|
Тема 2.КИСЛОРОД (8 часов)
Основные задачи изучения темы:
продолжить формирование понятий - химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция в данной теме, научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно - молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно - следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере кислорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям. Ознакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе, его ролью в жизни и деятельности человека, показать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.
№ п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент,ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1(21)
| Кислород. Физическиеи химическиесвойства
| Химические свойства,горение
| Демонстрации:
1) сжигание в кислороде
угля, серы, фосфора, железа;
2) ознакомление с физическими свойствами кислорода
ИКТ: презентация «Кислород»
| Знать физические и химические свойства кислорода.
Уметь различать понятия«химический элемент» и«простое вещество» на при-мере кислорода.Уметьзаписывать уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми
| § 18,20, упр. 4,7*, задача 1(а)
| 2
(22)
| Оксиды. Окисление.
Круговорот кислородав природе
| Круговоротэлемента.
Окисление.Оксид
| Лабораторный опыт:
ознакомление с образцамиоксидов.
ИКТ: презентация «Круговорот кислородав природе»
| Знать определение оксидов,способы их получения,иметь представление о процессе окисления.Уметьсоставлять формулыоксидов, называть их, составлять уравненияреакцийполучения оксидов
| §20(до конца),§22 упр. 5,12*
| 3
(23)
| Применение кислорода.Получениекислорода в лаборатории и впромыш-ленности
| Катализатор
| Демонстрации:
1) разложение пероксидаводорода в присутствиикатализатора;
2) получение кислорода изперманганата калияпри разложении
| Знать способы получениякислорода в лаборатории и впромышленности, понятиекатализатор, его роль, области применения кислорода
| § 19,21.Задачи2,3,упр.3,8*
| 4
(24)
| Получение и свойства кислорода
|
| Практическая работа № 3
| Уметь собирать прибор для получения газа, собирать кислород вытеснением воздуха, доказывать его наличие, химические свойства кислорода
|
| 5
(25)
| Воздух и егосостав.Горение веществв воздухе.
| Демонстрации:
1) количест-венное определение содержания кислорода в воздухе.
2) опыты, выясняющие ус-ловия горения
| ИКТ: презентации «Воздух и егосостав», «Озоновая дыра»
| Знать состав воздуха, условия возникновения и прекращения горения, меры попредупреждению пожаров
| §22,упр. 5-10*
| 6
(26)
| Тепловой эффектхимической реакции.Реакции экзо-иэндо-термические
| Тепловой эф-фект, термохи-мическиеуравнения.Экзо- и эндо-термическиереакции
| Демонстрации:
сжигание в кислороде различных веществ
ИКТ: презентация «Тепловой эффектхимической реакции»
| Знать понятие тепловогоэффекта, определение экзо-и эндотермических реакций.
Уметь различать экзо- и эндотермические реакции, записывать тепловой эффект для данной реакции,делать расчеты по уравнениям
| §23,задача 2,упр. 11,12*
| 7
(27)
| Виды топлива.
Способы егосжигания
| Топливо
| Демонстрации или
лабораторный опыт.
Ознакомление с различнымивидами топлива(коллекция "Топливо")
| Знать различные видытоплива и его значения дляразвития энергетическойпромышленности, способырационального сжиганиятоплива, необходимость охраны воздуха от загрязнения
| §24,упр. 13,задача 1*
| 8
(28)
| Повторение иобобщение темы: «Кислород».
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Повторить и закрепитьзнания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
| Повторить
§ 18-24
| Teм а 3. ВОДОРОД (4 часа)
Основные задачи изучения темы:
продолжить развитие понятий об элементе и веществе на примере водорода. Расширить понятие о химической реакции (реакция обмена). Познакомить учащихся с составом и свойствами веществ двух важных классов неорганических соединений - кислотами и солями. Способствовать формированию у учащихся умений составлять формулы солей, совершенствовать знание химического языка (называть кислоты, соли). Закрепить умения в написании уравнений реакций. Продолжить формирование мировоззренческих представлений о причинно - следственной зависимости на примере взаимозависимости свойств веществ от их строения и состава, связи между свойствами веществ, их применением и получением в промышленности. Способствовать развитию у учащихся логического мышления: умению сравнивать (свойства водорода и кислорода по составу - кислоты и соли), проводить классификацию неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли); химических реакций, делать обобщения, выделять главное, предсказывать свойства неизвестных веществ.
№
п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервыевводимые)
| Химический
эксперимент
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1 (29)
| Водород. Физические и химические свойства
| Восстанови-тель
| Демонстрации:
ознакомление с физическими свойствами водорода; 2)горение водорода в кислороде и воздухе; 3) взаимодействие водорода с оксидом меди(П)
ИКТ: презентация«Водород»
| Знать состав молекулыводорода, определение восстановителя.
Уметь давать характеристику водорода, как элемента икак простого вещества. Уметь описывать физические и химические свойстваводорода, записывать уравнения реакций
| § 25,27,
упр. 3,9*
| 2
(30)
| Применениеводорода.Получение водорода.
| Сырье. Эколо-гически чистое топливо
| Лабораторные опыты:
получение водорода, взаимодействие раствора кислоты с цинком, обнаружение
| Знать способы получения и области применения водорода.Уметь собирать водород вытеснением воздуха.
