2. Виды обобщения в обучении математике. Настоящий параграф посвящен выявлению видов обобщающего повторения и их роли при обобщении и систематизации учебного материала.
В современной дидактике повторение рассматривается в плане воспроизведения ранее усвоенных знаний, умений и навыков с целью их закрепления, совершенствования и применения в новых ситуациях.
В педагогической литературе существуют различные классификации видов повторений (по временному признаку, по основной дидактической цели, по месту в процессе усвоения и так далее). Одним из видов повторения по месту в процессе усвоения является повторение, следующее за изучением нового материала. Оно обеспечивает закрепление полученных знаний, выработку твердых умений и навыков. Этот вид повторения особо направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний с целью их дальнейшего, более эффективного использования.
Повторение, следующее за изучением нового материала, может носить различный характер: все зависит от того, как используются повторяющиеся элементы знаний. Одни из них лишь упоминаются, другие не просто упоминаются, а полностью восстанавливаются, третьи - повторяются на более высоком уровне, на котором происходит слияние имеющихся элементов знаний с вновь изученными.
Последние играют наиболее существенную роль в организации системы знаний, именно в этом и состоит наибольшая продуктивность повторения.
Одним из средств усиления внутрипредметных связей учебного курса могут явиться пункты (или специальные уроки), содержащие обобщающее повторение по темам и по курсам в целом. Обобщающее повторение - это средство формирования новых знаний с важными и сложными системами связей. Оно побуждает учащихся систематизировать ранее изученный материал, соотнести новые сведения с уже известными.
Обобщающее повторение в книге [4] рассматривается на уровне:
Понятий
Системы понятий
Теорий
1. Обобщающее повторение на уровне понятий позволит привить учащимся умение выделять существенные признаки понятий, давать понятиям определения через различную совокупность существенных признаков или через другое родовое понятие, умение подводить объект под понятие. На данном уровне обобщающего повторения отрабатываются опорные знания темы в аспекте тех связей и отношений, которые были использованы при первоначальном изучении материала. Большую роль в организации этого вида повторения играют внутрипонятийные связи.
Задания, используемые на повторительно-обобщающих уроках такого типа, по своим функциональным назначениям можно разделить на следующие группы:
а) способствующие воспроизведению факта, закона, алгоритма, формулировок, определений и теорем;
б) требующие анализа какого-либо факта, закона, ситуации;
в) формирующие умения самостоятельно иллюстрировать теоретические
положения примерами, в том числе и из практики;
г) приводящие к синтезу знаний и их обобщению;
д) развивающие мышление учащихся.
2. Обобщающее повторение на уровне системы понятий преследует цель развивать у учащихся умения сопоставлять изученные понятия, отыскивать новые связи и отношения между ними, прослеживать развитие понятий в иерархических зависимостях, т. е. устанавливать подчиненность вида роду в случае сопоставимых понятий. При этом происходит либо обогащение и расширение ранее изученных понятий, либо образование новых. На данном уровне обобщающего повторения определяется место и значение понятий в системе, происходит функциональное соотнесение понятий.
Если на уровне понятий обобщающее повторение организовал ось с помощью методов наблюдения и сравнения, то на уровне системы понятий на первый план выдвигается анализ взаимосвязей понятий. Это дает возможность классифицировать понятия не только по их природе, но, что еще более существенно, по отношениям между ними. Обобщающее повторение на уровне систем понятий предполагает такую ориентацию учащихся в учебном материале, которая бы позволяла определить и усвоить общий способ преобразования этого материала на основе соответствующих предметных и знаковых моделей.
К таким знаковым моделям относятся классификационные схемы, сводные таблицы, определенные записи, опорные конспекты. Они позволяют придать полученным при обобщающем повторении знаниям определенную структуру. Эти модели появляются как продукт анализа, синтеза, обобщения материала. Они позволяют разом охватить множество понятий, лучше проследить за развитием узловых понятий, видеть каждое из них в центре всех отношений, в которые они вступают со всеми остальными.
3. Обобщающее повторение на уровне теорий. На уровне теорий обобщающее повторение дает определенную трактовку изученным понятиям тех или иных функциональных идей, которые рассматриваются в курсе. На этом уровне все большее место начинает занимать обобщение и конкретизация в их единстве.
Основная сущность обобщающего повторения данного вида состоит в том, что строится единая, общая форма многообразия частных фактов, явлений, понятий; выясняется не столько содержание понятий, сколько их происхождение, и анализу подвергается природа самих понятий.
Для того чтобы знания, полученные учащимися при изучении какой-нибудь темы, могли быть использованы достаточно полно при изучении других тем, они должны достичь определенной степени обобщенности. Исследования психологов показали, что обобщенные умения, навыки, методы решения задач, переносятся значительно шире, чем не обобщенные, они адекватно отвечают разнообразным изменяющимся условиям деятельности. Обобщающее повторение должно способствовать выработке этих обобщенных умений и навыков.
В педагогической литературе указываются следующие цели обобщающих
повторений:
систематизация и обобщение приобретенных знаний,
разностороннее рассмотрение изученных вопросов,
демонстрация взаимосвязей между отдельными вопросами или целыми разделами курса,
раскрытие возможностей использования математики для решения задач прикладного характера,
установление межпредметных связей,
закрепление в памяти учащихся наиболее важных теорем, правил, понятий, формул, алгоритмов и так далее.
Не следует думать, что систематизация и обобщение изученного материала должны происходить лишь на обобщающем повторении: безусловно, они имеют место и в ДРУГИХ случаях. Процесс обучения должен быть построен так, чтобы учащиеся уже при изучении текущего материала проводили его систематизацию и обобщение; а роль обобщающего повторения будет состоять в том, чтобы сосредоточить внимание школьников на выявлении связей между основными вопросами усваиваемых знаний.
В связи с большой продуктивностью, которой обладают обобщающие повторения, они чаще всего используются в школе на так называемых уроках обобщения и систематизации знаний. Этому посвящен следующий параграф.
|