Главная страница

«Развитие социальной компетентности застенчивого ребёнка путём усвоения социального опыта через коммуникативные танцы»



Скачать 357.42 Kb.
Название«Развитие социальной компетентности застенчивого ребёнка путём усвоения социального опыта через коммуникативные танцы»
Дата18.04.2016
Размер357.42 Kb.
ТипДокументы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Бичурский район»

Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Подснежник»

Педагогическая технология

«Развитие социальной компетентности застенчивого ребёнка путём усвоения социального опыта через коммуникативные танцы»


Автор:

Петрова Т.А.


Село Бичура

«Не существует более чудовищного

наказания, чем быть предоставленным

в обществе самому себе и оставаться

абсолютно незамеченным»

Уильямс Джеймс

I Цель и задачи педагогической технологии.

Цель:

способствовать развитию социальной компетенции застенчивого ребёнка с помощью коммуникативного танца.

«Социальная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях». (Е.И. Рогов «Азбука общения»)

Задачи:

1. Используя коммуникативные танцы преодолеть застенчивость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепостить ребёнка.

2. Развить у ребёнка язык жестов, мимики и пантомимики, дать понять, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

3. Расширить круг общения ребёнка (со сверстниками, взрослыми, детьми разного возраста, знакомыми и незнакомыми).

4. Формируя танцевальную культуру, воспитывать начала культурного общения.

5. Оказывать помощь в осознании ребёнком себя как члена коллектива и освоении им разных социальных ролей.

6. Создать в танце условия для развития уверенности, самостоятельности, активности, адекватной оценки своих возможностей.

II Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей за последние два столетия, то проблема застенчивости и порождённых ею трудностей общения займёт одно из первых мест. Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, ёрзание на стуле, тихий голос, затруднение ответить на самые простые вопросы. Е.И.Рогов в своей книге «Психология общения» пишет: «застенчивость (замкнутость) – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастные трудности установления новых, социальных отношений». У застенчивых детей очень сильна тяга к общению, они просто не знают или боятся установить контакт и сами от этого страдают. Поэтому взрослому нужно помочь такому ребёнку, постараться пробить броню, этот защитный панцирь, в котором он прячется от мира.

Застенчивых детей, считают педагоги- психологи И.Я.Медведева и Т.Л. Шишова, авторы методики драматической психоэлевации, ни в коем случае не стоит принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это – лишний позор, очередная психическая травма. Лучше их вовлечь в игровую ситуацию, к которой ребёнок может присоединиться. Важно обучать приёмам общения в игре (в данной технологии в танце ), а только потом в реальной жизни.

Важность такой работы в педагогическом процессе детского сада обоснована отечественными и зарубежными теориями развития ребёнка- дошкольника.

Эпигенетическая теория периодизации возрастного развития американского психоаналитика Э.Эриксона.

Согласно этой теории, при неблагоприятном проживании определённого периода у детей возникают проблемы эмоционального принятия значимыми людьми и чувство неполноценности, неустойчивая самооценка.

Теория психолога Х.Когута.

Согласно ей, нарушения в общении – это косвенный способ удовлетворения потребностей (в зеркализации, идеализации и принадлежности) или их блокировка. Основываясь на данной теории можно говорить о создании таких условий в работе с застенчивыми детьми, при которых они могут удовлетворить потребность в зеркализации, идеализации и принадлежности.

Теория психолого-педагогического сопровождения воспитания,

Как технология преодоления проблемного поведения детей. Психологи-исследователи Битянова М.Р., Деркач А.А., Митина Л.М. понимают сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определённом этапе жизненного пути возникли трудности. Психолого-педагогическое сопровождение для сегодняшней педагогической практики выступает одним из наиболее эффективных способов работы с детьми, имеющими нарушение в общении со сверстниками.

Идеи Е.И.Рогова, автора методики «психология общения» из серии «Азбука психологии», разработанной в рамках эксперимента «Донской психологической школы».

Он считает, что одна из схем межличностного конфликта – это чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осуждённым, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Необходимо помнить, что в основе их поступков лежат страхи и тревоги, а само поведение является вторичным. Кроме индивидуальных бесед с такими людьми проводятся групповые занятия в форме тренинга сензитивности. Они имеют определённые преимущества: в группе человек может получить боратную связь от окружающих непосредственно, а не через те высказывания, которые он слышал когда-то. Человек убеждается, что и у других есть подобные проблемы в общении и уровень его тревожности снижается, групповые занятия помогают найти друзей.

Идеи известного психолога Н.Я. Джинджихашвили в книге «К вопросу о психологической необходимости искусства».

Он утверждает, что психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать на глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного.

Метод музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса.

Метод «невербальной терапии», состоящий в том, что патологические нарушения психоэмоционального характера, фобии, спонтанно и легко выражается в музыке. Это музыкальный творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль «живой» музыки как средства коммуникации.

Идеи А.И.Бурениной, доцента ЛОИРО, кандидата пед. наук, об использовании коммуникативного танца в коррекционной работе с детьми, имеющими различные проблемы в общении.

В книге «Коммуникативные танцы – игры» она пишет: «…такой ребенок, как правило, страдает многими отклонениями: он зажат, у него неадекватная самооценка. В несложных, но весёлых подвижных танцах, дети получают радость от самого процесса движения и от того, что у них всё получается, от возможности выразить себя, проявить. Все это даёт прекрасный эффект в коррекции развития особых детей».

Автор технологии находит, что использование музыки и коммуникативного танца в работе с застенчивыми детьми не только целесообразно, но и необходимо, может дать хорошие результаты. Сочетание методов данной технологии с разнообразными психотехниками и игровыми методиками усилит положительное воздействие. Коммуникативный танец поможет изменить отношение ребёнка к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.
Принципы реализации педагогической технологии.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Преодоление комплекса застенчивости будет способствовать не только успешному усвоению детьми изучаемого материала на занятиях, но и в значительной степени целостному развитию ребёнка.

2. Принцип систематичности и последовательности

Предполагает построение системы занятий в таком порядке, который позволяет достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.

3. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Весь накопленный опыт может быть использован детьми в других видах деятельности, в повседневной жизни.

4. Принцип педагогической поддержки.

Означающий помогающее взаимодействие с ребёнком в процессе приобретения опыта обучения с другими детьми. Педагог чутко и деликатно сотрудничает с ребёнком, оказывает своевременную помощь в затруднительных для ребёнка ситуациях.

5. Принцип индивидуализации.

Предполагает, что ребёнок уже обладает каким-либо жизненным и эмоциональным опытом общения, имеет избирательное отношение к людям. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его интересов и индивидуальных особенностей.

6. Принцип психологического сопровождения.

Вся работа проводится под непосредственным наблюдением педагога-психолога ДОУ. Он направляет, корректирует и анализирует деятельность музыкального руководителя и воспитателя.

7. Принцип активного взаимодействия: семья - ДОУ - ребёнок.

Работа по данной технологии осуществляется в тесной связи всех компонентов данной системы.

8. Принцип рефлексии.

Обратная связь от детей, вместе с детьми в конце подводим итоги: что понравилось, какой опыт приобрели.

III Условия реализации технологии.

1.Педагогическая технология реализуется: в совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога и родителей.

2. Место и время реализации:

Музыкальные занятия, совместная деятельность с детьми, праздники и развлечения, проекты, утренняя гимнастика.

3. Возраст детей – 5-7 лет.

4. Содержание диагностических процедур:

Направления диагностики:

а) психологическое

- изучение индивидуальных и психологических особенностей застенчивого ребёнка.

- выявление застенчивости, тревожности.

- тесты по социализации, развитию коммуникативных способностей.

б) музыкальное

- диагностика музыкальных способностей

- изучение музыкальных предпочтений, отношения к музыке и танцу

- танцевальная диагностика

- диагностика по программе «Коммуникативные танцы»

в) педагогическая (работа с семьёй)

- определение типа преобладающих способностей у ребёнка

- анкетирование, тестирование родителей.

Диагностика.

Первое направление – психологическое. Проводит педагог-психолог ДОУ.

1) изучение индивидуальных и психологических особенностей застенчивого ребёнка:

- определение типа темперамента

- модальности восприятия

-интро-экстравертности

- особенности понимания и выражения эмоций и чувств

- инертность (возбудимость психических процессов)

- изучение типа общения ребёнка

- определение вида застенчивости по классификации Ф.Зимбардо

- наблюдение за ребёнком.

- беседы.

2) выявление застенчивости, тревожности, самооценки.

- тест ДДЧ (дом, дерево, человек) Дж. Бака

- игра «Секрет» Репиной (определение избирательного отношения между детьми)

- методика «Лесенка» Щур

- методика «День рождения»

3) Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3-7 лет М.И.Лисиной

4) Тесты по социализации Е.Акуловой, доцента кафедры дошкольной педагогики Тольяттинского госуниверситета:

- определение желания ребёнка общаться и устанавливать контакты

- определение способности вступать в контакт, социальной смелости

- выявление в общении эмоциональной окрашенности, экспрессивности, импульсивности

- определение умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей

- выявление наличия (отсутствия) потребности поддерживать и одобрять окружающих (самодостаточность)

- изучение самооценки и оценки личностных качеств

- изучение негативных личных проявлений

- изучение социальных эмоций

- изучение проявления сочувствия другому человеку

Второе направление – музыкальное, проводится музыкальным руководителем.

1) Диагностика развития уровня музыкальных способностей по методике К.В.Тарасовой

2) Диагностика по программе «Коммуникативные танцы» и составление индивидуального профиля.

3) Метод – наблюдение за ребёнком на музыкальном занятии. Цель – изучение особенностей поведения ребёнка и его эмоциональной отзывчивости на музыку и танец.

Критерии:

- отношение ребёнка (равнодушие, удовольствие, увлечённость, неприязнь, негативизм и др.)

- экспрессивно- мимическое выражение эмоций 9хмурится, улыбается, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен и т.п.)

- сопровождение музыки движением (пританцовывает, неподвижен, отвлекается и т.д.)

4) Метод – эксперимент. Цель – выявление музыкальных предпочтений ребёнком танцевальной музыки и отражении впечатлений через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Методика заключается в выборе ребёнком из нескольких цветных карточек (основные цвета спектра), как цветового индикатора эмоционального состояния, в ходе прослушивания нескольких вариантов танцевальной музыки разной по ритму, по характеру, стилю и т.п.

5) Беседа с ребёнком. Цель – выявить характерные особенности отношения его к музыке и танцу.

Примерные вопросы:

- ты любишь слушать музыку?

- как ты думаешь, у музыки есть характер? Настроение? Каким оно может быть?

- мы можем передать наше настроение через музыку? Как?

- что ты любишь делать под музыку?

- тебе нравятся музыкальные занятия?

- какие танцы ты больше всего любишь: когда танцуешь один, с другом, с партнёром, со всеми?

- мог бы ты научить танцевать маму, бабушку, брата, соседку, незнакомую

девочку?

- нравится тебе выступать на праздниках?

6) Двигательная импровизация- работа в паре.

Муз. ряд – N.Vanaelis «La petite fille de la mer» (заставка к программе «Женский взгляд»)

Цель: определение умения работать в паре и уровня танцевального творчества ребёнка.

Задание :

1 ребёнок – дерево, у него инструмент для аккомпанемента (у всех деревьев разный)

1 ребёнок – лист (у него завязаны глаза)

Дерево издаёт звуки, лист танцует вокруг или рядом, ориентируясь на звук. Потом меняются местами.

6) Танцевальная диагностика, разработанная к данной педагогической технологии.

Цель: мониторинг развития социальной компетентности застенчивого ребёнка в танцевальной деятельности.

Целевые ориентиры уровня развития:

I Активная потребность и желание взаимодействовать с другими людьми

«Я хочу»

II Способность отразить коммуникативное содержание танца через невербальные средства общения.

