|
Рабочая программа по алгебре рассчитана на 137 ч. Форма контроля: текущий контроль. Контрольных работ по алгебре 10, по геометрии -5 Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
по математике и базисного учебного плана образовательного учреждения. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике //Математика в школе.-2006,-№11
- программы: Ю. Н. Макарычев и др. Программы общеобразовательных учреждений . Алгебра 7 - 9 классы. М., «Просвещение», 2009.
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год.
Используемый учебно-методический комплект:
1 учебник: Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010
2. Уроки алгебры в 7 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
3 Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 1997 – 160с.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 6ч в неделю в 7 классах. Из них на алгебру - 4 часа в неделю или 136 часов и геометрию 68 часов – 2 часа в неделю. Учебный год для учащихся 7 классов состоит из 35 учебных недель, в связи с этим добавлен 1 ч. Итого рабочая программа по алгебре рассчитана на 137 ч.
Форма контроля: текущий контроль. Контрольных работ по алгебре – 10, по геометрии -5.
Общая характеристика предмета
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов, явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной;
ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида;
выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями;
выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители;
выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители;
ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач;
При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане - «Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, задания практического характера.
В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены задачи физического характера, задачи из химии - на определение процентного содержания раствора и другие.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Структура изучаемого предмета
№
| Наименование раздела
| Количество часов
| Всего
| Теоретические
| Контрольные
| 1
2
3
4
5
6
7
| Выражения, тождества, уравнения
Функции
Степень с натуральным показателем
Многочлены
Формулы сокращенного умножения
Системы линейных уравнений
Повторение
| 26
18
18
23
23
17
11
| 24
17
17
21
21
16
9
| 2
1
1
2
2
1
2
|
Количество часов в неделю: 4
Предусмотрено 10 контрольных работ, итоговый зачёт 1
Контрольные работы завершают изучение разделов: «Выражения, тождества», «Уравнения», «Функции», «Степень с натуральным показателем», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения», «Применение преобразований целых выражений», «Системы линейных уравнений», «Обобщающее итоговое повторение курса».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Алгебра 7 класс
№ п\п
| Наименование раздела программы, тема урока
| Всего часов
| Из них контрольные и диагностические (ч)
| Дата
| По плану
| Фактическая
| 1
| Выражения, тождества, уравнения
| 26
|
|
|
| 1.1
| Выражения
| 5
|
|
|
|
| Числовые выражения – 2ч
|
|
| 1.09.2012
3.09.2012
|
|
| Выражения с переменными - 2 ч
|
|
| 5.09.2012
7.09.2012
|
|
| Сравнение значений выражений – 1 ч
|
|
| 8.09.2012
|
| 1.2
| Преобразование выражений
| 6
|
|
|
|
| Свойства действий над числами – 2 ч
|
|
| 10.09.2012
12.09.2012
|
|
| Тождества – 2ч
|
|
| 14.09.2012
15.09.2012
|
|
| Тождественные преобразования выражений – 2 ч.
|
|
| 17.09.2012
19.09.2012
|
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Выражения и их преобразования».
| 1
| 1
| 21.09.2012
|
| 1.3
| Уравнения с одной переменной
| 9
|
|
|
|
| Уравнение и его корни – 2ч
|
|
| 22.09.2012
24.09.2012
|
|
| Линейное уравнение с одной переменной -3ч
|
|
| 26.09.2012
28.09.2012
29.09.2012
|
|
| Решение задач с помощью уравнений – 4ч.
|
|
| 1.10.2012
3.10.2012
5.10.2012
6.10.2012
|
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения»
| 1
| 1
| 8.10.2012
|
| 1.4
| Статистические характеристики
| 4
|
|
|
|
| Среднее арифметическое, размах и мода – 2ч
|
|
| 10.10.2012
12.10.2012
|
|
| Медиана, как статистическая характеристика – 2ч
|
|
| 13.10.2012
15.10.2012
|
| 2
| Функции
| 18
|
|
|
| 2.1
| Функции и их графики
| 7
|
|
|
|
| Понятие функции – 2 ч
|
|
| 17.10.2012
19.10.2012
|
|
| Вычисление значений функции по формуле – 2ч
|
|
| 20.10.2012
22.10.2012
|
|
| График функции – 3ч
|
|
| 24.10.2012
26.10.2012
27.10.2012
|
| 2.2
| Линейная функция
| 10
|
|
|
|
| Линейная функция и ее график – 3 ч
|
|
| 7.11.2012
9.11.2012
10.11.2012
|
|
