Главная страница

Рабочая программа на 2012 / 2013 учебный год Учитель Граф М. Г



Скачать 329.94 Kb.
НазваниеРабочая программа на 2012 / 2013 учебный год Учитель Граф М. Г
Дата18.04.2016
Размер329.94 Kb.
ТипРабочая программа

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Тасеевская СОШ №1

Павшок В.Л.

__________________

№ ____ «____» _____201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2012 / 2013 учебный год

Учитель Граф М.Г

(Ф.И.О.)
Предмет природоведение
Класс 5
Предметная область Естественные науки
Согласовано экспертным советом

«____» ____________ 20__ г.

Заместитель директора по УВР

_________________________

Программа:

Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов,

«Природа. Введение в биологию и экологию», Вентана-Граф, 2006г

Учебник

Автор: Т.С.Сухова, В.И.Строганов.

Название: Природа. Введение в биологию и экологию.

Издательство: Вентана-Граф.2006г

Количество часов в неделю:

  • по программе: 68 ч.

  • по учебному плану школы: 2 ч. (в неделю)



  • практические и лабораторные работы: ______12_________

(количество часов)

  • контрольные работы: ____4___________

(количество часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Средства обучения природоведению дают учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Структура курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Введение

(7ч.)

2

Как размножаются живые организмы

(10ч)

3

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

(5ч)

4

Как питаются живые организмы

(15ч)

5

Как дышат организмы

(5ч)

6

Многообразие живого мира

(13ч)

7

Жизнь в сообществах. Экосистема.

(10ч)

Содержание курса

1 Введение (7ч)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Основные понятия. Биология - наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка - единица строения и раз­множения живых организмов.

Лабораторные работы. Знакомство с микроскопом. Рас­сматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

Практическая работа. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе.

2. Как размножаются живые организмы(10 ч)

Воспроизводство себе подобных. Половое и беспрлое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Поло­вые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зароды­шей растений, животных, человека. Однополые и обоеполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появле­ния здорового потомства у растений. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Основные понятия. Однополые и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодо­творение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

Лабораторная работа. Строение семени фасоли (гороха).

Экскурсия. Распространение плодов и семян.

3.Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды(5 ч)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. При­чины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения

«хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жиз­ни животных и человека.

Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи ор­ганизма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

Практическая работа. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

Опыт в домашних условиях. Проращивание семян в раз­ных условиях.

4. Как питаются живые организмы(15ч)

Способы питания живых организмов. Питание расте­ний, животных, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органиче­ские и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых организмов.

Основные понятия. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — создатели органического веще­ства. Животные и человек — потребители органического ве­щества. Вода — растворитель. Нитраты.

Лабораторные работы. Рассматривание под микроско­пом клеток зеленого листа. Рассматривание корней растений.

Экскурсия. Живые организмы зимой.

Практическая работа. Подкармливание птиц зимой.

Опыты в домашних условиях. Изучение испарения воды листьями. Изучение роста корней. Изучение направления дви­жения побега и корня.

Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.

5. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (5 ч)

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыха­ние растений, животных, человека. Одна клетка — целый орга­низм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка — единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток много­клеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

Основные понятия. Дыхание — признак всех живых орга­низмов. Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Газообмен (внешнее дыхание). Клеточное дыхание. Органиче­ские вещества клетки — источники энергии для ее жизнедеятель­ности. Кислород — условие, необходимое для получения энер­гии. Продукты жизнедеятельности.

Лабораторные работы. Рассматривание под микроско­пом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Рас­сматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов.

Демонстрационный опыт. Опыт, доказывающий увели­чение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

6.Многообразие живого мира (13ч)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержа­ния жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимо­связь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биоло­гическое разнообразие. Биологическое разнообразие — усло­вие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические еди­ницы: вид, царство. Шесть царств: Простейшие, Бактерии, Виру­сы, Растения, Животные, Грибы. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.

Лабораторная работа. Рассматривание простейших под микроскопом.

Экскурсия. Живые организмы весной.

7. Жизнь в сообществах. Экосистема(10ч)

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сиг­нальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружа­ющей среды.

Основные понятия. Сообщество (биоценоз). Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Практические работы. Уход за комнатными растениями и аквариумом. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе. Красота и гармония в природе (урок рисования на усмотрение учителя).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

раздела

Кол-во часов



урока

Тема урока

Основное содержание, понятия

Формы и виды учебной деятельности,

контроль

дата

Введение

7

1

О чём эта книга?

Живые организмы. Признаки жизни. Клетка- единица строения и размножения живых организмов

Работа с учебником










2

Посмотри и подумай.

Биология-наука о живом

Работа с иллюстрациями, текстом










3

Как идет жизнь на Земле.