«Я умею»

III Умение актуализировать в общении с разными людьми содержание приобретённого и межличностного опыта

«Я знаю»

Критерии:

Высокий уровень (3 балла) – ребёнок охотно взаимодействует с разными людьми (взрослыми и детьми), проявляет адекватный эмоциональный отклик и содействие.

Средний уровень (2 балла) – вступает в контакт с партнёром после длительной паузы или по предложению взрослого, скованы, безынициативны, ищут поддержку взрослого.

Низкий (1 балл)не вступают во взаимодействие, молча наблюдают, не реагируют, ориентация на себя; не проявляют эмоций.

Инструментарий – танец «Приглашение».

Входная диагностика – со значимым человеком (взрослым, ребёнком).

Промежуточная – со сверстниками группы.

Итоговая – со знакомым или незнакомым человеком.

Профиль:

I Я хочу


II Я умею III Я знаю

- входная диагностика

- промежуточная

- итоговая

- высокий уровень
Направление: педагогическое

Цель: работа с семьёй ребёнка

1) анкетирование родителей – определение типа преобладающих способностей ребёнка.

2) метод исследования психологии родителей.

«Определите уровень общительности» (В.М.Ряховский)

«Проверьте уровень своей коммуникабельности» (Е.И.Рогов)

«Трансактный анализ общения» (Рогов)

3)Анкетирование музыкальным руководителем.

Вопросы:

- как ребёнок дома реагирует на музыку?

- есть ли у него привязанности к каким-либо музыкальным произведениям, жанру музыки, стилю?

- реагирует по-разному на разные по характеру музыкальные произведения?

- отражает ли ребёнок свой характер в танце?

- вспоминает ли ребёнок о танцах, разученных в саду, дома?

- танцуете ли вы с ним?

- он танцует один, с игрушкой, просит кого-то из семьи?

- любит танцевать сам по себе или необходимо присутствие зрителей?

- как вы реагируете на его танцы?
IV Этапы педагогической технологии

I этап

Цель: создаём условия для реализации цели педагогической технологии, отбирая специальное музыкальное содержание и формы организации совместной деятельности с ребёнком, направленные на развитие его социальной компетентности.

Рекомендуются следующие формы работы:

- утренняя гимнастика (коллективный танец, танец-приветствие)

- часть музыкального занятия (разного вида танцы)

- совместная деятельность (парные танцы, танец-игра)

- праздники и развлечения (все виды танцев)

В соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребёнка, после консультации психолога ДОУ, намеченного плана взаимодействия с педагогом и родителями, подбирается специальный музыкальный репертуар (индивидуально для каждого ребёнка) и составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка.

Данный музыкальный материал вносится в перспективный план воспитательно-образовательной работы муз. руководителем. В течение года проводится специальная «танцевальная диагностика» - входная, промежуточная, итоговая. Результаты фиксируются.

Примерный перспективный план работы.

октябрь

Задача: обогащение социального опыта взаимодействия со сверстниками формулами вежливости

Модель сотрудничества:

совместно-индивидуальная

Тип танца:

танец-приветствие

примерный репертуар:

«Слаапмутс», «здравствуйте!», «До свидания», «Шаги и поклоны», «Хэй,привет тебе!», «Хелло!Гуд бай!»

Ноябрь

Задача: развивать навыки взаимодействия ребёнка со значимым ему человеком (взрослым, другом); вызывать совместные эмоциональные переживания

Модель сотрудничества:

совместно - взаимодействующая

Тип танца:

парный танец с другом

Примерный репертуар:

«чик и Брик», «всё мы дели пополам», «Весёлые пары»,»Парный танец», «Полька-приглашение», «маленький танец», «Дружные ладошки».

Декабрь

Задача:

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей в ритме танца.

Модель сотрудничества:

Совместно-последовательная.

Тип танца:

Коллективный (общий)

Примерный репертуар:

Новогодние хороводы «Кремена», «Танец в кругу», «Попрыгунчики», «Круговая пляска», «Круговой галоп».

Январь

задача:

Развивать умение вести «диалог» ребенка со сверстниками в танце путем специального моделирования ситуаций общения.

Модель сотрудничества:

Совместно-взаимодействующая.

тип танца:

танец – игра.

примерный репертуар:

«Пешки - ложки», «2 барана», «Ручеек», «Лавата», «Боюсь, не боюсь», «Сапожники», «Променад с веревочками».

Февраль

Задача:

  1. Развивать умение понимать мимику, жесты и выразительные движения партнера.

  2. Развивать умение выбора партнера.

Модель сотрудничества:

совместно – взаимодействующая.

Тип танца:

Парный танец

Примерный репертуар:

«Детский бальный танец», «Хочу – не хочу», «Ну и до свидания», «Хлоп-хлоп-хлоп», «Отойди - подойди», «Валентинки».

Март

Задача:

Учить ребенка танцевальной культуре общения со сверстниками другого пола.

Модель сотрудничества:

Совместно – взаимодействующая

Тип танца:

Парный танец с одним партнером.

Примерный репертуар:

«Дамы и кавалеры», «Куколки и солдатики», вальс, полька, менуэт, кадриль, полонез разных авторов.

Апрель

Задача:

Побуждение сознания своей принадлежности к группе и развитие способностей к сотрудничеству в группе в незнакомой обстановке или незнакомыми людьми.

Модель сотрудничества:

Совместно – последовательная.

Тип танца:

Коллективный танец.

Примерный репертуар:

«Ехор», «Уж я улком шла», «Сиртаки», «Хоровод друзей», «Вежливый танец».

Май

Задача:

Закрепление позитивного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, способности свободного, активного и самостоятельного действия.

Модель сотрудничества:

Совместно – взаимодействующая.

Тип танца:

Парный танец со сменой партнера.

Примерный репертуар:

«Вальс дружбы», «Праздничная полька», «Рич - рач», «Вальс друзей», «Приглашение», «Найди пару», «Перекрестный танец», «Бинго» и др.