| §26, §27. Упр.5 10*
| 3
(31)
| Повторение и обобщение темы
«Кислород»,
«Водород»
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении тем
| Повторить § 18-27
| 4
(32)
| Контрольная работа №2по темам: "Кислород" и "Водород"
|
|
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
|
| Т е м а 4. РАСТВОРЫ. ВОДА. (4 часа)
Основные задачи изучения темы:
продолжить формировать умения учащихся записывать уравнения реакций (химические свойства воды), давать названия веществам, составлять формулы. Способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно -следственной связи (состав, свойства, применение воды) взаимосвязи единичного и общего (реакция нейтрализации - как частный случай реакции обмена). Показать роль воды для всего живого, её значение в природе, использование в различных отраслях народного хозяйства. Способствовать дальнейшему развитию экологического образования: познакомить с вопросами охраны водоемов от загрязнения, способами очистки воды, используя материалы периодической печати (местный материал о загрязнении и очистке воды в Волге), закон об охране окружающей среды. С целью развития логического мышления учить учащихся умению сравнивать, выявлять общие и существенные признаки при рассмотрении оксидов, оснований, кислот, проводить их классификацию. Способствовать дальнейшему совершенствованию практических навыков по выполнению лабораторных опытов, умению обращаться с приборами и реактивами; научить приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.
№
п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический
эксперимент
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1
(33)
| Вода - раствори-тель.Растворы
| Раствор
| Демонстрации:
1) очистка воды перегонкой;
2) разделение смесейвеществ с помощьюделительной воронки
ИКТ: презентация «Растворы»
| Знать способы очистки воды от примесей, физическиесвойства воды, меры по охране воды от загрязнения.
Уметь объяснять процессрастворения с точки зренияатомно-молекулярного учения
| §28,
упр. 1,2*
| 2
(34)
| Приготовле-ние раствора заданной концентрации
| Растворимость Массовая доля растворенного вещества
| Практическая работа №4 ИКТ: презентация «Массовая доля вещества в растворе»
| Знать определение раствори-мости, массовой доли.Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе
| § 28 Задачи 1-4*
| 3
(35)
| Состав воды. Физические и химические свойства воды
| Анализ и синтез. Гидроксогруппа. Гидроксид
| Демонстрации:
1)синтез воды; 2) взаимодействие воды с металлами (Na и Са); 3) взаимодействие воды с оксидами кальция и фос-фора. Определение полученных растворов инди-каторами.
ИКТ: презентация «Вода»
| Знать количественный и качественный состав воды, состав гидроксида (основания), химические свойства воды, понятие об анализе и синтезе как методах определения состава веществ. Уметь составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды
| §29, упр.2,5*
| 4
(36)
| Повторение и обобщение темы«Растворы. Вода»
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Повторить изакрепитьзнания, умения и навыки,полученные при изученииданной темы
| Повторить
§28-29
упр.4
| Тема 5.ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
(9 часов)
Основные задачи изучения темы:
обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, показать генетическую связь между веществами, принадлежащими к разным классам. Познакомить учащихся с классификацией неорганических соединений, показать, что в основе классификации лежат химические свойства данных веществ. Показать, что на основе классификации устанавливаются связи между различными классами неорганических веществ. Продолжить формирование мировоззренческих знаний. На основе составления генетических рядов металла и неметалла показать противоположности между данными веществами и их соединениями. И в то же время показать, что в результате взаимных превращений между отдельными представителями разных рядов (металлов и неметаллов) происходит образование солей. Подвести учащихся к выводам о взаимодействии между простыми и сложными веществами. Показать, что знание этого вопроса помогает человеку в управлении этими превращениями и способствует получению многих полезных в народном хозяйстве соединений. Продолжить формирование у учащихся логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования (химические опыты), делать на основе опытов правильные теоретические выводы.
№
п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический
эксперимент
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1(37)
| Состав и название оксидов, кислот, оснований, солей. Классифика-циянеорга-нических веществ.
| Генетический ряд. Генетическая связь. Основные кислотные, амфотерные оксиды.
| ИКТ: презентация «Оксиды»
| Знать классификацию неорга-нических веществ, определение генетического ряда. Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества;
| п.30 упр. 1,6*
| 2 (38)
| Состав и строение оксидов. Классификация и химические свойства
|
| ИКТ: презентация «Оксиды»
| Знать определение кислотных и основных оксидов. Уметь доказывать химические свойства кислотных и основных оксидов, записывать уравнения реакций
| §30, упр.2,4,5*
| 3 (39)
| Состав и строение кислот. Классификация и химические свойства
| Кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Одно-, двух-и трехосновные кислоты
| Тест.самопроверка (ИКТ) ИКТ: презентация «Кислоты»
| Знать классификацию кислот. Уметь доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения химических реакций
| §31, упр. 2,7,8*
| 4-5 (40-41)
| Состав и строение оснований и солей. Классифика-ция и химические свойства
|
| ИКТ: презентация «Основания и соли »
| Знать классификацию оснований и солей. Уметь доказывать химические свойства оснований, записывать уравнения реакций
| §32, упр. 5,7*
| §33, упр. 6,8*
| 6-7
(42-43)
| Обобщение и систематиза-ция знаний по пройденной теме
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать определение основных классов неорганических соединений, классификацию, генетическую связь между классами. Уметь доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, составлять генетические цепочки из веществ разных классов
| Повторить § 30-33. Упр. 1,9*, 10 а, б
| Подготовиться к практической работе
| 8 (44)
| Решение эксперименталь-ных задач по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений"
|
| Практичес-кая работа №4Тест.самопроверка (ИКТ)
| Уметь практически доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, правильно подбирать вещества для проведения химических реакций. Уметь определять неорганические вещества, правильно обращаться с приборами и реактивами, соблюдая правила по технике безопасности
| Повторить § 30-33.
| 9
(45)
| Контроль-ная работа №3 по теме «Важнейшие классы неорганическихсоеди-нений»
|
| Тест.само-проверка (ИКТ)
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
|
|
|
|
|