|
Протокол №1 от 30. 08. 2013г. «31» 08. 2013г. Соколова Л. Г. Программа внеурочной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Воркуты
Рассмотрено: Утверждаю
на заседании ШМО Директор МОУ « СОШ №13
учителей начальных классов _________ Л. В. Дитятева
Протокол № 1 от 30.08. 2013г. «31» 08.2013г.
__________ Соколова Л.Г.
ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
кружка «Академия безопасности на дороге»
Направление – научно-познавательное
Срок реализации: 1 год
Программу составила:
Бабаева Р.У.,
учитель начальных классов
2013г. Содержание
Введение...................................................................................................................4
Практическая реализация задач по воспитанию культурного безопасного поведения на дороге...............................................................................................6
Приложения организационно-диагностического этапа....................................12
Приложение № 1. Конспект проведения совместного родительского собрания с детьми в форме КВН «Я – пешеход», анкетирование «Я и мой ребёнок на дорогах города»………………………………………………………………....................12
Приложение № 2. Конспект примерного занятия «Правила движенья знай, в жизни их ты выполняй!»…………………………………………………….............................19
Приложение № 3. Конспект родительского собрания «Ошибки родителей, или
для чего нужны автокресла»……………………………………………….……27
Приложение практического этапа........................................................................31
Приложение № 1. Конспект внеклассного мероприятия по Правилам дорожного
движения для 2-го класса «Школа дорожных знаков»………………………..31
Приложение № 2. Конспект классного часа «Путь в школу: переход дороги, светофор, перекрёсток».........................................................................................40
Приложение № 3. Конспект праздника по ПДД «Дорожная разметка. Пешеходный переход»………………………………………………………………………......46
Приложение № 4. Конспект классного часа «Транспорт и пешеход»………..52
Приложение № 5. Конспект классного часа «Транспорт и пассажир»………59
Приложение № 6. Конспект игры «Специальные машины» …………….........65
Приложение № 7.Конспект театральной постановки «Страна Светофория»..71
Приложение № 8. Конспек праздника ««Учите правила дорожного движения»………………………………………………………………………..77
Приложение № 9. Конкурс «Академия безопасности»……………………….87
Приложение № 10 Олимпиада по Правилам дорожного движения для 2-го класса......................................................................................................................92
Приложение 11. Совместное итоговое тестирование с родителями………….94
Заключение ………………………………………………………………………97
Список использованной литературы...................................................................98
Введение
Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, а в начальной школе, когда ребёнок начинает осознавать окружающий мир во всём его разнообразии, необходимо эту работу продолжить в системе.
Опасные ситуации на дорогах, возрастающее количество транспорта – тревожные реалии сегодняшней жизни. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет только возрастать. Дети, которые воспитываются в условиях сельской местности, оказавшись на дорогах города, попадают в дискомфортную и незнакомую среду, полную опасностей и неожиданностей.
В 2009 году на заседании президиума Госсовета Д.А. Медведев поручил правительству, министерствам образования и науки, здравоохранения и социального развития, юстиции и МВД России рассмотреть проблемы безопасного дорожного движения и увеличить часы в образовательных учреждениях на изучение Правил дорожного движения. В этой связи появилась острая необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Данная программа по подготовке учащихся второго класса начальной школы разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», ФГОС-ОО. Проект разработан на один год с учётом нормативно-правовой базы:
Закон РФ об образовании.
Концепция школьного воспитания.
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования.
Устав общеобразовательного учреждения.
Цель: формирование навыков осознанного, безопасного и уверенного поведения учащихся на дорогах города.
Задачи:
учить детей ориентироваться в различной обстановке;
вырабатывать у младших школьников привычку правильно вести себя на дорогах;
формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность и аккуратность;
воспитать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьёй;
повышать культуру родителей по обеспечению безопасного поведения детей на дороге;
активизировать работу по пропаганде Правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Практическая реализация задач по воспитанию
культурного безопасного поведения на дороге В условиях постоянной интенсификации дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, основными причинами которых являются:
переход в неустановленном месте;
переход на запрещающий сигнал светофора;
внезапный выход на проезжую часть;
переход перед близко идущим транспортом;
игра на проезжей части или рядом с ней;
недисциплинированность учащихся на дороге;
незнание Правил дорожного движения.
В связи с этим большое значение приобретает изучение детьми и подростками в образовательных учреждениях различных типов элементарной дорожной грамоты.
Реализация программы осуществляется на трёх этапах: организационно-диагностическом, практическом и итоговым, которые последовательно взаимосвязаны между собой.
Проект может быть реализован в рамках внеурочной деятельности, классных часов, фрагментов уроков и внеклассных мероприятий. Представленный опыт работы предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Формирование универсальных учебных действий Личностные:
– принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
– уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
– осознание ответственности человека за общее благополучие;
– этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
– положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
– способность к самооценке;
– начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
– навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
– умение ставить и формулировать проблемы;
– навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
– установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
– использование речи для регуляции своего действия;
– адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
– умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
– умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
– работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
– обращаться за помощью;
– формулировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– слушать собеседника;
– договариваться и приходить к общему решению;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Планируемые результаты проекта Ученик должен знать:
схему села, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить дорогу;
основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
места, где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства;
особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях: ветер, туман, дождь, гололёд, град, снег, ураган, молния и др.
вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи её.
Ученик должен уметь:
различать схематическое изображение дорожных знаков для полной ориентации на дорогах;
видеть дорожные «ловушки», находить способы их преодоления;
применять навыки культурного поведения в общественных местах, в общественном транспорте;
применять знания ПДД в жизненных ситуациях.
Этапы реализации проекта
I этап, организационно-диагностический
Совместное родительское собрание с детьми в форме КВН, анкетирование
«Я и мой ребёнок на дорогах города» (Приложение № 1).
Разгадывание кроссвордов, загадок по ПДД (Приложение № 2).
Организация выставки детских рисунков совместно с родителями «Дорожная азбука».
Родительское собрание «Ошибки родителей или для чего нужны автокресла» (Приложение № 3).
II этап, практический
Практическая работа проводится в совместной деятельности педагога с детьми в организованных формах обучения и в режимных моментах в самостоятельной деятельности детей через интеграцию образовательных областей. Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая, познавательная, музыкально-художественная, художественно-литературная, тестирование, ролевые игры, исследовательско-поисковая.
Работа с детьми:
– Классные часы.
– Викторины, конкурсы, проведение олимпиад.
– Экскурсия.
– Дидактические игры «Дорожные знаки», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».
– Подвижные игры «Светофор», «Предупреди друга».
– Ролевые игры. Работа с родителями:
– Анкетирование.
– Родительское собрание.
Календарно-тематическое планирование основного практического этапа
№
| Тема занятия
| Коли-чест-
во часов
| Тео-
рия
| Прак-
тика
| Дата проведе-
ния
| Примечания
| план
| факт
| 1
| Школа дорожных знаков
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Внеклассное мероприятие
| 2
| Путь в школу
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Классный час
| 3
| Безопасный маршрут в школу и обратно
| 1
|
| 1
|
|
| Экскурсия по улицам с работником ГИБДД, составление маршрута-
схемы
| 4
| Дорожная разметка. Пешеходный переход
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Классный час
| 5
| Транспорт и пешеход
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Классный час
| 6
| Транспорт и пассажир
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Классный час
| 7
| Специальные машины
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Игра
| 8
| Страна Светофория
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Театральная постановка
| 9
| «Учите правила
дорожного движения»
| 1
|
|
|
|
| театральная постановка
| 10
| Академия безопасности
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Конкурс
| 11
| Знаток ППД
| 1
| 1
|
|
|
| Олимпиада
|
III этап, итоговый
Выставка-конкурс детских рисунков совместно с родителями «Академия безопасности на дороге».
Родительское собрание «Безопасность детей на дороге» с подведением итогов курса, на котором проводится тестирование по курсу «Академия безопасности на дороге».