Фрагмент индивидуального маршрута сопровождения

(форма маршрута взята из сборника «Ты меня понимаешь?» раздел «формы наблюдений и определение уровня развития детей» авторы Л. Свирская; Н. Петрова)

Фамилия, имя: Доржиева Катя

Дата рождения: 24. 07. 02

Дата заполнения: 12.10.2006

Срок: I квартал


проблемы

задачи

методы и приемы

предложения психолога

1. отказывается от общения со сверстниками и взрослыми (кроме значимых для нее людей: воспитателя, музыкального руководителя)


создать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду, чувство «безопасности»; способствовать повышению эмоционального тонуса.

совместная деятельность со взрослым: игры «Давай поздороваемся», «помоги кукле» (ситуация – появилась новая кукла, помоги ей привыкнуть к группе). Коммуникативные игры на занятиях: «Волны» (прикосновение незнакомых людей) «Сороконожка» - совместно – индивидуальная модель.

коммуникативные танцы – игры с игрушками: танец с куклой, танец с гусеницей, чебурашка.




2. старается находиться вблизи взрослого, зависимость от взрослых

проектирование зоны активного развития, затем ЗБР.

индивидуальная просьба к Кате – научи танцевать новенькую, помоги мне показать танец детям.

беседа «я люблю делать…», «на кого хочу быть похожей».

коммуникативный танец парный со взрослым, переходящий с другом: «парная полька», «топ и хлоп», «веселый танец» и др.




3. делает попытки играть со сверстниками (проявляя при этом качество лидера)

обучать взаимодействию в парном танце, воспитывать доброжелательные чувства между детьми, вызывать положительные эмоции от участия в парном танце.

коммуникативный танец: «Мишка с куклой», «приглашение», «сапожники», «потанцуй со мной дружок».

коммуникативные игры: «найди пару» (сходство с собой). «Близнецы» (внимание к себе и партнеру).





Примерный вариант плана работы с родителями:

Задачи:

  1. Установление партнерских взаимоотношений с семьей для объединения усилий по преодолению проблем застенчивого ребенка.

  2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

  3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

  4. Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

  1. «Круглый стол» (педагог, муз. руководитель, психолог, родители) «Как нам помочь Саше?»

Цель: побуждать родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения.

2. Анкетирование родителей «Диагностика способностей ребенка» (по Савенкову)

3. Тренинг родителей «Учимся общаться».

Цель:

Развивать навыки общения родителей.

4. Тренинг родителей и детей «Развиваем навыки общения» (психолог и муз. руководитель).

Цель:

Стимулировать повышение внимания родителей к переживаниям ребенка.

5. Сочинение родителей «Достижения моего ребенка».

6. Посещение родителями занятий, праздников и участие в них.

7. Фотовыставка в группе «Мы танцуем» (где есть обязательно фото ребенка).

8. Создание видеофильма о достижениях ребенка, который отдается родителям и они смотрят его дома вместе с ребенком (с положительным отзывом).

9. Тренинг «Танцевально – игровое взаимодействие родителей и ребенка».

Цель:

Способствовать приобретению партнерских отношений.

10. Родительское собрание «Давайте поговорим».

Цель:

Обращение к опыту других родителей для активизации потребности взрослых анализировать приемы и способы воспитания.

11. Консультация – диалог с родителями проблемных детей.

Цель:

Обсуждение разных точек зрения на данную проблему.

12. День открытых дверей «Мой ребенок в детском саду».

Цель:

Рассказать родителям о жизни ребенка в ДОУ.

13. Статья в газете «Подснежник» - «синдром серой мышки – программа решительных действий» (контрольная над ошибками для пап и мам)

II этап

Цель:

Активизируем интерес и формируем социальный опыт ребенка, обучая его в танце разнообразным способам и средствам общения.

Задачи:

1. Создание положительного эмоционального настроения.

2. Развивать умения выразительно изображать: отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического довольства и недовольства, основные эмоции.

3. познакомить с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Примерный перечень элементов невербального общения, с которыми дети знакомятся в танце (элементы предложены доктором филологических наук Е. Формановской).

I Жесты – динамическое движение

Тип жеста:

указательные, изобразительные, ритуальные, ритмические, эмоциональные.

Элементы:

погрозить пальцем, подозвать кистью руки, прижать руку к сердцу, указать на себя, помахать рукой, почесать затылок, приподнять плечи (удивление), пожать плечами (не знаю), развести руками (не могу помочь), приподнять брови, махнуть рукой, хлопнуть по лбу, разные виды рукопожатий, кивок головой, поклон.

II позы:

  • поза адресации (вопрошающие глаза, движение рук, человек хочет обратиться).

  • поза слушателя (замедление движений, выражения внимания на лице).

  • поза изумления.

  • расположение собеседника (далеко друг от друга – нет контакта, слишком близко - неудобство).

III мимика – передается вся палитра человеческих эмоций

  • динамическая

  • застывшая

мимические знаки: скривился, округлил глаза, вытаращил, скорчил рожицу, расцвел улыбкой, задрал нос, надулся, усмехнулся и др.

IV язык глаз – можно выразить любое чувство: радость, печаль, гнев, восторг, любовь и др.

V улыбка – личностное выражение вежливости и заинтересованности. Это «поле положительного знака», самый естественный способ общения.
Методы и приёмы работы,

используемые в ходе разучивания танца.

- элементы психогимнастики и психодрамы по методике М.И.Чистяковой

- мимическая гимнастика

- тренинг мимических и пантомимических мышц

- работа с пиктограммами

- работа с масками настроения

- игра «Глаза в глаза» (парами, глядя в глаза, молча передают разную эмоциональную информацию

- ролевая гимнастика

- эмоциональный настрой.
Примерные варианты упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки , доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

3) здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня замечательные, необычно симпатичные. У вас очень добрые, тёплые, ласковые улыбки. Когда я вижу вас такими, мне сразу хочется сделать что-нибудь необыкновенное. как вы думаете, что обычный человек может сделать необычного для другого человека?


Упражнения для развития мимики.

