Главная страница

Протокол № от 2015года Директор школы: Ромаева И. Н. Рабочая программа по учебному курсу



НазваниеПротокол № от 2015года Директор школы: Ромаева И. Н. Рабочая программа по учебному курсу
страница3/3
Дата13.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипПротокол
1   2   3
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века

А.С.ПУШКИН

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный…», «подражание Корану», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва», «Я не унижусь пред тобой…», «Сон», «выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Н.В.ГОГОЛЬ

Повести: Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века

ВВЕДЕНИЕ

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860 годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Тостого, А.П.Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

Пьесы: «Свои люди-сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди-сочтемся!». Конфликт между»старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка-три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.

И.А.ГОНЧАРОВ

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами(Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике.

И.С.ТУРГЕНЕВ

Цикл Записки охотника»(2-3 рассказа по выбору), роман Отцы и дети», стихотворения в прозе: Порог», «памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое.

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Роман «Что делать?»(обзор).

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.

Н.А.НЕКРАСОВ

Стихотворения: В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,»блажен незлобивый поэт…»,»Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба…», «мы с тобой бестолковые люди…», поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотивы правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме(образы Оболта-Оболдуевича, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители(Яким Нагой, Ершил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов ив некрасовском повествовании(легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Ф.И.ТЮТЧЕВ

Стихотворения: Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «природа-сфинкс, и тем она верней…», «певучесть есть в морских волнах…», «Еще земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «нам не дано предугадать…» и др.

«Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

А.А.ФЕТ

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…» и др.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Н.С.ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е Салтыкова-Щедрина.

А.К.ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…» и др.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Л.Н.ТОЛСТОЙ

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации(Берги, Друбецкие, Курагины). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя(Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

А.П.ЧЕХОВ

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.


Раздел V. Формы и средства контроля



Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Домашние сочинения

Классные сочинения

3

4

1

1

1

1

-

1

1

1

Темы для творческих работ (сочинений)

Сочинение 1

1. Обломов и «обломовщина».

2. Созерцательство Обломова: трагедия или спасение от реалий бытия?

3. Обломов и Ольга Ильинская.

4. Обломов и Штольц
Сочинение 2

  1. В чем состоит трагедия Базарова?

  2. Базаров и Павел Петрович Кирсанов: две стороны одной медали?

  3. Любовная линия романа.

  4. Эпоха и ее отражение в романе.

Сочинение 3

  1. «Что нужно для счастья?..»- «мысль семейная» в романе-эпопеи «Война и мир».

  2. Женские образы в романе-эпопеи.

  3. Путь идейных исканий Андрея Болконского/Пьера Безухова.

  4. Особенности жанра произведения.


Согласовано
Заместитель директора по УВР:

_____________Абдурахманова З.Т.

_____________2015г.

Согласовано
Протокол заседания

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

от______________2015года

№________

Руководитель МО _____________Кензина З.М.

Подготовка к ЕГЭ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания B1 – B6



Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причудах Вулича и, вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил:
доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею; но я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги.

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)



При выполнении заданий В1 – В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.



B1


Укажите название компонента художественного произведения, представляющего собой описание состояния природы («звезды спокойно сияли…»).

Ответ: ________________.

К какому приёму прибегает автор в следующем описании: «месяц, полный и красный, как зарево пожара…»?


B2



Ответ: ________________.

B3


Назовите средство художественной изобразительности, многократно использованное в приведённом фрагменте («на темно-голубом своде», «радужные образы» и т.п.).
Ответ: ________________.


B4


Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении различных явлений («люди премудрые» – «жалкие потомки».
Ответ: ________________.


B5



Как называется форма развернутого высказывания героя, обращенного к себе или к другим персонажам (размышления Печорина, идущего по ночной дороге)?
Ответ:________________ .


B6



Из начала фрагмента выпишите слово, явившееся для читателей важной характеристикой «печоринского» типа.
Ответ:________________ .


Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания B7 – B12; C2.


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

(С.А. Есенин)



При выполнении заданий В7 – В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.



B7


Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»).
Ответ:___________________.

B8


Как называется прием одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?

Ответ: ____________________.


B9


Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»).
Ответ:______________________.


B10


К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?
Ответ: _____________________ .
Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?


B11



Ответ: ______________________.
Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».


B12



Ответ:_______________________.
Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.

C2



Какие мотивы указывают на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?


Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008

Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2010

Методические рекомендации к учебникам авторов программы.

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007

Г.Г.Гранюк, С.М.Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст.-М..Астрель.АСТ,2001

О.Г.Черных. Практикум по литературе, 10 класс.- М.,ВАКО,2010

Мультимедийные пособия по литературе





1   2   3