|
49
|
| Обобщающие слова при однородных членах.
| Понятие «обобщающие слова»,
знаки препинания при них.
| Осознавать и употреблять в речи обобщающие слова, производить пунктуационный разбор предложения.
|
| Тест
|
50-51
|
| Обращение.
| Понятие «обращение»;
знаки препинания при обращении
| Осознавать и употреблять в речи обращение. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях и т.д. Производить пунктуационный разбор предложения.
|
| Диктант с пунктуационным заданием
|
52
|
| Письмо.
| Способы речевого оформления письма; виды пи-
сем, стили речи
| Осознавать и употреблять в речи обращение. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях и т.д. Написать коллективное письмо Деду Морозу.
|
|
|
53
|
| Синтаксический разбор простого предложения.
| Порядок разбора простого предложения;
| Производить синтаксический разбор простого осложненного предложения.
|
|
|
54-55
|
| Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
| Понятие о замысле художника
Рассказ-повествование на основе жанровой картины
| Писать сочинение по картине. Редактировать собственные сочинения с учетом требований к построению связного текста.
|
| Сочинение
|
56-57
|
| Простые и сложные предложения.
| Структурные отличия простых и сложных предложений
| Опознавать сложные предложения в тексте. Определять средства связи в сложном предложении. Объяснять расстановку знаков препинания. Конструировать сложные и простые осложненные предложения.
|
| Словарный диктант
|
58-59
|
| Сложное предложение.
| Структура и грамматическая основа сложного предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
|
| Тест
|
60
|
| Синтаксический разбор сложного предложения.
| Порядок синтаксического разбора.
| Выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
|
|
|
61-62
|
| Прямая речь.
НРК
| Понятия «прямая речь», «слова автора»
Схемы предложений с прямой речью Знаки препинания
| Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом.
| К.Макаров «Ванька Жуков из детдома»
(знаки препинания при прямой речи)
| Диктант
|
63
|
| Диалог.
НРК
| Понятие «диалог», «реплика»
Знаки препинания при диалоге
| Различать предложения с прямой речью и диалог в письменной речи. Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом.
| К.Макаров «Лошади» (знаки препинания при диалоге)
|
|
64
|
| Выборочное изложение
(по упражнению № 254)
| Выборочное изложение. Правописание изученных орфограмм и пунктограмм
| Выбирать из текста для изложения информацию, соответствующую речевой задаче.
|
| Изложение
|
65
|
| Контрольный диктант №3 по теме «Синтаксис и пунктуация»
| Правописание изученных орфограмм и пунктограмм
| Классифицировать орфограммы, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
|
| Диктант с грамматичес-ким заданием
|
|
| Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
|
15 +3
|
|
|
|
66-67
|
| Фонетика. Гласные и согласные звуки.
| Предмет изучения фонетики, значения гласных и согласных звуков, их образование
| Иметь представление о том, как образуются в речевом аппарате звуки речи. Различать на слух и правильно произносить ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные. Классифицировать и группировать звуки по заданным признакам. Записывать транскрипцию слова.
|
|
|
68
|
| Изменение звуков в потоке речи.
| Позиционные чередования гласных и согласных звуков
|
|
|
69
|
| Согласные твердые и мягкие.
| Различение твердых и мягких согласных Обозначение согласного при фонетической записи слова
|
| Самостоятельная работа
|
70
|
| Повествование.
| Структура текста
Роль описания в художественном описании
| Различать типы речи. Составлять устное и письменное повествование.
|
| Изложение по
упражнению
№ 283
|
71-72
|
| Согласные звонкие и глухие.
| Перечень пар согласных по глухости-звонкости
| Различать на слух и правильно произносить ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные. Иметь представление о том, в чем заключается в образовании отличие между глухими и звонкими звуками. Классифицировать и группировать звуки по заданным признакам. Записывать транскрипцию слова.
|
| Диктант с комплексным заданием
|
73
|
| Графика. Алфавит.
| Различие между звуками и буквами
Русский алфавит и его назначение
| Знать алфавит. Отличие между количеством букв и звуков.
|
| Словарный диктант
|
74
|
| Описание предмета
| Понятие «описание»
Особенности описания в научном и разговорном стиле
| Различать типы речи. Составлять устное и письменное описание предмета.
|
| Сочинение-описание игрушки
|
75-76
|
| Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
| Роль Ь для обозначения мягкости согласных
| Владеть орфографической зоркостью. Освоить содержание изученного орфографического правила.