- солёный чай

- ем лимон

- сердитый дедушка

- лампочка погасла, загорела

- грязная бумажка

- тепло - холодно

- рассердились на драчуна

- встретили хорошего знакомого

- обиделись

- удивились

- испугались гуся

- показать, как кошка выпрашивает колбасу

- мне грустно

- люблю – не люблю

Примерная ролевая гимнастика у зеркала.

1) нахмуриться как …король, ребёнок, у которого забрали игрушку

2) улыбнуться как… мать младенцу, младенец матери, вежливый японец,

кот на солнце

2) стоять как …. оловянный солдатик, дама в платье и шляпе, наказанный Буратино.

Упражнения «Произнеси фразу».

произнесение слов с разной интонацией:

- спасибо

- здравствуйте

- до свидания

- ах, так!

- ну и ладно

- привет

- ты смотри, не шали

- хочу – не хочу.

Тренинг в парах «Расположение партнёров»

Цель: предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать
Позиции:

- партнёр схватил вас за руки

- спрятал от вас руки

- едва касается рук

- держит за ладони

- смотрит под ноги, в сторону

- смотрит на тебя

- улыбается

- сердит

III этап

Цель: закрепление способности самостоятельно находить нужные способы поведения; закрепление того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребёнка.

Примерные конспекты занятий, развлечений и праздников,

в ходе которых проявляется социальная компетентность ребёнка.

Конспект занятия «Дружба начинается с улыбки!»

Программные задачи:

1. дать возможность переживать положительное состояние от танцевального общения друг с другом на основе использования невербальных средств для выражения своего положительного эмоционального отношения к сверстникам.

2. воспитывать основы танцевальной и коммуникативной культуры посредством приобщения детей к музыкальной культуре народов мира.

Возраст: 6-7 лет

Форма организации: и.о.о.д.
Ход занятия:

Здравствуйте! Мне нужна ваша помощь. У нас в садике приключилась беда. Посмотрите на воспитателей, вы ничего странного не замечаете?

-Они всегда такие? (воспитатели сидят хмурые и грустные)

Я объясню, в чём дело. Случилось невероятное. Сегодня рано утром над садиком пролетала колдунья Плохое настроение. Она везде рассыпала свой волшебный порошок – все, кто его касался, становились злыми, начинали ссориться, перестали дружить и разговаривать друг с другом. Но так как было ещё очень рано и детей в садике не было, то колдовство произошло только с воспитателями. Вот поэтому они сегодня такие недружные. Вы представляете, что будет, если они будут работать с детьми?

-Что делать? Как разрушить колдовство? Как их снова научить быть дружными и добрыми?

Но ведь мы с вами в музыкальном зале и у нас есть прекрасная помощница – Музыка. Как она может помочь нам? Но ведь мы знаем много танцев, как выбрать нужный? Предлагаю начать с самого простого.

-Давайте научим их приветствовать друг друга.

-Какие слова приветствия вы знаете?

- А как называется танец?

Танец с приветствиями «Слаапмутс»

Выбирайте себе того, с кем вы будете танцевать.

-Ну что, у нас получается?

- Чему вы их научили?

-Но ведь приветствовать можно и по-другому. Как?

- Да, когда человек протягивает руку для приветствия, он не только желает здоровья, но и делится своими добрыми чувствами. Давайте и мы пожелаем нашим воспитателям здоровья и поделимся добрыми чувствами в

танце «Здравствуйте!»

Помог наш танец?

- Вы почувствовали тепло ладоней друг друга, вовсе они не такие уж и сердитые. Значит, колдовство начинает понемногу разрушаться.

А есть ли у вас человек, который помогает вам в трудную минуту, поддерживает вас, если вам плохо и радуется вместе с вами, когда вам хорошо.

- Есть ли у вас друзья?

- Я предлагаю вам стать друзьями нашим воспитателям, кто с кем хочет подружиться?

-Давайте со своим новым другом станцуем танец «Чик и Брик».

Вам понравились ваши друзья?

Посмотрите, волшебство рушится на глазах. Они изменились или остались прежними – значит мы им помогли?

Давайте поделимся с ними своими улыбками, добрыми чувствами, теплом своего сердца в танце, который называется «Кремена».

Как вы думаете, разрушили мы колдовство?

- как вы об этом узнали?

-смогут они теперь работать с детьми?

Давайте ещё раз проверим окончательно, станцуем танец «Весёлые дети»,

где каждый из нас будет менять партнёра.

- Вам понравилось танцевать с воспитателями?

- Танцы помогли нам превратить их в прежних воспитателей – добрых и ласковых, которых так любят наши ребятишки.

Вот мы и стали друзьями и поэтому я приглашаю вас на «Вальс друзей».

Спасибо вам за то, что вы такие замечательные, добрые, готовы всегда прийти на помощь в трудную минуту. Я думаю, что танцы, которые мы здесь танцевали, помогут и вам в вашей дальнейшей жизни найти себе верных и добрых друзей.


Конспект развлечения

«Путешествие на остров Чунга-Чанга».
Форма организации: развлечение

Возраст: 6-7 лет

Программные задачи:

1. Создать условия для проявления успешности в социальной компетентности ребёнка.

2. Способствовать сбросу инертности, нормализации физического и психологического самочувствия, повышению мышечного тонуса.

3. развивать интерес к совместной деятельности с детьми.

4. Закрепление всего нового и позитивного, что возникло в личностном мире ребенка.
План:

1. Вхождение в ситуацию «Путешествие на остров Чунга - Чанга»

2. Психо - эмоциональный настрой «У нас все получится»

3. Танцевальная техника «Танец огня»

4. Игра на снятие психо – эмоционального напряжения «Спаси птенца»

5. Игра на ослабление негативных эмоций «Тигр на охоте»

6. «Музыкальна поляна» (работа с пиктограммами)

7. Танцевальная техника «Танец волн»

8. Игра на повышение уверенности в себе «Маски»; игра «Дружба начинается с улыбки» (для детей с затруднением в общении)

9. Пение песни «Улыбка»

10. Упражнение «Люблю – не люблю» (на выражение эмоций)

11. Музыкально – ритмическая композиция «Всё мы делим пополам»

12. Двигательная техника «Джаз тела»

13. игра для детей с затруднениями в общении «Сиамские близнецы»

14. релаксация «Полёт над островом»

Атрибуты: карта, рюкзак, маски, костюмы, плоты, фломастеры, цветы, копьё, бананы, кокосы, верёвки, фонограммы, магнитофон.
Ход занятия:

(дети входят в зал, взявшись за руки - здороваемся.)

