Главная страница

Протокол №1 от Рабочая программа по биологии 2014-2015 учебный год для 9 класса (уровень: базовый)



Скачать 184.04 Kb.
НазваниеПротокол №1 от Рабочая программа по биологии 2014-2015 учебный год для 9 класса (уровень: базовый)
Дата11.04.2016
Размер184.04 Kb.
ТипПротокол


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Лицей № 1793 «Жулебино»

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор ГБОУ лицей № 1793 ______________ Зам. дир. по УВР______________ на заседании МО

Протокол №1 от

Рабочая программа по биологии

2014-2015 учебный год

для 9 класса

(уровень: базовый)

 68 часов – 2 часа в неделю

 

Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы по биологии

для общеобразовательных школ: Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007

Программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана – Граф, 2005 

Учебник:

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011

Лабораторные работы -7; промежуточный контроль - 3 

Составитель: Кавун Т.В.

учитель биологии

(высшей квалификационной категории)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

5. Учебного плана школы.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Задачи курса «Общая биология» (9 класс )

Обучения:

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)

- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)

- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Программа рассчитана на использование учебников Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.- М.: Дрофа, 2005 (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2005./(Гриф: допущен МО РФ). Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Календарно - тематическое планирование «Основы общей биологии» 9 класс 68 часов




Название темы урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Домашнее задание

Дата

По плану

примеч

Введение (2 часа)

1

2

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов

Понятие биологии, основные систематические группы организмов, уровни организации живой природы

2

Урок – актуализация

Беседа

П.1-3







Тема 2. Основы учения о клетке (12 часов)

3

4

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Неклеточные формы.

Клеточная теория Шлейдена и Шванна, строение вирусов

2

Изучения нового материала

Лекция

П. 4







5

6

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции

Органоиды растительной и животной клетки,




Комбинированный

Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных»

П. 7,8







7

8

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки

Роль воды, минер. веществ, белков, липидов, углеводов, НК, АТФ в клетке

2

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа с заданиями - модулями

П. 5,6







9

10

Обмен веществ – основа существования клетки.

Обеспечение клетки энергией

Понятия метаболизм, пластический и энергетический обмен, (ассимиляция и диссимиляция), дыхание аэробное и анаэробное, их химизм.

2

Урок изучения нового материала

Продвинутая лекция

П.9, 12







11-

12

Биосинтез белков в живой клетке

Биосинтез углеводов – фотосинтез

Понятия фотосинтез, трансляция, транскрипция, механизм биосинтеза белка, (механизм и химизм фотосинтеза)

2

Урок изучения нового материала

Продвинутая лекция

П.10.11







13-

14

Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке»


КР№1

2

Контрольно-обобщающий

тест










Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) (4 часа)

15-

16

Типы размножения

Деление клетки. Митоз

Понятия митоз, мейоз, хромосомный набор, гаплоидный, диплоидный, митоз, мейоз и их фазы, конъюгация, кроссинговер

2

Комбинированный

Л.р. № 2 «Рассмотрение различных стадий митоза на м/п»

П.13.14







17-

18

Образование половых клеток. Мейоз

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

Оплодотворение, онтогенез, с метаморфозами, без метаморфозов

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.15,16







Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 12 часов)

19-

20

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Понятия: генетика, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный, рецессивный, генотип, фенотип;

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.17.18







21-

22

Генетические опыты Г. Менделя. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Исключения из законов Менделя. Взаимодействие генотипа и среды.

Законы Менделя:

-единообразия;

-расщепления;

-независимого наследования.

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П. 19,20







23-

24

Решение задач на моно – и дигибридное скрещивание

Применение законов Менделя.


