Главная страница


Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»



НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии» 27 Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
страница5/8
Дата18.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7   8

Выводы к первой главе.


В этой главе мы выделили такие характеристики знаний как системность и систематичность. Выяснили, в какой взаимосвязи они находятся, то, что систематичность подчинена системности. Для преобразования учеником систематических знаний в системные ему необходимо дважды перестроить знания, вначале свертывая их в сознании, а затем по-новому развертывая их при изложении.

Перед школой стоит задача вооружить учащихся посильной для них системой научных знаний, соответствующей внутреннему строю и логике излагаемого материала. Формирование у учащихся системы знаний не возможно без их систематизации и обобщения.

Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов.

Обобщение знаний:

• способствует превращению простой суммы знаний о понятиях, законах в целостную систему,

• позволяет учащемуся переосмыслить знания по всему изученному материалу,

• позволяет отыскать новые связи и отношения между понятиями.

Обобщение и систематизация неотъемлемые свойства умственной деятельности, лежащие в основе установления существенных взаимосвязей между изучаемыми явлениями, и научного познания вообще.

Обобщение и систематизация являются одной из задач обобщающего

повторения. Существуют следующие виды обобщающих повторений:

• на уровне понятий,

• на уровне систем понятий,

• на уровне теории.

Обобщающие повторения эффективны при проведении уроков обобщения и систематизации знаний. В настоящей главе есть параграф, в котором говорится об организации урока обобщения и систематизации.

Основными формами проведения урока данного типа являются: беседа, лекция и семинар. В данном случае целесообразно использовать репродуктивный, частично-поисковый и проблемный методы.

Наиболее эффективными для уроков обобщения и систематизации являются такие приемы как сравнение, аналогия и классификация.

То, что арифметическая и геометрическая прогрессии являются важнейшими звеньями одной из содержательных линий курса математики, а также актуальность, которая была определена во введении, позволяют сделать вывод о том, что необходима организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний об этих понятиях.

Проектированию уроков данного типа по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» посвящена вторая глава этой работы.

Глава 2. Методические рекомендации по организации и проведению урока систематизации и обобщения по теме «Прогрессии»

2.1. Анализ темы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».


Анализ методической литературы выявил следующие особенности изучения темы «Прогрессии».

По данной теме было рассмотрено учебное пособие (Шипачев В. С. математический анализ: Учебное пособие для вузов - М. Высшая школа 2002г.), предназначенное для студентов ВУЗов и для учеников старших классов средней школы [19].

Данное пособие представляет собой - общение многолетнего опыта преподавания авторам математического анализа на математических факультетах. В предложенном учебном пособии автор старается изложить материал так, чтобы он был доступен ученику старших классов средней школы, желающему серьёзно изучить математику. В пособии автор рассматривает важнейшие понятия математического анализа, к таким понятиям относится и рассматриваемая нами тема «прогрессии». Так же автор отмечает, что изучение раздела «прогрессии» в школьной программе необходим и важен, так как он может пригодится в дальнейшем при изучении математического анализа в Вузах.

В данном пособии тема «прогрессии» рассматривается в § 7. Из всевозможных как отмечает автор, числовых последовательностей здесь рассматриваются лишь последовательности, так называемые арифметические и геометрические прогрессии.

Даётся следующее определение арифметической прогрессии: последовательность (Хn), определяемая первым элементом Х1 и рекуррентным соотношением.

, где d - постоянное, число, называется арифметической прогрессией, число d называется разностью арифметической прогрессии.

Рекуррентное соотношение, определяющее арифметическую прогрессию в данном параграфе формулируется словами: всякий член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен предыдущему, сложному с постоянным числом d.

Формула общего члена арифметической прогрессии доказывается методом математического индукции, вывод формулы суммы N число арифметической прогрессии основывается на предварительном доказательстве основного свойства членов конечной арифметической прогрессии Х1, Х2, Х3, … Хn: суммы членов прогрессии, равной стоящих от концов равны, т. е. Хmn = Хrе, если m+n=r+e

Далее по такой же схеме рассматривается и геометрическая прогрессия.

Например, П.М. Эрдниев отмечает наличие аналогии между определениями арифметической и геометрической прогрессии, формулами n - члена, свойствами, формулами сумм n-первых членов [20].

Аналогия результатов улавливается и в формулировке правил:

Сумма n первых членов арифметической прогрессии равна сумме крайних членов, умноженной на «n - пополам»;

Произведение n членов геометрической прогрессии равно произведению крайних членов, возведенному в степень «n - пополам» [20, с.33].

  1. 1. 1. Сравнительный анализ содержания темы в различных школьных учебниках.