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на остров Чунга-Чанга. Хотите? У меня даже есть карта этого острова, давайте её рассмотрим, что же есть на этом острове? (рассматривание карты)

как вы думаете, что понадобится нам в этом путешествии?

Я предлагаю взять две вещи: наши маски, которые мы рисовали, вдруг нам будет грозить опасность, и ещё улыбки свои – чтобы дарить их всем, кого мы повстречаем на своём пути. Улыбки на месте?

Тогда давайте приготовимся к путешествию. Нам нужно раскрасить лица и надеть набедренные повязки, чтобы мы походили на обитателей острова.

(Дети наряжаются и раскрашиваются)

а теперь возьмёмся за руки, улыбнёмся, скажем, вместе «мы отправляемся в путешествие. У нас прекрасное настроение. Мы верим, что у нас всё получится».

Ну, а теперь рассаживаемся на плоты и поплыли к нашему острову, главное, не потерять друг друга и не утонуть.

(Дети идут в связанных цепочкой обручах в физкультурный зал).

В физкультурном зале - оформлен остров, такой же, как и на карте.

- Вот мы с вами и на острове, здесь всё как на нашей карте. Давайте сначала внимательно прислушаемся к звукам, что мы услышим?

-Что услышали?

- Ничего опасного нет?

Ну вот теперь мы смело можем ходить по острову. Как вы думаете, что мы должны сделать в первую очередь?

Я предлагаю зажечь огонь.

«Танец огня» (двигательная импровизация детей)

Давайте осмотрим остров. Смотрите, какие здесь растут пальмы. Ой, слышите, кто-то пищит?
игра на снятие психоэмоционального напряжения «Спаси птенца»

Посмотрите, это маленький беспомощный птенец. Возьмите его в руки, согрейте его, подышите на него, согревая его своим дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте ему доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони и опустите его, улыбнитесь ему и помашите рукой и он ещё прилетит к нам!

Мы – настоящие спасатели. Спасли маленького птенчика. Пошли дальше. Смотрите, смотрите – тигрица с тигрятами. она учит их охотиться.

Игра на ослабление негативных эмоций «Тигр на охоте».

(Я – тигрица, вы – тигрята. Я учу вас охотиться, а вы подражаете взрослому тигру.

(тигр медленно выставляет вперёд1 правую лапу, затем 2 правую лапу, затем 1 левую лапу, затем 2 левую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно крадётся к добыче. 5-6 шагов, затем группировка, поджимает к груди лапы, голову, приседает, готовясь к прыжку и резко прыгает, издав громкий клич «Ха!»).

Ну вот, тигрица ушла, можно идти дальше. Смотрите, какая красивая полянка, вся в цветах, а цветы – то какие необычные. Посмотрите, у некоторых из них есть маленькое личико и они с помощью эмоций могут рассказать, что они чувствуют, своё настроение. Давайте посмотрим, какое настроение у этих цветочков.

Рассматривание пиктограмм и определение эмоций.

Посмотрите, а у некоторых цветов нет личика, зато он могут рассказать о себе с помощью цвета лепестков и музыки. давайте послушаем, какое настроение передаёт эта музыка и как вы думаете, о каком она цветке? рассказываем?

Давайте поможем ему и нарисуем его лицо.

Рисование эмоций по прозвучавшему фрагменту музыки.

Ну вот, теперь все цветы могут рассказать о себе. Давайте помашем им прощаясь и пойдём дальше.

А вот мы вышли к океану. Слышите, как шумят волны? давайте поиграем с ними.

«Танец волн» (двигательная импровизация детей)

А теперь немного передохнём, полежим на бережке, погреемся на солнышке; послушаем прибой.

(вдруг раздаётся боевой клич)

- ребята, кажется, нас обнаружили обитатели острова! Что будем делать? Я предлагаю одеть маски, чтобы защититься от нападения.

игра на повышение уверенности в себе «маски»

(выскакивает с копьём и криком абориген)

увидев детей, пятится немного назад, но остановившись на безопасном расстоянии, потрясая копьём, кричит:

Абориген: - Тумба-юмба, йо-хо-хо! Тумба-юмба, ай-яй-яй!

(затем, положив копьё, бьёт себя в грудь 2-мя руками)

Тумба-юмба! Тумба-юмба!

Ведущий: ну, ребята, пора снимать маски! Вместе снимаем и дарим гостю улыбку, самую добрую. 3-4!

игра для детей с затруднениями в общении «Дружба начинается с улыбки»

Абориген: (махая руками и улыбаясь)

фу-ты, шулюм-булюм, Тумба-юмба!

Затем показывает пальцем себя в грудь: Тумба-юмба!

Затем на ребёнка: ребёнок называет своё имя и абориген медленно его повторяет: Нел-ли, Ки-рю-ша и т.д. , здоровается за руки.

- Видите, ребята, какие чудеса творит наша улыбка. Тумба-юмба нас совсем не боится. правда, Тумба-юмба?

Абориген: машет головой, соглашаясь, и улыбается.

Ведущий: давайте споём ему песню про улыбку

все садятся на пол и поют песню « УЛЫБКА» Шаинского.

Абориген(медленно говорит) У – лыб- ка! ( широко улыбается)

Ведущий: Тумба-Юмба, давай с тобой поговорим!

Абориген: Да- вай, да-вай!

Ведущий: Что ты умеешь делать?

Абориген :У –у, Тумба-Юмба, у-у!( изображает: кидание копья, стрельбу из лука, лазанье по деревьям, пьет из кокоса, ест мясо, ловит рыбу вилкой и держит ее руками)

дети отгадывают.

Абориген: А вы ? Делать?

