|  | | Введение
 
 Знакомство с содержание УМК.
 
 Повторение
 
 Актуализация и систематизация ЗУН по темам «Орфография», «Морфология (имя существительное)», «Пунктуация».
 
  СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
 Речевое общениеУмение общаться – важная часть культуры человека.
 
 Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.
 
 Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
 
 Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
 
 Речевая деятельность
 
 Речь как деятельность.
 
 Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
 
 Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
 
 Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
 
 Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
 
 Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
 
 Текст как продукт речевой деятельности
 
 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
 
 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
 
 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
 
 Функциональные разновидности языка
 
 Функциональные разновидности языка: разговорный язык, научный, официально-деловой; язык художественной литературы.
 
 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
 
 Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), официально-делового (заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
 
 Культура речи
 
 Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
 
 Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
 
  СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕязыковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
 КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
 
 Русский язык – один из богатейших языков мира.
 
 Повторение изученного в 5 классе
 Грамматика
 
 Понятие о морфологии
 
 Система частей речи в русском языке. Основание их выделения: общие грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные.
 
 Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
 
 Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.
 
 Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
 
 Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.
 
 Наречие как часть речи. Основные группы наречий по знанию. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов. Правописание.
 
 Имя состояния. Понятие об именах состояния, признаки. Группы имен состояния по значению.
 
 Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.
 
 Повторение изученного.
 
 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
 Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
 К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
 
 - аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
 
 - соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
 
 - различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
 
 - согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительными среднего рода и собирательными существительными;
 
 - употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
 
 - употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
 
 - правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
 
 - соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
 
 - строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи;
 
 - аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать их от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
 
 - различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
 
 - анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
 
 - употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
 
 - различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
 
 - характеризовать предмет с помощью прилагательных;
 
 - правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
 
 - согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
 
 - согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня);
 
 - аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
 
 - отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
 
 - употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
 
 - правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
 
 - употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
 
 - правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т. д.);
 
 - доказывать принадлежность слова к наречию;
 
 - различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
 
 - отличать слова состояния от наречий;
 
 - различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
 
 - употреблять наречия со значением оценки;
 
 - использовать наречия как средство организации текста;
 
 - аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
 
 - правильно образовывать формы местоимений;
 
 - использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
 
 - использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
 
 - пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующем в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.);
 
 - анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки, действий) с точки зрения особенностей строения;
 
 - вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
 
 - анализировать и излагать статью учебника типа рассуждения (текста научного стиля);
 
 - излагать повествовательный текст, осложненный описанием (природы, обстановки, одежды, действий), подробно, сжато, с творческим заданием;
 
 - излагать повествовательный текст с заданием (вводить элементы рассуждения, оценки эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
 
 - создавать текст-описание (природы, одежды, действий, обстановки.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
 
 - создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
 
 - составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложненный элементами описания обстановки;
 
 - строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
 
 - совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
 
 Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
 
  Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
 словарно-орфографический).
 
Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
 
Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
 
Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
 
Тест.
 
Словарный диктант.
 
Терминологический диктант.
 
Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
 
Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
 
 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 Для учителя:
 
  Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
 
Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004
 
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
 «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
 
Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
 
Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
 
Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
 
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
 
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
 
Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005
 
Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. -
 М.: Дрофа, 2004
 
Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
 
 Для учащихся:
 
  Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005
 
Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005
 
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
 
Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6
 класс - М.: Дрофа, 2006
 
Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
 
Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
 
Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
 
Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
 
Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М Бондаренко. - М.:
 Просвещение, 1994
 
Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И Львова. - М.:
 Просвещение, 2006
 
 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 
 
       | №
 
 урока
 
 | тема и содержание урока
 
 | планируемый результат
 
 | дата
 
 |   | 1.
 
 |  Русский язык – один из богатейших языков мира | Понимать, что русский язык – развивающее явление, иметь элементарные представления об исторических изменениях в языке, знать, чем занимается этимология, уметь работать с этимологически словарём, пользоваться учебным пособием на уроке и дома, используя его инструментарий;
 
 составлять письменное высказывание типа рассуждение на заданную лингвистическую тему
 
 
 | 
 
 
 |   | 2.
 
 | Повторение - 10 – 1 - 1
 Фонетика.Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография..
 
 
 | Выполнять фонетический разбор применяя необходимый для этого грамматический материал
 
 | 
 
 
 |   | 3.
 
