.
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 8-класса общеобразовательных учрежденийПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по химии для 8 класса создана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
РБУП образовательных учреждений Республики Тыва реализующих программы общего образования, утвержденный приказом МОиН РТ от 13 октября 2011года №904/д;
Учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом директора от _________ 2013г. № ;
Программы общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 и 10-11 классов ( базовый уровень) Н.Н..Гара, М:. «Просвещение», 2009 г.
Химия. 8-11 класс: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов ( базовый уровень)/ Л.М.Брейгер, А.Е.Баженова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 71 с.
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
на
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на
воспитание отношения к химии как одного из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на
применение полученных знаний и
умений для безопасного использованного веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретическое знания, включающие изучение состава и строение веществ, зависимости их свойств строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химической реакций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАКурс химии 8класса предполагает изучение двухразделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку химии: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как атомно-молекулярном, так и на электронном уровне Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе – рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева.,
строение и свойства веществ, сущности химических реакций.
В изучении курса значительную роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
В качестве
ценностных ориентиров в курсе химии ведущая роль играют познавательные ценности, так как главная цель, которых заключается в изучении природы.
Основу
познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Развитие познавательных ценностей ориентаций позволяет сформировать:
-уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- потребность в безопасном выполнении правил безопасности использования веществ в повседневной жизни;
- сознательный выбор будущей профессии.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию химической терминологии и символики;
-развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИЛичностного развития:1)формирование чувство гордости за российскую химическую науку;
2)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений;
4) формирование коммуникативной компетентности;
5) формировании ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности( клубная, проектная, кружковая, поисково- исследовательская и т.п.)
Метапредметными результатами являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умения планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
формирование и развитие и компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников, умения свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
умение организовать свою жизнь в соответствии о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;
умение работать в группе.
Предметными результатами являются:1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам ;2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; 7)овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего ( полного) общего образования.9) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯУчащиеся должны знать:
химическую символику;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула; относительная атомная и молекулярная массы; ион, катион, анион, химическая связь: вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объем; химическая реакция, классификация реакций; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И. Менделеева;
Учащиеся должны уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решеток;
объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
давать характеристику химических элементов( от водорода до кальция) на основе положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ; химических свойств основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, типы кристаллических решетки вещества; признаки химических реакций;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид- ион;
вычислять массовую долю элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагента или продукта реакции;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и её представления в различных формах.
МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕНа изучения химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, а всего за год 68 часов. Контрольные -4, проверочные работы-2, практические работы –6, лабораторные работы- 21
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯТема 1. Первоначальные химические понятия (19 ч)Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание,
кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография . опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объёма газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы1.Правила техники безопасности при работе с химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
2.Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. 1.Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. 2.Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. 3.Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород (5 ч)Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определения состава воздуха.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. .Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч)Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород—восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горения водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)Вода—растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды—анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. 1.Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. 2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений 9 (ч)Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Химические и физические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н
. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме « Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.Строение атома (8ч)Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Группы и периоды.
Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер
. Электроны. Изотопы. Состав электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь. (9 ч )Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, полярная, ионная. Валентность элементов. Окислительно-восстановительные реакцию
Криссталические решетки: ионная атомная и молекулярная. Кристаллические аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 8 . Закон Авогадро. Молярный объём газов (3 ч )Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношение газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. 1.Объемные отношения газов при химических реакциях.
2. Вычисления по химическим уравнением массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (6 ч)Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Учебно- тематический план №
| Темы
| Всего
| Теория
| Практическая
работа
| Лабораторные
работы
| Контрольные работы
|
| НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1
| Первоначальные химические понятия
| 19
| 17
| 2 (№1
№2)
| № 1-7
| №1
|
2
| Кислород
| 5
| 4
| 1( №3)
| №8
|
|
3
| Водород
| 3
| 3
|
| №9,10
| Проверочная работа №1 (темы 2,3)
|
4.
| Растворы. Вода
| 6
| 5
| 1(№4)
|
| №2 ( темы 2-4)
|
5
| Основные классы неорганических соединений
| 9
| 8
| 1(№5)
| №11-17
| №3
|
6
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
| 8
| 8
|
| №18
| Проверочная работа №2
|
7
| Строение веществ. Химическая связь
| 9
| 9
|
| №19
| Контрольная работа №3
( темы 6 и 7)
|
8
| Закон Авогадро. Молярный объем
| 3
| 3
|
|
|
|
9
| Галогены
| 6
| 5
| 1 (№6)
| № 20,21
| Контрольная работа №4 ( темы 8 и 9)
|
| Обобщение и систематизация курса 8 класса
| 1
|
|
|
| тестирование
|
| ИТОГО:
| 68
| 61
| 6
| 21
| 4
|