Главная страница

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса ( базовый уровень, 2 ч) на 2013- 2014 учебный год



НазваниеРабочая программа учебного курса по химии для 8 класса ( базовый уровень, 2 ч) на 2013- 2014 учебный год
страница1/4
Дата12.02.2016
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. АК-ДОВУРАК

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________/У.Ч. Хомушку/

_______________/А.А. Адыгаева/


« » ____________2013г « »_________2013 Приказ№___





Рабочая программа учебного курса

по химии для 8 класса ( базовый уровень, 2 ч)

на 2013- 2014 учебный год

Учитель: _Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

(ФИО полностью)

высшей квалификационной категории___________



Рассмотрено на заседании

ШМО учителей естественных наук

Протокол № 1

от «27» августа 2013 г.

Руководитель ШМО

учителей естественных наук:

_________________/_СарыгларТ.А./

.
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

для 8-класса общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  2. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  3. РБУП образовательных учреждений Республики Тыва реализующих программы общего образования, утвержденный приказом МОиН РТ от 13 октября 2011года №904/д;

  4. Учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом директора от _________ 2013г. № ;

  5. Программы общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 и 10-11 классов ( базовый уровень) Н.Н..Гара, М:. «Просвещение», 2009 г.

  6. Химия. 8-11 класс: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов ( базовый уровень)/ Л.М.Брейгер, А.Е.Баженова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 71 с.


Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Изучение химии в основной школе направлено:

на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как одного из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

на применение полученных знаний и умений для безопасного использованного веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретическое знания, включающие изучение состава и строение веществ, зависимости их свойств строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химической реакций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс химии 8класса предполагает изучение двухразделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку химии: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как атомно-молекулярном, так и на электронном уровне Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе – рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева., строение и свойства веществ, сущности химических реакций.

В изучении курса значительную роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров в курсе химии ведущая роль играют познавательные ценности, так как главная цель, которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностей ориентаций позволяет сформировать:

-уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- потребность в безопасном выполнении правил безопасности использования веществ в повседневной жизни;

- сознательный выбор будущей профессии.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- правильному использованию химической терминологии и символики;

-развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ

Личностного развития:

1)формирование чувство гордости за российскую химическую науку;

2)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений;

4) формирование коммуникативной компетентности;

5) формировании ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, бережного отношения к окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности( клубная, проектная, кружковая, поисково- исследовательская и т.п.)

Метапредметными результатами являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию;

  3. понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  4. формирование и развитие и компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий;

  5. умение извлекать информацию из различных источников, умения свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  6. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  7. умение организовать свою жизнь в соответствии о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина;

  8. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  9. формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;

  10. умение работать в группе.

Предметными результатами являются:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам ;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

 7)овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего ( полного) общего образования.

9) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • химическую символику;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула; относительная атомная и молекулярная массы; ион, катион, анион, химическая связь: вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объем; химическая реакция, классификация реакций; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И. Менделеева;

Учащиеся должны уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решеток;

  • объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • давать характеристику химических элементов( от водорода до кальция) на основе положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ; химических свойств основных классов неорганических веществ;

  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, типы кристаллических решетки вещества; признаки химических реакций;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид- ион;

  • вычислять массовую долю элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагента или продукта реакции;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и её представления в различных формах.


МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучения химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, а всего за год 68 часов. Контрольные -4, проверочные работы-2, практические работы –6, лабораторные работы- 21
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография . опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объёма газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1.Правила техники безопасности при работе с химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2.Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

1.Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. 2.Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. 3.Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определения состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. .Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород—восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горения водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода—растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды—анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. 1.Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. 2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений 9 (ч)

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Химические и физические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме « Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома (8ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Состав электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь. (9 ч )

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, полярная, ионная. Валентность элементов. Окислительно-восстановительные реакцию

Криссталические решетки: ионная атомная и молекулярная. Кристаллические аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 8 . Закон Авогадро. Молярный объём газов (3 ч )

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношение газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. 1.Объемные отношения газов при химических реакциях.

2. Вычисления по химическим уравнением массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.


Учебно- тематический план




Темы

Всего

Теория

Практическая

работа

Лабораторные

работы

Контрольные работы




НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ




1

2

3

4

5

6

1

Первоначальные химические понятия

19

17

2 (№1

№2)

№ 1-7

№1

2

Кислород

5

4

1( №3)

№8




3

Водород

3

3




№9,10

Проверочная работа №1 (темы 2,3)

4.

Растворы. Вода

6

5

1(№4)




№2 ( темы 2-4)

5

Основные классы неорганических соединений

9

8

1(№5)

№11-17

№3

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

8

8




№18

Проверочная работа №2

7

Строение веществ. Химическая связь

9

9




№19

Контрольная работа №3

( темы 6 и 7)

8

Закон Авогадро. Молярный объем

3

3










9

Галогены

6

5

1 (№6)

№ 20,21

Контрольная работа №4 ( темы 8 и 9)




Обобщение и систематизация курса 8 класса

1










тестирование




ИТОГО:

68

61

6

21

4
  1   2   3   4