Главная страница

Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»



НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
страница2/8
Дата18.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7   8

Глава 1. Теоретические основы организации и проведения уроков систематизации и обобщения.

1.1. Понятие системности знаний. Систематизация в процессе обучения математике.


Целью воспитания и образования в нашем обществе является всесторонне развитая личность. В связи с этим перед педагогами стоит задача: теоретически обосновать и практически реализовать такое обучение, которое обеспечило бы формирование личности, обладающей высокими духовными потребностями, развитыми познавательными способностями.

Важно, чтобы учащиеся овладевали средствами деятельности, то есть познавательными средствами или методами научного познания, для того чтобы они стали полноправными субъектами деятельности, ее соучастниками.

Школа должна научить ученика учиться, обеспечить его такой системой знаний и умений, которые необходимы для дальнейшего самообразования, развить его познавательные интересы и способности, воспитать самостоятельно мыслящую творческую личность. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но она в состоянии дать ему опорные знания, развить его мышление. Может научить оценивать новые факты, явления, идеи, с которыми ученик встретится в общественной жизни, в труде, сделать его способным к отбору, восприятию, осмыслению и использованию вновь полученных знаний. Важным условием реализации этих целей является усвоение учащимися научных теорий, входящих в программу средней школы.

Научная теория - это особая форма организации научного знания, включающая научные понятия, основные положения (основные законы), научные факты, опосредованно входящие в основные положения и следствия [6, c. 4].

Органичным свойством теории является системность входящих в нее знаний. Знания учащихся, образующие структуру, адекватную структуре научной теории и связанных между собой инвариантными связями, называются системными. Системные знания - это знания, структурирующиеся в сознании школьника по схеме: основные научные понятия - основные положения - следствия - приложения.

Системность - это такое качество некоторой совокупности знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории [6, c. 5].

Систематичность - это такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика содержательно - логических связей между отдельными компонентами знаний [6, c. 5].

Несмотря на сходство звучания этих терминов, они имеют разный смысл. Между названными характеристиками знания существует связь. Систематичность предполагает наличие у обучающегося содержательно- логических связей, но этого недостаточно для формирования системных знаний, то есть для осознания структурно- функциональных связей внутри научной теории; как показывает школьная действительность, от сознания учащихся эти связи ускользают. Это препятствует усвоению ими теории как целостного объекта, что ведет к увеличению нагрузки на память учащихся при овладении основами наук, и затрудняет перестройку систематических знаний в системные.

Термины «систематические» и «системные» знания введены в употребление уже давно. Педагогическое требование систематичности в обучении выдвигалось еще в работах Я.А. Коменского [9] приобрело особую значимость в трудах К.Д. Ушинского.

Перед школой стоит задача вооружить учащихся посильной для них системой научных знаний, соответствующей внутреннему строю и логике излагаемого материала. Принцип систематичности используется при составлении учебных планов, программ, учебников и организации учебного процесса.

В Т.И.Шамов и Т.М. Давыденко представляют взаимосвязь качеств знаний в виде следующей схемы [5, с.9]

глубина системность

обобщенность

конкретность

систематичность

мобильность действенность

осознанность

полнота

свернутость

развернутость прочность

Данная схема показывает, в какой взаимосвязи находятся различные качества знаний учащихся, и, в частности, систематичность и системность: систематичность подчинена системности.

Для того чтобы ученик систематические знания, полученные им в результате первичного ознакомления, преобразовал в своем сознании в системные ему самому необходимо дважды перестроить знания, вначале свертывая их в сознании, а затем по-новому развертывая при изложении. Необходимо обучать учащихся перестройке знаний, с этой целью в содержание образования должны быть включены определенные средства. Для ознакомления учащихся с методологическими знаниями необходима следующая система средств:

- информация по методологическим вопросам науки, включенная в предметный материал небольшими абзацами и выделенная отдельно несколькими параграфами, представляющими наибольшую значимость и содержащие в себе отдельные, рассыпанные по текстам методологические знания;

-организация учебного материала, при котором видна структура дедуктивной теории;

- комплекс специальных заданий.

Другим средством системного усвоения знаний служит обучение учащихся конструированию рассказов по определенным схемам. Вопросы и их последовательность в этих схемах зависят от видов знаний. Виды знаний: научное понятие, закон, научный факт, эксперимент, теория и прикладное знание являются объектами самостоятельного описания в ходе изложения учащихся. Для обобщения теорий и приведения знаний в систему необходимо формирование у учащихся научной картины мира и показ ее эволюции.

Процесс нахождения системы в знаниях на основе выделенных фундаментальных принципов называют систематизацией.

Объективным условием систематизации является определенная логическая структура любого учебного предмета, поскольку в нем сочетаются фундаментальные и частные знания. Классическими примерами систематизации знаний являются систематизация растительного и животного мира, сделанная шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем, и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Математика, как и всякая наука, представляет собой систему понятий (суждений) и их отношений, имеет свою специфику. Н.К. Крупская подчеркивала, что « в математике требуется громадная систематичность: если выпадет хотя бы одно звено, то делается непонятным все остальное. Следовательно, здесь особенно важны те приемы, которые заставляют постепенно овладевать отдельными звеньями»[6, с. 121]. Каждое из математических понятий напоминает граненый самоцветный камень.

Опыт показывает, что большое количество формул, законов, фактов, правил, изучаемых в школе, многими учащимися воспринимается и запоминается с большим трудом. Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов. А если в этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, то сгруппированный материал легче и прочнее запоминается и, главное, его в дальнейшем несравненно удобнее использовать.

На определенной стадии работы систематизация превращается в метод укрупненного изучения объектов систематизации, поскольку в процессе анализа и сравнения учащиеся могут увидеть, например, переход количественных изменений в качественные и другие фундаментальные законы. В математике и обучении математике получение новых знаний, объектов, явлений, закономерностей осуществляется на основе мыслительных операций, их совокупностей, приемов мышления - сравнения, аналогии, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, неполной индукции и на основе интуиции. При этом вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщенность знаний, развивается память учащихся. Эмоциональная память, опирающаяся на наглядно - образные процессы, постепенно уступает памяти с логическими процессами мышления, которая основана на умении устанавливать связи между известными и неизвестными компонентами, сопоставлять абстрактный материал, классифицировать его, обосновывать свои высказывания.

1   2   3   4   5   6   7   8