|
| Диктант с комплексными заданиями
|
77-78
|
| Двойная роль букв
Е, Ё, Ю, Я
| Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях
| Знать о звуковом значении букв Е,Ё,Ю,Я в разных позициях. Записывать транскрипцию слова.
|
| Проверочная работа
|
79
|
| Орфоэпия
| Предмет изучения орфоэпии
Важнейшие произно- сительные нормы и их отражение в специальных словарях
| Понимать важность нормативного произношения. Искать и находить в словарях справки о произношении и ударении в слове.
|
|
|
80
|
| Фонетический разбор слова
| Порядок фонетического разбора слова.
| Классифицировать и группировать звуки по заданным признакам. Записывать транскрипцию слова. Выполнять устный и письменный фонетический разбор слова.
|
| Творческий диктант
|
81
|
| Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»
| Правописание изученных орфограмм
| Владеть информацией, изученной в разделе «Фонетика и графика». Применять знания на практике.
|
| Тест
|
82
|
| Контрольный диктант № 4 по теме «Фонетика»
| Правописание изученных орфограмм и пунктограмм
| Классифицировать орфограммы, выполнять фонетический разбор слова.
|
| Диктант с грамматичес-ким заданием
|
83
|
| Описание предметов, изображенных на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
| Понятия «натюрморт», «композиция»
| Создавать сочинение по картине. Редактировать собственные сочинения с учетом требований к построению связного текста.
|
| Устное сочинение
|
|
|
Лексика.
Культура речи.
|
8+2
|
|
|
|
84
|
| Слово и его лексическое значение
НРК
| Понятие «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова; толковые словари
| Определять лексическое значение и грамматическое слов. Использовать толковые словари для определения или уточнения значения слова.
| Н.И.Година «Утки прилетели на болото» (найти слова с неясным лексическим значением)
|
|
85
|
| Однозначные и многозначные слова
| Понятия «однозначные и многозначные слова»
Толкование искомого лексического значения многозначного слова
| Употреблять в речи однозначные и многозначные в прямом и переносном значениях. Толковать значения слов.
|
|
|
86
|
| Прямое и переносное значение слова
НРК
| Прямое и переносное значение слова
Роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях
| Употреблять в речи однозначные и многозначные в прямом и переносном значениях. Толковать значения слов.
| В.А.Суслов «Берёзы», «Ёлка» (роль использования слов в переносном значении)
|
|
87
|
| Омонимы
| Понятие «омонимы»
Различие между омонимами и много-значными словами.
| Употреблять в речи омонимы и многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Находить в словаре омонимы.
|
|
|
88-89
|
| Синонимы
НРК
| Понятие «синонимы»
Связь синонимов и многозначных слов
| Употреблять в речи синонимы. Толковать значения слов. Использовать в речи слова с учетом их лексической сочетаемости.
| Использование синонимов в толковании лексического значения слова (строки из стихотворений Л.К.Татьяничевой)
| Контрольный словарный диктант
|
90
|
| Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
| Устное и письменное изображение на картине.
Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных
| Создавать сочинение по картине, используя синонимы – прилагательные. Редактировать собственные сочинения с учетом требований к построению связного текста.
|
| Сочинение
|
91
|
| Антонимы
| Понятие «антонимы»
Словарь антонимов
| Употреблять в речи антонимы. Толковать значения слов. Использовать в речи слова с учетом их лексической сочетаемости.
|
|
|
92
|
| Повторение по теме «Лексика».
| Изученное по теме «Лексика».
| Владеть информацией, изученной в разделе «Лексикаа». Применять знания на практике.
|
| Тест
|
93
|
| Подробное изложение.
| Роль деталей в художественном описании предмета
| Писать изложение в соответствии с речевой задачей.
|
| Изложение
|
|
| Морфемика. Орфография. Культура речи.
|
20+5
|
|
|
|
94
|
| Морфема - наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов
НРК
| Понятие «морфема»
Предмет изучения морфемики
Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
| Выделять морфемы слова. Знать отличие между изменением и образованием слова. Определять значение слова по словообразовательным элементам. Определять и подбирать однокоренные слова. Производить анализ слова по составу.
