|
Протокол №1 Протокол №2 приказ № от 30. 08. 2013г от 12. 09. 2013г от 12. 09. 2013г Департамент образования администрации г.Братска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № 1 Протокол № 2 приказ №
от 30.08.2013г от 12.09.2013г. от 12.09.2013г.
Руководитель ШМО Председатель ШМС Директор МБОУ«СОШ№5»
Е.Н.Смирнова Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
Рабочая программа
«Информатика»
для обучающихся 6 класса
Образовательная область: информатика
Разработала: Смирнова Екатерина Николаевна
учитель информатики,
первой квалификационной
категории
Братск 2013 г.
Пояснительная записка
I. Статус документа
Рабочая программа по предмету «Информатика» для шестого класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании» РФ;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;
- образовательной программы МБОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год;
- Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н.Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
- Обязательного минимума содержания основного общего образования мо предмету (Приказ МО № 1276).
II Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Цель обучения - развивая логическое алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования:
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном учебном плане на изучение информатики в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа, продолжительность изучения информатики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основною общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Изучение предмета «Информатика» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
V. Содержание учебного предмета
Основные направления в изучении материала: компьютер для начинающих, информация вокруг нас.
Курс информатики в 6 классе призван обеспечить базовые знания обучающихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на обработку отдельных технологических приемов.
Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебой работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание программы:
1. Компьютер и информация.
2. Человек и информация.
3. Алгоритмы и исполнители.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоении
учебного предмета
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжения обучения с использованием средств и метолов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКГ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений се анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации е учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение основными общеучебными умениями информационно - логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных, целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств: прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка -осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; мнение «читать» таблицы, графики, диаграммы схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- способность к решению задач различного рода исследований;
- способность использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;
- умение проводить самоанализ и самооценку.
Дата проведения
|
| Вид и название работы
| Количество обуч
| Письм. р
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| % успеваемости
| % качества
| Ср балл
|
| 1
| Практическая контрольная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работа «Создание текстовых документов»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Компьютер и информация»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Практическая контрольная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работа «Структурирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| текстовой и числовой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| информации в процессоре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Word»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Человек и информация»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Практическая контрольная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работа «Создание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| графических изображений»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Алгоритмы и исполнители»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| VII. Перечень проверочных работ по модулям
VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение
программы
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: КИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009,
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачам по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория 1наний, 2006.
5. Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: НИНОМ. Лаборатория знании, 2010.
6. Программы курса информатики и ИК'Г для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е юд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»
7. Технические средства: компьютер, проектор, принтер, локальная вычислительная сеть.
8. Программные средства: операционная система Windows ХР, интегрированное офисное приложение MSOffice 2003. Клавиатурный тренажер.
9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Тематическое планирование
Календарные сроки
| № п/п
| Темы уроков
| Планируемые результаты
| Возможные виды деятельности учащихся
| Возможные формы контроля
| Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Универсальные учебные действия
| Компьютер и информация
|
Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень: Знать информативно или нет некоторое сообщение. если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления. Иметь представление о программном обеспечении, операционной системе. Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами. Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации. Уметь различать виды информации по способам её восприятия: приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению: запускать программу. вводить. изменять текст, проверять правописание, сохранять документы; редактировать и форматировать текст, используя формат абзац , текст: создавать надписи; создавать документы текстовом процессоре, сохранять его. редактировать и формировать текст по образцу.
Повышенный уровень: Знать позиционные и непозиционные системы счисления; несколько операционных систем; виды прикладных программ применение: операции с файлами.
Уметь определять устройства компьютера, в том числе гаджеты; определять назначение файла по его расширению (файлы прикладных программ); создавать сложный документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст.
| Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: уметь анализировать полученную информацию Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, сравнивать и делать выводы Регулятивные: моделировать действия над объектами окружающего мира
| Практ.Р,
|
|
| 1
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
|
| 2
| Файлы и папки
| Практ.Р,
|
|
| 3-10
| Как информация представляется в компьютере
| Практ.Р,
| Практ.К.Р
|
| 11
| Единицы измерения информации
| Практ.Р,
| К.Р.
| Человек и информация
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста; способы познания человеком мира через органы чувств; отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом; виды суждений; требования к классификации, признаки классификации; правила получения умозаключений. Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии; о механизмах образования понятий: о возможности сравнения понятий; о суждениях как формах мышления: об умозаключениях. Уметь составлять таблицы редактировать информацию в ячейках; получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов: создавать диаграммы разных типов. используя табличное представление информации; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любого текста; различать общие и единичным понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы; устанавливать логические отношения; делать рисунки, используя основные инструменты и палитру; преобразовывать рисунок; классифицировать понятия по определенному признаку.
Повышенный уровень:
Знать этапы подготовки документа. содержавшего графические объекты: приемы работы с текстовым документом.
Уметь создавать сложные таблицы, редактировать информацию в ячейках; получать информацию из усложненных таблиц, схем и диаграмм; применять текстовый редактор для набора. редактирования и форматирования любого текста: редактировать диаграммы: создавать рисунки.
| Личностные: расширение кругозора Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
| Практ.Р,
|
|
| 12
| Информация и знания
|
| 13
| Чувственное познание окружающего мира
| Прак.Р
| Практ.К.Р
|
| 14-23
| Мышление и его формы
| Прак.Р
| К.Р
| Алгоритмы и исполнители
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень: Знать определение алгоритма, его свойства; способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков: правила записи линейного алгоритма: обозначения блоков; понятие цикла, ею разновидности. Иметь представление о файловой системе.
Уметь приводить примеры алгоритмов; составлять линейные алгоритмы: составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы; выполнять основные операции с файлами и папками.
Повышенный уровень:
Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения дополнительных блоков; правила записи алгоритма.
Уметь записывать алгоритм всеми известными способами; составлять любые виды алгоритмов.
| Личностные: готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности Познавательные: умение наблюдать за работой одноклассников, сравнивать полученные результаты Коммуникативные: умение работать в группе Регулятивные: корректировать процесс выполнения практических работ
| Прак.Р
|
|
| 24
| Что такое алгоритм
|
|
| 25
| Исполнители вокруг нас
| Прак.Р, игра
|
|
| 26
| Формы записи алгоритмов
|
| Практ.К.Р
|
| 27-33
| Типы алгоритмов
| Прак.Р
| К.Р
|
| 34
| Повторение
|
|
| |
|
|