Главная страница

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе



НазваниеРабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе
страница3/3
В.В. Пасечник
Дата17.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3


Раздел 3. Возникновение и развитие жизни.

7

1

6







64

1

Гипотезы возникновения жизни

1







Определяют понятия: «креационизм»,

«самопроизвольное зарождение»,

«гипотеза стационарного состояния»,

«гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем




65

2

Основные этапы развития жизни на Земле

1







Определяют понятия: «эра», «период»,

«эпоха», «катархей», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистепёрые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды».

Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней

жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают

причинно следственные связи между

условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген».





66

3

Развитие жизни на Земле в архее, проте­розое и палеозое

1







Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней

жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают

причинно следственные связи между

условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген».




67

4

Развитие жизни в мезозое, кайнозое

1







Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в

кайнозое и мезозое.

Разрабатывают план урока экскурсии

в краеведческий музей или на геологическое обнажение




68

5

Доказательства эволюции

1

Л.р. 4«Изучение палеонтологических доказательств эволюции»




Определяют понятия: «эволюция биосферы», «доказательства эволюции», «палеонтология».

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни.

Выполняют лабораторную работу




69

6

Итоговая контрольная работа

1










Итоговая контрольная работа

70

7

Экскурсия в краеведческий музей.

1













МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Выбрать 1 ответ из 4. 

1. Какое соединение относится к полисахаридам 
а) глюкоза б) целлюлоза в) фруктоза г) рибоза 
2. Функция нуклеиновых кислот в клетке 
а) энергетическая б) хранение и передача наследственной информации 
в) запасающая г) строительная 
3. Какая химическая связь в молекуле белка является первичной 
а) сульфидная б) водородная в) пептидная г) ионная 
4. В световую фазу фотосинтеза энергия света используется для синтеза 
а) липидов б) белков в) АТФ г) углеводов 
5. Матрицей для синтеза белка в процессе трансляции является 
а) ДНК б) и-РНК в) т-РНК г) р-РНК 
6. По принципу комплементарности образуются пары в молекуле ДНК 
а) А-Т б) А-Г в) Ц-Т г) Ц –У 
7. Какой углевод распадается в подготовительной фазе распада веществ 
а) целлюлоза б) глюкоза в) крахмал г) гликоген 
8. Что входит в состав молекулы жира 
а) аминокислоты б) жирные кислоты в) глюкоза г) нуклеотид 
9. Основная роль углеводов в клетке 
а) строительная б) энергетическая в) транспортная г) информационная 
10. Какое органическое вещество имеет наибольшую длину и молекулярную массу 
а) белки б) углеводы в) ДНК г) РНК 
11. Какое вещество входит в состав хромосом 
а) РНК б) ДНК в) белки г) липиды 
12. Матрицей в процессе синтеза и-РНК является 
а) ДНК б) т-РНК в) АТФ г) ЭПС 
13. Какой антикодон т-РНК будет комплементарен кодону АГЦ на и-РНК 
а) ТЦГ б) УЦГ в) УЦЦ г) ТАГ 
14. Какое соединение входит в АТФ 
а) аденин б) дезоксирибоза в) аминокислота г) глюкоза 
15. Какие молекулы являются мономерами белка 
а) глюкоза б) глицерин в) жирные кислоты г) аминокислоты 
16. Какое вещество способно к самоудвоению 
а) белки б) углеводы в) РНК г) ДНК 
17. При расщеплении какого соединения выделяется кислород при фотосинтезе 
а) углекислый газ б) вода в) белки г) крахмал 
18. Синтез молекул АТФ происходит в процессе 
а) синтеза белка б) синтеза глюкозы в) распада углеводов г) фотолиза воды 
19. Ген состоит из 300 нуклеотидов. Сколько аминокислот он кодирует 
а) 900 б) 600 в) 300 г) 100 
20. Какое соединение является мономером крахмала 
а) глюкоза б) рибоза в) аминокислота г) глицерин 
21. Основной строительный материал клетки 
а) липиды б) белки в) углеводы г) нуклеиновые кислоты 
22. Какую функцию Не выполняет вода в жизни клетки 
а) среда для реакции б) источник кислорода для фотосинтеза 
в) растворитель г) источник энергии 
23. С участием какого вещества происходит аэробный гликолиз 
а) углекислый газ б) вода в) кислород г) минеральные соли 
24. Какое вещество хранит информацию о строении белковой молекулы 
а) АТФ б) ДНК в) РНК г) ЭПС 
25. Синтез АТФ в процессе фотосинтеза происходит 
а) постоянно б) в световую фазу в) в темновую фазу г) не происходит 
26. Ген содержит информацию о: 
а) первичной структуре белка б) вторичной структуре белка 
в) третичной структуре белка г) строении аминокислоты 
27. Транскрипция – это: 
а) синтез белка б) синтез р-РНК в) синтез ДНК г) синтез и-РНК 
28. Кодон - это: 
а) 1 нуклеотид б) 2 нуклеотида в) 3 нуклеотида г) 4 нуклеотида 
29. Синтез белка происходит в органоидах клетки: 
а) ядро б) рибосома в) цитоплазма г) митохондрия


