Главная страница


Тики Работу



Скачать 171.31 Kb.
НазваниеТики Работу
Л.А.Анурина
Дата16.04.2016
Размер171.31 Kb.
ТипУрок

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Тема итоговой работы:

«Создание условий

для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на

уроках математики»


Работу выполнили

Л.А.Анурина и Е.Г.Мясникова

учителя математики

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №2» округа Муром
2009 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………2 – 3

Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики………….4 - 12

1.1. Концепция математического образования…………….4 – 5

1.2. Мотивы учебной деятельности школьника……………5 – 6

1.3. Методы развития познавательного интереса………….6 - 8

1.4. Личностный смысл урока материала…………………..8 - 9

1.5.Различные организационные формы обучения………10 - 12

Заключение…………………………………………………………13

Приложение……………………………………………………….14 -16

Литература………………………………………………………….17

-1-

ВВЕДЕНИЕ

Как указывается в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоения обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Выделим следующие из ключевых компетенций, представленные в мировой образовательной практике:

- компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации, самовоспитания и т.д.).

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ :

Человек является субъектом своей жизни, он свободен в своих выборах, принятии решений, стремиться к самостоятельности и личностному росту. Чтобы этот человеческий потенциал раскрылся и реализовался, необходимы благоприятные условия жизни и обучение, ориентированное на личность и ее жизненные проблемы.

Цель:

«Формирование у учащихся устойчивой мотивации познания, как одной из важнейших целей ( и результатов) школы ХХI века.»

Задачи:

1.Изучить уровень школьной мотивации и определить интенсивность познавательного интереса.

-2-

2.Создать условия и возможности для раскрытия учеником для себя личностного смысла изучаемого материала.

3. Использовать методы развития познавательного интереса учащихся.

4. Внедрять в практику элементы исследовательской деятельности.

-3-

1. Создание условий для мотивации, самореализации и самовоспитания учащихся на уроках математики

1.1 Концепция математического образования

Концепция математического образования выделяет соответствующую современным идеям личностно ориентированного образования цель: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции.

Основными целями математического образования являются:

-интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

-воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности.

Цели математического образования обусловлены гуманизацией и гуманитаризацией образования. Гуманизация образования предполагает «очеловечивание» знаний, т.е. придание ему личностного смысла, учет индивидуальных особенностей обучаемых.

В гуманистической педагогике объектом не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив). Им является только образовательный материал (предметы, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы.

В основе воспитания сознательного и ответственного отношения к учению лежит формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения. Для того чтобы действительно управлять процессом формирования ответственного отношения к учебе, учитель должен хорошо знать мотивы учения учащихся, выяснять причины, тормозящие развитие положительных мотивов.

Изучив уровень школьной мотивации (Лускановой Н.Г, см. приложение) и, определив интенсивность познавательных интересов (В.С.Юркевич, см. приложение) можно получить следующие результаты:

- 4 -

УРОВЕНЬ

НАЗВАНИЕ УРОВНЯ

ОСНОВНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК


1


Отсутствие интереса


Интерес практически не обнаруживается

(исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал)


2

Реакция на новизну

Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теорий)


3

Любопытство

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, (но не на способы решения)


4

Ситуативный учебный интерес

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).


5

Устойчивый учебно-познавательный интерес

Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).


6

Обобщенный учебно-познавательный интерес

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Концепция предмета обуславливает содержание школьного образования, как процесса становления человека-творца, в придании воспитаннику определенного образа (образа мыслей, чувств, действий, поступков). Формирование такой личности предполагает создание условий для усвоения знаний и способов деятельности, для развития творческого мышления и инициативы личности.
1.2. Мотивы учебной деятельности школьника

Важные условия гуманизации математического образования- усиление мотивации обучения.

О. С. Газман отмечал, что ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью (мотивом, потребностью, интересом).

- 5-
Для этого необходимо, чтобы учащиеся приняли внутренне те задачи, которые ставятся в процессе обучения; чтобы они были самостоятельны в выборе средств достижения поставленной цели.

Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив – это значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. От силы мотива зависит интенсивность деятельности: мотив выступает, своего рода, ее «энергетической батареей».Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Конкрентными мотивами учебной деятельности школьника могут быть, стремление поощрения, страх наказания за неуспехи и др. При этом центральную роль в учебной деятельности играет учебно- познавательный интерес. Именно он, в отличии от других возможных мотивов, только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности.

