Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; программы основного общего образования по биологии 6-9 классы авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю).
Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, кратковременных письменных работ).
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ основной школы
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямо- хождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
« приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Литература.
1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010
2. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Криксунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2006
3. Биология. 9 кл. Поурочные планы по учебнику. «Каменский А. А., Криксунов Е. А.,
Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.» в 2 частях –
Волгоград: Учитель- АСТ,2004
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю).
Контрольные работы проводятся в виде проверочных работ (тестов, кратковременных письменных работ).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
| № в
теме
| Тема урока
| Всге часов
| Практическая часть
| Теоретическая
| Виды и формы учебной деятельности
| Количество и темы контрольных работ
|
|
| Введение.
| 2
|
|
|
|
| 1
| 1
| Биология - наука о жизни.
Методы исследования в биологии.
|
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «биология»,
«микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение
биологических знаний в современной
жизни.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория».
|
| 2
| 2
| Современные научные представления о сущности жизни.
|
|
|
| Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины
затруднений, связанных с определением понятия «жизнь».
|
|
|
| Раздел 1. Уровни организации живой природы.
| 54
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1. Молекулярный уровень
| 10
|
| 10
|
|
| 3
| 1
| Молекулярный уровень: общая характеристика.
Углеводы.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «органические
вещества», «белки», «нуклеиновые
кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень
организации живого. Описывают
особенности строения органических
веществ как биополимеров.
|
| 4
| 2
| Липиды Углеводы.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая
функция липидов», «запасающая
функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов.
Приводят примеры липидов,
входящих в состав организмов, места
их локализации и биологическую роль.
|
| 5
| 3
| Состав и строение белков
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «белки, или про
теины», «простые и сложные белки»,
«аминокислоты», «полипептид», «первичная структура белков», «вторичная структура белков», «третичная структура белков», «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят
примеры денатурации белков
|
| 6
| 4
| Функции белков
| 1
|
|
| Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их
локализации и биологической роли
|
| 7
| 5
| Нуклеиновые кислоты. ДНК.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «нуклеиновая
кислота», «дезоксирибонуклеиновая
кислота, или ДНК»,
«двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их
локализации и биологической роли.
Составляют план параграфа учебника.
Решают биологические задачи (на
математический расчёт; на применение
принципа комплементарности)
|
| 8
| 6
| Нуклеиновые кислоты. РНК.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «нуклеиновая
кислота», «рибонуклеиновая
кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин»,
«цитозин», «тимин», «урацил»,
«комплементарность», «транспортная
РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК
(рРНК)», «информационная РНК
(иРНК)», «нуклеотид»,
|
| 9
| 7
| АТФ и другие соединения клетки
Биологические катализаторы.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат
(АДФ)», «аденозинмонофосфат
(АМФ)», «макроэргическая связь»,
«жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассникамиОпределяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «катализатор»,
«фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль
биологических катализаторов в
клетке. Описывают механизм работы
ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы
|
| 11
| 9
| Вирусы.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса.
Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают
|
| 12
| 10
| Обобщение по теме:
| 1
|
|
|
| Контрольная работа «Молекулярный уровень»
| Тема 1.2. Клеточный уровень
| 15
| 1
| 14
|
|
| 13
| 1
| Основные положения клеточной теории
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая
микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения.
Объясняют основные положения
клеточной теории. Сравнивают
принципы работы и возможности световой и электронной
|
| 14
| 2
| Клеточная мембрана
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза,
|
| 15
| 3
| Ядро
| 1
|
|
| Характеризуют строение ядра клетки и
его связи с эндоплазматической сетью.
Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.
|
| 16
| 4
| Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджию
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно следственные связи
между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)
|
| 17
| 5
| Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «лизосомы» «митохондрии», «кристы», пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают
причинно следственные связи между
строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)
|
| 18
| 6
| Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «клеточный
центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают
причинно следственные связи между
строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций.
|
| 19
| 7
| Различия в строении клеток прокариот и эукариот
| 1
| Л.р.1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «прокариоты»,
«эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко», «анаэробы», «споры».
|
| 20
| 8
| Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «ассимиляция»,
«диссимиляция», «метаболизм».
Обсуждают в классе проблемные
вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах
|
| 21
| 9
| Энергетический обмен в клетке
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «неполное
кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов
|
| 22
| 10
| Питание клетки.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания
|
| 23
| 11
| Фотосинтез и хемосинтез
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «световая фаза
фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии».
|
| 24
| 12
| Гетеротрофы
| 1
|
|
| Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме,
приведённой в учебнике. Сравнивают
процессы фотосинтеза и хемосинтеза.
Решают расчётные математические
задачи, основанные на фактическом
биологическом материале
|
| 25
| 13
| Синтез белков в клетке
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипцииОпределяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода
|
| 26
| 14
| Деление клетки. Митоз
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают
основные фазы митоза. Устанавливают причинно следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального
периода жизненного цикла клетки
|
| 27
| 15
| Обобщение по теме: «Клеточный уровень»
| 1
|
|
|
| Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень»
|
|
| Тема 1.3. Организменный уровень.)
| 14
| 1
| 13
|
|
| 28
| 1
| Бесполое размножение организмов
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «размножение
организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путём
|
| 29
| 2
| Половое размножение организмов.Оплодотворение.
| 1
|
|
| Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы: «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники»,
«яичники», «сперматозоиды», «яйце
клетки». Приводят примеры организмов, размножающихся
|
| |