|
Протокол от 2015 г № Утверждена приказом от 2015 г № МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения
протокол от___ 2015 г № __
| Утверждена приказом
от_____ 2015 г № ______
| Принята на заседании НМС. протокол от_____________ 2015 г № ______
|
|
Авторская программа
по учебному предмету
«В мире науки»
2 - 4 классы
| Составители:
| Компанеец Екатерина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Суркова Надежда Густавовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
| 2015 год Содержание программы по учебному предмету
«В мире науки».
Структура программы:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета «В мире науки».
Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г.Лабытнанги.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «В мире науки».
Учебно-тематический план.
Содержание учебного предмета «В мире науки».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оснащённость учебного процесса по предмету «В мире науки».
Пояснительная записка.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься экспериментальной деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной экспериментальной работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, проводить опыты, искать ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим. Надо лишь умело направить эту любознательность по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника мир науки.
Цель - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи программы:
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения экспериментов и лабораторных работ;
формировать умения и навыки по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений.
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа по учебному предмету «В мире науки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа по учебному предмету «В мире науки» составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2015-2019 годы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 8 – 11 лет.
Уроки проводятся в форме экспериментальных, лабораторных и практических работ, экскурсий - наблюдений, выступлений.
Новизна программы состоит в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на окружающий мир с позиции ученых. II. Общая характеристика учебного предмета «В мире науки»
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний в учебном предмете "В мире науки".
Мы хотим познакомить учащихся с миром науки через проведение экспериментов, опытов, лабораторных и практических работ, которые обеспечат активное обучение.
Систематически выполняя экспериментальные задания, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.
Программа предмета направлена на повышение интереса к естественным наукам, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов, позволяет поддерживать учащихся в их развитии, помогает проверить предположения и перевести нестандартные объяснения в доступные научные представления.
Занятия следует строить на основе знаний учащихся, углубляя их и вырабатывая соответствующую словесную формулировку.
Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учиться.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
III. Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии
г. Лабытнанги
Предмет «В мире науки» изучается во 2-4 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 105 часов. IV. Ценностные ориентиры учебного предмета «В мире науки»
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. V. Учебно-тематический план
2-4 классы
№
| Разделы
| Общее кол-во часов
| Практические работы
| Экскурсии, уроки-прогулки.
| 1.
| Звук и тон
| 16
| 14
| 2
| 2.
| Наблюдение за погодой
| 17
| 14
| 3
| 3.
| Весовые измерения
| 15
| 13
| 2
| 4.
| Постоянные магниты
| 18
| 16
| 2
| 5.
| Воздух и атмосферное давление
| 33
| 32
| 1
| 6.
| Резерв.
| 6
|
|
|
| ИТОГО
| 105
|
|
| |
|
|