| Прямая пропорциональность - 3ч
|
|
| 12.11.2012
14.11.2012
16.11.2012
|
|
| Взаимное расположение графиков линейных функций -4 ч
|
|
| 17.11.2012
19.11.2012
21.11.2012
23.11.2012
|
|
| Контрольная работа № 3 по теме «Функции»
| 1
| 1
| 24.11.2012
|
| 3
| Степень с натуральным показателем
| 18
|
|
|
| 3.1
| Степень и её свойства
| 10
|
|
|
|
| Определение степени с натуральным показателем – 3ч
|
|
| 26.11.2012
28.11.2012
30.11.2012
|
|
| Умножение и деление степеней – 3ч
|
|
| 1.12.2012
3.12.2012
5.12.2012
|
|
| Возведение в степень произведения и степени – 4ч
|
|
| 7.12.2012
8.12.2012
10.12.2012
12.12.2012
|
| 3.2
| Одночлены
| 7
|
|
|
|
| Одночлен и его стандартный вид – 2ч
|
|
| 14.12.2012
15.12.2012
|
|
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень – 2 ч
|
|
| 17.12.2012
19.12.2012
|
|
| Функции и их графики – 3ч
|
|
| 21.12.2012
22.12.2012
24.12.2012
|
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем»
| 1
| 1
| 26.12.2012
|
| 4
| Многочлены
| 23
|
|
|
| 4.1
| Сумма и разность многочленов
| 4
|
|
|
|
| Многочлен и его стандартный вид – 2ч
|
|
| 28.12.2012
29.12.2012
|
|
| Сложение и вычитание многочленов – 2ч
|
|
| 11.01.2013
12.01.2013
|
| 4.2
| Произведение одночлена и многочлена
| 7
|
|
|
|
| Умножение одночлена на многочлен – 3ч
|
|
| 14.01.2013
16.01.2013
18.01.2013
|
|
| Вынесение общего множителя за скобки – 4ч
|
|
| 19.01.2013
21.01.2013
23.01.2013
25.01.2013
|
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен»
| 1
| 1
| 26.01.2013
|
| 4.3
| Произведение многочленов
| 10
|
|
|
|
| Умножение многочлена на многочлен – 5ч
|
|
| 28.01.2013
30.01.2013
1.02.2013
2.02.2013
4.02.2013
|
|
| Разложение многочлена на множители способом группировки – 5ч
|
|
| 6.02.2013
8.02.2013
9.02.2013
11.02.2013
13.02.2013
|
|
| Контрольная работа № 6 по теме «Многочлены»
| 1
| 1
| 15.02.2013
|
| 5
| Формулы сокращенного умножения
| 23
|
|
|
| 5.1
| Квадрат суммы и квадрат разности
| 6
|
|
|
|
| Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений - 3ч
|
|
| 16.02.2013
18.02.2013
20.02.2013
|
|
| Разложение на множители с помощью квадрата суммы и квадрата разности – 3ч
|
|
| 22.02.2013
25.02.2013
27.02.2013
|
| 5.2
| Разность квадратов. Сумма и разность кубов
| 6
|
|
|
|
| Умножение разности двух выражений на их сумму -2ч
|
|
| 1.03.2013
2.03.2013
|
|
| Разложение разности квадратов на множители – 2ч
|
|
| 4.03.2013
6.03.2013
|
|
| Разложение на множители суммы и разности кубов – 2ч
|
|
| 9.03.2013
11.03.2013
|
|
| Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
| 1
| 1
| 13.03.2013
|
| 5.3
| Преобразование целых выражений
| 9
|
|
|
|
| Преобразование целого выражения в многочлен – 3ч
|
|
| 15.03.2013
16.03.2013
18.03.2013
|
|
| Применение различных способов для разложения на множители – 3ч
|
|
| 20.03.2013
22.03.2013
1.04.2013
|
|
| Применение преобразований целых выражений – 3ч
|
|
| 3.04.2013
5.04.2013
6.04.2013
|
|
| Контрольная работа № 8 по теме «Преобразование целых выражений»
| 1
| 1
| 8.04.2013
|
| 6
| Системы линейных уравнений
| 17
|
|
|
| 6.1
| Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
| 6
|
|
|
|
| Линейное уравнение с двумя переменными – 2ч
|
|
| 10.04.2013
12.04.2013
|
|
| График линейного уравнения с двумя переменными – 2ч
|
|
| 13.04.2013
15.04.2013
|
|
| Системы линейных уравнений с двумя переменными – 2ч
|
|
| 17.04.2013
19.04.2013
|
| 6.2
| Решение систем линейных уравнений
| 10
|
|
|
|
| Способ подстановки -3ч
|
|
| 20.04.2013
22.04.2013
24.04.2013
|
|
| Способ сложения 3ч
|
|
| 26.04.2013
27.04.2013
29.04.2013
|
|
| Решение задач с помощью систем уравнений – 4ч
|
|
| 3.05.2013
4.05.2013
6.05.2013
8.05.2013
|
|
| Контрольная работа № 9 по теме «Системы линейных уравнений»
|
1
| 1
| 10.05.2013
|
| 7
| Повторение
| 12
|
|
|
| 7.1
|
1.Решение задач. Уравнения с одной переменной.
2.Решение задач. Линейная функция и её график.
3. Решение задач. Степень с натуральным показателем.
4. Решение задач. Многочлены.
5. Решение задач. Формулы сокращённого умножения.
6. Решение задач. Преобразование целых выражений.
7. Решение задач. Разложение многочлена на множители.
8. Решение задач. Системы линейных уравнений.
9. Решение задач с помощью систем уравнений.
| 9
|
|
11.05.2013 13.05.2013
15.05.2013 17.05.2013 18.05.2013 20.05.2013 22.05.2013
24.05.2013 25.05.2013
|
| 7.2
| Итоговый зачёт
| 1
| 1
| 27.05.2013
|
| 7.3
| Итоговая контрольная работа
| 1
| 1
| 29.05.2013
|
| 7.4
| Урок-игра «Лабиринт»
| 1
|
| 31.05.2013
|
|
| Итого часов
| 137
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
|
|
|