|
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа для 11 класса по физике на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений; авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г), в соответствии с учебником физики для 11 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина - базовый и профильный уровни, Москва, Просвещение,2009 год. Курс рассчитан на 68 ч. (2 часа в неделю), из них лабораторных работ – 9, контрольных работ – 5. Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовой суммы знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физик в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для рения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности собственной жизни, рационального использования и охраны окружающей среды
Курс «Физика- 11 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике.
В содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы. Причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно - коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность Результаты обучения
В результате изучения физики 11 класса на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, постулат электромагнитное поле, электромагнитная волна атом, квант, фотон, радиоактивность, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, магнитный поток, разность потенциалов, оптическая сила линзы, работа, индукция магнитного поля, показатель преломления;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Типы уроков, используемые при обучении:
1.Урок изучения нового материала
2.Урок совершенствования знаний, умений и навыков
3.Урок обобщения и углубления знаний
4.Уроки контрольные: учета и оценки знаний, умений и навыков
5.Комбинированый урок
6.Урок с применением компьютера
Календарно-тематическое планирование Раздел 1. Электродинамика (продолжение) (10 ч)
Тема 1. Магнитное поле (6ч)
№ п/п
| Система уроков
| Метод обучения
| Форма работы
| Средства обучения, демонстрации
| Подготовка к ЕГЭ
| Дата проведения
| Домашнее задание
| Примечание
| план
| факт
| 1
| 1
| Вводный инструктаж по ТБ. Стационарное магнитное поле
| Проблемно-поисковый
| Эвристическая беседа, составление конспекта
| Опыты 130,131,133,135 [4]
|
| 2.09
|
| §1,2
|
| 2
| 2
| Сила Ампера
| Информационно-развивающий, творчески репродуктивный
| Эвристическая беседа,
| Опыты134,137[4]
|
| 4.09
|
| §3-5, прим. решения задачи 1 на с. 24-25
|
| 3
| 3
| Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа №1
« Наблюдение действия магнитного поля на ток»
| Творчески - репродуктивный
| Объяснение, выполнение лабораторной работы по инструкции
| Выполняется по описанию в учебнике
|
| 9.09
|
| Инструкция к л/р №1
|
| 4
| 4
| Сила Лоренца
| Проблемно-поисковый
| Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
| Опыт 132,138, [4, с.164,173]
|
| 11.09
|
| прим. решения задачи 2 на с. 25, упр.1, в. 4
|
| 5
| 5
| Магнитные свойства вещества
| Проблемно-поисковый
| Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
| Опыт 139,190, [4]
|
| 16.09
|
| §7
|
| 6
| 6
| Контрольная работа №1. «Стационарное магнитное поле»
|
|
|
|
| 18.09
|
|
|
|
Тема 2. Электромагнитная индукция (4 ч)
7
| 1
| Явление электромагнитной индукции
| Проблемно-поисковый
| Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
| Опыты Фарадея, Опыты 172,171 [,4]
|
| 23.09
|
| §8,9
|
| 8
| 2
| Направление индукционного тока. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.
| Информационно-развивающий
| Объяснение, выполнение лабораторной работы по инструкции
| Сравнение с помощью обобщенного плана характеристик видов электрических полей. Опыт186 [4]
| Т-1[12]
| 25.09
|
| § 10
|
| 9
| 3
| Инструктаж по ТБ.
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»
| Информационно-развивающий
| Объяснение, выполнение лабораторной работы по инструкции
| Рассмотрение закона электромагнитной индукции.
| Т-2[12]
| 30.09
|
| Инструкция к л/р №2
|
| 10
| 4
| Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле
| Проблемно-поисковый
| КМД, выполнение вариативных заданий
|
| [13, с. 4]
| 2.10
|
|
|
|
Раздел 2. Колебания и волны. (10 ч)
Тема 1. Механические колебания (1 ч)
№ п/п
| Содержание урока
| Метод обучения
| Форма работы
| Средства обучения, демонстрация
| Подготовка к ЕГЭ
| Дата проведения
| Домашнее задание
| Примечание
| План
| факт
| 11
| 1
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»
| Проблемно - поисковый
| Объяснение, выполнение лабораторной работы по инструкции
| Лабораторное оборудование, набор по механике
|
| 7.10
|
|
|
| Тема 2. Электромагнитные колебания (3ч)
№ п./п
| Содержание урока
| Метод обучения
| Форма работы
| Средства обучения, демонстрации
| Подготовка к ЕГЭ
| Дата проведения
| Домашнее задание
| Примечание
| План
| факт
| 12
| 1
| Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных колебаний. Вынужденные колебания
| Проблемно -поисковый
| Эвристическая беседа. Составление опорного конспекта
| Заполнение обобщающей таблицы
| А 20
| 9.10
|
| §29,
|
| 13
| 2
| Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний
| Творчески – репродуктивный
| Фронтальная работа, КМД
| Сборники познавательных и развивающих задач по теме «Механические и электромагнитные колебания»
| Т-4[12]
| 14.10
|
| Упр. 4,вопросы 1-3, пример решения задачи 1 на с. 110
|
| 14
| 3
| Переменный электрический ток
| Проблемно – поисковый
| Эвристическая беседа, составление опорного конспекта
| Опыты 18-21,38 [3]
| [13, с. 7]
| 16.10
|
| §31,37; упр. 4, вопросы 4,5 и упр. 5, вопросы 1,2
|
|
Тема 3. Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч)
| 15
| 6
| Трансформаторы
| Репродуктивный
| Индивидуальная работа
| Опыты 60,61,64 [3]
|
| 21.10
|
| §38, упр. 5, вопросы 3-7
|
| 16
| 2
| Производство, передача и использование электрической энергии
|
|
| Урок-конференция, к которому учащиеся готовят доклады
|
| 23.10
|
| §39-41; краткие итоги главы 5.
|
|
Тема 4. Механические волны (1 ч)
| 17
| 1
| Волна. Свойства волн и основные характеристики
|
|
| Опыты 58-61[4], 104-106, 116,.117 [3]
|
| 28.10
|
| §42-46,48, 54.
|
|
Тема 4.Электромагнитные волны (3 ч)
| 18
| 1
| Опыты Герца
|
|
| Опыт 96 [3]
|
| 30.10
|
| §49,50
|
| 19
| 2
| Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи.
|
|
| Опыт 185 [3]
|
| 12.11
|
| §51 - 53
|
| 20
| 3
| Контрольная работа №2. «Колебания и волны»
|
|
|
| [13, с. 13]
| 14.11
|
|
|
|
Раздел 3. Оптика (13 ч)
|
|
|