№ урока
| Тема раздела, урока
| Тип урока
| Цели и задачи раздела, урока
| Дом. задание
| Сроки проведения
| Примечания
|
ЗУН
| ОУУН
|
1
| Введение (2 ч) Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
|
Вступительное занятие
|
Знать о функциях и особенностях литературы, уметь составлять устный план.
|
Развивать монологическую речь уч-ся.
|
Прочитать предисловие авторов, устно составить портрет героя
|
I неделя
|
|
2
| Теория литературы. Литература как вид искусства. Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны»
| Урок изучения теории и истории литературы
| Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
| Развивать навыки восприятия звучащей речи, навыки конспектирования
| Выучить стихотворение Н.С. Гумилева
|
I неделя
|
|
3
| Часть 1
Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч).
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести.
Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
|
Урок изучения художественного произведения
|
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
|
Уметь работать с учебной литературой, сравнивать, обобщать.
|
Прочитать, пересказать главу 5 части I.
| I неделя
|
|
4
| Александр Дюма и его роман «Три мушкетёра»
| Урок изучения художественного произведения
| Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
| Развивать навыки восприятия звучащей речи, навыки конспектирования
| Прочитать, пересказать главу 19.
| II неделя
|
|
5
| А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
| Урок изучения художественного произведения
| Характер
Темперамент
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| Выписать определения чести и достоинства
| II неделя
|
|
6
| Что такое дружба (по главе «План компании»)
| Урок изучения художественного произведения
| Углубление понятия о литературном герое. Портретная характеристика героя.
| Пересказ
Выразит чтение
Создание устных высказываний
| Составить рассказ на тему: «Дружба – это…» (устно)
| II неделя
|
|
7
| Н.Г. Долинина «Честь и достоинство». Эссе как жанр литературы.
| Урок изучения теории и истории литературы
| Эссе как жанр литературы.
| Работа с учебной литературой
План (прост)
| Подготовиться к созданию приключенческого рассказа или эссе
| III неделя
|
|
8
| РР Творческая работа
| Урок развития речи
| Чтение и обсуждение домашнего сочинения учащихся в жанре эссе
| Уметь создавать письменные
высказывания
| Подготовить сообщение о Ж. Верне
| III неделя
|
|
9
| Жюль Верн – удивительный писатель
| Комбинированный урок
| Расширение литературного кругозора
| Слушание
Восприятие информации
| Нарисовать портрет писателя или героя произведения
| III неделя
|
|
10
| Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Мужественные и честные сердца.
| Урок изучения художественного произведения
| Показать нравственную силу и красоту романа
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| Прочитать главы VI, VII, VIII части I.
| IV неделя
|
|
11
| Знаменитый географ на борту «Дункана». Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна. Как был найден капитан Грант.
| Урок изучения художественного произведения
| Сюжет и композиция Герой и антигерой
| Монолог
Умение вести диалог по проблемным вопросам
| Главы 22-25 части 1.
| IV неделя
|
|
12
| РР Творческая работа по роману Ж. Верна.
| Урок развития речи
| Подготовить уч-ся к домашнему сочинению
| Создание письменных
высказываний
| Написать сочинение
| IV неделя
|
|
13
| РР Проверка техники чтения
| Урок развития речи
| Контроль навыков чтения
| чтение
| Повторить пройденный материал
| V неделя
|
|
14
| Входной контроль
| Урок учета и оценки знаний, умений и навыков
| Контроль ЗУН
| Создание письменных
высказываний
| Выписать определение «шифра»
| V неделя
|
|
15
|
Раздел 2. Шифры и клады (9ч). Что такое шифр и что такое клад?
К. Паустовский «Эдгар По». Тема и идея.
Сюжет, композиция.
|
Комбинированный урок
| «Законы» приключенческой литературы.
Понятие о литературном портрете
|
Уметь работать с учебной литературой
План (прост)
|
С. 79, вопросы 1 и 2.
| V неделя
|
|
16
|
Эдгар По «Золотой жук»
Тайна золотого жука.
| Урок изучения художественного произведения
| Показать скрытый динамизм и напряженность рассказа при внешней неторопливости изложения.