| В.Суслов «Река детства» (указать слова, состоящие из одной морфемы, из двух, из трёх)
| Словарный диктант с заданием по морфемике
|
95
|
| Окончание и основа слова
| Определение окончания слова и основы слова
|
|
|
96
|
| Сочинение по личным впечатлениям
| Стили сочинения,
начало и конец рассказа как элемент композиции
| Составлять рассказы о событиях по личным впечатлениям. Редактировать собственные сочинения с учетом требований к построению связного текста.
|
| Сочинение
|
97
98
|
| Корень слова
| Определение корня слова
Однокоренные слова
| Выделять морфемы слова. Знать отличие между изменением и образованием слова. Определять значение слова по словообразовательным элементам. Определять и подбирать однокоренные слова. Производить анализ слова по составу
|
| Контрольный словарный диктант
|
99-100
|
| Суффикс - значимая часть слова.
| Определение суффикса
Смысловое значение суффикса
|
| Диктант с комплексным заданием
|
101
|
| Приставка
| Определение приставки
Смысловое значение приставки
|
|
|
102
|
| Выборочное изложение текста с изменением лица
| Опорные слова в частях исходного текста
Воспроизведение одной из подтем
| Выбирать из текста для изложения информацию, соответствующую речевой задаче.
|
| Изложение
|
103
|
| Чередование звуков
| Виды чередования гласных и согласных звуков в корнях слов
| Знать об особенностях чередования гласных и согласных в корнях слова. Производить анализ слова по составу.
|
|
|
104
|
| Беглые гласные
| Понятие «беглые гласные»
| Находить беглые согласные в слове. Производить анализ слова по составу
|
|
|
105-106
|
| Варианты морфем. Морфемный разбор.
| Понятие «варианты морфем»
Порядок морфемного разбора слова
| Выделять морфемы слова. Знать отличие между изменением и образованием слова. Определять значение слова по словообразовательным элементам. Определять и подбирать однокоренные слова. Разбирать слова по составу.
|
| Проверочная работа
|
107
|
| Правописание гласных и согласных в приставках
| Способы проверки
гласных и согласных в приставках по сильной позиции
| Выделять приставки в слове, знать о правописании приставок. Производить анализ слова по составу.
|
|
|
108-109
|
| Буквы З и С на конце приставок
| Единообразное написание приставки С-
Словарные слова
| Выделять приставки в слове, знать о правописании приставок на З и С. Производить анализ слова по составу.
|
| Проверочная работа с перфокартой
|
110
|
| Рассуждение
| Рассуждение как тип речи
Структура рассуждения
| Различать типы и стили речи. Знать структуру рассуждения. Создавать собственные тексты, соответствующие речевой задаче.
|
| Сочинение
|
111
|
| Буквы О-А в корне
-ЛАГ- ЛОЖ -
| Графическое обозначение условий выбора правильных написаний
| Знать о правописании корней с чередованием. Производить анализ слова по составу.
|
| Проверочная работа
|
112
|
| Буквы О-А в корне
-РАСТ- -РОС
| Слова-исключения
Графическое обозначение условий выбора правильных написаний
| Знать о правописании корней с чередованием. Производить анализ слова по составу.
|
| Проверочная работа с помощью перфокарты
|
113
| 2
| Буквы Ё-О после шипящих в корне
| Слова-исключения
Графическое обозначение условий выбора правильных написаний
| Владеть орфографической зоркостью. Освоить содержание изученной орфограммы и алгоритм её использования. Знать слова – исключения.
|
|
|
114
|
| Буквы И-Ы после Ц
| Условия выбора И-Ы в корнях слов после Ц.
Слова-исключения
| Владеть орфографической зоркостью. Освоить содержание изученной орфограммы и алгоритм её использования. Знать слова – исключения.
|
|
|
115-116
|
| Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
| Роль деталей в художественном описании
Описание малопредметных натюрмортов
| Создавать сочинение по картине. Редактировать собственные сочинения с учетом требований к построению связного текста.
|
| Сочинение
|
117
|
| Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразование»
| Правописание изученных орфограмм
| Выделять морфемы слова. Знать отличие между изменением и образованием слова. Определять значение слова по словообразо- вательным элементам. Опреде- лять и подбирать однокоренные слова. Производить анализ слова по составу
|
| Терминологи-ческий диктант
|
118
|
| Контрольный диктант№5 по теме «Морфемика и словообразование»
| Правописание изученных орфограмм и пунктограмм
| Классифицировать орфограммы, выполнять морфемный разбор слова.
|
| Диктант
|
|
| |