Главная страница

Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»



НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
страница8/8
Дата18.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7   8

Тематическое планирование темы «Прогрессии». (14 часов)


1 урок: урок изучения нового материала.

Тема: «Понятие числовой последовательности. Рекуррентное задание последовательности».

Метод обучения: проблемное изложение.

Учебная задача: ознакомить учащихся с понятием числовой последовательности и научить вычислять члены числовой последовательности по заданным формулам.

2, 3 уроки: урок - лекция.

Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Метод обучения: метод УДЕ, частично - поисковый.

Учебная задача: ввести понятия арифметической и геометрической прогрессий, понятия разности арифметической прогрессии и знаменателя геометрической прогрессии; первично закрепить данные понятия, посредством упражнений.

4 урок: урок усвоения теории и решение задач.

Тема: «Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий». Метод обучения: репродуктивный, частично - поисковый.

Учебная задача: вывести формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий.

5, 6, 7 уроки: уроки - практикумы.

Тема: Решение задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Формулы n-го членов прогрессий».

Метод обучения: частично - поисковый.

Учебная задача: отработать навыки нахождения разности арифметической прогрессии, знаменателя геометрической прогрессии; применять формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий при решении задач.

8 урок: урок - лекция.

Тема: «Вывод формул суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий».

Метод обучения: проблемное изложение.

Учебная задача: вывести формулы сумм n первых членов арифметической и

геометрической прогрессий.

9,10 уроки: урок усвоения теории и решения задач.

Метод обучения: репродуктивный, частично - поисковый.

Учебная задача: контроль знаний и решение дидактических задач.

11,12 уроки: урок - лекция.

Тема: «Понятие бесконечно убывающей геометрической прогрессии».

Метод обучения: проблемное изложение.

Учебная задача: ввести понятие бесконечно убывающей геометрической прогрессии, вывести формулу суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии и ее применение при решении задач.

13 урок: Урок систематизации и обобщения знаний по всей теме.

Учебная задача: осмысление полученных результатов изучения темы «Прогрессии» и способов их достижения.

Метод обучения: наглядный, частично – поисковый

13 урок: Контрольная работа по теме: «Прогрессии».

Учебная задача: проверить знания учащихся по теме: «Прогрессии», посредством контрольных заданий, проверить умение применять формулы при решении заданий.

    1. Конспект урока обобщения и систематизации по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"


Учебник: Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 255с.

Класс: 9 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Учебная задача урока: обобщить и систематизировать теоретический и задачный материал по теме «Прогрессии».

Диагностируемые цели:

В результате урока ученик

- знает: понятие числовой последовательности, два основных способа задания числовой последовательности (по формуле n-ого члена и рекуррентно); определение арифметической, геометрической и бесконечно убывающей геометрической прогрессии; формулу n-ого члена арифметической и геометрической прогрессии; характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессии; формулу суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии; формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии; основные виды задач по теме «Прогрессии» и способы их решения;

- умеет: задавать последовательности с помощью формулы n-ого члена и рекуррентно; применять изученную теорию для решения основных видов задач по теме;

- понимает: аналогию между арифметической и геометрической прогрессиями; какие взаимосвязанные задачи и как порождает каждая формула в теме.

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Средства обучения: карточки, доска, мел, канва – таблица, тетрадь, ручка.

Структура урока:

1. Мотивационно - ориентировочный этап – 15 мин

2. Содержательный этап – 27 мин

3. Рефлексивно-оценочный этап – 3 мин
Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап

Актуализация:

Учитель: Мы подошли к концу изучения большой темы «Прогрессии». Вспомним, какие основные понятия и формулы изучались в этой теме. Посмотрите, что записано на доске?

Запись на доске:

1: 1, 3, 5, 7, …

2: 3, 7, 11, 15, …

3: 3, 6, 12, 24, …

4: 1, 1, 2, 3, 5, 8, …

5: 1, , , …

Ученики: Числовые последовательности.

Учитель: Сформулируйте определение числовой последовательности.

Ученики: Функцию называют функцией натурального аргумента или числовой последовательностью и обозначают или

Учитель: Какие существуют основные способы задания числовых последовательностей?

Ученики: Последовательности могут быть заданы формулой n-ого члена и рекуррентно.

Учитель: Задайте каждую из указанных последовательностей формулой n-ого члена или рекуррентно (если это возможно, то обоими способами). Один из учеников выходит к доске и выполняет задание, остальные ведут запись в тетрадях.

Ученики:

1: - аналитическое задание последовательности

- рекуррентное задание последовательности

2: - аналитическое задание последовательности

- рекуррентное задание последовательности

3: - рекуррентное задание последовательности

4: - рекуррентное задание последовательности

5: - аналитическое задание последовательности

- рекуррентное задание последовательности

Учитель: Верно. Какие из указанных последовательностей имеют специальные названия?

