|
Тема 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА(8 часов)
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся со строением периодической системы, раскрыть физический смысл порядкового номера, номера периода и группы. Указать главную причину периодического изменения свойств элементов и их соединений - возрастание относительных атомных масс и зарядов ядер атомов. Познакомить учащихся с одним из общих законов природы - периодическим законом, который показывает взаимосвязь между всеми элементами и их соединениями. Показать значение периодического закона для развития науки и техники. Научить учащихся давать характеристику химических элементов на основе положения в периодической системе и строения атома. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления, умению сравнивать свойства химических элементов и их соединений, устанавливать причинно - следственные связи; применять теоретические знания для предсказания свойств простых и сложных веществ на основе строения атомов химических элементов.
№ п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент,ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1 (46)
| Классификация химических элементов
| Амфотерный оксид. Амфотерный гидроксид
| Лабораторные опыты:
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей
| Знать определение амфотерного оксида и гидроксида, первые попытки классификации химических элементов. Уметь экспериментально доказывать амфотерность гидроксида
| § 34 , упр. 3, задача 1*
| 2 (47)
| Периодический закон Д.И.Менделеева
| Порядковый номер элемента. Период
| Уч.фильм
« Периодический закон Д.И.Менделеева»
| Знать определение периодического закона, определение периода. Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений в периоде, знать причину этого
| §35, упр. 1-5*
| 3 (48)
| Порядковый номер химического элемента. Состав атомных ядер. Изотопы
| 1. Заряд ядра атома. 2. Электрон, протон, нейтрон. 3. Изотопы
| ИКТ: презентация «Состав атомных ядер. Изотопы»
| Знать строение атома, значение порядкового номера (физический смысл), новое определение периодического закона, состав атомного ядра, определение изотопов. Знать 3 вида излучений. Уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атомов
| § 37 Задание 2
| 4
(49)
| Строение электронных оболочек атомов
| 1.Электронная оболочка. 2. s, р, d, f -электроны. 3. Спаренные инеспарен-ные электроны
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей. Знать о периодическом изменении химическихсвойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое. Уметь записывать строение атомов элементов первых четырех периодов, записывать электронные формулы и электронные ячейки для атомов элементов этих периодов
| § 37 (до конца), упр. 6-8*
| 5 (50)
| Периодическая система химических элементов.
| Малый и большой период.
Группа. Подгруппа, главная и побочная
| ИКТ: презентация «Периодическая система химических элементов»
| Знать определение периода, физический смысл номера периода. Уметь описывать химические элементы исходя из положения в периоде и строения атома, объяснять изменение свойств в периоде
| § 36 упр.9-11*
| 6 (51)
| Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в периодической системе и строения атома
|
| Тест.самопровер ка (ИКТ)
| Уметь давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в периодической системе и строению атома
| Повторить
§ 35-37,задания по тетради
| 7
(52)
| Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
Повторение и обобщение изученной темы
|
| Уч.фильм
«Д.И.Менделеев»
| Знать роль периодического закона для развития науки, техники, для обобщения известных фактов и предсказания новых. Уметь доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома
Знать основные этапы жизни и деятельности Д.И. Менделеева .Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
|
Повторить §34-39
| 8 (53)
| Контрольная работа №4 по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома"
|
| Тест.само-проверка (ИКТ)
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
|
| Те м а 7. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА . ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. ЗАКОН АВОГАДРО. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ ГАЗОВ (9 часов)
Основные задачи изучения темы:
сформировать у учащихся понятие о химической связи и причине её образования; познакомить с различными видами связи. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами, имеющими различные виды связи. Дать понятие о кристаллическом строении вещества (виды кристаллических решеток) и зависимости физических свойств веществ от различных типов кристаллических решеток. Учить учащихся устанавливать причинно - следственную связь между свойствами вещества и видом химической связи, типом кристаллической решетки. Дать первоначальные понятия о степени окисления, окислительно - восстановительных реакциях как двух взаимопротивоположных процессах. Познакомить с понятиями "молярный объём" и "относительная плотность газов".
