|
- контрольная работа – вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т. п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой oтвета (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним молено отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведение полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: 8КЛАСС Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция,, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
• Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород ( 8 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (4 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (П).
Тема 4. Растворы. Вода (4 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Тема 5. Основные классы неорганических соединений(9 ч) Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическаясистема химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома (8 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь. Закон Авогадро. Молярный объем газов (9 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 8. Галогены (4 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и еесоли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. Получение соляной кислоты изучение ее свойств.
Повторение и обобщение материала по курсу химии 8 класса (2 часа)
Практические работы 8 класс
№ урока
| Название работы
| 2
| Приёмы обращения с лабораторным оборудованием
| 4
| Очистка поваренной соли
| 24
| Получение и свойства кислорода
| 34
| Приготовление раствора заданной концентрации
| 44
| Решение экспериментальных задач по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений"
| 65
| Получение соляной кислоты и опыты с ней.
| Контрольные работы 8 класс
№ урока
| Название работы
| 20
| Контрольная работа №1 по теме"Первоначальные химические понятия"
| 32
| Контрольная работа №2по темам: "Кислород" и "Водород"
| 45
| Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
| 53
| Контрольная работа №4 по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома"
| 62
| Контрольная работа №5 по теме «Строение вещества. Химическая связь. Закон Авогадро. Молярный объем газов.»
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ Тема 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (20 часов) Основные задачи изучения темы:
дать представление о веществах, их составе и свойствах; раскрыть сущность химических превращений, указать их признаки; познакомить с многообразием химических реакций, их классификацией; показать взаимосвязь всех явлений в природе (физических, химических, биологических); обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и на практике; познакомить учащихся с различными методами, применяемыми в химии, химическим языком, учить логическому мышлению (сравнивать, выделять главное).
№п/п
| Тема урока
| Основные поня-тия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент, ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1
| Предмет химии. Вещества и их свойства
| Химия. Свойства веществ
| Демонстрации: различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения веса, плотности жидкости, темпе-ратуры.
Лабораторный опыт: рассмотрение веществ с раз- личными физическими свойствами
| Знать определение предмета химии, определение ве-щества, свойств веществ. Уметь описывать вещества по их физическим свойствам
| § 1,стр. 5-6, упр. 1-5*
| 2
| Приёмы обращения с лабораторным оборудованием
|
| Практическая работа №1
ИКТ: презентации «Лабораторное оборудование», «ТБ на уроках химии»
| Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой
| Изучить правила ТБ(с.48-49)
| 3
| Чистые вещества и смеси
| Чистые вещест-ва, однородные и неоднородные смеси
| Демонстрации: однородные и неоднородные смеси, способы разделения смесей
| Знать отличие чистого ве-щества от смеси, способы разделения смесей. Уметь различать однородные и неоднородные смеси
| §2, упр. 6-9*
| 4
| Очистка поваренной соли
|
| Практическая работа №2
| Знать правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородной и неоднородной смесей. Уметь проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием
| повт п.2
| 5
| Явления физические и химические. Химические реакции
| Химическая реакция
| Демонстрации:
примеры химических явлений (горение свечи, изменения, происходящие при нагревании сахара); примеры физических явлений (растирание сахара в ступке). Лабораторные опыты: примеры физических и химических явлений
ИКТ: презентация «Признаки реакций»
| Знать определение физических и химических явлений, признаки химических реакций и условия их возникновения и течения. Уметь отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения
| §3, упр. 10-13*
| 6
| Простые и сложные вещества
| Простое вещество, сложное вещество. Атом
| Демонстрации:
соединения железа с серой. Лабораторные опыты: ознакомление с образцами простых и сложных веществ
| Знать определение атома, простого и сложного вещества. Знать отличие смеси и сложного вещества. Уметь различать простые и сложные вещества; смеси и сложные вещества
| §4,5, упр.1-13* (устно)
| 7
| Химические элементы. Относительная атомная масса
| Химический знак, химический элемент. Относительная атомная масса
| ИКТ: презентация «Знаки химических элементов»
| Знать определение химического элемента, 10 знаков химических элементов, определение относительной атомной массы. Уметь отличать понятия химический элемент и простое вещество
| §6-8,упр. 14-19 (устно) 18 * (письм.)
| 8
| Закон постоянства состава. Химические формулы.
| Химическая формула. Качественный и количественный состав вещества.
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать определение закона постоянства состава, химической формулы. Уметь давать по плану описание качественного и количественного состава вещества
| § 9,10(до с.29), упр.2,4 *(письм.)
| 9
| Относительная молекулярная масса. Расчеты по формуле
| Относительная молекулярная масса, отношение масс и массовые доли элементов
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать определение относительной молекулярной массы. Уметь выполнять расчеты по формуле
| § 10, упр. 10(1),12*
| 10
| Валентность. Составление химических формул по валентности
| Валентность
| ИКТ: презентация «Составление формул по валентности»
| Знать определение валентности. Уметь определять валентность по формуле, состоящей из 2-х элементов; составлять формулы по валентности
| §11,12, упр.9-10(2) (письм.), упр. 5,6*, задача 1(а)
| 11
| Атомно - молекулярное учение
|
| Учеб.диск «Атомно-молекулярное учение»
| Знать основные положения атомно - молекулярного учения, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения. Уметь объяснять физические и химические явления с точки зрения атомно-молекулярного учения
| §13, упр.8-13* (устно)
| 12
| Закон сохранения массы веществ, его значение
|
| Демонстрации:
опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ
| Знать определение закона сохранения массы веществ, его значение. Уметь применять закон сохранения массы веществ при написании уравнений
| §14, упр. 1-3* (устно)
| 13
| Химические уравнения. Упражнения в составлении и написании химических уравнений
| Химические уравнения
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать определение химических уравнений, значение коэффициентов в химических уравнениях. Уметь составлять (заканчивать) химические уравнения, уравнивать их
| §15, упр.4,6* (письм.)
| 14
| Типы химиче-ских реакций: разложения, соединения, замещения
| Реакции разложения, соединения, замещения
| Демонстрации: разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде.
| Знать определение реакций разложения, соединения, замещения, Уметь определять типы химических реакций по химическим уравнениям
| §16, упр. 5,7*
| 15
| Количество ве-щества. Моль - единица количества вещества
| Количество ве-щества. Моль. Число Авогадро
| Демонстрации: показ некоторых веществ(Me, HeMe, их соединений) количеством 1 моль
| Знать определение количе-ства вещества, моля, числа Авогадро. Уметь определять по формуле число молей по количеству структурных частиц
| §17 Упр.8,9*
| 16
| Молярнаямасса.Решение задач
| Молярная масса
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать определение молярной массы. Уметь вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и наоборот
| §17(до вычисления похим. уравнен.).
Упр. 10,11*
|
| 17-18
| Вычисления похимическимуравнениям
|
| ИКТ: презентация «Расчеты по уравнениям реакций»
| Уметь вычислять по хи-мическим уравнениям массу по известному количествувещества, вступающего или получающегося в результате реакции и наоборот
| §17
(до конца).
Задачи 1,2*
| 19
| Повторение иобобщение темы:"Первоначальныехимические по-нятия"
|
| Учеб.диск "Первоначальныехимические понятия"
| Повторить и закрепитьполученные знания, уменияи навыки при изученииданной темы
| Повторить§11-17,упр. 12,13*
| 20
| Контрольная работа по теме"Первона-чальные химические по- нятия"
|
|
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
|
|
|
|
|