|
Протокол №1 от Рабочая программа по биологии 2014-2015 учебный год для 9 класса (уровень: базовый)
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Лицей № 1793 «Жулебино»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ГБОУ лицей № 1793 ______________ Зам. дир. по УВР______________ на заседании МО
Протокол №1 от
Рабочая программа по биологии
2014-2015 учебный год
для 9 класса
(уровень: базовый)
68 часов – 2 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по биологии
для общеобразовательных школ: Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007
Программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана – Граф, 2005
Учебник:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011
Лабораторные работы -7; промежуточный контроль - 3
Составитель: Кавун Т.В.
учитель биологии
(высшей квалификационной категории)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).
5. Учебного плана школы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Задачи курса «Общая биология» (9 класс )
Обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)
- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Программа рассчитана на использование учебников Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.- М.: Дрофа, 2005 (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2005./(Гриф: допущен МО РФ). Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно - тематическое планирование «Основы общей биологии» 9 класс 68 часов №
| Название темы урока
| Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Форма урока
| Домашнее задание
| Дата
| По плану
| примеч
| Введение (2 часа)
| 1
2
| Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов
| Понятие биологии, основные систематические группы организмов, уровни организации живой природы
| 2
| Урок – актуализация
| Беседа
| П.1-3
|
|
| Тема 2. Основы учения о клетке (12 часов)
| 3
4
| Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Неклеточные формы.
| Клеточная теория Шлейдена и Шванна, строение вирусов
| 2
| Изучения нового материала
| Лекция
| П. 4
|
|
| 5
6
| Строение клетки. Органоиды клетки и их функции
| Органоиды растительной и животной клетки,
|
| Комбинированный
| Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных»
| П. 7,8
|
|
| 7
8
| Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Органические вещества клетки
| Роль воды, минер. веществ, белков, липидов, углеводов, НК, АТФ в клетке
| 2
| Урок изучения нового материала
| Самостоятельная работа с заданиями - модулями
| П. 5,6
|
|
| 9
10
| Обмен веществ – основа существования клетки.
Обеспечение клетки энергией
| Понятия метаболизм, пластический и энергетический обмен, (ассимиляция и диссимиляция), дыхание аэробное и анаэробное, их химизм.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Продвинутая лекция
| П.9, 12
|
|
| 11-
12
| Биосинтез белков в живой клетке
Биосинтез углеводов – фотосинтез
| Понятия фотосинтез, трансляция, транскрипция, механизм биосинтеза белка, (механизм и химизм фотосинтеза)
| 2
| Урок изучения нового материала
| Продвинутая лекция
| П.10.11
|
|
| 13-
14
| Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке»
|
КР№1
| 2
| Контрольно-обобщающий
| тест
|
|
|
| Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) (4 часа)
| 15-
16
| Типы размножения
Деление клетки. Митоз
| Понятия митоз, мейоз, хромосомный набор, гаплоидный, диплоидный, митоз, мейоз и их фазы, конъюгация, кроссинговер
| 2
| Комбинированный
| Л.р. № 2 «Рассмотрение различных стадий митоза на м/п»
| П.13.14
|
|
| 17-
18
| Образование половых клеток. Мейоз
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
| Оплодотворение, онтогенез, с метаморфозами, без метаморфозов
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.15,16
|
|
| Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости ( 12 часов)
| 19-
20
| Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
| Понятия: генетика, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный, рецессивный, генотип, фенотип;
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.17.18
|
|
| 21-
22
| Генетические опыты Г. Менделя. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Исключения из законов Менделя. Взаимодействие генотипа и среды.
| Законы Менделя:
-единообразия;
-расщепления;
-независимого наследования.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П. 19,20
|
|
| 23-
24
| Решение задач на моно – и дигибридное скрещивание
Применение законов Менделя.
| Генетические обозначения, генетическую запись
Анализирующее скрещивание, эпистаз, полимерия, плейотропность
| 2
| Применения знаний
| Л. Р.№3 «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание»
| П.21,22
|
|
| 25-26
| Генетика пола. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
| Сцепление, сцепление с полом, гомогамет-ный, гетерогаметный, закон Моргана, кроссинговер, Трисомия Х, Шерешевского-Тернера
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.22,23
|
|
| 27-
28
| Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом
| Генетические обозначения, генетическую запись
| 2
| Применения знаний
| Л. р.№4 «Решение задач на сцепление»
| П. 23
|
|
| 29-
30
| Наследственная (генотипическая) и модификационная изменчивость
| Понятия: изменчивость, модификационная, генотипическая, мутационная, комбинативная
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П. 24.25,26
|
|
| Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов( 6 часов)
| 31-
32
| Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции растений.