Ученики: Первая и вторая последовательности – арифметическая прогрессия, третья – геометрическая прогрессия, пятая - бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Учитель: Сформулируйте их определения.

Ученики: Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d , называют арифметической прогрессией. При этом число d называют разностью прогрессии.

Числовую последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число q, не равное нулю, называют геометрической прогрессией. При этом число q называют знаменателем прогрессии.

Геометрическая последовательность называется бесконечно убывающей, если модуль ее знаменателя меньше единицы

Ученикам выдается канва – таблица (приложение 1).

Учитель: Итак, вам выдана канва – таблица, сейчас мы с вами ее заполним, выполнив несколько устных заданий на применение формул, которые требуется там записать.

Учитель: Определения арифметической и геометрической прогрессии мы уже назвали, так что первую строку таблицы мы можем заполнить

Учитель: Запишем эти определения в канву-таблицу.

Учитель ведет запись на доске, ученики в канве - таблице

а1, а2, а3- арифметическая прогрессия

b1, b2, b3- геометрическая прогрессия

b1, b2, b3- бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

Учитель: На доске записана задача, решите ее

  1. В арифметической прогрессии 1,5,9,… найдите седьмой член.

Ученики: 25

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Формулой n члена арифметической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним второе задание

  1. В геометрической прогрессии 2, 4, 8, … найдите седьмой член

Ученики: 128

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Формулой n члена геометрической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним третье задание

  1. Найдите сумму членов конечной арифметической прогрессии , если известны первый и последний ее члены ,

Ученики: 252

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: формулой суммы первых n членов арифметической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним четвертое задание

  1. Найдите сумму первых n членов арифметической прогрессии , если известно, что

Ученики: 72

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Еще одной формулой суммы первых n членов арифметической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним пятое задание

  1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии:



Ученики: 23,25

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Формулой суммы первых n членов геометрической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним шестое задание

  1. Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии, если

Ученики:

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Формулой суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним седьмое задание

  1. Третий член арифметической прогрессии равен 8, пятый 20. Найдите четвертый член арифметической прогрессии.

Ученики: 14

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Характеристическим свойством арифметической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Учитель: Выполним последнее - восьмое задание

  1. Восьмой член геометрической прогрессии равен 3, десятый 48. Найдите девятый член геометрической прогрессии.

Ученики: 12

Учитель: Верно. Какой формулой вы воспользовались?

Ученики: Характеристическим свойством геометрической прогрессии

Учитель записывает формулу на доске, ученики в канве – таблице

Мотивация:

Учитель: Итак, в теме содержится много понятий и формул, с ними связанных. Каждая формула порождает большой круг задач, которые решаются на основе неё. Всё это вы изучали в течение нескольких последних уроков. На следующем уроке будет контрольная работа по всей теме.

Постановка учебной задачи урока:

Учитель: Поэтому целью сегодняшнего урока будет обобщение и систематизация ваших знаний и умений по теме «Прогрессии».

Операционно – познавательная часть:

Учитель: Итак, мы вспомним, какие формулы связаны с этими понятиями. Работаем по группам по карточкам.

Учащиеся делятся на 8 групп по 3 человека в группе. Им выдаётся несложное задание (приложение 2) на применение одной какой-то формулы.

Учитель: Перед каждой из групп лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить это задание, а также придумать такие задания, которые можно было бы решить с помощью этой же формулы для нахождения других неизвестных в данной формуле.

Решив эти задания и придумав свои варианты заданий, представители каждой группы по очереди выходят к доске, рассказывают всем ребятам о своих заданиях, формулах, которые они применяли и новых заданиях, которые порождают эти формулы.

Учитель: Вы выполнили задания, теперь представитель каждой группы выйдет и расскажет нам решение своей задачи, формулу, по которой эта задача решается, а также расскажет о задачах, которые порождаются этой формулой.

Ученики:

1 группа:

Дана конечная арифметическая прогрессия . Найдите , если

Решение:

- формула n члена арифметической прогрессии

Подставим все известное в формулу:

С помощью формулы n члена арифметической прогрессии можно составить еще 3 задачи с этими же значениями.

  1. Дана конечная арифметическая прогрессия . Найдите , если

  2. Дана конечная арифметическая прогрессия . Найдите, если

  3. Дана конечная арифметическая прогрессия . Найдите , если

2 группа:

Найдите знаменатель геометрической прогрессии , если

Решение:

- формула n члена конечной геометрической прогрессии

Подставим все известное в формулу:

С помощью формулы n члена геометрической прогрессии можно составить еще 3 задачи с этими же значениями.

