Главная страница

«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями фгос»



Скачать 73.57 Kb.
Название«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями фгос»
Дата25.02.2016
Размер73.57 Kb.
ТипМетодическая разработка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВО – ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Методическая разработка

по теме:

«Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ».

Автор-разработчик:

преподаватель биологии

ГБОУ СПО ПППЭТ МО

Дмитренко Е.М.


г.Павловский Посад,

2011-2012 учебный год.

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологию обучения учитель предпочитает, главная его задача – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без развития мышления, умения планировать и алгоритмизировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. Новые социальные запросы определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию образования «научить учиться». Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является – формирование универсальных учебных действий, т.е. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Рассмотрим формирование УУД на примере урока по «Общей биологии», по теме: «Химическая организация клетки».

Этапы урока.

Дидактические задачи.

Реальный результат.

Работа учащихся, учителя.

Формирование УУД.

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Принять рапорт от старосты, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания).

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.

Рассказ учащихся об основных положениях гипотезы А.И.Опарина, экспериментальных подтверждений гипотезы, современных взглядов на возникновение клетки с использованием самостоятельно приготовленных презентаций.

Познавательные: 1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2.Логические: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Подготовка к восприятию нового материала.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Беседа, восстановление знаний о химическом составе живых организмов и неживой природы как доказательстве их материального единства.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию. 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Элементарный состав клетки. Макро-и микроэлементы – беседа с опорой на знания учащимися ПС элементов Д.И.Менделеева.

Рассказ учителя с элементами беседы: Неорганические компоненты клетки: вода; катионы, анионы и их участие в процессе жизнедеятельности.

Рассказ учителя и работа учащихся с опорными конспектами, схемами: Белки – биополимеры – основа жизни, их строение и функции.

Беседа с использованием знаний учащихся: Углеводы и жиры – структурные компоненты и источники энергии в клетке.

Сообщения учащихся (по группам и парам): Нуклеиновые кислоты – биополимеры, типы НК, строение и роль ДНК в клетке. Ген. Строение и функции РНК. АТФ.

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Самостоятельная работа учащихся:

1.Заполнить таблицу «Основные органические вещества клетки».

2.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК».

Знаково-символические: формирования обобщенных знаний; моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного.

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей.

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение идей мировоззренческих.

Активная, продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей.

Беседа учителя с учащимися по вопросам изучаемой темы.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

1.Блиц-опрос, с использованием ИКТ.

2.Выборочная проверка самостоятельной работы.

3.Взаимопроверка.

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; коррекция полученных знаний.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; мотивировать свои действия.

Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

1.Взаимооценка ответов с использованием схемы «Рекомендации по оценке устных ответов».

2.Выставление аргументированных оценок учителем.

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

Осуществление контроля над своими действиями, контролирование логики мысли, определение последовательности этапов познавательной деятельности, осуществление диалектического подхода.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Стр.16 – 24 учебника «Основы общей биологии» И.Н.Пономарева. Подготовить презентацию «Химическая организация клетки».

Познавательные: 1.Общеучебные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование.

2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей.