|
Протокол №1 Корсинская сош сабирзянова Н. Б
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ»Смак-
_________Шигапова Л.М. по УВР МБОУ «Смак- Корсинская СОШ»
Протокол № 1 Корсинская СОШ» ________ Сабирзянова Н.Б.
от « 25 » августа 2015 г. _______ Шигапова Ч.Х. Приказ №
« 28 » августа 2015 г. от « 28 » августа 2015 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
для 4А класса (базовый уровень)
учителя начальных классов первой квалификационной категории
филиала МБОУ «Смак- Корсинская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
«Старомасринская начальная общеобразовательная школа»
Фатыховой Эльмиры Илсуровны
на 2015-2016 учебный год р
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от “ 28 ” августа 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе:
Законы РФ и РТ «Об образовании» № 273-Ф3, зарегистрирован 01.09.2013( 03.02.2014 внесены изменения № 11-Ф3,15-Ф3).
Закона Республики Татарстан «Об образовании» № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 г.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 учебный год;
Основной образовательной программы начального общего образовательного учреждения «Смак- Корсинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ и филиалов школы
Учебного плана МБОУ « Смак- Корсинская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год;
Авторской программы по литературному чтению Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам»
Цель:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности.
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Не имеется отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой. Количество часов, отводимое на изучение предмета « Литературное чтение» , составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Количество часов в 1-й четверти - 18. Количество часов в 3-й четверти - 20.
Количество часов во 2-й четверти - 14. Количество часов в 4-й четверти - 16..
Учебно-тематический план
Раздел
| Содержание по стандарту
| Количество часов
| Работа с разными видами текста
| Восприятие громкого чтения. Сказки о животных и волшебные сказки. Особенности героя волшебной сказки. Большие фольклорные формы: сказания. Анализ иллюстраций к произведению. Историческая литература. Характеристика героя произведения. Пересказ фрагмента. Подробный пересказ. Мини-сочинение типа текст-описание.
|
45
| Говорение (культура устной речи)
| Большие фольклорные формы: былины. Особенности былинного героя. Использование устного народного творчества в авторской литературе. Главная мысль произведения. Составление плана текста. Подробный пересказ. Мини-сочинение типа рассуждения.
|
10
| Письмо (культура письменной речи)
| Жанр художественного произведения. Выразительное чтение художественного произведения: интонация, темп, паузы .Цель и назначение заглавия произведения. Эмоциональное чувство слушателя. Высказывание своего отношения к произведению .Стихотворная речь, звукопись Средства выразительности: сравнение, контраст. Чтение про себя и наизусть. Анализ причины поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою. Слушание прозаического произведения: сюжет, герои. Мини-сочинение типа описания.
| 11
| Круг детского чтения
| Определение главной мысли произведения. Развитие действия (сюжетная линия.) Эмоциональная оценка прочитанного. Составление плана. Нахождение в тексте слов, характеризующих героя, событие. Последовательность воспроизведения эпизода. Чтение по ролям: темп, тон, интонация.
| 23
| Литературоведческая пропедевтика
| Особенности поведения героев. Герой произведения: его поступки, речь, мысли, портрет. Литературные понятия: художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема .Деление текста на части, определение главной мысли. Выделение средств выразительности в тексте, определение их значения в художественной речи .Сопоставление поступков героев по контрасту. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Практическое сравнение различных видов текста. Выразительное исполнение произведения. Мини-сочинение в форме отзыва к рассказу. Мини-сочинение типа описания.
| 10
| Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
| Прогнозирование содержания произведения по его названию. Приключенческая литература. Самостоятельное использование выборочного пересказа. Монолог героя, диалог героев. Отбор слов из текста для характеристики места действия, самого напряженного момента в развитии действия .Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт .Приёмы олицетворения, сравнения, повтора. Особенности диалогического общения. Инсценирование. Алфавитный каталог; каталожная карточка, её назначение.
| 3
| Аудирование (слушание)
| Воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе. Презентация своего высказывания. Определение последовательности развития сюжетного действия. Описание места действия. Особенная правда искусства. Чтение стихотворения наизусть. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста. Выделение опорных или ключевых слов произведения. Анализ авторского замысла. Средство выразительности- повтор. Основы стихосложения: ритм, рифма. Главное переживание стихотворения. Вычленение и сопоставление стихотворений по эмоциональной окраске. Виды рифмовки в стихотворениях. Пьесы, повести, очерки, статьи детской периодики. Мини-сочинения типа рассуждения, описания, повествования.
| На каждом уроке
| Чтение
| Деление текста на смысловые части, озаглавливание их .Определение темы каждой части произведения. Нормы и формы речевого общения. Прозаическая речь. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Средства выразительности: метафора, гипербола. Выходные данные, структура книги. Лексика, композиция произведения. Практическое сравнение различных видов текста. Чтение разных по виду и типу текстов. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.
| На каждом уроке
|
| Всего
| 68
| Предметные результаты
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
Содержание программы Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Дальнейшее формирование культуры предметного общения:
*умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
*способности критично относиться к результатам собственного творчества;
*способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою. Формирование библиографической культуры
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
участие воображения и фантазии в создании произведений;
диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Устное народное творчество
Формирование общего представления о «мифе»как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека. Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах.
Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках. Былина как эпический жанр (историческое повествование).
Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Народная и авторская сказка.
Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик. Особенности поэзии.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой). Рассказ.
Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
* событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
* сложность характера героя и развитие его во времени;
* драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»,
Л. Улицкая «Бумажная победа»);
* формирование первичных представлений о художественной правде как
о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и
воображения;
*выразительность художественного языка. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике). Круг чтения
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки
«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*. Зарубежная волшебная сказка
«Алтын-сака – золотая бабка».
Былины:
Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы 18 – первой половины 20 веков
В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»; М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «как весел грохот летних бурь…»; А. Фет «Это утро, радость эта…»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»; Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»;В. Хлебников «Кузнечик»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Чехов «Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*. Классики русской литературы второй половины 20 века
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»; С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов «Красная осень»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; Ю. Коваль «Лес, Лес! Возьми мою грусть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*; Б. Сергуненков «Конь Мотылёк»; С. Маршак «как поработала зима»!..»; А. Пантелеев «Главный инженер». Зарубежная литература
Древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»; Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию. |
|
|