  1. «Алгебра 9» автор Ю. Н. Макарычев, М: Просвещенuе, 1998 г. [10]

Основная цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

Арифметическая и геометрическая прогрессии рассматриваются как частные виды последовательностей. В начале изучения темы разъясняется смысл понятий «последовательность», «n-ый» член последовательности», вырабатывается умение использовать индексные обозначения. Эти сведения используются при введении понятий арифметической и геометрической прогрессий, выводе формул n-ro члена и суммы n членов для каждой из прогрессий. При изучении темы можно ограничится только одной формулой для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии, а именно:

Аналогично для геометрической прогрессии достаточно рассмотреть одну формулу суммы n первых членов:

При выполнении упражнений основное внимание уделяется заданиям, связанным с непосредственным применением изучаемых формул, а также задачам практического содержания. Сведения о бесконечно убывающей геометрической прогрессии не являются обязательным для изучения.

  1. «Алгебра 9» авторы Алимов Ш. А., М: Просвещенuе, 2004 г. [1]

Основная цель: познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессии.

Учащиеся знакомятся с числовыми последовательностями, учатся находить члены последовательности.

Знакомство с арифметической и геометрической прогрессиями как числовыми последовательностями особых видов происходит на конкретных практических примерах. Формулы n-ro числа и суммы n первых членов обеих прогрессий выводятся учителем, однако требовать от всех учащихся умения выводить эти формулы необязательно.

Упражнения не должны предполагать использовать в своём решении формул, не приведённых в учебнике.

  1. «Алгебра 9» автор К. С. Муравин., М: Дрофа, 2001 г. [12]

Последовательности и способы их задания, рекуррентные последовательности, арифметическая и геометрическая прогрессии, формула n -го члена прогрессий, сумма первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, сумма бесконечной геометрической прогрессии при 0
Основная цель: познакомить учащихся с понятием последовательности и способами её задания, научить решать основные задачи, связанные с прогрессиями.

  1. «Алгебра 9» автор А. Г Мордковuч, М. Мнемозuна, 2002 г. [11]

Определение числовой последовательности и способы её задания: аналитический, словесный, рекуррентный. Монотонные последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии: определения, формулы n-членов, характеристические свойства.

Основная цель - познакомить учащихся с понятием числовой последовательности и с прогрессиями как с частными случаями числовых последовательностей.

Эту тему следует построить так, чтобы она была органично связана с предыдущими разделами курса, не была «тупиковой». Поскольку в курсе приоритет отдаётся функциональной линии, то и последовательности подаются в том же ключе. Это функции, но несколько отличающиеся от того, к чему привыкли школьники,- функции натурального аргумента.

Важно довести до сознания учеников, что три математические модели:

1) у = f(x), хN

2) у = f(n)

3) f(1), f(2), f(3), ... , f(n), ... или (= f(n)) - различные по форме, но

одинаковы по содержанию.

Вводятся три способа задания последовательности (аналитический, словесный и рекуррентный) и свойство монотонности применительно к последовательностям.

При изучении арифметической и геометрической прогрессий специальное внимание уделяется их характеристическим свойствам.

  1. «Алгебра 9», авторы С. М. Никольский, М.К. Потапов, Н. Н. Решетников, А.А. Шевкин., М: Просвещение, 1992 г. [13]

Числовая последовательность [Свойства числовых последовательностей]. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия [Принцип полной индукции].

Основная цель - выработать умения, связанные с задачами «на арифметическую и геометрическую прогрессии».

При изучении данной темы вводятся понятия числовой последовательности, вводятся понятия арифметической и геометрической прогрессии, решаются традиционные задачи, связанные с формулами n - первых членов арифметической и геометрической прогрессий, с вычислением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Проводя сравнительный анализ данных учебников по изложению материала данной темы «Прогрессии» можно установить следующее: Муравин и Мордкович оба рассматривают числовую последовательность как функцию, только первый, рассматривая числовую последовательность, как функцию, определённую на множестве всех натуральных чисел, а второй рассматривая числовую последовательность, как частный случай числовой функции вида y=f(x), хN. Далее хотелось бы отметить, что оба автора, в отличие от Алимова, отдельными пунктами рассматривают рекуррентное задание последовательности. Хотя Мордкович, прежде чем учащихся подвести понятию рекуррентного задания последовательности сначала рассматривает дополнительно, аналитическое и словесное задание последовательности.

Так как структура определений арифметической и геометрической прогрессии одна и та же так же похожи формулу n - ного члена и формулы сумм n-первых членов арифметической и геометрической прогрессии.

Хочется подчеркнуть ещё одно обстоятельство того, что при изучении бесконечной геометрической прогрессии, только Алимов рассматривает бесконечно убывающую геометрическую прогрессию, остальные же авторы ни разу не упоминая о существовании бесконечной геометрической прогрессии, причем Мордкович, вообще рассматривая только конечные геометрические прогрессии.


1   2   3   4   5   6   7   8