Тест по теме: «СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ» Вариант 1.

Максимальное количество баллов — 60

I. Описать органоиды (рибосомы, комплекс Гольджи) по плану. (16 баллов)

а) Строение б) Функции

II. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)

Органоиды


Характеристики


1.Плазматическая мембрана

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Пластиды

5. Рибосомы

6. ЭПС

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

9. Лизосомы


А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Хранение наследственной информации

Д) Немембранные

Е) Синтез жиров и углеводов

Ж) Содержит ДНК

3) Обеспечение клетки энергией

И) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

К) Связь клетки с внешней средой

Л) Управление делением ядра

М) Есть только у растений

Н) Есть только у животных

III. Уберите лишнее. (3 балла)

Рибосомы, лизосомы, клеточный центр, жгутик, реснички.

IV. Выберите правильный ответ. (5 баллов)

1. Фотосинтез происходит:

А) в хлоропластах Б) в вакуолях В) в лейкопластах Г) в цитоплазме

2. Образование РНК происходит:

А) в ЭПС Б) в ядре В) в комплексе Гольджи Г) в цитоплазме

3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержатся:

А) в рибосомах Б) в лизосомах В) в цитоплазме Г) в ЭПС

4. Жиры и углеводы образуются:

А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме

5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:

А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме

V. Определите, правильно ли данное высказывание (да - нет) (10 баллов)

1. ЭПС — это часть комплекса Гольджи.

2. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

3. Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

4. Включения — это непостоянные образования клетки.

5. Клеточная стенка есть только у растений.

6. У растений нет клеточного центра.
Тест по теме: «СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ»

Вариант 2.

Максимальное количество баллов — 60

I. Описать органоиды (митохондрии, клеточный центр) по плану. (16 баллов)

а) Строение б) Функции

II. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида). (26 баллов)

Органоиды


Характеристики


1.Плазматическая мембрана

2. Ядро

3. Митохондрии

4. Пластиды

5. Рибосомы

6. ЭПС

7. Клеточный центр

8. Комплекс Гольджи

9. Лизосомы


А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Хранение наследственной информации

Д) Немембранные

Е) Синтез жиров и углеводов

Ж) Содержит ДНК

3) Обеспечение клетки энергией

И) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

К) Связь клетки с внешней средой

Л) Управление делением ядра

М) Есть только у растений

Н) Есть только у животных

III. Уберите лишнее. (3 балла)

Ядро, митохондрия, комплекс Гольджи, цитоплазма, пластиды.

IV. Выберите правильный ответ. (5 баллов)

1. Накопление крахмала происходит:

А) в хлоропластах Б) в вакуолях В) в лейкопластах Г) в цитоплазме

2. Образование ДНК происходит:

А) в ЭПС Б) в ядре В) в комплексе Гольджи Г) в цитоплазме

3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, син­тезируются:

А) на рибосомах Б) на лизосомах В) на клеточном центре Г) на комплексе Гольджи

4. Жиры и углеводы образуются:

А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в вакуолях Г) в цитоплазме

5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:

А) в рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в лизосомах Г) в цитоплазме

V. Определите, правильно ли данное высказывание (да - нет). (10 баллов)

1. Комплекс Гольджи — это часть ЭПС.

2. Рибосомы образуются в ядре.

3. ЭПС всегда покрыта рибосомами.

4. Включения — это постоянные образования клетки.

5. Клеточной стенки нет только у животных.

6. Пластиды отличаются от митохондрий наличием ДНК.
Контрольная работа по теме «Организменный уровень»

Вариант 1.