дети показывают, абориген отгадывает.

Ведущий: А что ты любишь есть?

Абориген: Червя-вяч-ки. Вкусно? (облизывается)

Ведущий: Дети, вкусно? (дети изображают мимикой)

игра на выражение эмоций «Люблю-не люблю» (затем меняются ролями).

ВЕДУЩИЙ: Тумба – Юмба, мы многое узнали друг о друге, мы хотим с тобой дружить. Мы теперь друзья! (обнимаются)

Абориген: Дру-зья!

Ведущий: Хочешь с нами потанцевать?

танец « Все мы делим пополам»

Абориген: Молодцы! Ха-ра-шо! Тумба-Юмба (тычет себя пальцем в грудь и делает танцевальные движения)

Ведущий: Ребята, по- моему он что-то пытается нам сказать.

Абориген: Тумба-Юмба танцевать!

Ведущий: По-моему, он хочет научить нас танцевать по- своему. А как танцует Тумба-Юмба, покажи.

Абориген: Тумба-Юмба любит танцевать!

показывает разные части тела и делает танцевальные движения

«Джаз тела» (танцевально-двигательная импровизация)

Ведущий: Какой хороший танец! Мы обязательно будем танцевать его в детском саду. Давайте скажем Тумбе-Юмбе спасибо!

Абориген: гладит детей по головам, улыбается, вдруг замирает, делает большие глаза и причитает:

Тумба-Юмба! Вай-вай,ай-ли!

Ведущий: Что случилось?

Абориген:(изображает, что ему нужно было насобирать бананов и кокосов к обеду)

Ведущий: (вместе с детьми « переводит») это

игра « собери фрукты» (по типу « сиамские близнецы»- для детей с нарушениями в общении).

Пару связывают за 2 ноги, они обнимают друг друга за талию. Кто больше принесет кокосов (за 1 раз).

Слаживает фрукты в корзинку, отдаем Тумбе – Юмбе, он нас благодарит.

Ведущий: нам пора Тумба – Юмба обратно в детский сад. Нам так было хорошо с тобой, мы будем скучать без тебя. Правда, ребята?

Абориген: («плачет» – делает грустное лицо, собирает слезки в ладонь), Тумбе – Юмбе плохо, он будет скучать без вас.

Ведущий: давайте попрощаемся с Тумбой – Юмбой (обнимаются, машут рукой).

Садятся в обруч и плывут обратно.

Ведущий: Ну, вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Давайте снимем наши наряды и тихонько ляжем на ковер, закроем глаза и вспомним наш чудесный остров.
Фонограмма

Представьте, что мы превратились в прекрасных, сильных птиц и полетели к своему острову. Вот мы кружим над ним и видим его прекрасные цветы, деревья, птиц и животных. А вот мы пролетаем над океанам. Вспомните, как мы лежали на берегу. Ощутите приятную свежесть морской воды. Как хорошо! А вот мы пролетаем над хижиной Тумбы – Юмбы. Он машет нам рукой и мы ему тоже. И вот мы возвращаемся назад, в свой детский сад. И вот мы уже в музыкальном зале. Открыли глаза, потянулись, улыбнулись. Как все было здорово!

Вот и подошло к концу наше путешествие. До свидания!

IV этап

Для итоговой диагностики используем

- диагностику к программе «Коммуникативные танцы»

- «танцевальную диагностику» ( к данной технологии)

вычерчиваются индивидуальные профили

- на итоговом занятии используется приём «Волшебный танец».

Предлагается ситуация, когда любой ребёнок может тебя пригласить на танец, а ты не должен отказаться и наоборот, застенчивый ребёнок приглашает любого ребёнка, который не отказывает ему. Отслеживаются интегральные показатели развития: «я хочу», « я могу», «я умею».

Ребёнок

1) положительная динамика в развитии социальной компетентности ребёнка:

а) ребёнок не будет испытывать затруднений в общении со сверстниками

б) у ребёнка значительно обогатится запас невербальных средств общения

в) для ребёнка не составит труда понять эмоциональное состояние другого человека по внешним проявлениям

г) у ребёнка появятся такие качества, как самостоятельность, активность; будет значительно повышена самооценка.

д) будет преодолён страх в ситуации общения (в конкретно-индивидуальном случае)

2) актуализация личности и индивидуальности ребёнка

Родители:

1) обращение к проблеме ребёнка

2) стремление помочь ему преодолеть этот комплекс застенчивости

3) понимание необходимости в активном взаимодействии с педагогами

Музыкальный руководитель:

1) удовлетворённость результатом работы, получение ощутимых результатов в обученности и развитии творческих способностей детей.

2) изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация музыкального воспитания детей с учётом детских интересов и возможностей.
Приложение.

статья «Синдром серой мышки» - работа над ошибками для мам и пап» (газета «Подснежник»)

Как вы думаете, откуда берутся нелюдимые холодные люди, не имеющие друзей и коротающие вечера, а одиночестве? Проблема может крыться в ошибках воспитания. Важно вовремя их исправить!

Можно выделить пять основных предпосылок, из-за которых наши дети могут пуститься в одиночное плавание. Важно их вовремя заметить, учесть особенности личности своего ребёнка, постараться нейтрализовать отрицательные черты в своём чаде и устранить родительские недоработки, преподав малышу уроки продуктивного общения.

1. « Я в домике» - ваш ребёнок вполне счастлив, играя в углу с куклой или углубившись в книгу. Он не нуждается в большой компании приятелей, шумных играх. Без проблем проводит вечера и выходные в одиночестве, ему не скучно с самим собой и игрушками в своём «домике», точнее в уютном маленьком мирке, который он оберегает, держа окружающих на дистанции. Собственные чувства, мысли, переживания гораздо важнее для него, чем внешняя суета и поверхностные контакты. Интроверт – так называется тип личности, активность которого в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для него характерна самоуглублённость и даже замкнутость.