Составление родителями и детьми памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге «Безопасность на дороге летом».
Приложения организационно-диагностического этапа Приложение № 1
Конспект проведения совместного родительского собрания с детьми в форме КВН «Я – пешеход», анкетирование « Я и мой ребёнок на дорогах города» КВН «Я – пешеход» Цель: выявить реальный уровень знаний по Правилам дорожного движения у детей и родителей
Ход игры КВН Ведущий: Здравствуйте, учителя и родители, жюри и наши зрители.
Мы с вами встретились, чтобы поговорить на очень важную тему – о ПДД.
Улицы, дороги, перекрёстки,
Площади, проспекты и мосты,
Маленький ли гражданин иль взрослый –
Все должны быть с городом на ты.
Ох, и не простой язык дорожный!
Здесь не фразы слышим, не слова,
Выучить сигналы очень сложно,
Речь дорог серьёзна и строга. – А сейчас разрешите представить наши команды.
Команда «Красные».
Девиз: «На красный сигнал светофора знай, всегда дорога закрыта для тебя». Команда «Жёлтые».
Девиз: «Видишь жёлтый, подожди, будь внимателен и жди!»
Команда «Зелёные».
Девиз: «Когда горит зелёный – пожалуйста, иди!»
(Звучит музыка)
– Дорогие друзья, сейчас мы собрались для проведения конкурса внимательных, находчивых, где вам, знатокам дорожного движения, нужно пройти испытания. Мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее, определит наше жюри.
Итак, все готовы. Первый конкурс «Разминка».
Вопросы команде «Красные»:
Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля? Куда нужно смотреть при переходе дороги? Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге. Вопросы команде «Жёлтые»:
Где можно переходить улицу? Какие цвета у светофора и что они обозначают?
На какой дороге машины лучше тормозят?
Какие машины имеют право ехать на красный свет? Вопросы команде «Зелёные»:
Где безопаснее всего играть детям?
Где разрешается кататься на санках и лыжах?
Разрешается ли переходить улицу на жёлтый свет светофора?
Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки? Второй конкурс «Загадок»
Команды по очереди загадывают загадки о дорожных знаках, а тот, кто отвечает, показывает знак.
Загадки:
1. Всем знакомые полоски
Знают дети,
Знает взрослый.
На ту сторону ведёт… (пешеходный переход) 2. Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете,
В этом месте ходят… (дети) 3. На машинах здесь, друзья,
ехать никому нельзя,
ехать можно, знайте, дети,
Только на… (велосипеде) 4. Я не мыл в дороге рук.
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт… (медицинской помощи) 5. Что мне делать,
Как мне быть,
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он:
В этом месте… (телефон) 6. Если ты собрался с другом
В зоопарк или кино,
Подружиться с этим знаком
Вы придёте всё равно.
Он домчит вас быстро, ловко,
Знак… (автобусная остановка) (Подведение итогов конкурса) Третий конкурс «Музыкальный» Команды вспоминают песни, связанные с тематикой КВН.
Побеждает та команда, которая вспомнит больше песен. Музыкальная пауза (дети исполняют песню «Здравствуй город»).
Игра на внимание «Красный, жёлтый, зелёный». На каждый цвет выполняются определённые движения:
красный – шаг назад,
жёлтый – хлопки в ладоши,
зелёный – шаг вперёд. Четвёртый конкурс «В гостях у сказки».
Вопросы командам:
1) На чём Емеля ехал во дворец к царю? (печь)
2) Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
3) Чем смазывал моторчик Карлсон? (вареньем)
4) Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону? (велосипед)
5) Во что превратила тыкву фея для Золушки? (в карету)
6) На чём летал старик Хоттабыч? (на ковре-самолёте)
7) На чём катался Кай из сказки «Снежная королева»? (на санках)
8) Предмет передвижения Бабы-яги? (ступа, метла)
9) Белогривые лошадки были из чего? (из облаков) (Подведение итогов) Пятый конкурс «Дорожная азбука»
На каждую букву алфавита назвать слова, имеющие отношения к теме ПДД.
