6.Характеристика контрольно- измерительных материалов. Критерии оценивания.
Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели – степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др. Количественным показателем является положительная динамика физической подготовленности, складывающаяся обычно из показателей развития основных физических способностей.
В отношении качественных показателей при оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:
«5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;
«4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
«3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
«2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия. Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№
п/п
| Физические
способности
| Контрольное
упражнение
(теcт)
| Возраст
лет
| Уровень
| Мальчики
| девочки
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Низкий
| Средний
| Высокий
| 1
| Скоростные
| Бег 30 м, c
| 11
12
13
14
15
| 6,3 и выше
6,0
5,9
5,8
5,5
| 6,1—5,5
5,8—5,4
5,6—5,2
5,5—5,1
5,3—4,9
| 5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
| 6,4 и выше
6,3
6,2
6,1
6,0
| 6,3—5,7
6,2—5,5
6,0—5,4
5,9—5,4
5,8—5,3
| 5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
| 2
| Координационные
| Челночный бег
3x10 м, с
| 11
12
13
14
15
| 9,7 и выше
9,3
9,3
9,0
8,6
| 9,3—8,8
9,0—8,6
9,0—8,6
8,7—8,3
8,4—8,0
| 8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7
| 10,1 и выше
10,0
10,0
9,9
9,7
| 9,7—9,3
9,6—9,1
9,5—9,0
9,4—9,0
9,3—8,8
| 8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5
|
| 3
| Скоростно-силовые
| Прыжок в длину с места, см
| 11
12
13
14
15
| 140 и ниже
145
150
160
175
| 160—180
165—180
170—190
180—195
190—205
| 195 и выше
200
205
210
220
| 130 и ниже
135
140
145
155
| 150—175
155—175
160—180
160—180
165—185
| 185 и выше
190
200
200
205
| 4
| Выносливость
| 6-минутный бег, м
| 11
12
13
14
15
| 900 и менее
950
1000
1050
1100
| 1000—1100
1100—1200
1150—1250
1200—1300
1250—1350
| 1300 и выше
1350
1400
1450
1500
| 700 и ниже
750
800
850
900
| 850—1000
900—1050
950—1100
1000—1150
1050—1200
| 1100 и выше
1150
1200
1250
1300
| 5
| Гибкость
| Наклон
вперед из
положения
сидя, см
| 11
12
13
14
15
| 2 и ниже
2
2
3
4
| 6—8
6—8
5—7
7—9
8—10
| 10 и выше
10
9
11
12
| 4 и ниже
5
6
7
7
| 8—10
9—11
10—12
12—14
12—14
| 15 и выше
16
18
20
20
| 6
| Силовые
| Подтягивание:
на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)
| 11
12
13
14
15
| 1
1
1
2
3
| 4—5
4—6
5—6
6—7
7—8
| 6 и выше
7
8
9
10
|
|
|
| на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)
| 11
12
13
14
15
|
|
|
| 4 и ниже
4
5
5.
5
| 10—14
11—15
12—15
13—15
12—13
| 19 и выше
20
19
17
16
| |