 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.
 
 | Выполнять морфемный и словообразовательный разборы применяя необходимый для этого грамматический материал
 
 | 
 
 
 |   | 4.
 
 | Орфограммы в приставках и корнях слов.
 
 | Выполнять морфологический разбор существительного применяя необходимый для этого грамматический материал
 
 | 
 
 
 |   | 5.
 
 | Части речи. Морфологический разбор слова.
 
 | Применять изученные орфографические правила, выполнять орфографический разбор
 
 | 
 
 
 |   | 6.
 
 | Орфограммы в окончаниях слов.
 
 | Применять изученные пунктуационные правила, выполнять пунктуационный разбор
 
 | 
 
 
 |   | 7.
 
 | Р.Р.Признаки текста.
 
 | Повторить основные признаки текста уметь отличать тексты от нетекстов.
 
 | 
 
 
 |   | 8
 
 | Словосочетание.
 
 | пользоваться инструментарием пособия «Русская речь»;
 
 опираясь на знание основных признаков текста, отличать тексты от не текстов;
 
 составлять письменные и устные тексты на свободную тему Редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы
 
 | 
 
 
 |   | 9
 
 | Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения
 
 
 | Повторить грамматическую основу предложения. Постановку знаков препинания в конце предложения.
 
 | 
 
 
 |   | 10
 
 | Сложные предложения. Запятая в сложном предложении
 
 | Повторить виды сложных предложений.
 
 | 
 
 
 |   | 11
 
 | Диктант № 1 по теме: «Повторение изученного в 5 классе».
 
 | Уровень усвоения знаний по теме.
 
 | 
 
 
 |   | 12
 
 | Анализ диктанта №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе»
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 13
 
 | Морфология.
 
 Понятие о морфологии. (3 часа) Система частей речи в русском языке.
 
 Основание их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
 
 | Знать основания частей речи в русском языке.
 
 | 
 
 
 |   | 14-15
 
 | Части речи. Самостоятельные и служебные.
 
 | Уметь доказывать принадлежность слова к самостоятельной или служебной части речи.
 
 | 
 
 
 |   | 16
 
 | Самостоятельные части речи.
 
 Имя существительное. Повторение (6 часов). Собственные и нарицательбные. Одушевленные и неодулшевленные.
 
 | Доказывать принадлежность слова к именам существительным. Повторить правописание собственных имен существительных.
 
 | 
 
 
 |   | 17
 
 | Род. Число имен существительных.
 
 | Род как постоянный признак имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
 
 | 
 
 
 |   | 18
 
 | Система падежей в русском языке и типы скланения имен существительных
 
 | Повторить склонение имен существительных.
 
 | 
 
 
 |   | 19
 
 | Склонение существительных в единственном числе
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 20
 
 | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов и приставок. Правописание суффиксов
 
 | Правописание суффиксов – ик – ек-; ок, - ек-; онк – он ь к после щипящих; суффиксов – чик, - щик -.
 
 | 
 
 
 |   | 21
 
 | Провописание не с именами существительными. Провописание сложных имен существительных
 
 | Повторить условия слитного и раздельного написания не с именами существительными. Дефисное и слитное написание сложных существительных.
 
 | 
 
 
 |   | 22
 
 | Понятие о глаголе.
 
 Систематизация изученного по теме в начальной школе и 5 классе. Роль глагола в речи. Тематические группы глаголов.
 
 | - составлять сложный план текста типа описание;
 
 - определять тему и основную мысль текста;
 
 - редактировать написанное;
 
 - составлять подробный пересказ текста-описания в письменной форме
 
 | 
 
 
 |   | 23
 
 | Морфологические признаки глагола.
 
 Повторение морфологических признаков глагола: спряжение, время, число, лицо, род. Знакомство с новыми грамматическими категориями: наклонение, вид, возвратность.
 
 | Составлять денотатный графа; отличать глаголы от других слов со значением действия;
 
 определять известные морфологические признаки глаголов;
 
 работать с толковым словарём
 
 | 
 
 
 |   | 24
 
 | Не с глаголами
 
 Повторение орфограммы «Не  с глаголами».
 
 | Пересказывать текст параграфа, используя сложный план; составлять вопросы по прочитанному тексту;
 
 рецензировать и редактировать устные ответы; выполнять морфологический разбор глагола
 
 | 
 
 
 |   | 25
 
 |  Инфинитив.Инфинитив - неизменяемая форма глагола. Формальные показатели инфинитива: суффиксы -ть, -ти, -чь. Морфемный разбор инфинитива. Морфологические признаки инфинитива. Орфограмма в инфинитиве.
 
 | Создавать алгоритм данного орфографического правила и работать по нему; комментировать написанное; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму
 
 | 
 
 
 |   | 26
 
 |  Возвратные глаголы. Семантика возвратного глагола (материал ознакомительный). Усвоение страдательного значения возвратного глагола.Глаголы переходные и непереходные.
 
 | составлять ОК; пересказывать текст по плану; отличать инфинитив от других глагольных форм; находить инфинитив по личной форме глагола; разбирать инфинитив по составу; выполнять орфографический анализ глаголов в форме инфинитива
 
 | 
 
 
 |   | 27
 
 |  Правописание –тся- и –ться- в глаголахСовершенствование орфографического навыка. Условия орфограммы, алгоритм применение правила.
 
 | Определять возвратность глагола, используя постфикс -ся (сь); разбирать возвратные глаголы по составу; использовать возвратные глаголы в устной и письменной речи, знать определения (не)переходных глаголов, определять принадлежность глаголов к (не)переходным
 
 | 
 
 
 |   | 28
 
 |  Контрольный диктант 1 по теме Глагол
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 29
 
 |  Анализ диктанта и работа над ошибками. | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 30
 
 |  Развитие речиТемы широкие и узкие.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 31-32
 
 |  Виды глагола. Усвоение основных значений глаголов совершенного и несовершенного вида. Представление о видовой паре, двувидовые глаголы.  Образование видов глагола. Способы образования видовых пар глаголов. | Редактировать написанное, писать выборочное изложение текста, знать, что такое эпиграф, уметь подбирать к тексту эпиграф
 
 | 
 
 
 |   | 33
 
 |  Правописание корней с чередованием звуков. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании глаголов и их форм. | Определять принадлежность глагола к определённому виду;
 
 образовывать глаголы разных видов; уместно использовать глаголы разных видов в устной и письменной речи; осознавать суть грамматической ошибки нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в тексте
 
 | 
 
 
 |   | 34
 
 | Понятие «наклонения глаголов».
 
 Усвоение значений форм наклонений глаголов.
 
 Глаголы изъявительного наклонения, их изменение по временам.
 
 | Анализировать особенности живописного произведения, составлять на основе картины сюжетный рассказ, составлять письменное высказывание на заданную тему, соблюдая нормы языка
 
 | 
 
 
 |   | 35
 
 |  Времена глагола. Углубление понятия о категории времени (понятие момент речи).
 
  Глаголы прошедшего времени. Значение, образование глаголов прошедшего времени. Изменение по числам и родам.  | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное; составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой
 
 | 
 
 
 |   | 36-37
 
 |  Правописание гласной перед – лˆ- в глаголах прошедшего времени. 
 
 
 | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную тему; определять время глагола, используя понятие «момент речи»; образовывать глаголы в форме прошедщего времени; грамотно употреблять глаголы прошедшего времени в устной и письменной речи; разбирать глаголы в форме прошедшего времени по составу
 
 | 
 
 
 |   | 38-39
 
 |  Настоящее и будущее время глагола.Значение, образование и изменение глаголов в форме настоящего и будущего времени. Понятие «две основы глагола».
 
 Переносное употребление форм настоящего и будущего времени.
 
 | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму
 
 | 
 
 
 |   | 40
 
 |  Лицо и число глагола.Рассмотрение значения 1,2,3 лица глагола. Изменение глагола по лицам и числам. Знакомство со структурой предложений, имеющих обобщенное значение лица.
 
 | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную тему; определять время глагола, используя понятие «момент речи»; образовывать глаголы в форме настоящего и будущего времени; грамотно употреблять данные формы глагола в устной и письменной речи; разбирать эти формы глаголов по составу
 
 | 
 
 
 |   | 41 - 42
 
 | Развитие речи. Простой и сложный план.
 
 Подробное изложение текста – описание с элементами повествования.
 
 | Пересказывать текст подробно и сжато по плану, составлять простой план текста; составлять сложный план текста, знать отличие простого плана от сложного (по тексту М. Пришвина «Золотой луг»)
 
 | 
 
 
 |   | 43
 
 44
 
 45
 
 46
 
 |  Спряжение глагола.Совершенствование умения определять спряжение глагола двумя способами (по инфинитиву и личному окончанию).
 
