|
Программа к учебнику С. М. Никольского и др.«Алгебра и начала анализа» Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др.«Алгебра и начала анализа», 11 класс (базовый уровень)
Пояснительная записка.
В базовом курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели:
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в базовом курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных предметов. Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс, М. «Просвещение», 2007 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в «Программе общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа» , М. : Просвещение, 2009 г;
Тематическое планирование к учебнику С.М. Никольского и др.
«Алгебра и начала анализа» ( 4ч в неделю, всего 140 часов).
1. Функции и их графики (20 часов, 1 час контрольная работа)
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
2. Производная и ее применение (26 часов, из них 2 часа контрольные работы).
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной.Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций.Производные сложной и обратной функций. Вторая производная. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.Вторая производная и ее физический смысл.
3. Первообразная и интеграл (13 часов, их них 1 час контрольная работа).
Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Правила вычисления первообразных. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
4.Уравнения и неравенства (55 часов, из них 3 часа контрольные работы).
Многочлены от двух переменных. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение иррациональных неравенств. Решение систем уравнений с двумя неизвестными простейших типов. Решение систем неравенств с одной переменной. Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
5. Дополнение «Комплексные числа» (3 часа).
Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Комплексно сопряженные числа.
6. Повторение курса алгебры и математического анализа (19 часов, из них 4 часа контрольная работа).
Распределение часов по пунктам учебника и темам
(4 ч в неделю, всего 140 ч)
Содержание
| Количество часов
| Дата по плану
| Дата фактически
| Примечание
| 1. Функции и их графики
| 9
|
|
|
| 1.1. Элементарные функции
| 1
|
|
|
| 1.2.Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции
| 1
|
|
|
| 1.3. Четность, нечетность, периодичность функций
| 2
|
|
|
| 1.4. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции
| 2
|
|
|
| 1.5. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами
| 1
|
|
|
| 1.6. Основные способы преобразования графиков
| 1
|
|
|
| 1.7. Графики функций, связанных с модулем
| 1
|
|
|
| 2. Предел функции и непрерывность
| 5
|
|
|
| 2.1. Понятие предела функции
| 1
|
|
|
| 2.2. Односторонние пределы
| 1
|
|
|
| 2.3. Свойства пределов функций
| 1
|
|
|
| 2.4. Понятие непрерывности функции
| 1
|
|
|
| 2.5. Непрерывность элементарных функций
| 1
|
|
|
| 3. Обратные функции
| 6
|
|
|
| 3.1. Понятие обратной функции
| 1
|
|
|
| 3.2. Взаимно обратные функции
| 1
|
|
|
| 3.3. Обратные тригонометрические функции
| 2
|
|
|
| 3.4.Примеры использования обратных тригонометрических функций
| 1
|
|
|
| Контрольная работа №1
| 1
|
|
|
| 4. Производная
| 11
|
|
|
| 4.1. Понятие производной
| 1
|
|
|
| 4.2. Производная суммы. Производная разности.
| 2
|
|
|
| 4.3. Непрерывность функции, имеющих производную. Дифференциал.
| 1
|
|
|
| 4.4. Производная произведения. Производная частного
| 2
|
|
|
| 4.5. Производные элементарных функций
| 1
|
|
|
| 4.6. Производная сложной функции
| 2
|
|
|
| 4.7. Производная обратной функции
| 1
|
|
|
| Контрольная работа №2.
| 1
|
|
|
| 5. Применение производной
| 15
|
|
|
| 5.1. Максимум и минимум функции
| 2
|
|
|
| 5.2. Уравнение касательной
| 2
|
|
|
| 5.5. Возрастание и убывание функций
| 2
|
|
|
| 5.6. Производные высших порядков
| 1
|
|
|
| 5.8. Экстремум функции с единственной критической точкой
| 2
|
|
|
| 5.9. Задачи на максимум и минимум
| 2
|
|
|
| 5.10. Асимптоты. Дробно-линейная функция.
| 1
|
|
|
| 5.11. Построение графиков функций с применением производная.
| 2
|
|
|
| Контрольная работа №3.
