выступление

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»



17.11




Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор).

Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева

Очерк




Статьи учебника с.211-214 (конспект), с.215-222 (чит)



19.11




Лекция

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

Развивать представления учащихся об эпохе,

Нигилизм, социально-психологический роман

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, дать характеристику героев-«отцов» (п)



20.11




Урок-практикум

Мир «отцов» в романе.

Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых




Аспектный анализ текста

Статья учебника с.237-239 (чит.), отв.на вопр.4 с.254



24.11





Урок-исследование

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова



26.11




Урок-практикум

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова
  1   2   3