1.3. Методы развития познавательного интереса

Остановимся на методах развития познавательного интереса. Если эти методы используются хотя бы на части уроков, то снимается большая часть проблем с детьми (проблемы дисциплины, успеваемости и др.), ибо эти методы больше, чем все остальное, обеспечивают мотивацию учения.

Учебная деятельность на уроке носит двусторонний характер и включает деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика. Из всего этого вытекают три группы методов обучения:

1.Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.


- 6 -

Методы обучения

Развитие познавательного интереса


1.Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;



Перцептивный аспект:

а) наглядные

б) практические

Гностический аспект:

а) проблемные (проблемного изложения

б) эвристические (частично поисковые)

в) исследовательские

Управленческий аспект:

методы самостоятельной учебной деятельности

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.


а )методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, неожиданность, занимательность, парадоксальность, создание ситуации новизны, успеха и т.д.

б )методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, упражнение, поощрение, наказание и т.д.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.


а ) письменные;

б)фронтальные, групповые или индивидуальные;

в)с применением компьютеров

г)програмированные

Например: включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частичной новой (измененной) ситуации.

1 задание (исходная ситуация)

Решить систему уравнений:

2задание (подобная ситуация)

Если сумму двух чисел увеличить в 4 раза, а их разность увеличить в 5 раз, то результаты будут равны. Найдите эти числа, если одно из них на 16 больше другого.

- 7 -

3 задание (незнакомая ситуация).

Решить задачу:

Моторная лодка путь от одной пристани до другой по течению проходит за 4 часа, а обратный путь – за 5 часов.

Какова скорость лодки в стоячей воде, если 40 км против течения она проходит за 2,5 часа.

Технология составления заданий достаточно проста:

-сначала подбирается задача 3 уровня (незнакомая ситуация),

-по ней составляется задание 1 уровня ( исходное задание),

-подбирается (придумывается) задание 2 уровня (частично измененная ситуация).

1.4. Личностный смысл урока

Многие дети не стремятся хорошо учиться (имеется в виду те, кто могли бы), потому что не понимают, зачем им нужны те или иные конкретные знания: зачем нужно знать, допустим, решение показательных уравнений. Знания проходят мимо школьника, время его школьной жизни тратится зря. Это время упущенных возможностей, время, время за которое в ученике не родился Изобретатель, Учитель, Строитель и т.д..

Преподавание знаний как нечто отвлеченно- научного, словно бы и не касающегося реальной жизни (в том числе жизни ученика), приводит к тому, что у школьников не возникает чувства значимости того, что происходит на уроке.

Классик советской психологии и корифей деятельностного подхода А.Н.Леонтьев доказал, что смысл деятельности тождествен ее мотиву, что смыслу нельзя обучить, смысл только воспитывается. Личностный смысл- это глубокое осознание человеком ценности для себя получаемых знаний, осознание, пришедшее через личные переживания, и поэтому оно всегда окрашено эмоциями.

Личностный смысл не может быть навязан извне, он вырабатывается ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов самостроительства личности.

- 8 -

Личностный смысл урока- это поиск, продумывание, понимание, оценка и собственные выводы на будущее относительно деятельности ученика на уроке- всего того что было прожито и пережито учеником в ходе конкретного урока. (Ученик ушел с урока довольный, удовлетворенный, безразличный к прожитому или раздосадованный; ему понравился урок и свое участие в нем или не понравилось; он ушел с ощущением важности приобретенных знаний или безразличный к ним; он пережил на уроке радость, удовлетворение или огорчение, унижение, отвращение и т.д.).
Пример раскрытия личностного смысла

Раскрыть личностный смысл материала по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс) можно опираться на следующие аргументы, которые могут стать мотивами ученика при изучении этой темы, то есть его личностным смыслом:

1.Вы сможете объяснить эту тему отсутствующему по болезни однокласснику, а в будущем и своим детям;

2.Вы стремитесь учиться как можно лучше – значит, должны твердо знать весь материал, в том числе и обыкновенные дроби;

3.На контрольных и самостоятельных работах , на олимпиадах по математике будут задания на эту тему;

4.Эта тема- еще одна тема для интересного общения со мной и друг с другом

5.Если вы усвоите эту тему на уроке, я буду вами гордиться , ваши родители будут, одноклассники, друзья будут считать вас умными, способными и успешными.;

6.Без знания обыкновенных дробей ( как читается, записывается, что означает) нельзя, например.