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| Прочитать рассказ Э. По.
| VI неделя
|
|
17
| Тайна главного героя: Легран – человек с живым воображением
| Урок изучения художественного произведения
| Углубление понятия о лит портрете. Характер героя.
| Чтение
пересказ
| Подготовить ответ-сообщение: «Золотой жук» - приключенческий рассказ»
| VI неделя
|
|
18
| Р.-Л. Стивенсон и неизведанные острова.
| Комбинированный урок
| Сюжет и композиция Герой и антигерой
| Слушание
Восприятие информации
| Прочитать гл. 12, (1-11 доп-но)
| VI неделя
|
|
19
| Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ». Гл.12. Полный опасности путь.
| Урок изучения художественного произведения
| Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы.
| Умение вступать в речевое общение, используя различные источники информации
| Прочесть главу 30 (сам-но гл. 13-29)
| VII неделя
|
|
20
| Цена честного слова. Многообразие человеческих характеров в романе.
| Урок изучения художественного произведения
| Особенности развития действия в приключенческой литературе.
| Монолог.
Умение вести диалог по проблемным вопросам
| Прочесть гл. 31-34
| VII неделя
|
|
21
| Булат Окуджава. «Пиратская лирическая»
| Урок изучения художественного произведения
| Лирический герой
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| С. 134-145. «Кортик»
| VII неделя
|
|
22
| А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
| Урок изучения художественного произведения
| Развитие и углубление понятий «сюжет» и «композиция».
| Пересказ.
Выразит чтение.
Создание устных высказываний.
| Подготовиться к сочинению по темам на с. 145. Письменно задания 1-6, с. 10-11.
| VIII неделя
|
|
23
| РР Сочинение по разделу «Шифры и клады».
| Урок развития речи
| Развитие навыков устной и письменной речи.
| Уметь создавать письменные
высказывания.
| Написать сочинение
| VIII неделя
|
|
24
| Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч). Нравственные уроки приключенческой литературы.
Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона.
|
Комбинированный урок
|
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Экстремальная ситуация.
|
Работа с учебной литературой
План (прост)
|
Прочитать рассказ «Любовь к жизни» (с. 149-161)
| VIII неделя
|
|
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Цели и задачи
| Дом. задание
| Сроки проведения
| Примечания
|
ЗУН
| ОУУН
|
25
| Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
| Урок изучения художественного произведения
| Проследить изменения внешнего облика героя.
Пейзаж в рассказе.
| Уметь рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
| Выполнить письменное задание на карточках
| I неделя
|
|
26
| Что такое любовь к жизни?
| Урок изучения художественного произведения
| Рассказ как литературный жанр
| Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся
| С. 162-182, Б.С. Житков «Механик Салерно»
| I неделя
|
|
27
| Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
| Урок изучения художественного произведения
|
Теория литературы. Жанр рассказа.
| Уметь вести диалог по проблемным вопросам
| Выполнить письменное задание на карточках
| I неделя
|
|
28
| Оставаться человеком при любых обстоятельствах
| Урок изучения художественного произведения
| Донести до уч-ся гуманистический пафос произведения
| Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся
| Составить план сочинения
| II неделя
|
|
29
| РР Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации» (сочинение-подражание)
| Урок развития речи
| Развитие навыков устной и письменной речи
| Уметь формулировать
собственное мнение и
позицию, аргументировать её.
| Написать сочинение
| II неделя
|
|
30
| Раздел 4. Как мы становимся взрослыми
(10 ч). Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Марк Твен и его маленькие герои.
| Комбинированный урок
| Показать тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы.
| Уметь понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
| «Приключения Гекльберри Финна» (гл. 1 и 2)
| II неделя
|
|
31
| М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Разбойничьи планы «Шайки тома Сойера» «Кровожадная» клятва.
| Урок изучения художественного произведения
| Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| Гл. 6 и 7
| III неделя
|
|
32
| Приключения. Игра. Жизнь. Дружба Гека и Тома. История Гека Финна. Вдова Дуглас.