Опыт, наблюдение

Отличить опыт от наблюдения










4

Прибор, открывающий тайны.

Л/Р «Знакомство с микроскопом»

микробиология

Работа с лабораторным оборудованием










5

Твоё первое исследование.

Л/Р «Живое и неживое под микроскопом».

Препарат, спора

Самостоятельное проведение исследования










6

Экскурсия. Живая и неживая природа.




Самостоятельное проведение исследования,отчет










7

Практ.раб. «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»




Самостоятельное проведение исследования,отчет




Как размножаются живые организмы

11

8

Воспроизводство себе подобных.

Сперматозоид, яйцеклетка, размножение

Работа с иллюстрациями, текстом










9

Половое и бесполое размножение.
















10

Потомство от одного или двух родителей.

гермафродит

Работа с иллюстрациями, текстом










11

Половые клетки. Оплодотворение.

оплодотворение

Работа с иллюстрациями, текстом, диктант терминологичекий










12

Образование и развитие зародышей.

Л/Р «Строение семени фасоли»

Зародыш, семя

Самостоятельное проведение исследования,отчет










13

Однополые и обоеполые живые организмы.

Однополые, обоеполые













14

Перекрестное опыление.

опыление













15

Распространение плодов и семян.

Способы распространения

Работа с коллекцией










16

Практ.раб. «Составление коллекции семян».




Практ.раб. «Составление коллекции семян».










17

Обобщающий урок по теме «Размножение организмов»




Подведем итоги сам работа




Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

5

18

Благоприятные и неблагоприятные условия среды.

Среда обитания, условия среды

Работа с иллюстрациями, текстом










19

Приспособленность живых организмов к условиям среды.

Приспособленность

Работа с иллюстрациями, текстом










20

Причины гибели организмов. Регуляция численности.

Факторы среды

Работа с иллюстрациями, текстом










21

Роль растений в жизни животных и человека.




Составление схемы










22

Практ.раб. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».




Практ.раб. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».




Как питаются живые организмы

15

23

Способы питания живых организмов.

питание

Работа с иллюстрациями, текстом










24

Питание животных, растений, человека.




Работа с иллюстрациями, текстом










25

Пища источник энергии.

энергия













26

Солнце-источник энергии.

Хлорофилл, органические

в-ва

Работа с иллюстрациями, текстом










27

Питание хищников и паразитов.

Хищник, паразит

Работа с иллюстрациями, текстом










28

Питание взрослых, растущ. орг-ов, зародышей.
















29

Цепи питания и передача энергии.

Цепи питания

Составление схем цепей питания










30

Разнообразие движения животных.


Способы движения

Работа с иллюстрациями, текстом










31

Трудовая деят-ть человека.
















32

Дыхание как способ

добывания энергии.

Дыхание, его сущность,значение

Работа с иллюстрациями, текстом










33

Органич.и минер.вещ-ва.


нитраты

Работа с иллюстрациями, текстом










34

Л/р «Рассматривание под

микроскопом клеток зеленого листа». . «Рассматрив.корней растений»




Л/р «Рассматривание под

микроскопом клеток зеленого листа». . «Рассматрив.корней растений»










35

Практич.раб.

«Подкармливание птиц зимой»




Изготовление кормушек










36

Экскурсия «Живые организмы зимой»




Самостоятельное исследование, отчет










37

Обобщающий урок по теме «Питание живых организмов»




Подведем итоги, сам раб




Как дышат организмы

5

38

Наличие кислорода- необходимое условие

жизни на Земле.

кислород

Работа с иллюстрациями, текстом










39

Дыхание растений, животных, человека.

Газообмен

Работа с иллюстрациями, текстом










40

Одна клетка- целый организм. Л/Р «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Клетка, организм

Л/Р «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».










41

Взаимосвязь клеток многоклеточного организма.

Многоклеточный организм, ткань

Работа с иллюстрациями, текстом










42

Влияние живых организмов на окружающую среду.




Составление схемы




Многообразие живого мира

13

43

Границы жизни. Условия необходимые для поддержания жизни.

Природные зоны













44

Классификация живых организмов.

Систематика, царство

Работа с иллюстрациями, текстом










45

Царства живой природы. Растения. Грибы.

грибы

Работа с иллюстрациями, текстом










46

Царства живой природы. Животные. Л/Р «Рассматривание простейших под микроскопом».




Л/Р «Рассматривание простейших под микроскопом».










47

Царства живой природы. Бактерии. Вирусы.

Бактерии,вирусы.

Работа с иллюстрациями, текстом










48

Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания.

Экология, факторы среды

Работа с иллюстрациями, текстом










49

Жизнь в воде.

