Главная страница

Программа по химии (8-9 класс) Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по химии (8-9 класс) Пояснительная записка
страница5/9
Дата11.03.2016
Размер1.05 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение, круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(П) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(У). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

• Получение аммиака и изучение его свойств.

Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (9 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(Г\Г). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Контрольная работа по темам 2-4
Тема 5. Общие свойства металлов (13 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа(Ш).

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. По лучение гидроксидов железа (П) и железа(Ш) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

• Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов ».

• Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (3 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (3 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты (1 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (1 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10-11. Углеводы. Белки. Полимеры (2 ч)

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу крахмал.

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения, полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Практические работы 9 класс

№ урока

Название работы

15

Решение экспериментальных задач по теме: "Теория электролитической диссоциации"

25

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

29

Получение аммиака и изучение его свойств

36

Решение экспериментальных задач по теме «Азот и фосфор»

41

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

54

Решение экспериментальных задач по теме «Элементы I-III групп периодической таблицы химических элементов»

57

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Контрольные работы 9 класс

№ урока

Название работы

4

Контрольная работа по материалу повторения

17

Контрольная работа по теме «Теория электролитической диссоциации»

26

Контрольная работа «Кислород и сера»

45

Контрольная работа по темам «Азот и фосфор», «Углерод и кремний»

58

Контрольная работа по теме « Металлы и их соединения»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ( 9КЛАСС)

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА (4 часа)

Дата

№ п/п

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Химический эксперимент, ИКТ


Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцированное домашнее задание




1


Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева в свете строения атомов




Учеб.диск «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделее-ва»

Знать определение периодического закона, периода, группы, физический смысл порядкового номера, номера периода и группы. Уметь давать характеристику одного элемента по положению в периодической системе и строению атома, сравнительную характеристику двух элементов, расположенных в одном периоде или в одной группе, главной подгруппе


По учебнику 8 кл. (или по тетради) повторить

§ 38-41



2

Химическая связь. Кристаллические решетки.




ИКТ:презента-ция «Химическая связь. Кристалличес-кие решетки»

Знать определение связи, ковалентной (полярной и неполярной), ионной, кристаллической решетки, виды кристаллических решеток.

Уметь определять типы химической связи в простых и сложных веществах, записывать схемы их образования; определять тип кристаллической решетки и предсказывать по нему физические свойства веществ.

Повторить по учебнику 8 кл. §43-45



3

Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли.




ИКТ:презента-ция «Основные классы неорга-ническихсоеди-нений» Тест.самопроверка (ИКТ)

Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства.

Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.

Повторить по учебнику 8 кл. §33-36




4

Контрольная работа по материалу повторения




Тест.самопроверка (ИКТ)

Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства; определение связи, ковалентной (полярной и неполярной), ионной, кристаллической решетки, видов кристаллических решеток.

Уметь давать характеристику одного элемента по положению в периодической системе и строению атома; записывать уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей; определять типы химической связи в простых и сложных веществах.




Т е ма 1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (ТЭД ) (13 часов)

Основные задачи изучения темы:

углубить и систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения теории электролитической диссоциации; дать представление об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена. Научить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке). Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер химических процессов. Раскрыть значение теории электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике.

С целью развития патриотического воспитания показать роль русских ученых в создании теории электролитической диссоциации (Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.).

Способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное). Продолжить изучение и углубление ранее изученных понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции, классификация неорганических соединений).

Дата



п/п

Тема урока

Основные понятия (впервые вводимые)

Химический эксперимент, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцированное домашнее задание




1

(5)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, ион гидроксония

Демонстрации:

Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость

ИКТ:презентация «Электролитическая диссоциация»

Знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации. Уметь объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.


§1,упр. 1-6*,

стр.13





2

(6)

Диссоциация кислот, щелочей, солей


Катионы, анионы, ступенчатая диссоциация, кристаллогидраты


ИКТ:презентация «Электролитическая диссоциация»

Знать определение "кислота", "основание", "соль" в свете ТЭД, определение кристаллогидратов. Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, объяснять тепловые явления, происходящие при растворении различных веществ

§2,упр. 7-8* стр.13





3

(7)

Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Степень диссоциации, сильный электролит, слабый электролит

Демонстрации:

сравнение электрической проводимости конц. и разб.р-ров уксусной кислоты

ИКТ:презентация «Электролитическая диссоциация»

Знать, что свойства растворов электролитов определяются содержанием в растворе определенных ионов.

Уметь определять в водных растворах наличие катионов водорода и анионов группы ОН, предсказывать по ним свойства вещества; сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы.

§3,упр. 10,задача 2

стр.13




4-5

(8-9)

Реакции ионного обмена и условия их протекания

Реакции ионного обмена. Молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. Обратимые и необратимые реакции.

Лабораторные

опыты:

1) реакции обмена между растворами электролитов; 2)качественнаяреакция на хлорид - ион

ИКТ:презентация «Реакции ионного обмена»

Знать определение реакции ионного обмена, условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.Уметь составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций, объяснять их сущность в свете ТЭД.

Уметь выполнять лабораторные опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы

§4, упр. 1,3(а,б*) стр.22

§4, упр. 3(г,в*),4 стр.22




6-7

(10-11)

Расчеты по урав- нениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Избыток одного из реагирующих веществ

Тест.самопроверка (ИКТ)

Уметь определять с помощью расчета вещество, данное в избытке, и вычислять массу продукта реакции (объем или количество вещества) по данным исходных веществ

Повторить§1-4, за-дача 1,упр.2* стр.22

Задача 2*, упр.5(а,б) стр.22




8-9

(12-13)

Окислительно – восстановительные реакции.

Окисление и восстановление




ИКТ:презентация «Окислительно – восстановительные реакции»

Знать определение окислительно- восстановительной реакции, окислитель, восстановитель. Уметь опреде-лятьокислительно- восстановительные реакции, состав- лятьсхему электронного баланса

1   2   3   4   5   6   7   8   9