Главная страница

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе



НазваниеРабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе
страница1/3
В.В. Пасечник
Дата17.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:

федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; программы основного общего образования по биологии 6-9 классы авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю).

Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, кратковременных письменных работ).

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основной школы

В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы, отделов рас­тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособ­ленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов рас­тений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обо­сновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериально­го, грибного, растительного, животного организ­мов; организма человека; лишайника как комп­лексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеро­трофных организмов (сапрофитов, паразитов, сим­бионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, гри­бов, растений и животных, особенности размноже­ния и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические фак­торы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообще­стве;

  • искусственные сообщества, роль человека в про­дуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и челове­ка, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямо- хождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факто­ров, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару­шения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообра­зие видов растений и животных, на среду их обита­ния, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, рас­тений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов рас­тений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных се­мейств, классов, отделов; животных разных клас­сов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и живот­ных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных расте­ний, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма че­ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравле­ний и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;

наблюдать

  • сезонные изменения в жизни растений и жи­вотных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятель­ности живых организмов;

соблюдать правила

« приготовления микропрепаратов и рассматри­вания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жиз­ни растений и животных, поведением аквариум­ных рыб, домашних и сельскохозяйственных жи­вотных, изменениями среды обитания под влияни­ем деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жиз­недеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Литература.

1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010

2. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Криксунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2006

3. Биология. 9 кл. Поурочные планы по учебнику. «Каменский А. А., Криксунов Е. А.,

Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.» в 2 частях –

Волгоград: Учитель- АСТ,2004

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю).

Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, кратковременных письменных работ).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




урока

№ в

теме

Тема урока

Всге часов

Практическая часть

Теоретическая

Виды и формы учебной деятельности

Количество и темы контрольных работ







Введение.

2













1

1

Биология - наука о жизни.

Методы исследования в биологии.










Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «биология»,

«микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение

биологических знаний в современной

жизни.

Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория».





2

2

Современные научные представления о сущности жизни.










Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины

затруднений, связанных с определением понятия «жизнь».











Раздел 1. Уровни организации живой природы.

54



















Тема 1.1. Молекулярный уровень

10




10







3

1

Молекулярный уровень: общая характе­ристика.

Углеводы.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «органические

вещества», «белки», «нуклеиновые

кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень

организации живого. Описывают

особенности строения органических

веществ как биополимеров.




4

2

Липиды Углеводы.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая

функция липидов», «запасающая

функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов.

Приводят примеры липидов,

входящих в состав организмов, места

их локализации и биологическую роль.





5

3

Состав и строение белков

1







Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы: «белки, или про 

теины», «простые и сложные белки»,

«аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят

примеры денатурации белков




6

4

Функции белков

1







Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их

локализации и биологической роли




7

5

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «нуклеиновая

кислота», «дезоксирибонуклеиновая

кислота, или ДНК»,

«двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их

локализации и биологической роли.

Составляют план параграфа учебника.

Решают биологические задачи (на

математический расчёт; на применение

принципа комплементарности)




8

6

Нуклеиновые кислоты. РНК.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «нуклеиновая

кислота», «рибонуклеиновая

кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин»,

«цитозин», «тимин», «урацил»,

«комплементарность», «транспортная

РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК

(рРНК)», «информационная РНК

(иРНК)», «нуклеотид»,




9

7

АТФ и другие соединения клетки

Биологические катализаторы.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат

(АДФ)», «аденозинмонофосфат

(АМФ)», «макроэргическая связь»,

«жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассникамиОпределяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «катализатор»,

«фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль

биологических катализаторов в

клетке. Описывают механизм работы

ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы




11

9

Вирусы.

1







Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса.

Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают




12

10

Обобщение по теме:

1










Контрольная работа «Молеку­лярный уровень»

Тема 1.2. Клеточный уровень

15

1

14







13

1

Основные положения клеточной теории

1







Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая

микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения.

Объясняют основные положения

клеточной теории. Сравнивают

принципы работы и возможности световой и электронной




14

2

Клеточная мембрана

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза,




15

3

Ядро

1







Характеризуют строение ядра клетки и

его связи с эндоплазматической сетью.

Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.





16

4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджию

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно следственные связи

между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)




17

5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «лизосомы» «митохондрии», «кристы», пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают

причинно следственные связи между

строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)




18

6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «клеточный

центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают

причинно следственные связи между

строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций.




19

7

Различия в строении клеток прокариот и эукариот

1

Л.р.1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»




Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «прокариоты»,

«эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко», «анаэробы», «споры».





20

8

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «ассимиляция»,

«диссимиляция», «метаболизм».

Обсуждают в классе проблемные

вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах




21

9

Энергетический обмен в клетке

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «неполное

кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов




22

10

Питание клетки.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания




23

11

Фотосинтез и хемосинтез

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «световая фаза

фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии».





24

12

Гетеротрофы

1







Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме,

приведённой в учебнике. Сравнивают

процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Решают расчётные математические

задачи, основанные на фактическом

биологическом материале




25

13

Синтез белков в клетке

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипцииОпределяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода




26

14

Деление клетки. Митоз

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают

основные фазы митоза. Устанавливают причинно следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального

периода жизненного цикла клетки




27

15

Обобщение по теме: «Клеточный уровень»

1










Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень»







Тема 1.3. Организменный уровень.)

14

1

13







28

1

Бесполое размножение организмов

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «размножение

организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путём




29

2

Половое размножение организмов.Оплодотворение.

1







Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники»,

«яичники», «сперматозоиды», «яйце 

клетки». Приводят примеры организмов, размножающихся



  1   2   3