| 1
|
|
|
| 6. Первообразная и интеграл
| 13
|
|
|
| 6.1. Понятие первообразной
| 3
|
|
|
| 6.3. Площадь криволинейной трапеции
| 1
|
|
|
| 6.4. Определенный интеграл
| 2
|
|
|
| 6.5. Приближенное вычисление определенного интеграла
| 1
|
|
|
| 6.6. Формула Ньютона-Лейбница
| 2
|
|
|
| 6.7. Свойства определенных интегралов
| 1
|
|
|
| 6.8. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах
| 2
|
|
|
| Контрольная работа №4
| 1
|
|
|
| 7. Уравнения-следствия
| 9
|
|
|
| 7.1. Понятие уравнения-следствия
| 1
|
|
|
| 7.2. Возведение уравнения в четную степень
| 2
|
|
|
| 7.3. Потенцирование уравнений
| 2
|
|
|
| 7.4. Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию
| 2
|
|
|
| 7.5. Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию
| 2
|
|
|
| 8. Равносильность уравнений на множествах
| 12
|
|
|
| 8.1. Основные понятия
| 1
|
|
|
| 8.2. Возведение уравнения в натуральную степень
| 2
|
|
|
| 8.3. Потенцирование и логарифмирование уравнений
| 2
|
|
|
| 8.4 Умножение уравнения на функцию
| 2
|
|
|
| 8.5. Другие преобразования уравнений
| 2
|
|
|
| 8.6. Применение нескольких преобразований
| 2
|
|
|
| 8.7. Уравнения с дополнительными условиями
| -
|
|
|
| Контрольная работа №5
| 1
|
|
|
| 9. Равносильность неравенств на множествах
| 10
|
|
|
| 9.1. Основные понятия
| 1
|
|
|
| 9.2. Возведение неравенств в натуральную степень
| 2
|
|
|
| 9.3. Потенцирование и логарифмирование неравенств
| 2
|
|
|
| 9.4. Умножение неравенства на функцию
| 2
|
|
|
| 9.5. Другие преобразования неравенств
| 1
|
|
|
| 9.6. Применение нескольких преобразований
| 1
|
|
|
| 9.8. Нестрогие неравенства
| 1
|
|
|
| 10. Метод промежутков для уравнений и неравенств
| 5
|
|
|
| 10.1. Уравнения с модулями
| 1
|
|
|
| 10.2. Неравенства с модулями
| 1
|
|
|
| 10.3. Метод интервалов для непрерывных функций
| 2
|
|
|
| Контрольная работа №6
| 1
|
|
|
| 11. Равносильность уравнений и неравенств системам
| 11
|
|
|
| 11.1. Основные понятия
| 1
|
|
|
| 11.2. Распадающиеся уравнения
| 2
|
|
|
| 11.3. Решение уравнений с помощью систем
| 2
|
|
|
| 11.4. Уравнения вида ƒ(α(χ))=ƒ(β(χ))
| 2
|
|
|
| 11.5. Решение неравенств с помощью систем
| 2
|
|
|
| 11.6. Неравенства вида ƒ(α(χ))>ƒ(β(χ))
| 2
|
|
|
| 13. Системы уравнений с несколькими неизвестными
| 8
|
|
|
| 13.1. Равносильность систем
| 2
|
|
|
| 13.2. Система-следствие
| 2
|
|
|
| 13.3. Метод замены неизвестных
| 2
|
|
|
| 13.4. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств
| 1
|
|
|
| Контрольная работа №7
| 1
|
|
|
| Комплексные числа
| 3
|
|
|
| 1. Алгебраическая форма комплексного числа
| 1
|
|
|
| 2. Сопряженные комплексные числа
| 1
|
|
|
| 3. Геометрическая интерпретация комплексного числа
| 1
|
|
|
| Повторение
| 19
|
|
|
| Повторение курса алгебры и математического анализа X-XI классов
| 15
|
|
|
| Итоговая контрольная работа №8
| 4
|
|
|
| Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа , М. : Просвещение, 2009 г;
Алгебра и начала математического анализа: книга для учителя 11 класс, /М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009/.
Алгебра и начала анализа: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2007/.
Алгебра и начала анализа: дидактические материалы, 11 класс, /
|
|
|