Задание 1 . тест

  1. При бесполом размножении образующиеся особи по сравнению с родительской:

а. сходны по своим наследственным признакам;

б. могут иметь незначительные наследственные различия;

в. различны по своим наследственным признакам.

2 . Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

3. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.

4. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.

5. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;
б) биохимическим;
в) цитогенетическим;
г) генеалогическим.

6. Определите среди перечисленных генотипов рецессивный гомозиготный генотип:

а) АА;
б) Аа;
в) Bb;
г) аа.

7. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:

а) Аа;
б) АА;
в) аа;
г) bb.

8. Из перечисленных генов доминантным является:

а) а;
б) b;
в) с;
г) A.

9. У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:

а) АА;
б) АB;
в) ВВ;
г) Ab.

10. Определите фенотипический признак растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):

а) семена зеленые гладкие;
б) семена зеленые морщинистые;
в) семена желтые гладкие;
г) семена желтые морщинистые.

11. Модификационная изменчивость- это:

а) генотипическая стабильность особей;

б) изменение генотипа под влиянием среды;

в) изменение фенотипа под влиянием среды;

г) норма реакции.

12. С изменением последовательности нуклеотидов ДНК связаны:

а) генные мутации;

б) хромосомные мутации;

в) геномные мутации;

г) все виды мутаций

13. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости создан:

а) Н.И. Вавиловым;

б) И.В. Мичуриным;

в) Т. Морганом;

г) С.С. Четвериковым.

14.Явление гетерозиса возникает при:

а) инбридинге;

б) аутбридинге;

в) массовом отборе;

г) искусственном мутагенезе.

15. Тритикале – это гибрид:

а) ржи и ячменя;

б) пшеницы и овса;

в) ржи и пшеницы;

г) ржи, ячменя, овса.

Задание 2. Задача.

У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения?

Задание 3.

  1. Почему теоретической основой селекции является генетика?

  2. Что называется кроссинговером? В чем его суть и биологическое значение?



Контрольная работа по теме «Организменный уровень»

Вариант 2.

Задание 1 . тест

Вариант 2

  1. Характерные черты бесполого размножения:

а. в размножении участвует только одна родительская особь; б. половые клетки не образуются;

в. в размножении участвует одна, но гермафродитная особь; г. а+б.

2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет; б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка; г) развиваются гаметы.
3. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования; в) независимого наследования, распределения генов;
б) расщепления; г) правило доминирования.
4. Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) двум парам признаков;
б) окраске семян;
в) форме семян;
г) по одной паре признаков.

5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;
б) фенотипом;
в) наследственностью;
г) генотипом.

6. Определите среди перечисленных генотипов доминантный гомозиготный генотип:

а) Aa;
б) Bb;
в) ВВ;
г) bb.

7. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:

а) BB;
б) СС;
в) bb;
г) Bb.

8. Среди перечисленных генов доминантным является:

а) а;
б) B;
в) b;
г) с.

9. У особи с генотипом aaBB могут образоваться гаметы:

а) аВ;
б) ВВ;
в) aabb;
г) Aabb.

10. Определите фенотипический признак растений гороха с генотипом AaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):

а) семена зеленые морщинистые;
б) семена желтые морщинистые;
в) семена зеленые гладкие;
г) семена желтые гладкие.

11. Бесплодный гибрид капусты и редьки образует гаметы, содержащие:

а)18 хромосом;

б) 36 хромосом;

в) 9 хромосом;

г) 12 хромосом.

12. С изменением набора генов в генотипе связаны:

а) генные мутации;

б) хромосомные мутации;

в) геномные мутации;

г) все виды мутаций

13. Явление гетерозиса возникает при:

а) инбридинге;

б) аутбридинге;

в) массовом отборе;

г) искусственном мутагенезе.

14. Н.И. Вавиловым установлены центры древнего земледелия, которых :

а) 5;

б) 10;

в) 8;

г )7.

15. Тритикале – это гибрид:

а) ржи и ячменя;

б) пшеницы и овса;

в) ржи и пшеницы;

г) ржи, ячменя, овса.
Задание 2. Задача.

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?

Задание 3.

  1. В чем основные различия между модификациями и мутациями?

  2. Чем массовый отбор отличается от индивидуального отбора?



Тест по теме «Экосистемный уровень».
I вариант

I.Выберите один правильный ответ.

1. К абиотическим факторам среды относят:

А) нашествие саранчи В) образование колоний птиц

Б) обильный снегопад Г) формирование коралловых рифов

2. Действие какого фактора ведет к уменьшению видового разнообразия птиц в современную эпоху?

