|
Тема 5. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (13 часов)
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома. Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке, сформировать представление об электролизе и коррозии металлов, рассмотреть их с точки зрения окислительно - восстановительных процессов. Показать значение металлов и сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства, расширитьиуглубить знания учащихся о характеристике химических элементов и образуемых ими простых веществ на примере металлов I - III групп главных подгрупп. Познакомитьучащихся с физическими и химическими свойствами металлов I – III групп главных подгрупп, а также со свойствами соединений, образованных этими металлами. Продолжить формирование умений прогнозировать свойства веществ, исходя из их состава и строения. Закрепить навыки учащихся врешении расчетных и практических задач, показать связь химии с жизнью.
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент, ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
|
| 1
(46)
| Общая характе-ристика металлов. Физические свойства металлов
| Металлическая связь, металли-ческаякристал- лическая решетка
| Демонстрации: образцы металлов, изучение их электрической проводимости; модели кристаллических решеток металлов.
ИКТ:презента-ция «Металлы»
| Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки.Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической системе и строению атомов; уметь объяснять физические свойства металлов, исходя из строения решетки металлов и металлической связи.
| §34-36,упр 1-3,8* стр.112
|
| 2
(47)
| Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов
|
| Лабораторные опыты: взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
ИКТ:презента-ция «Металлы»
| Знать свойства металлов, исходя из строения решетки металлов. Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молекулярном и окислительно - восстановительном виде.Знать особенности соответствия химических свойств металлов их положению в электрохимическом ряду
| §37 упр. 10-12*, задача 3 стр.112
|
| 3
(48)
| Способы получения металлов
| Электролиз, алюминотермия
| ИКТ:презента-ция «Металлы»
Тест.самопро-верка (ИКТ)
| Знать способы получения металлов, проблемы безотходных производств в металлургии и охраны окружающей среды
| §35 упр. 5-7*, задача 1 стр.112
|
| 4
(49)
| Сплавы
|
| Лабораторные опыты: рассмотрение образцов сплавов металлов
ИКТ:презентация «Сплавы»
| Знать состав и свойства сплавов, области их промышленного применения
| §38 упр. 13-15*, задача 4 стр.112
|
| 5
(50)
| Щелочные металлы
|
| Лабораторные опыты: ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия этих металлов.
ИКТ:презентация «Щелочные металлы»
Демонстрации:
| Уметь давать общую характеристику щелочных металлов на основании положения в периодической системе и строения атомов. Уметь записывать уравнения химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения этих металлов.
| §39 упр. 1-6*, стр.118
|
|
|
|
| взаимодействие щелочных металлов с водой
|
|
|
|
|
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
|
|
|
| 6
(51)
| Щелочноземель-ные металлы
|
| Демонстрации:
1) взаимодействие кальция с водой;
2) взаимодействие оксида кальция с водой; 3) качест-венная реакция на ионы кальция и бария
ИКТ:презентация «Щелочноземель-ные металлы»
| Уметь давать общую характеристику щелочноземельных металлов на основании положения в периодической системе и строения атомов. Уметь записывать уравнения химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения этих металлов. Знать качественные реакции на ионы кальция и бария, области применения их соединений, превращение их соединений в природе.
| §40, 41 (стр.120-123) , упр. 3-7*, стр.125
|
| 7
(52)
| Жесткость воды и способы ее устранения
| Жесткость воды
| Демонстрации: устранение жесткости воды
ИКТ:презентация «Жесткость воды»
| Знать понятие жесткости воды, ее виды, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промышленности и быту. Уметь записывать химические уравнения в молекулярном и ионном виде
| § 41(стр.123-124), упр. 13-14*, задача 4 стр.125
|
| 8
(53)
| Алюминий
|
| Лабораторный опыт: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов Демонстрации: взаимодействие алюминия с кислотами, солями
ИКТ:презентация «Алюминий»
| Уметь давать характеристику алюминия как химического элемента и простого вещества в сравнении с металлами I и П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравнения, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде. Знать области примененияалюминия и его соединений.
| §42(стр.125-128), упр. 2-6*, задача 1,2 стр.128
|
| 10
(54)
| Решение экспериментальных задач по теме «Элементы I-III групп периоди-ческой таблицы химических элементов»
|
| Практическая работа №6
| Уметь определять соединения металлов I -III групп главных подгрупп по анионам, осуществлять превращения, получать соединения этих металлов из предложенных веществ. Уметь записывать уравнения проводимых реакций в молекулярном и ионном видах, делать выводы
| Повторить§34-42
|
| 11
(55)
| Железо
|
| Демонстрации: горение железа в кислороде
ИКТ:презентация «Железо»
Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать нахождение железа вприроде, способы его получения, применения, физические свойства.