Ваша стратегия:

Учтите, это не дефект, который нужно исправить любой ценой, а индивидуальная особенность, достойная уважения и понимания. Не пытайтесь любой ценой растормошить маленького интроверта, вывести гулять в шумный двор. Всё это расшатывает отношения и провоцирует отчуждение между вами и ребёнком, заставляя его уходить ещё глубже в себя. Почаще предоставляйте его самому себе. В общении ждите, когда ребёнок проявит инициативу. разговаривайте с ним о его и своих переживаниях, планах, впечатлениях. В будущем интроверт найдёт утешение в творчестве или профессии, не связанной с общением в тихой семейной жизни, в узком кругу самых близких людей.

2 «Третий лишний»

И этот лишний – ребёнок. Вообще он из-за всех сил пытался попасть в круг маминого внимания, но его всё настойчивее и жёстче оттуда выталкивают и рекомендуют найти какое-нибудь занятие, стать «невидимым» и «неслышимым». Наконец такое занятие находится, и малыш уходит в него с головой (игрушки, компьютер, книги, телевизор). Всё, он больше не требует вашего внимания: сидит тихонько в уголке, рисует, мечтает, играет в игрушки, разговаривает сам с собой, но в отличие от ровесника – интроверта, в душе страдает. Ведь он получает от родных отчётливое послание: ты нам мешаешь. Такая ситуация складывается часто, когда в семье появляется другой ребёнок, и малыш, который ещё не успел вырасти, постоянно слышит от мамы: ты уже большой, не трогай меня, не отвлекай – я с маленьким. Такое отношение взрослых может стать причиной закрепившейся в поведении ребёнка неуверенности и склонности к одиночеству. Выход во внешний мир каждый раз будет вызывать у него чувство вины, стыда и собственной ненужности. А если это наложится на природную расположенность к застенчивости, общение для ребёнка станет тяжким испытанием или даже мукой.

Ваша стратегия:

как бы вы ни были заняты, уделяйте ребёнку достаточно внимания (хотя бы полчаса в день вы должны быть в полном его распоряжении), демонстрируйте ему свою привязанность. По нескольку раз в день говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, интересуйтесь его делами и переживаниями. Каждый ребёнок должен с самого раннего возраста чувствовать себя желанным и получить как можно больше родительской любви. Иначе он проживёт свою жизнь в одиночестве – без любви, без семьи, без сердечных привязанностей.
3 «Игра в молчанку»

Ребёнок ни за что не вступит в разговор первым, он не столько стесняется, сколько просто не знает, как надо завязать беседу, строить ответ на вопрос – он коммуникативно беспомощен. А как важно в детстве получить уроки продуктивного общения! если вы не поможете чаду освоить его приёмы, то, естественно, что он будет зажиматься, опасаясь попасть впросак, избегать даже приятных контактов, отказываясь от походов на дискотеки, вечеринки, свидания.

Ваша стратегия:

Некоторые психологи считают, что если в нежном возрасте не овладеть искусством коммуникации, то потом уже практически невозможно заполнить этот пробел.

Нужно учить ребёнка выстраивать мирный диалог с другими детьми, играть с ровесниками на детской площадке, быть вежливыми и терпимыми, не обижать других детей, не убегать в слезах домой, если обидели. Не накрывайте его родительским колпаком, исключая любые трудности. Пусть идёт в детский сад и учится взаимодействовать с другими детьми, выживать в столкновениях и договариваться в разногласиях. Будучи вынужденным, общаться и вступать в диалог, малыш волей-неволей овладеет коммуникативными приёмами. Ведь во многом общительность – дело тренировки.

4 «Прятки»

Почти все маленькие дети боятся посторонних людей и спешат прятаться от них, чаще за маму. Но у одних робость, защитная реакция, быстро проходит, а у других – нет. Дети с врожденной робостью часто уходят в «зону отчуждения». Их неконтактность, обусловленная застенчивостью, ведет к обидному и грустному детскому одиночеству. В подростковом возрасте проблема обостряется. А ведь в ваших силах помочь ребенку преодолеть излишнюю скромность!

Ваша стратегия:

Ни в коем случае не обзывайте ребенка «трусом», «боякой». Как говорил Ларошфуко: «Опасно упрекать в робости тех, кого хотят от нее исцелить». Помогите чаду почувствовать себя интересным, красивым (сшейте нарядный карнавальный костюм, разучите интересный стишок) и тогда он станет активнее презентовать себя, его рейтинг пойдет на повышение – сидеть одиноко в углу ему точно не придется. Застенчивые дети не только не могут организовать игру, но часто не решаются включиться в нее даже на правах участников. Подберите ему компанию для игр из детей помладше. Среди малышей любой почувствует себя увереннее. Приглашайте детей из окружения ребенка к себе домой. В совместных играх авторитет малыша повысится в глазах потенциальных друзей, поможет самоутвердиться и обрести товарищей по интересам. Или запишите его в кружок. Поскольку занятия проходят в группе, обретение навыков общения и сотрудничества неизбежно.

5. «Найди 5 отличий»

Как только ребенок понимает, что он чем-то отличается от сверстников, у него появляются первые психологические комплексы – утверждает известный французский психолог Изабель Иуэль. Вот и причина «одинокого мировосприятия». Дочка заметно отстает по росту от ровесниц, а сын не выговаривает букву Р – поводов для нарастания комплексов может быть сколько угодно, а внутренних психологических ресурсов, чтобы с ними справиться, у ребенка слишком мало. И если вы ему не поможете, нелюдимость, как защитная реакция от стресса будет прогрессировать.

Ваша стратегия:

«Переименуйте» детские недостатки и особенности в объективные данные. «Ты не маленькая, а стройная и миниатюрная». Купите дочери туфельки на каблучке. Ведь комплексами можно не только обзаводиться, но можно и нужно от них избавляться.

«Одиночество – прекрасная вещь. Но обязательно рядом должен быть кто-то кому можно будет рассказать, какая прекрасная вещь одиночество…» Оноре де Бальзак (по материалам статей журнала «Добрые советы»).

Содержание:

1. Цель и задачи

2. Краткое теоретическое обоснование

3. Диагностика

4. Этапы педагогической технологии