А) абиотического В) антропогенного

Б) биотического Г) климатического

3. Сокращение биомассы в экосистеме при переходе от одного трофического уровня к другому называется:

А) цепями питания В) генетическими связями

Б) круговоротом веществ Г) правилом экологической

пирамиды

4. Первостепенную роль в развитии биоценозов выполняют:

А) насекомые В) растения

Б) млекопитающие Г) антропогенные факторы

5. Бактерии гниения, обитающие в почве, относятся к:

А) редуцентам В) консументам I порядка

Б) продуцентам Г) консументам II порядка

6. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, т.к. они:

А) питаются сходной пищей В) имеют примерно одинаковые

параметры тела

Б) имеют немногочисленное потомство Г) относятся к классу

млекопитающих

7. Наиболее устойчивой считают экосистему, в которой наблюдается:

А) небольшое число видов В) преобладание одного вида

Б) ограниченная численность видов Г) разнообразие видов

8. Для уничтожения вредителей с/х культур используют биологические методы борьбы –

А) создают высокую влажность В) используют гербициды

Б) вносят органические удобрения Г) привлекают хищных насекомых

9. Вид деятельности, запрещенный в заповедниках:

А) отлов животных с целью кольцевания В) сбор грибов, ягод и лекарственных

растений

Б) исследование структуры биоценозов Г) подкормка диких видов копытных

10. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки обыкновенной в водоеме?

А) донные водоросли В) окуни

Б) плотва Г) растворенные в воде газы

11. Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулирует численность:

А) белок В) зайцев

Б) сов Г) медведей

12. Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток:

А) света В) тепла

Б) воды Г) минеральных солей

13. Примером действия какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

А) биотического В) абиотического

Б) антропогенного Г) сезонного

14. Какая цепь питания составлена правильно?

А) кузнечик – растение – лягушка – змея – хищная птица

Б) растение – кузнечик – лягушка – змея - хищная птица

В) лягушка – растение – кузнечик – хищная птица – змея

Г) кузнечик – змея – хищная птица – лягушка – растение

15. Популяция является структурной единицей

А) отряда В) семейства

Б) рода Г) вида

16. Особи объединяются в одну популяцию на основе

А) их роли в биогеоценозе В) равного соотношения полов

Б) общности питания Г) свободного скрещивания

17. Какой критерий вида обуславливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле?

А) морфологический В) географический

Б) генетический Г) экологический
II. Выберите несколько правильных ответов:

  1. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, т.к. в ней:

А) отсутствуют пищевые сети

Б) преобладают продуценты одного вида

В) небольшое число видов

Г) нет пищевых цепей

Д) короткие цепи питания

Е) отсутствуют редуценты

  1. Примеры смены экосистем в процессе саморазвития сообщества:

А) образование гари на месте пожара

Б) появление полей на месте степей после распашки

В) зарастание скал лишайниками

Г) зарастание водоема и образование болота

Д) заболачивание пойменных лугов при постройке плотины на реке

Е) зарастание старицы реки

III. Установите последовательность:

  1. Трофических звеньев в цепи питания:

А) паук Б) яблоня В) тля Г) синица Д) ястреб

  1. Установите последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном в близи поля, на котором внесены высокие дозы удобрений:

А) увеличение стока минеральных веществ

Б) бурное развитие одноклеточных водорослей

В) понижение прозрачности воды

Г) гибель животных и донных растений

Д) увеличение концентрации минеральных веществ в воде

IV. Дайте полный развернутый ответ на вопрос:

Какие абиотические факторы ограничивают распространение высоких деревьев в тундре?
Итоговая контрольная работа по биологии

9 класс

1 вариант

1. Мономер ДНК

А) аминокислота;                                          Б) нуклеотид;

В) моносахариды;                                          Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Где располагается наследственный материал у бактерий?

А) в цитоплазме;                                            Б) в ядре;

В) в митохондриях и хлоропластах.

3. Синтез белка выполняют

А) хлоропласты;                                              Б) аппарат Гольджи;

В) ядро;                                                             Г) рибосомы.

4. Первичная структура белка

А) цепь аминокислот;                           Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции и-РНК

А) хранит генетическую информацию;    Б) собирает белковые молекулы;

В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.

6. Все зелёные растения относятся к

А) автотрофам;                                               Б) гетеротрофам;

В) хемотрофам.