 Освоение алгоритма применение правила правописания гласных в личном окончании глагола.
 
 | Определять спряжение глагола двумя способами; знать таблицу глаголов второго спряжения; выполнять орфографический разбор глаголов с орфограммой в окончании
 
 | 
 
 
 |   | 47
 
 |  Разноспрягаемые глаголы.Осмысление особенностей изменения глаголов разноспрягаемых.
 
 
 | Знать список разноспрягаемых глаголов; писать поздравительные открытки
 
 | 
 
 
 |   | 48-49
 
 |  Глаголы условного наклонения.Значение, образование, изменение глаголов условного наклонения. Работа над согласованием глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим. Орфограмма «Написание бы с глаголами». Место частицы бы в предложении. Знакомство со способами выражения условия в сложном предложении.
 
 | Выразительно читать текст; составлять связное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему; определять принадлежность глагола к условному наклонению; выполнять морфологический разбор глаголов в форме условного наклонения; употреблять в устной и письменной речи глаголы условного наклонения
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 50-51
 
 |  Глаголы повелительного наклоненияЗначение, образование, изменение глаголов в форме повелительного наклонения. Сфера их употребления. Работа над нормами образования форм повелительного наклонения некоторых глаголов (клади, положи).
 
 Орфограмма «Ь после согласных в повелительном наклонении глаголов».
 
 Анализ омофонов: форм 2 гл. мн.ч. и форм повелительного наклонения.
 
 | Составлять связное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему; определять принадлежность глагола к повелительному наклонению; выполнять морфологический разбор глаголов в форме повелительного наклонения; употреблять в устной и письменной речи глаголы повелительного наклонения
 
 | 
 
 
 |   | 52-53
 
 |  Правописание глаголов повелительного наклонения. | Различать на письме смешиваемые формы изъявительного и повелительного наклонения, безошибочно писать Ь в глаголах повелительного наклонения
 
 | 
 
 
 |   | 54-55
 
 |  Промежуточный контроль по теме. Диктант по теме «Глагол» и его анализ.
 
 
 | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
 
  морфемный;
 
морфологический
 
 | 
 
 
 |   | 56
 
 |  Развитие речи Что такое эпиграф? Эпиграф как выразитель основной мысли текста. Умение подобрать его - показатель культуры и образованности. | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 57-58
 
 |  Развитие речи. Выборочное изложение, близкое к тексту. Упр. 29 | Составлять сложный план текста типа рассуждение; определять тему и основную мысль текста; редактировать написанное, составлять выборочный пересказ текста в соответствии с указанной темой.
 
 | 
 
 
 |   | 59-60
 
 |  Безличные глаголы.  Понятие о безличных глаголах. Лексические группы безличных глаголов. Семантика и структура односоставных безличных предложений. Их употребление в речи. Употребление личных глаголов в значении безличных.  | Распознавать безличные глаголы среди других глагольных форм; правильно употреблять их в устной и письменной речи, знать семантику безличных глаголов, уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, определять синтаксическую функцию безличных глаголов
 
 | 
 
 
 |   | 61-62
 
 |  Словообразование глаголовСпособы словообразования глаголов. Словообразовательный разбор глаголов. Морфемный анализ глаголов.
 
 
 | Используя суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы, образовывать однокоренные глаголы; выполнять разбор глагола по составу; выполнять словообразовательный разбор глагола
 
 | 
 
 
 |   | 63-64
 
 |  Правописание суффиксов глаголов.Усвоение орфограммы «Гласная в суффиксах – ова (- ева), -ыва (- ива)».
 
 | Составлять алгоритм работы по правилу и работать по нему; выполнять орфографический разбор слов на данную орфограмму
 
 | 
 
 
 |   | 65-66
 
 |  Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | Опознавать глагол среди других частей речи в тексте, грамотно употреблять глаголы в речи, определять грамматические признаки глагола, разбирать глаголы по составу
 
 | 
 
 
 |   | 67
 
 |  Развитие речи.Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот
 
 | Иметь представление об описательном обороте, подбирать описательные обороты к ключевым словам, составлять тесты, используя в качестве средства связи описательные обороты
 
 | 
 
 
 |   | 68
 
 |  Орфографический практикум.Повторение орфограмм по теме «Глагол».
 
 | Применять орфографические правила по теме «Правописание глаголов»
 
 | 
 
 
 |   | 69
 
 |  Пунктуационный практикум.
 
 
 | Уметь анализировать структуру предложения, грамотно пользоваться изученными пунктуационными правилами
 
 | 
 
 
 |   | 70
 
 |  Итоговая контрольная работа по теме «Глагол».Контроль и диагностика уровня усвоения материала по теме, порядка и качества выполнения некоторых видов грамматических разборов.
 
 | Писать под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять грам. разборы:
 
  морфемный;
 
морфологический,
 
орфографический
 
 | 
 
 
 |  | 
 |  |