|  | | Тема 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 
 ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА(8 часов)
 
 Основные задачи изучения темы:
 
 познакомить учащихся со строением периодической системы, раскрыть физический смысл порядкового номера, номера периода и группы. Указать главную причину периодического изменения свойств элементов и их соединений - возрастание относительных атомных масс и зарядов ядер атомов. Познакомить учащихся с одним из общих законов природы - периодическим законом, который показывает взаимосвязь между всеми элементами и их соединениями. Показать значение периодического закона для развития науки и техники. Научить учащихся давать характеристику химических элементов на основе положения в периодической системе и строения атома. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления, умению сравнивать свойства химических элементов и их соединений, устанавливать причинно - следственные связи; применять теоретические знания для предсказания свойств простых и сложных веществ на основе строения атомов химических элементов.
 
           | № п/п
 
 | Тема урока
 
 | Основные понятия (впервые вводимые)
 
 | Химический эксперимент,ИКТ
 
 | Дидактические единицы (ЗУН)
 
 | Дифференцированное домашнее задание
 
 |   | 1 (46)
 
 | Классификация химических элементов
 
 | Амфотерный оксид. Амфотерный гидроксид
 
 | Лабораторные опыты:
 
 взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей
 
 | Знать определение амфотерного оксида и гидроксида, первые попытки классификации химических элементов. Уметь экспериментально доказывать амфотерность гидроксида
 
 | § 34 , упр. 3, задача 1*
 
 |   | 2 (47)
 
 | Периодический закон Д.И.Менделеева
 
 | Порядковый номер элемента. Период
 
 | Уч.фильм
 
 « Периодический закон Д.И.Менделеева»
 
 | Знать определение периодического закона, определение периода. Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений в периоде, знать причину этого
 
 | §35, упр. 1-5*
 
 |   | 3 (48)
 
 | Порядковый номер химического элемента. Состав атомных ядер. Изотопы
 
 | 1. Заряд ядра атома. 2. Электрон, протон, нейтрон. 3. Изотопы
 
 | ИКТ: презентация «Состав атомных ядер. Изотопы»
 
 | Знать строение атома, значение порядкового номера (физический смысл), новое определение периодического закона, состав атомного ядра, определение изотопов. Знать 3 вида излучений. Уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атомов
 
 | § 37 Задание 2
 
 |   | 4
 
 (49)
 
 | Строение электронных оболочек атомов
 
 | 1.Электронная оболочка. 2. s, р, d, f -электроны. 3. Спаренные инеспарен-ные электроны
 
 | Тест.самопроверка (ИКТ)
 
 | Знать расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей. Знать о периодическом изменении химическихсвойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое. Уметь записывать строение атомов элементов первых четырех периодов, записывать электронные формулы и электронные ячейки для атомов элементов этих периодов
 
 | § 37 (до конца), упр. 6-8*
 
 |   | 5 (50)
 
 | Периодическая система химических элементов.
 
 | Малый и большой период.
 
 Группа. Подгруппа, главная и побочная
 
 | ИКТ: презентация «Периодическая система химических элементов»
 
 | Знать определение периода, физический смысл номера периода. Уметь описывать химические элементы исходя из положения в периоде и строения атома, объяснять изменение свойств в периоде
 
 | § 36 упр.9-11*
 
 |   | 6 (51)
 
 
 | Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в периодической системе и строения атома
 
 | 
 
 
 | Тест.самопровер ка (ИКТ)
 
 | Уметь давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в периодической системе и строению атома
 
 | Повторить
 
 § 35-37,задания по тетради
 
 |   | 7
 
 (52)
 
 
 | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
 
 Повторение и обобщение изученной темы
 
 | 
 
 
 | Уч.фильм
 
 «Д.И.Менделеев»
 
 | Знать роль периодического закона для развития науки, техники, для обобщения известных фактов и предсказания новых. Уметь доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома
 
 Знать основные этапы жизни и деятельности Д.И. Менделеева .Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
 
 | 
 Повторить §34-39
 
 |   | 8 (53)
 
 | Контрольная работа №4 по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома"
 
 | 
 
 
 | Тест.само-проверка (ИКТ)
 
 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
 
 
 | 
 
 
 |  Те м а 7. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА . ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. ЗАКОН АВОГАДРО. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ ГАЗОВ (9 часов)
 
 Основные задачи изучения темы:
 
 сформировать у учащихся понятие о химической связи и причине её образования; познакомить с различными видами связи. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами, имеющими различные виды связи. Дать понятие о кристаллическом строении вещества (виды кристаллических решеток) и зависимости физических свойств веществ от различных типов кристаллических решеток. Учить учащихся устанавливать причинно - следственную связь между свойствами вещества и видом химической связи, типом кристаллической решетки. Дать первоначальные понятия о степени окисления, окислительно - восстановительных реакциях как двух взаимопротивоположных процессах. Познакомить с понятиями "молярный объём" и "относительная плотность газов".
 
          | № п/п
 
 | Тема урока
 
 | Основные понятия (впервые вводимые)
 
 | Химический эксперимент,ИКТ
 
 | Дидактические единицы (ЗУН)
 
 | Задания по учебнику
 
 |   | 1 (54)
 
 | Электроотрицательность. Ковалентная неполярная и полярная связи
 
 | Электроотрицательность. Полярная и неполярная связь. Электронная и структурная формулы
 
 | ИКТ: презентация «Электроотрицательность. Ковалентная неполярная и полярная связи»
 
 | Знать: определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной связи, механизм образования ковалентной связи. Уметь определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной и неполярной
 
 | § 40,41 (до ионной связи), упр. 1, 5*
 
 |   | 2(55)
 
 | Ионная связь
 
 | Ионы. Ионная связь. Ионное соединение
 
 | ИКТ: презентация «Ионная связь»Тест.самопроверка (ИКТ)
 
 | Знать определение ионной связи, механизма ее образования. Уметь определять ионную и ковалентную связь в различных веществах; составлять схемы образования ионных соединений
 
 | §41 (до конца), упр. 4,6,7*
 
 |   | 3 (56)
 
 | Кристалличес-кие решетки
 
 
 | Кристаллическая решетка. Молекулярная, атомная, ионная, металлическая кристаллическая решетки
 
 | Демонстрации:
 
 модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV)
 
 ИКТ: презентация «Типы кристаллических решеток»
 
 | Знать определение кристаллической решётки, типы кристаллических решёток. Уметь определять типы кристаллических решеток по типу химических связей; описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решетки
 
 | §42, упр.1-3*
 
 |   | 4-5
 
 (57-58)
 
 | Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции
 
 | Степень окисления. Окислитель, восстановитель. Окисление, восстановление
 
 | Демонстрации:
 
 взаимодействие хлора и йода с металлами как пример окислительно - восстановительной реакции. Лабораторные опыты: вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений как пример окислительно- восстановительных реакций
 
 ИКТ: презентация «Окислительно-восстановительные реакции»
 
 | Знать определения: степень окисления, окислительно-восстановительная реакция, окислитель,восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления. Уметь определять степень окисления по формуле и составлять формулы по известной степени окисления, называть вещества. Записывать простейшие окислительно - восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса
 
 | §43, упр. 6,7*.
 
 |   | 
 Задачи 1,2*
 
 |   | 6 (59)
 
 | Закон Авогадро (Молярныйобъем газов)
 
 | Молярный объем газа. ЗаконАвогадро. Относительная плотность газа
 
 | ИКТ: презентация «Закон Авогадро»
 
 | Знать определение закона Авогадро, молярного объемагаза. Уметь определять объем газа, количество вещества исходя из молярного объема газа, научиться решать задачи с использованием понятия "молярный объем", "относительная плотность газа"
 
 | §44. Задачи 1,2*
 
 
 |   | 7 (60)
 
 | Объемные отношения газов при химических реакциях
 
 | 
 
 
 | Закон Авогадро
 
 Тест.самопроверка (ИКТ)
 
 | Уметь вычислять объемные отношения газа по химическому уравнению, используя закон объемных отношений
 
 | §48. Задачи 3,4*
 
 |   | 8 (61)
 
 | Повторение и обобщение знаний по теме «Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро»
 
 | 
 
 
 | Учеб.диск «Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов»
 
 | Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
 
 | Повторить §43-48
 
 |   | 9(62)
 
 | Контрольная работа №5 по теме «Строение вещества. Химическая связь. Закон Авогадро. Молярный объем газов.»
 
 | 
 
 
 | Тест.самопроверка (ИКТ)
 
 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы
 
 
 | 
 
 
 |  Те м а 8. ГАЛОГЕНЫ(4 часа)
 
 Основные задачи изучения темы:
 
 сформировать у учащихся понятие о строении и свойствах галогенов. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами.
 
          | № п/п
 
 | Тема урока
 
 | Основные понятия (впервые вводимые)
 
 | Химический эксперимент,ИКТ
 
 | Дидактические единицы (ЗУН)
 
 | Дифференцированное домашнее задание
 
 |   | 1
 
 (63)
 
 | Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов.Хлор
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Уметь давать характеристику галогенов по их положению в периодической системе.Знать особенности свойств хлора.
 
 | §46-47,упр.1-3*
 
 |   | 2
 
 (64)
 
 | Хлороводо-род. Соляная кислота и ее соли.
 
 | Ингиби-торы
 
 | Лабораторный эксперимент по теме
 
 | Знать особенности свойств хлороводорода, соляной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций с участием соляной кислоты и ее солей.
 
 | §48-49,упр.4,5*
 
 |   | 3
 
 (65)
 
 | Получение соляной кислоты и опыты с ней.
 
 | 
 
 
 | Практическая работа №5
 
 | Уметь проводить химический эксперимент и составлять уравнения реакций, подтверждающих эксперимент
 
 | Повт. §46-49
 
 |   | 4
 
 (66)
 
 | Обществен-ный смотр знаний по теме «Галогены»
 
 | 
 
 
 | Тест.самопроверка (ИКТ)
 
 | Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
 
 | §50,упр.1-3*
 
 |  Повторение и обобщение материала по курсу химии 8 класса (2 часа)
 
         | № п/п
 
 | Тема урока
 
 | Основные понятия (впервые вводимые)
 
 | Химический эксперимент,ИКТ
 
 | Дидактические единицы (ЗУН)
 
 | Дифференцированное домашнее задание
 
 |   | 1
 
 (67)
 
 | Основные классы неорганических веществ.
 
 | 
 
 
 | Тест.самопровер-ка (ИКТ)
 
 | Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
 
 | Повторить § 30-33,упр.17,18*
 
 |   | 2
 
 (68)
 
 | Периодический закон и система элементов. Типы химической связи.
 
 | 
 
 
 | Тест.самопровер-ка (ИКТ)
 
 | Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
 
 | 
 
 
 |  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, 9КЛАСС:
 
 Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (4часа)
 
 Тема 1. Электролитическая диссоциация (13 ч)
 
 Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабы и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные peaкции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
 
 Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
 
 Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
 
 Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
 
 Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация»
 
 Тема 2. Кислород и сера (9 ч)
 
 Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
 
 Сера. Аллотропия серы. Физические и химически свойства. Нахождение в природе. Применение серь Оксид серы(1У). Сероводородная и сернистая кислоты их соли. Оксид серы(У1). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты
 
 Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
 
 Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
 
 Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
 
 Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
 
 Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
 
 
 | 
 |  |