- помочь маме отрезать 2/3 пачки маргарина для приготовления пирога

- понять запись на этикетках в магазине:

Состав : 1/5-…

3/5-…

-заполнить анкету во время тестирования с заданием: « Укажите, какую часть домашнего задания вы выполняете самостоятельно»;

- 9 -

2. Различные организационные формы обучения
Для стимулирования мотивации учащихся необходимо использовать различные организационные формы обучения: индивидуальная, групповая, и фронтальная.

Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников, и обучение ориентировано именно на их познавательные возможности. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, а у слабых - групповая. По данным И.М.Чередова, слабые учащихся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20 – 30 % больше, чем при фронтальной.

Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других.

Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Вырабатываются навыки контроля и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. Решение обучающихся и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе.

С целью оптимальной занятости учащихся необходимо на уроке использовать индивидуальные формы работы. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания –карточки, где учитель имеет возможность их дифференцировать (Карточки- задания прилагаются ).

- 10 -

Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших веру в свои силы, исхожу из того, что для них посильно.
Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по геометрии) и т.д.

Когда же задание выполнено учеником, необходимо заметить это, поднять престиж в глазах класса. Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий для учащихся с усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника. Индивидуальные задания применяются и для развития познавательной деятельности – подготовка докладов, семинаров, конференций.

Эффективность применения индивидуальных форм работы во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения является метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение (порой и путем самообразования).

Метод проектов - совокупность последовательных учебно - познавательных приемов, которые позволяют ученикам приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Выделяют 4 типа проекта:

-воплощение мысли во внешнюю форму;

- получение эстетического наслаждения;

- 11 -

- решение задачи, разрешение умственного затруднения;

-получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

Безусловно, разработка проекта – это способ контроля и самоконтроля умения добывать, анализировать и применять полученные знания.

- 12 -

Заключение

Для нашей школы характерным контролем знаний учащихся является смотр –знаний, способствующий выработке навыков самооценке, самоконтроля, самоорганизации, независимая экспертиза знаний учащихся (их оценивают педагоги школы) психологически готовит детей к ЕГЭ.

Закончить хочется высказыванием публициста, критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».

- 13 -

Приложение

« Оценка школьной мотивации» ( Лусканова Н.Г.)

Вопросы анкеты

  1. Тебе нравиться в школе или не очень

- не очень

-нравится

-не нравится

2. Утром , когда ты просыпаешся, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома

- чаще хочется остаться дома

-бывает по разному

-иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома

- не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки

- не нравится

- бывает по разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники

- нравятся

- не очень

- не нравятся - 14 -

Ключ:

№ вопроса

За 1 ответ

За 2 ответ

За 3 ответ

1.

1

3

0

2.

0

1

3

3.

1

0

3

4.

3

1

0

5.

0

3

1

6.

1

3

0

7.

3

1

0

8.

1

0

3

9.

1

3

0

10.

3

1

0


25-30 баллов -высокий уровень школьной мотивации, учебной активность .

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных интересов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получат неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20- 24 баллов – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15- 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебной стороной.

Такие дети достаточно благополучно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно , предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми .Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе

Ниже 10 баллов –негативное отношение к школе, школьная дезадаптация .

Такие дети испытывают серьезные трудности к школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассникаи, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

- 15 -
Опросник для определения интенсивности познавательных интересов

(В.С.Юркевич)


  1. Как долго ученик занимается умственной работой:

а ) часто

б ) иногда

в ) очень редко.


  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на « сообразительность»:

а ) «помучиться», но самому найти ответ

б ) когда как

в ) получить готовый ответ о т других.


  1. Много ли читает дополнительной литературы:

а ) много и постоянно

б ) неровно: иногда много, иногда ничего не читает

в ) мало или совсем не читает.
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию,

связанному с умственной работой:

а) очень эмоционально;

б) когда как

в)эмоции ярко не выражены (здесь требуется учитывать общую эмоциональность ребенка).


  1. Часто ли задает вопросы:

а ) нередко

б ) иногда

в) очень редко.

Ответ а) свидетельствует о сильно выраженной познавательной потребности.


- 16 -