| Урок изучения художественного произведения
| Показать, как приключения героев перестают быть игрой
| Пересказ
Выразит чт
Создание устных высказываний
| Гл. 8,12,13
| III неделя
|
|
33
| Валентин Катаев и название его повести.
| Комбинированный урок
| Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик. Юмор
| Слушание
Восприятие информации
| Выполнить письменное задание на карточках
| III неделя
|
|
34
| В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы).
| Урок изучения художественного произведения
| Автор и его герои.
| Монолог
Умение вести диалог по проблемным вопросам
|
| IV неделя
|
|
35
| Море Пети и море Гаврика (гл.2, 11). Большие события и маленькие дети
| Урок изучения художественного произведения
| Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
| Уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную
точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения
| Выполнить задание на карточках (устно)
| IV неделя
|
|
36
| Дети становятся взрослыми
| Урок изучения художественного произведения
| Составление цитатного плана «Путь Пети» и «путь Гаврика»
| Работа с учебной литературой
План (прост)
| Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове
| IV неделя
|
|
37
|
М.Ю. Лермонтов «Парус».
|
Урок изучения художественного произведения
| Выразительное чтение
Понятие лирического героя
| Развивать навыки выразительного чтения
| Выучить стихотворение
| V неделя
|
|
38
| Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
| Урок изучения художественного произведения
| Мотив
Реминисценция
| Анализ
Сравнение
| Составить сопоставительную таблицу
| V неделя
|
|
39
| РР Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми»
| Урок развития речи
| Развитие навыков устной и письменной речи
| Развивать умение писать сочинение-
размышление о прочитанном
|
Написать сочинение
| V неделя
|
|
40
|
Раздел 5. Правда истории и вымысел
(6 ч). В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева. «Я найду экспедицию!»
|
Урок изучения художественного произведения
| Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Показать, что такое упорство и настойчивость, сила духа и честность.
|
Развивать умение вести диалог по проблемным вопросам
|
Р. Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
|
VI неделя
|
|
41
| Вн. чт. Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Враль и (или) мечтатель?
| Урок изучения художественного произведения
| Развитие навыков устной и письменной речи
Иронический образ
| Создание устных
Высказываний Рецензирование
|
Выписать определение легенды
| VI неделя
|
|
42
|
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.
|
Урок изучения теории и истории литературы
|
Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы.
|
Развивать умение выразительного чтения. Анализ
интерпретация
|
Дочитать «Песнь о вещем Олеге»
| VI неделя
|
|
43
| Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог. Характеры главных героев. Князь Олег и кудесник.
| Урок изучения художественного произведения
| Легенда как фольклорный и литературный жанр.
Монолог и диалог
| Монолог
Умение вести диалог по проблемным вопросам
|
Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове
| VII неделя
|
|
44
| М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
| Комбинированный урок
| Факт истории и факт худ литературы
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| Выучить стихотворение
| VII неделя
|
|
45
| РР «Ведь были ж схватки боевые…» Художественные особенности баллады Лермонтова.
| Урок развития речи
| Изобразительно-выразительные средства языка.
| Выразит чтение
Анализ
интерпретация
| Задания на карточках
| VII неделя
|
|
46
|
Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч). Мечта о прекрасном и неведомом.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф».
|
Урок изучения теории и истории литературы
|
Мечта и приключения в литературе. Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.
|
Умение вступать в речевое общение, используя различные источники информации
|
Выучить одно стихотворение на выбор
| VIII неделя
|
|
47
| В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
| Урок изучения художественного произведения
| Способы создания художественной выразительности в поэзии.
| Развивать умение выразительного чтения.
Анализ
Интерпретация
Рецензирование
| Сделать иллюстрацию к любому стихотворению
| VIII неделя
|
|
48
| Рубежный контроль
| Урок учета и оценки знаний, умений и навыков
| Контроль ЗУН
| Самоорганизация
самоанализ
| С. 90-92, вопросы 1,2
| VIII неделя
|
|