| Основные центры происхождения растений, вклад Н.И.Вавилова, закон генетических рядов наследственной изменчивости
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.27-29
|
|
| 33-
34
| Особенности селекции животных и микроорганизмов. Основные направления селекции микроорганизмов.
| Основные направления биотехнологии, последние достижения селекции
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.30.31
|
|
| 35-
36
| Обобщающий урок по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости» и «Основы организмов»КР№2
|
КР№2
| 2
| Расширения и обобщения знаний
|
тест
|
|
|
| Тема 6. Учение об эволюции (12 часов)
| 37-
38
| Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира.
| Основные положения эволюционной теории и ее доказательства. Положения СТЭ,
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.36-37
|
|
| 39-40
| Движущие силы эволюции. Основные закономерности биологической эволюции
| Изменчивость, наследственность, борьба за существование, Е.о.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.38
|
|
| 41-
42
| Вид, его структура и особенности. Популяции как форма существования видов в природе
| Вид , популяция, ареала, генофонд; структура вида: половая, возрастная, популяционная
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
Л.р.№5 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных пород»
| П.39
|
|
| 43-
44
| Результаты эволюции. Приспособленность как результат эволюции
| Приспособления, приспособленность, усложнение
| 2
| Комбинированный
| Л.р.№6 «Изучение приспособленности у растений и животных»
| П.
|
|
| 45-
46
| Видообразование как результат эволюции. Макроэволюция. Основные направления эволюции
| Микроэволюция , макроэволюция, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.40
|
|
| 47-
48
| Л.р.№7 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций»
Обобщение по теме.
| влияние деятельности людей на процессы эволюции
| 2
| Комплексного применения знаний.
| Л.р.№7 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»
|
|
|
| Тема 7. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)
| 49-
50
| Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.
| Основные гипотезы о происхождении жизни на Земле.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Презентация
| П.32,33
|
|
| 51-
52
| Этапы развития жизни на Земле
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни
| Основные этапы в развитии растений и животных
| 2
| Урок изучения нового материала
| Работа с текстом учебника
| П.34.35
|
|
| Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)
| 53-
54
| Место и особенности человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека
| Понятие: антропогенез, его факторы: речь, труд, общественный образ жизни; наследственность, изменчивость, борьба за существование.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.44.45
|
|
| 55-
56
| Этапы эволюции человека. Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.
| Соотношение факторов на разных этапах, теории: расизм, социал – дарвинизм и их сущность
| 2
| Урок изучения нового материала
| Самостоятельная работа с текстом учебника/ работа с презентацией
| П.46,47
|
|
| 57-
58
| Человеческие расы, их родство и происхождение «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли».
КР№3 «эволюция»
| Расизм, социал – дарвинизм и их сущность КР№3
| 2
| Урок изучения нового материала Обобщение и систематизация
| тест
| П.48,49
|
|
| Тема 9. Основы экологии (10 часов)
| 59-
60
| Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы
Закономерности действия факторов среды на организмы
| Понятия: среда обитания, экологический фактор. Приспособления взаимоотношения
| 2
| Урок изучения нового материала
| Лекция
| П.50,51,52
|
|
| 61-
62
| Понятие об экосистеме. Биоценоз и его структура. Развитие и смена биогеоценозов.
| Понятие экосистема, биогеоценоз, биоценоз как сообщество живых организмов в природе
| 2
| Изучения нового материала
| Лекция с презентацией
| П.53,54,58
|
|
| 63-
64
| Л.р. № 8 «Характеристика одного из природных биоценозов»
Структура агроценоза.
| Состав и структура биоценоза, цепи питания, экологичес-кая пирамида. Развитие и смена биогеоценозов, агроценоз
| 2
| Комплексного применения знаний
Изучения нового материала
| Л.р. № 8 «Характеристика одного из природных биоценозов»
| П.55,56
|
|
| 65-
66
| Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
|
| 2
|
|
| П. 60
|
|
| 67-
68
| Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана. Обобщающий урок по теме «Основы экологии»
| Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана
| 2
| Обобщения и систематизации
| Обобщающая беседа
| П.59
|
|
| |
|
|