(Жюри подводит итоги конкурса)
Чтение стихов:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зелёный,
Жёлтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас.
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
И большим, и маленьким –
Всем без исключения –
Нужно знать и соблюдать
Правила движения!
Чтобы город жил спокойно,
Без аварий и тревог,
Наш покой оберегают,
ДТП предупреждают
Наши рыцари дорог!
На земле дорог так много:
Все они твои, мои,
С вами мы не просто дети –
Мы помощники ГАИ.
Нам нельзя сидеть на месте,
Мы в заботах круглый год.
Всем инспекторам движенья
Уваженье и почёт! Анкета для родителей «Я и мой ребёнок на дорогах города» Насколько серьёзно относятся родители к обучению детей Правилам дорожного движения и насколько они сами могут служить для своих детей положительным примером грамотного пешехода, поможет выяснить анкета. Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли ваши дети ориентироваться на дорогах города и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.
1. С какого возраста нужно обучать детей ПДД:
• с дошкольного;
• с младшего школьного.
2. Вы с ребёнком добираетесь домой из школы:
• пешком;
• на транспорте.
3. Если вам приходится идти пешком, то вы с ребёнком:
• переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зелёный сигнал светофора;
• переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;
• переходите дорогу там, где вам кажется удобным.
4. Кто научил ребёнка соблюдать правила?
• детский сад, школа;
• сами родители;
• бабушка, дедушка.
5. Как часто вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?
• ежедневно;
• иногда;
• очень редко;
• не говорим на эту тему;
• другие ответы.
6. Знает ли ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
• да;
нет;
• затрудняюсь ответить.
7. Как ваш ребёнок ведёт себя в городском транспорте?
• мой ребёнок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность, садится на свободное сиденье; не высовывается из окна;
• не сорит в салоне;
• мой ребёнок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.
8. Соблюдаете ли вы сами Правила движения?
• всегда соблюдаю;
не всегда;
• не соблюдаю.
9. Нарушаете ли вы Правила, когда идёте вместе с ребёнком?
• нет;
• иногда бывает, когда спешим;
• не обращаем внимания на светофор и на машины.
10. Считаете ли вы, что усилия педагогов школы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
• будут эффективны только при поддержке с вашей стороны;
• будут эффективны без всякой поддержки с вашей стороны;
• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители. Приложение № 2
Конспект примерного занятия
«Правила движенья знай, в жизни их ты выполняй!» Личностные результаты: формирование внутреннй позиции школьника на уровне положительного отношения к Правилам дорожного движения; ориентация на содержательные моменты ПДД и принятие образца ответственного пешехода, пассажира в городе и сельском поселении; развитие познавательного интереса учащихся; воспитание в себе чувства ответственности за сохранность своей жизни и жизни других людей; развитие логического мышления, умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; содействовать воспитанию умения слушать, вести диалог.
Предметные: формирование первоначальных представлений о безопасном поведении на дорогах села и города, а также правила безопасного поведения в транспорте; расширение сведений учащихся о транспорте, его видах.
Оборудование: проектор, экран, картинки с видами транспорта, видеофрагмент о поведении в транспорте, спецплощадка, фонограмма звука движущихся машин, смайлики для рефлексии. Ход занятия Организация класса к занятию.
Ребята, наши занятия посвящены изучению Правил дорожного движения, как нужно их выполнять, чтобы не случилась беда на дороге. Для начала предлагаю разгадать кроссворд. (Слайд 2)
Кроссворд «Самое важное на дороге».
Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон) (Слайд 3)
Трехглазый постовой. (Светофор) (Слайд 4)
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие) (Слайд 5)
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар) (Слайд 6)
Это случается с теми, кто не соблюдает Правила дорожного движения. (ДТП) (Слайд 7)
Пешеходный переход по-другому. ( Зебра) (Слайд 8)
Самое опасное место для пешеходов. (Перекрёсток) (Слайд 9)
Это «говорит» жёлтый свет светофора. (Внимание) (Слайд 10)
|
|
|