Планктон

Составление таблицы










50

Жизнь на суше.

Теплолюбивые, морозостойкие

Составление таблицы










51

Жизнь в почве.




Составление таблицы










52

Организм, как среда обитания.

паразит

Составление таблицы










53

Влияние и деятельности человека на биологическое разнообразие.

Биологическое разнообразие

Составление презентаций










54

Биологическое разнообразие – условие устойчивости жизни на Земле.




Просмотр видеофильма










55

Обобщающий урок по теме « Многообразие живых организмов»




Сам.раб Подведем итоги




Жизнь в сообществах. Экосистема

10

56

Природное сообщество. Экосистема.

Биоценоз, экосистема

Работа с таблицей










57

Приспособленность к совместному обитанию.

ярусность













58

Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания

Цепь питания

Составление цепей питания










59

Роль хищников, сапрофитов, паразитов в сообществе

сапрофиты

Составление схемы










60

Человек- часть природы.

биосфера













61

Современные проблемы охраны окружающей среды.




Выдвижение разных гипотез(проблем) и нахождение решения, работа в группах










62

Практ.раб «Уход за комнатными растениями и аквариумом».

аквариум

Составление памяток










63

Прак.раб «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

экономия

Прак.раб «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».










64

Экскурсия. «Живые организмы весной».




Сам.исследование, отчет










65

Обобщение по теме «Жизнь в сообществах».




Сам.работа










66

Красота и гармония в природе.




Урок рисования










67

68

Все ли мы Знаем о жизни на Земле.
Путешествие в мир природы.




Итоговая контрольная работа

игра






КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

«Размножение организмов»

1




2

«Питание живых организмов»

1




3

« Многообразие живых организмов»

1




4

«Жизнь в сообществах».

1




ИТОГО: 4

Перечень практических и лабораторных работ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Л/Р «Знакомство с микроскопом»

1




2

Л/Р «Живое и неживое под микроскопом».

1




3

Практ.раб. «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

1




4

Л/Р «Строение семени фасоли»

1




5

Практ.раб. «Составление коллекции семян».

1




6

Практ.раб. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».

1




7

Л/р «Рассматривание под

микроскопом клеток зеленого листа». . «Рассматрив.корней растений»

1




8

Практич.раб.

«Подкармливание птиц зимой»

1




9

Л/Р «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

1




10

Л/Р «Рассматривание простейших под микроскопом».

1




11

Практ.раб «Уход за комнатными растениями».

1




12

Прак.раб «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

1




ИТОГО 12

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедиа проектор

  3. Стол для проектора

  4. Экран (на штативе или навес­ной)

  5. Микроскоп школьный ув. 300-500

  6. Стекло покровное

  7. Стекло предметное

  8. Прибор для сравнения углекислого газа (СО2) во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

  9. Пробирка

  10. Гербарий растений

  11. Микропрепараты «Простейшие»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Балашов М.М. О природе. М. 1991г.

  2. Биология в школе. Журнал 2000-2007г.

  3. Биология для школьников. Журнал для школьников. 2002-2007г.

  4. Биология. Газета приложение к 1 сентября.

  5. Биология и современность. М. 1990г.

  6. Биологический эксперимент в школе. М. 1990г.

  7. Биология в школе. М.1987г.

  8. Биологические экскурсии. М.1983г.

  9. Внеклассная работа по биологии. М.1980г.

  10. Воспитание школьников во внеурочное время. М.1980г.

  11. Зубкова Г.Н. Природоведение для всех.М.2001г.

  12. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Мет. пос. М. 2003г.

  13. Бондаренко А. Лесная быль.2000г.

  14. Вахрамеева М.Г. Орхидеи нашей страны. М.1991г.

  15. Вент Ф. В мире растений. М. 1972г.

  16. Верзилин Н.Н. Путешествие с домашними растениями.1954г.

  17. Дикорастущие полезные растения СССР. М.1946г.

  18. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М. 1971г.

  19. Красноборова И.М. Флора Сибири. Н.1980г.

  20. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.1991г.

  21. Онегов А. Школа юннатов. М.1986г.

  22. Патури Ф. Растения гениальные инженеры природы. М.1979г.

  23. Пальман В. Улыбка богини Деметры.1986г.

  24. Тетюрев В.Спросим мнение самого растения. 1980г.

  25. Церлинг В. Растения рассказывают. М. 1975г.

  26. Человек и природа. Альманах.1989г.

27.Видеокассета «Секреты природы» (120 мин) 2005.

28.Видеокассета «Увлекательная природа» (74мин), 2006г.

29.Видеокассета «Шедевры нашей планеты. Творение природы» (51мин),2002г