Главная страница


Протокол №1 Протокол №2 приказ № от 30. 08. 2013г от 12. 09. 2013г от 12. 09. 2013г



Скачать 256.02 Kb.
НазваниеПротокол №1 Протокол №2 приказ № от 30. 08. 2013г от 12. 09. 2013г от 12. 09. 2013г
Дата12.04.2016
Размер256.02 Kb.
ТипПротокол

Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол № 1 Протокол № 2 приказ №

от 30.08.2013г от 12.09.2013г. от 12.09.2013г.

Руководитель ШМО Председатель ШМС Директор МБОУ«СОШ№5»

Е.Н.Смирнова Т.В. Толмачева Т.А.Лукина

Рабочая программа

«Информатика»

для обучающихся 6 класса


Образовательная область: информатика


Разработала: Смирнова Екатерина Николаевна

учитель информатики,

первой квалификационной

категории

Братск 2013 г.

Пояснительная записка

I. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Информатика» для шестого класса составлена на основе:

- Закона «Об образовании» РФ;

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;

- образовательной программы МБОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год;

- Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н.Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

- Обязательного минимума содержания основного общего образования мо предмету (Приказ МО № 1276).

II Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Цель обучения - развивая логическое алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования:

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном учебном плане на изучение информатики в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа, продолжительность изучения информатики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основною общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Изучение предмета «Информатика» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

V. Содержание учебного предмета

Основные направления в изучении материала: компьютер для начинающих, информация вокруг нас.

Курс информатики в 6 классе призван обеспечить базовые знания обучающихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на обработку отдельных технологических приемов.

Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебой работы;

-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание программы:

1. Компьютер и информация.

2. Человек и информация.

3. Алгоритмы и исполнители.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоении

учебного предмета

Личностные результаты:

- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжения обучения с использованием средств и метолов информатики и ИКТ;

- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- основы информационного мировоззрения научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКГ в условиях развития информационного общества;

- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений се анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации е учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

- владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;

- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных, целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств: прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка -осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; мнение «читать» таблицы, графики, диаграммы схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

- уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

- способность к решению задач различного рода исследований;

- способность использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;

- умение проводить самоанализ и самооценку.


Дата проведения




Вид и название работы


Количество обуч

Письм. р

«5»

«4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества

Ср балл




1


Практическая контрольная



































работа «Создание текстовых документов»
































2


Контрольная работа



































«Компьютер и информация»
































3


Практическая контрольная



































работа «Структурирование



































текстовой и числовой



































информации в процессоре



































Word»
































4


Контрольная работа



































«Человек и информация»
































5


Практическая контрольная



































работа «Создание



































графических изображений»
































6


Контрольная работа



































«Алгоритмы и исполнители»




























VII. Перечень проверочных работ по модулям

VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение

программы

1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: КИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009,

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачам по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория 1наний, 2006.

5. Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: НИНОМ. Лаборатория знании, 2010.

6. Программы курса информатики и ИК'Г для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е юд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»

7. Технические средства: компьютер, проектор, принтер, локальная вычислительная сеть.

8. Программные средства: операционная система Windows ХР, интегрированное офисное приложение MSOffice 2003. Клавиатурный тренажер.

9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Тематическое планирование


Календарные сроки

п/п

Темы уроков

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

Компьютер и информация


Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень: Знать информативно или нет некоторое сообщение. если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления. Иметь представление о программном обеспечении, операционной системе. Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами. Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации. Уметь различать виды информации по способам её восприятия: приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению: запускать программу. вводить. изменять текст, проверять правописание, сохранять документы; редактировать и форматировать текст, используя формат абзац , текст: создавать надписи; создавать документы текстовом процессоре, сохранять его. редактировать и формировать текст по образцу.

Повышенный уровень: Знать позиционные и непозиционные системы счисления; несколько операционных систем; виды прикладных программ применение: операции с файлами.

Уметь определять устройства компьютера, в том числе гаджеты; определять назначение файла по его расширению (файлы прикладных программ); создавать сложный документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст.


Личностные:
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
уметь анализировать полученную информацию
Коммуникативные:
умение высказывать свою точку зрения, сравнивать и делать выводы
Регулятивные:
моделировать действия над объектами окружающего мира



 Практ.Р,

 


 

 

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

 

2

Файлы и папки

 Практ.Р,

 




3-10

Как информация представляется в компьютере

Практ.Р,

Практ.К.Р




11

Единицы измерения информации

Практ.Р,

К.Р.

Человек и информация

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста; способы познания человеком мира через органы чувств; отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом; виды суждений; требования к классификации, признаки классификации; правила получения умозаключений. Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии; о механизмах образования понятий: о возможности сравнения понятий; о суждениях как формах мышления: об умозаключениях. Уметь составлять таблицы редактировать информацию в ячейках; получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов: создавать диаграммы разных типов. используя табличное представление информации; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любого текста; различать общие и единичным понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы; устанавливать логические отношения; делать рисунки, используя основные инструменты и палитру; преобразовывать рисунок; классифицировать понятия по определенному признаку.

Повышенный уровень:

Знать этапы подготовки документа. содержавшего графические объекты: приемы работы с текстовым документом.

Уметь создавать сложные таблицы, редактировать информацию в ячейках; получать информацию из усложненных таблиц, схем и диаграмм; применять текстовый редактор для набора. редактирования и форматирования любого текста: редактировать диаграммы: создавать рисунки.


Личностные:
расширение кругозора
Познавательные:
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения
Регулятивные:
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

 Практ.Р,

 

 

 

 

12

Информация и знания

 

13

Чувственное познание окружающего мира

 Прак.Р

 Практ.К.Р




14-23

Мышление и его формы

 Прак.Р

 К.Р

Алгоритмы и исполнители

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень: Знать определение алгоритма, его свойства; способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков: правила записи линейного алгоритма: обозначения блоков; понятие цикла, ею разновидности. Иметь представление о файловой системе.

Уметь приводить примеры алгоритмов; составлять линейные алгоритмы: составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы; выполнять основные операции с файлами и папками.

Повышенный уровень:

Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения дополнительных блоков; правила записи алгоритма.

Уметь записывать алгоритм всеми известными способами; составлять любые виды алгоритмов.


Личностные:
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности
Познавательные:
умение наблюдать за работой одноклассников, сравнивать полученные результаты
Коммуникативные:
умение работать в группе
Регулятивные:
корректировать процесс выполнения практических работ



Прак.Р







24

Что такое алгоритм







25

Исполнители вокруг нас

Прак.Р, игра







26

Формы записи алгоритмов




Практ.К.Р




27-33

Типы алгоритмов

Прак.Р

К.Р




34

Повторение