Генетические обозначения, генетическую запись

Анализирующее скрещивание, эпистаз, полимерия, плейотропность

2


Применения знаний

Л. Р.№3 «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание»

П.21,22







25-26

Генетика пола. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Сцепление, сцепление с полом, гомогамет-ный, гетерогаметный, закон Моргана, кроссинговер, Трисомия Х, Шерешевского-Тернера

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.22,23







27-

28

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом


Генетические обозначения, генетическую запись

2

Применения знаний

Л. р.№4 «Решение задач на сцепление»

П. 23







29-

30

Наследственная (генотипическая) и модификационная изменчивость

Понятия: изменчивость, модификационная, генотипическая, мутационная, комбинативная

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П. 24.25,26







Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов( 6 часов)

31-

32

Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции растений.

Основные центры происхождения растений, вклад Н.И.Вавилова, закон генетических рядов наследственной изменчивости

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.27-29







33-

34

Особенности селекции животных и микроорганизмов. Основные направления селекции микроорганизмов.

Основные направления биотехнологии, последние достижения селекции

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.30.31







35-

36

Обобщающий урок по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости» и «Основы организмов»КР№2



КР№2

2

Расширения и обобщения знаний


тест










Тема 6. Учение об эволюции (12 часов)

37-

38

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира.

Основные положения эволюционной теории и ее доказательства. Положения СТЭ,

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.36-37







39-40

Движущие силы эволюции. Основные закономерности биологической эволюции

Изменчивость, наследственность, борьба за существование, Е.о.

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.38







41-

42

Вид, его структура и особенности. Популяции как форма существования видов в природе


Вид , популяция, ареала, генофонд; структура вида: половая, возрастная, популяционная

2

Урок изучения нового материала

Лекция

Л.р.№5 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных пород»

П.39







43-

44

Результаты эволюции. Приспособленность как результат эволюции

Приспособления, приспособленность, усложнение

2

Комбинированный

Л.р.№6 «Изучение приспособленности у растений и животных»

П.







45-

46

Видообразование как результат эволюции. Макроэволюция. Основные направления эволюции

Микроэволюция , макроэволюция, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.40







47-

48

Л.р.№7 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций»

Обобщение по теме.

влияние деятельности людей на процессы эволюции

2

Комплексного применения знаний.


Л.р.№7 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»










Тема 7. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

49-

50

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Основные гипотезы о происхождении жизни на Земле.

2

Урок изучения нового материала

Презентация

П.32,33







51-

52

Этапы развития жизни на Земле

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

Основные этапы в развитии растений и животных

2

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

П.34.35







Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)

53-

54

Место и особенности человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека


Понятие: антропогенез, его факторы: речь, труд, общественный образ жизни; наследственность, изменчивость, борьба за существование.

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.44.45







55-

56

Этапы эволюции человека. Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

Соотношение факторов на разных этапах, теории: расизм, социал – дарвинизм и их сущность

2

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа с текстом учебника/ работа с презентацией

П.46,47







57-

58

Человеческие расы, их родство и происхождение «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли».

КР№3 «эволюция»

Расизм, социал – дарвинизм и их сущность
КР№3

2

Урок изучения нового материала Обобщение и систематизация

тест

П.48,49







Тема 9. Основы экологии (10 часов)

59-

60

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

Закономерности действия факторов среды на организмы

Понятия: среда обитания, экологический фактор. Приспособления взаимоотношения

2

Урок изучения нового материала

Лекция

П.50,51,52







61-

62

Понятие об экосистеме. Биоценоз и его структура. Развитие и смена биогеоценозов.

Понятие экосистема, биогеоценоз, биоценоз как сообщество живых организмов в природе

2

Изучения нового материала

Лекция с презентацией


П.53,54,58







63-

64

Л.р. № 8 «Характеристика одного из природных биоценозов»

Структура агроценоза.

Состав и структура биоценоза, цепи питания, экологичес-кая пирамида. Развитие и смена биогеоценозов, агроценоз

2

Комплексного применения знаний

Изучения нового материала

Л.р. № 8 «Характеристика одного из природных биоценозов»

П.55,56







65-

66

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.




2







П. 60







67-

68

Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана. Обобщающий урок по теме «Основы экологии»


Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана

2

Обобщения и систематизации

Обобщающая беседа

П.59