Главная страница

Программа по химии (8-9 класс) Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по химии (8-9 класс) Пояснительная записка
страница2/9
Дата11.03.2016
Размер1.05 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9

- контрольная работа – вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т. п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой oтвета (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним молено отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведение полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
8КЛАСС
Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция,, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

• Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород ( 8 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (4 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (П).

Тема 4. Растворы. Вода (4 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений(9 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 6. Периодический закон и периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь. Закон Авогадро. Молярный объем газов (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 8. Галогены (4 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и еесоли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа. Получение соляной кислоты изучение ее свойств.

Повторение и обобщение материала по курсу химии 8 класса (2 часа)

Практические работы 8 класс

№ урока

Название работы

2

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

4

Очистка поваренной соли

24

Получение и свойства кислорода

34

Приготовление раствора заданной концентрации

44

Решение экспериментальных задач по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений"

65

Получение соляной кислоты и опыты с ней.

Контрольные работы 8 класс

№ урока

Название работы

20

Контрольная работа №1 по теме"Первоначальные химические понятия"

32

Контрольная работа №2по темам: "Кислород" и "Водород"

45

Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

53

Контрольная работа №4 по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома"

62

Контрольная работа №5 по теме «Строение вещества. Химическая связь. Закон Авогадро. Молярный объем газов.»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
Тема 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (20 часов)
Основные задачи изучения темы:

дать представление о веществах, их составе и свойствах; раскрыть сущность химических превращений, указать их признаки; познакомить с многообразием химических реакций, их классификацией; показать взаимосвязь всех явлений в природе (физических, химических, биологических); обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и на практике; познакомить учащихся с различными методами, применяемыми в химии, химическим языком, учить логическому мышлению (сравнивать, выделять главное).


п/п

Тема урока

Основные поня-тия (впервые вводимые)

Химический эксперимент, ИКТ

Дидактические единицы (ЗУН)

Дифференцированное домашнее задание

1

Предмет химии. Вещества и их свойства

Химия. Свойства веществ

Демонстрации: различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения веса, плотности жидкости, темпе-ратуры.

Лабораторный опыт: рассмотрение веществ с раз- личными физическими свойствами

Знать определение предмета химии, определение ве-щества, свойств веществ. Уметь описывать вещества по их физическим свойствам

§ 1,стр. 5-6, упр. 1-5*

2

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием




Практическая работа №1

ИКТ: презентации «Лабораторное оборудование», «ТБ на уроках химии»

Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой

Изучить правила ТБ(с.48-49)


3

Чистые вещества и смеси

Чистые вещест-ва, однородные и неоднородные смеси

Демонстрации: однородные и неоднородные смеси, способы разделения смесей


Знать отличие чистого ве-щества от смеси, способы разделения смесей. Уметь различать однородные и неоднородные смеси

§2, упр. 6-9*

4

Очистка поваренной соли




Практическая работа №2

Знать правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородной и неоднородной смесей. Уметь проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием

повт п.2

5

Явления физические и химические. Химические реакции

Химическая реакция

Демонстрации:

примеры химических явлений (горение свечи, изменения, происходящие при нагревании сахара); примеры физических явлений (растирание сахара в ступке). Лабораторные опыты: примеры физических и химических явлений

ИКТ: презентация «Признаки реакций»

Знать определение физических и химических явлений, признаки химических реакций и условия их возникновения и течения. Уметь отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения

§3, упр. 10-13*

6

Простые и сложные вещества

Простое вещество, сложное вещество. Атом

Демонстрации:

соединения железа с серой. Лабораторные опыты: ознакомление с образцами простых и сложных веществ

Знать определение атома, простого и сложного вещества. Знать отличие смеси и сложного вещества. Уметь различать простые и сложные вещества; смеси и сложные вещества

§4,5, упр.1-13* (устно)

7

Химические элементы. Относительная атомная масса

Химический знак, химический элемент. Относительная атомная масса

ИКТ: презентация «Знаки химических элементов»

Знать определение химического элемента, 10 знаков химических элементов, определение относительной атомной массы. Уметь отличать понятия химический элемент и простое вещество

§6-8,упр. 14-19 (устно) 18 * (письм.)

8

Закон постоянства состава. Химические формулы.



Химическая формула. Качественный и количественный состав вещества.

Тест.самопроверка (ИКТ)

Знать определение закона постоянства состава, химической формулы. Уметь давать по плану описание качественного и количественного состава вещества

§ 9,10(до с.29), упр.2,4 *(письм.)

9

Относительная молекулярная масса. Расчеты по формуле

Относительная молекулярная масса, отношение масс и массовые доли элементов

Тест.самопроверка (ИКТ)

Знать определение относительной молекулярной массы. Уметь выполнять расчеты по формуле

§ 10, упр. 10(1),12*

10

Валентность. Составление химических формул по валентности

Валентность

ИКТ: презентация «Составление формул по валентности»

Знать определение валентности. Уметь определять валентность по формуле, состоящей из 2-х элементов; составлять формулы по валентности

§11,12, упр.9-10(2) (письм.), упр. 5,6*, задача 1(а)

11

Атомно - молекулярное учение




Учеб.диск «Атомно-молекулярное учение»

Знать основные положения атомно - молекулярного учения, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения. Уметь объяснять физические и химические явления с точки зрения атомно-молекулярного учения

§13, упр.8-13* (устно)

12

Закон сохранения массы веществ, его значение




Демонстрации:

опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ

Знать определение закона сохранения массы веществ, его значение. Уметь применять закон сохранения массы веществ при написании уравнений

§14, упр. 1-3* (устно)

13

Химические уравнения. Упражнения в составлении и написании химических уравнений

Химические уравнения

Тест.самопроверка (ИКТ)

Знать определение химических уравнений, значение коэффициентов в химических уравнениях. Уметь составлять (заканчивать) химические уравнения, уравнивать их

§15, упр.4,6* (письм.)

14

Типы химиче-ских реакций: разложения, соединения, замещения

Реакции разложения, соединения, замещения

Демонстрации: разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде.

Знать определение реакций разложения, соединения, замещения, Уметь определять типы химических реакций по химическим уравнениям

§16, упр. 5,7*

15

Количество ве-щества. Моль - единица количества вещества

Количество ве-щества. Моль. Число Авогадро

Демонстрации: показ некоторых веществ(Me, HeMe, их соединений) количеством 1 моль

Знать определение количе-ства вещества, моля, числа Авогадро. Уметь определять по формуле число молей по количеству структурных частиц

§17 Упр.8,9*

16

Молярнаямасса.Решение задач

Молярная масса

Тест.самопроверка (ИКТ)

Знать определение молярной массы. Уметь вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и наоборот

§17(до вычисления похим. уравнен.).

Упр. 10,11*




17-18

Вычисления похимическимуравнениям




ИКТ: презентация «Расчеты по уравнениям реакций»

Уметь вычислять по хи-мическим уравнениям массу по известному количествувещества, вступающего или получающегося в результате реакции и наоборот

§17

(до конца).

Задачи 1,2*

19

Повторение иобобщение темы:"Первоначальныехимические по-нятия"




Учеб.диск "Первоначальныехимические понятия"

Повторить и закрепитьполученные знания, уменияи навыки при изученииданной темы

Повторить§11-17,упр. 12,13*



20

Контрольная работа по теме"Первона-чальные химические по- нятия"







Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы





1   2   3   4   5   6   7   8   9