7. Кислород выделяется

А) в световую фазу фотосинтеза;                   Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) и на свету и в темноте.

8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

А) 1 нуклеотид;                                                Б) 2 нуклеотида;

В) 3 подряд идущих нуклеотида;                    Г) знак препинания.

9. Реакции матричного синтеза это

А) синтез жиров;                                              Б) синтез углеводов;

В) редупликация ДНК.

10. Мейоз это

А) прямое деление клетки;                              Б) деление клеток половых желёз;

В) слияние половых клеток;                            Г) половой процесс.

11. Аллельные гены расположены в

А) одной хромосоме;                                  Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;

В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; 

Г) разных локусах гомологичных хромосом.

12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

А) 1:2:1                                                                Б) 1:3

В) 1:8:3:3:1                                                          Г) 9:3:3:1.

13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?

А) модификационной;                                      Б) мутационной.

14. Псилофиты появились

А) в ордовикский период;                                 Б) в силурийский;

В) в девонский период;                                      Г) в юрский период.  

15) Элементарная единица эволюции

А) особь;                                                               Б) вид;

В) популяция;                                                       Г) биоценоз.

 

Нарисовать схему «Движущие силы эволюции».

 

Итоговая контрольная работа по биологии

9 класс

2 вариант

1. Мономер белка

А) аминокислота;                                          Б) нуклеотид;

В) моносахариды;                                          Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Функции ЭПС

А) синтез жиров;                                            Б) расщепление углеводов;

В) расщепление белков;                                Г) транспорт веществ.

3. Функции митохондрий

А) синтез жиров;                                            Б) синтез белков;

В) синтез углеводов;                                      Г) синтез АТФ.

4. Вторичная структура белка

А) цепь аминокислот;                           Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции ДНК

А) хранит генетическую информацию;   Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;

Г) собирает белковые молекулы;              Г) участвует в биосинтезе белка.

6. Способны самостоятельно создавать органические вещества

А) автотрофы;                                               Б) гетеротрофы;

В) хемотрофы.

7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит 

А) в световую фазу фотосинтеза;                   Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) под действием энергии солнечного света.

8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется

А) трансляция;                                                 Б) транскрипция;

В) гидролиз;                                                     Г) фотосинтез.

9. Митоз это

А) половой процесс;                                        Б) прямое деление клетки;

В) непрямое деление клетки;                          Г) образование половых клеток.

10. Кроссинговер это

А) спирализация хроматина;                           Б) непрямое деление клеток;

В) образование половых клеток;    Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.

11. Генотип это совокупность

А) генов в гаплоидном наборе хромосом;       Б) внешних признаков;

В) генов в диплоидном наборе хромосом;       Г) внутренних признаков.

12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков

А) 1:2:1                                                                Б) 1:3

В) 1:8:3:3:1                                                          Г) 9:3:3:1.

13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе  …. критерия вида.

А) физиологического;                                        Б) морфологического;

В) генетического;                                               Г) исторического.

14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …

А) в ордовикский период;                                 Б) в силурийский период;

В) в девонский период;                                      Г) в юрский период.

15. Дивергенция – это

А) схождение признаков в процессе эволюции;         Б) расхождение признаков;

В) объединение нескольких популяций в одну;      

Г) образование изолированной группы внутри популяции.  

 

Нарисовать схему «Движущие силы эволюции».

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

.25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».



Основное содержание программы

9 класс. Введение в общую биологию и экологию.

(70 ч, 2 ч в неделю)

РАЗДЕЛ 1

УРОВНИ ОРГАНЕЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.

Введение (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. По­нятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в де­ятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

УРОВНИ ОРГАНЕЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч)

Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Стро­ение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможнос­ти клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, раз­витие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о де­лении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов ми­тоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

Лабораторные работы

  1. Расщепление пероксида водорода с помощью фер­ментов, содержащихся в живых клетках.

  2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч)

Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Поло­вые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи на­следственной информации. Генетическая непрерыв­ность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмич­ность в жизни организмов.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперма­тозоида животных.

Лабораторная работа

3.Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муля­жей, живых растений и животных.

Лабораторная работа

4.Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоцено­зе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологи­ческие взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и че­ловек».

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борь­ба за существование, естественный отбор. Приспособ­ленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Мак­роэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербари­ев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, на­следственность, приспособленность, результаты искус­ственного отбора.

Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе».

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни. (7 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказа­тельства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа

5.Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
1   2   3