  1. Дана конечная геометрическая прогрессия . Найдите, если

  2. Дана конечная геометрическая прогрессия . Найдите, если

  3. Дана конечная геометрическая прогрессия . Найдите, если

3 группа:

Найдите сумму членов конечной арифметической прогрессии , если известны первый и последний ее члены.

,

Решение:

- формула суммы первых n членов арифметической прогрессии

Подставим все известное в формулу:

С помощью данной формулы суммы n членов арифметической прогрессии можно составить еще 3 задачи с этими же значениями.

  1. Сумма тридцати членов арифметической прогрессии равна 1275, . Найдите .

  2. Сумма тридцати членов арифметической прогрессии равна 1275, . Найдите

  3. Сумма n членов арифметической прогрессии равна 1275, , Найдите

4 группа:

Найдите сумму первых n членов арифметической прогрессии , если известно, что

Решение:

- формула суммы первых n членов арифметической прогрессии

Подставим все известное в формулу:

С помощью данной формулы суммы n членов арифметической прогрессии можно составить еще 3 задачи с этими же значениями.

  1. Сумма арифметической прогрессии равна 132. Найдите первый член прогрессии, если

  2. Сумма арифметической прогрессии равна 132. Найдите разность прогрессии, если

  3. Сумма арифметической прогрессии равна 132. Найдите количество членов данной прогрессии, если

5 группа:

Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии:

Решение:

- формула суммы первых n членов геометрической прогрессии

Найдем

Подставим все известное в формулу:

С помощью данной формулы суммы n членов конечной геометрической прогрессии можно составить еще 3 задачи с этими же значениями.

  1. Сумма геометрической прогрессии равна . Найдите первый член прогрессии, если

  2. Сумма геометрической прогрессии равна . Найдите знаменатель прогрессии, если

  3. Сумма геометрической прогрессии равна . Найдите количество членов данной прогрессии, если

6 группа:

Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии:

Решение:

формула суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии

Найдем

Подставим все известное в формулу:

С помощью данной формулы суммы n членов конечной геометрической прогрессии можно составить еще 2 задачи с этими же значениями

  1. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии равна . Найдите первый член прогрессии, если

  2. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии равна . Найдите знаменатель прогрессии, если

7 группа:

Найдите те значения х, при которых числа х, 2х-1, 5х являются последовательными членами арифметической прогрессии.

Решение:

– характеристическое свойство арифметической прогрессии

Подставим все известное в формулу:

Найдем числа:

-1, -3, -5

С помощью данной формулы характеристического свойства арифметической прогрессии можно составить еще 2 задачи.

  1. Дана арифметическая последовательность из трех чисел. Первое число – х, второе – 2х-1. Найдите третье, если х = - 1, пользуясь характеристическим свойством арифметической прогрессии

  2. Дана арифметическая последовательность из трех чисел. Второе число – 2х-1, третье – 5х. Найдите первое число, если х = - 1, пользуясь характеристическим свойством арифметической прогрессии

8 группа:

Найдите те значения переменной t, при которых числа t, 4t, 8 являются последовательными членами геометрической прогрессии

Решение:

– характеристическое свойство геометрической прогрессии

Подставим все известное в формулу:
С помощью данной формулы характеристического свойства геометрической прогрессии можно составить еще 2 задачи.

  1. Дана геометрическая последовательность из трех чисел. Первое число – t, второе–4t. Найдите третье, если, пользуясь характеристическим свойством геометрической прогрессии

  2. Дана геометрическая последовательность из трех чисел. Второе число – 4t, третье – 8. Найдите первое число, если , пользуясь характеристическим свойством геометрической прогрессии.

Учитель: Итак, мы рассмотрели использование формул n члена для арифметической и геометрической прогрессий, а также использование формул сумм этих прогрессий и их характеристические свойства. Что общего арифметической и геометрической прогрессий?

Ученики: Арифметическая и геометрическая прогрессии имеют множество формул: формула n – члена, сумма n членов прогрессии, их характеристические свойства. Каждая из этих формул порождает еще несколько.

Рефлексивно – оценочная часть

Учитель: Итак, какова была цель данного урока?

Ученики: целью сегодняшнего урока было обобщение и систематизация наших знаний и умений по теме «Прогрессии».

Учитель: Какая взаимосвязь существует между арифметической и геометрической прогрессиями?

Ученики: Во всех формулах прогрессий используются значения первого члена прогрессии, n члена прогрессии, разность или знаменатель прогрессии. Характеристическое свойство арифметической прогрессии – среднее арифметическое двух соседних чисел к искомому числу, характеристическое свойство геометрической прогрессии – среднее геометрическое двух соседних чисел к искомому числу

Учитель: Какие взаимосвязи между задачами в теме?