№ п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент,ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Задания по учебнику
| 1 (54)
| Электроотрицательность. Ковалентная неполярная и полярная связи
| Электроотрицательность. Полярная и неполярная связь. Электронная и структурная формулы
| ИКТ: презентация «Электроотрицательность. Ковалентная неполярная и полярная связи»
| Знать: определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной связи, механизм образования ковалентной связи. Уметь определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной и неполярной
| § 40,41 (до ионной связи), упр. 1, 5*
| 2(55)
| Ионная связь
| Ионы. Ионная связь. Ионное соединение
| ИКТ: презентация «Ионная связь»Тест.самопроверка (ИКТ)
| Знать определение ионной связи, механизма ее образования. Уметь определять ионную и ковалентную связь в различных веществах; составлять схемы образования ионных соединений
| §41 (до конца), упр. 4,6,7*
| 3 (56)
| Кристалличес-кие решетки
| Кристаллическая решетка. Молекулярная, атомная, ионная, металлическая кристаллическая решетки
| Демонстрации:
модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV)
ИКТ: презентация «Типы кристаллических решеток»
| Знать определение кристаллической решётки, типы кристаллических решёток. Уметь определять типы кристаллических решеток по типу химических связей; описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решетки
| §42, упр.1-3*
| 4-5
(57-58)
| Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции
| Степень окисления. Окислитель, восстановитель. Окисление, восстановление
| Демонстрации:
взаимодействие хлора и йода с металлами как пример окислительно - восстановительной реакции. Лабораторные опыты: вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений как пример окислительно- восстановительных реакций
ИКТ: презентация «Окислительно-восстановительные реакции»
| Знать определения: степень окисления, окислительно-восстановительная реакция, окислитель,восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления. Уметь определять степень окисления по формуле и составлять формулы по известной степени окисления, называть вещества. Записывать простейшие окислительно - восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса
| §43, упр. 6,7*.
|
Задачи 1,2*
| 6 (59)
| Закон Авогадро (Молярныйобъем газов)
| Молярный объем газа. ЗаконАвогадро. Относительная плотность газа
| ИКТ: презентация «Закон Авогадро»
| Знать определение закона Авогадро, молярного объемагаза. Уметь определять объем газа, количество вещества исходя из молярного объема газа, научиться решать задачи с использованием понятия "молярный объем", "относительная плотность газа"
| §44. Задачи 1,2*
| 7 (60)
| Объемные отношения газов при химических реакциях
|
| Закон Авогадро
Тест.самопроверка (ИКТ)
| Уметь вычислять объемные отношения газа по химическому уравнению, используя закон объемных отношений
| §48. Задачи 3,4*
| 8 (61)
| Повторение и обобщение знаний по теме «Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро»
|
| Учеб.диск «Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов»
| Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
| Повторить §43-48
| 9(62)
| Контрольная работа №5 по теме «Строение вещества. Химическая связь. Закон Авогадро. Молярный объем газов.»
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
|
| Те м а 8. ГАЛОГЕНЫ(4 часа)
Основные задачи изучения темы:
сформировать у учащихся понятие о строении и свойствах галогенов. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами.
№ п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент,ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1
(63)
| Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов.Хлор
|
|
| Уметь давать характеристику галогенов по их положению в периодической системе.Знать особенности свойств хлора.
| §46-47,упр.1-3*
| 2
(64)
| Хлороводо-род. Соляная кислота и ее соли.
| Ингиби-торы
| Лабораторный эксперимент по теме
| Знать особенности свойств хлороводорода, соляной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций с участием соляной кислоты и ее солей.
| §48-49,упр.4,5*
| 3
(65)
| Получение соляной кислоты и опыты с ней.
|
| Практическая работа №5
| Уметь проводить химический эксперимент и составлять уравнения реакций, подтверждающих эксперимент
| Повт. §46-49
| 4
(66)
| Обществен-ный смотр знаний по теме «Галогены»
|
| Тест.самопроверка (ИКТ)
| Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
| §50,упр.1-3*
| Повторение и обобщение материала по курсу химии 8 класса (2 часа)
№ п/п
| Тема урока
| Основные понятия (впервые вводимые)
| Химический эксперимент,ИКТ
| Дидактические единицы (ЗУН)
| Дифференцированное домашнее задание
| 1
(67)
| Основные классы неорганических веществ.
|
| Тест.самопровер-ка (ИКТ)
| Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
| Повторить § 30-33,упр.17,18*
| 2
(68)
| Периодический закон и система элементов. Типы химической связи.
|
| Тест.самопровер-ка (ИКТ)
| Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
|
| СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, 9КЛАСС:
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (4часа)
Тема 1. Электролитическая диссоциация (13 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабы и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные peaкции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химически свойства. Нахождение в природе. Применение серь Оксид серы(1У). Сероводородная и сернистая кислоты их соли. Оксид серы(У1). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
|
|
|