Уметь давать характеристику железа, как элемента побочной подгруппы. Уметь доказывать химические свойства железа , записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде
| §43, упр. 1-5*, стр.135
|
| 12
(56)
| Соединения железа (II) и железа (III)
|
| Демонстрации: получение гидроксидов железа (П и Ш)
ИКТ:презентация «Соединения железа»
| Уметь доказывать химические свойства соединений железа, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде. Знать области применения соединений железа.
| §44, упр. 6-11*, стр.135
|
| 13
(57)
| Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
|
| Практическая работа №7
| Уметь определять соединения металлов I - I II групп главных подгрупп и железа по анионам, осуществлять превращения, получать их соединения из предложенных веществ. Уметь проводить опыты между веществами в растворах, наблюдать, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
| Повторить§43-44
|
| 14(58)
| Контрольная работа по теме
« Металлы и их соединения»
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Уметь применять знания,умения и навыки, полученные при изучении темы
|
| Тем а 6. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ ( 3 часа )
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся с основами органической химии, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Продолжить формирование знаний обучающихся о зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также об особенностях генетических связей между классами органических соединений.
Дата
| №п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент, ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
|
| 1
(59)
| Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория А.М.Бутлерова
| Органическая химия,
органические вещества
| ИКТ:презентация «Органическая химия и органические вещества», «А.М.Бутлеров»
| Знать основы первоначальных сведений о строении органических веществ, основные положения теории А.М.Бутлерова. Уметь прогнозировать свойства веществ, основываясь на их строении
| §48-49, упр 1-4* стр.163
|
| 2-3
(60-61)
| Изомеры. Изомерия. Классификация органических веществ.
| Изомеры, изомерия
| Демонстрации. Модели молекул органических соединений. ИКТ:презентация «Изомерия. Классификация органических веществ»
| Знать упрощенную классификацию органических веществ, понятие явления изомерии как одного из основных положений теории А.М.Бутлерова. Уметь распределять органические вещества по классам, составлять формулы изомеров
| §50, упр. 5*, задача 1 стр.163
| Тем а 7. УГЛЕВОДОРОДЫ ( 3 часа )
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся с основными классами углеводородов, явлением их гомологии и изомерии, классификацией и номенклатурой. Продолжить формирование знаний учащихся о зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера химической связи, а также об особенностях генетических связей между классами углеводородов.
Дата
| №п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент, ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
|
| 1
(62)
| Предельные углеводороды
| Гомологи, гомологический ряд алканов, гомологическая разность
| Демонстрации. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
ИКТ:презентация «Предельные углеводороды»
| Знать особенности строения и свойств гомологического ряда алканов, уметь составлять формулы изомеров и гомологов алканов, называть их по систематической номенклатуре
| §51, упр 6-8* стр.163
|
| 2
(63)
| Непредельные углеводороды
| Гомологический ряд алкенов и алкинов Гидрирование, гидратация
| Демонстрации. Качественные реакции на этилен.
ИКТ:презентация«Непредельные углеводороды»
Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать особенности строения и свойств гомологического ряда алкенов и алкинов, уметь составлять формулы изомеров и гомологов алкенов и алкинов, называть их по систематической номенклатуре
| §52,упр. 9-13*, стр.163
|
| 3
(64)
| Природные источники углеводородов
| Перегонка, крекинг, фракции нефти
| Демонстрации. Образцы нефти и продуктов их переработки.
ИКТ:презентация «Природные источники углеводородов»
| Знать особенности процесса перегонки нефти, отличительные признаки термического и каталитического крекинга, уметь проводить анализ фракций нефти
| §54, упр. 14-17*, стр.163
| |
|
|