Ученики: В каждая формуле в данной теме присутствует несколько неизвестных, что говорит о том, что на каждую формулу можно составить несколько видов задач.

Учитель:

Д/з. – стр. 118 задачника «Домашняя контрольная работа № 4»

Выставляются оценки за урок, собираются тетради на проверку.


Приложение 1





Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

(бесконечно убывающая прогрессия)

Определение







Формула n – члена







Характеристическое свойство







Формула суммы n членов








Приложение 2


1 группа:

Дана конечная арифметическая прогрессия . Найдите , если


2 группа:

Найдите знаменатель геометрической прогрессии , если


3 группа:

Найдите сумму членов конечной арифметической прогрессии , если известны первый и последний ее члены.

,


4 группа:

Найдите сумму первых n членов арифметической прогрессии , если известно, что


5 группа:

Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии:


6 группа:

Найдите сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии:


7 группа:

Найдите те значения х, при которых числа х, 2х-1, 5х являются последовательными членами арифметической прогрессии.


8 группа:

Найдите те значения переменной t, при которых числа t, 4t, 8 являются последовательными членами геометрической прогрессии




Выводы по второй главе:


В данной главе работы были приведен анализ темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с использованием методической и математической литературы, сравнительный анализ учебников, теоретического и задачного материала, рассмотрели цели и задачи изучения данной темы, привели тематическое планирование. Так же в главе был разработан план – конспект урока обобщения и систематизации по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Заключение


Для достижения поставленной цели данной работы и проверки выполнимости выдвинутой гипотезы были решены следующие частные задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено содержание понятий систематизация, систематичность, системность и обобщение. Установлено, что качества знаний учащихся систематичность и системность взаимосвязаны: систематичность подчинена системности. Систематизация знаний неотделима от их обобщения: чем шире обобщения, тем больше отражено между ними связей и отношений, тем более широкий круг знаний объединяется в систему.

  2. Выделены основные формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний, это беседа, лекция и семинар. Наиболее эффективны на таких уроках методы: репродуктивный, проблемный и частично - поисковый. Основными приемами, которые используются при проведении уроков данного вида, являются сравнение, аналогия и классификация. В соответствии со структурой учебной деятельности выделена структура уроков обобщения и систематизации.

  3. Рассмотрение различных форм и методов обучения позволили выявить теоретические основы уроков обобщения и систематизации.

Проведенное исследование и анализ опытной работы позволило сделать вывод о том, что если систематически проводить уроки систематизации и обобщения, то качество знаний учащихся улучшится, посредством этого у учеников формируется некоторая система знаний. Таким образом, цель данной работы достигнута.

Список литературы


  1. Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Выготский Л. С. Избранные педагогические исследования. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956.

  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – 2-е изд. – РПА, 2000.

  4. Далингер В.А. Методика обобщающих повторений при обучении математике.-Омск,1999.

  5. Далингер В.А.Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математики: Книга для учителя.-М.:Просвещение,1991.

  6. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М., 1989.

  7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М: Просвещение, 1984.

  8. Иванова Т. А. Современный урок математики: теория, технология, практика: Книга для учителя. – Н. Новгород: НГПУ, 2010.

  9. Коменский Я. А.: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). – М.: Карапуз, 2009.

  10. Макарычев Ю. Н. Алгебра 9, М: Просвещенuе, 1998.

  11. Мордковuч А. Г Алгебра 9, М. Мнемозuна, 2002.

  12. Муравин К. С. Алгебра 9, М: Дрофа, 2001.

  13. Никольский С. М. , М.К. Потапов, Н. Н. Решетников, А.А. Шевкин. Алгебра 9, , М: Просвещение, 1992.

  14. Подласый И. П. Педагогика: в 3 кн: кн. 1: Общие основы для студентов вузов изд. 2-е, испр., доп., 2007.

  15. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов.- Саранск: Тип. «Крас. Окт»,1999.-с.208

  16. Семенов Е. Е. Об одном приеме обучения учащихся обобщению и конкретизации // Математика в школе. - №2

  17. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов/под ред. Т.А.Ивановой.-Н.Новгород:НГПУ,2009

  18. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.В.Петухова.-М.,1989

  19. Шипачев В. С. математический анализ: Учебное пособие для вузов - М. Высшая школа 2002г

  20. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Аналогия в задачах: (укрупнение дидактических единиц во внеклассной работе по математике) – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989

  21. Философская энциклопедия. т. 4. – М.: Современная энциклопедия, 1967.

1   2   3   4   5   6   7   8