Главная страница

Программа по русскому языку. 1 класс. «Начальная школа 21 века»



Скачать 445.58 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку. 1 класс. «Начальная школа 21 века»
страница1/3
Н.Ф. Виноградовой
Дата10.04.2016
Размер445.58 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Рабочая программа по русскому языку.

1 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.

Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:

  • речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;

  • формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развити­е техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;

  • языковое развитие: ознакомление уча­щихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;


Достижение цели и реализация основных линий курса осуществля­ются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  • звуковой состав и обозначение звуков буквами;

  • состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (обра­зование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по­ мощью приставок);

  • грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

  • лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложе­ния (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, сло­ва в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схе­му предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развити­ем техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление уча­щихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безу­дарный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения уста­навливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики - дети получают первоначальное предс­тавление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначе­ние частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множе­ственном числе (называют один предмет - много предметов); знакомят­ся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыс­лу, предложение - законченная мысль); об интонации повествова­тельной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопроси­тельным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети ос­ваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблю­дений за несоответствием произношения и написания.
Объем программы:

На изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов в год ( 33 учебные недели по 5 часов в неделю ),

из них 80 часов – на первое полугодие ( 16 учебных недель, по 5 часов в неделю ),

85 часов на второе полугодие ( 17 учебных недель по 5 часов в неделю )

Учебно- методический комплект:

В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) с включением рабочих тетрадей «Прописи» №1, №2, №3 (авторы М.М. Безруких, М.И. Кузнецова ).

Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы Л.Е. Журова, С.В. Иванова).

Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

/Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2008./

Информационное обеспечение:

  • Русский язык 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • Учебные презентации


Содержание курса




Содержательная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1.

Предложение и слово

Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове.



принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации

Понятия: слово, слог, предложение

ударение


различать:

звук, слог, слово;

- слово и предложение;

- ударный и безударный слоги;

называть, приводить примеры:

слов, называющих предметы;

решать учебные и практические задачи:

выделять предложение и слово из речевого потока;






2.

Звуки и буквы

Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит.

20 ч

Понятия: звук и буква. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки

Алфавит.

различать: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

- звук, слог, слово;

называть, приводить примеры:

звуков: гласных, согласных (мягких, мягких и твердых);

кратко характеризовать: качественные признаки звуков;

- усло правила выбора и написания буквы г гласного звука после мягких и и твёрдых согласных

решать учебные и практические задачи: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов;






3.

Чтение и письмо

Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

64ч

Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

решать учебные и практические задачи:

выделять предложение и слово из речевого потока; проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти

звуковых слов; правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением; писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

ставить точку в конце предложения;

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают ).




4.

Развитие речи

Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма.


75ч

Понятия: текст, план, рифма.

Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы

Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану.




Русский язык (5 часов в неделю - 165 часов)

Поурочно - тематическое планирование на первое полугодие


п/п


Название темы урока

Дата

Тип урока

Кол.ч.

Наглядность

Примечание

1

Ориентировка на странице прописей.



открытие нового знания ззззщщчччччыччччзназзззззнания

1

плакат




2

Отработка алгоритма действий на странице прописей.



общеметодологической направленности

1

плакат




3

Введение понятия «слово».



открытие нового знания

1

модели




4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей.



общеметодологической направленности

1







5-7

Отработка понятия «слово». Деление предложения на слова. Сравнение звуков.



общеметодологической направленности рефлексия


3

схемы




8

Знакомство со схемой звукового состава слова.



открытие нового знания

1

схемы




9

Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове.



открытие нового знания

1

карточки




10

Знакомство с рабочей строкой.



открытие нового знания

1

схемы




11

Сравнение слов по звуковой структуре.




открытие нового знания

1

модели




12

Звуковой анализ слов «кит», «кот».




открытие нового знания

1

картинки




13

Звуковой анализ слов «лук», «лес»




открытие нового знания

1

картинки




14

Диагностика. Развитие свободы движения руки.




общеметодологической направленности

1







15-16

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова.




рефлексия

2

модели слов




17

Письмо заглавной и строчной буквы «А, а»




открытие нового знания

1

картинки




18

Знакомство с буквой «Я, я ».




открытие нового знания

1

картинки




19

Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я».




открытие нового знания

1

загадки




20

Закрепление правил обозначение звука а буквами.




общеметодологической направленности

1

карточки




21

Письмо заглавной и строчной буквы «О, о».




открытие нового знания

1

картинки




22

Письмо заглавной и строчной буквы «Е, ё».




открытие нового знания

1

картинки




23

Буква «ё» в начале слова .




открытие нового знания

1

модели




24

Закрепление правил обозначение звуков о и а буквами.




общеметодологической направленности

1

модели




25

Письмо заглавной и строчной буквы «У, у».




открытие нового знания

1

картинки




26

Письмо заглавной и строчной буквы « Ю, ю ».




открытие нового знания

1

картинки




27

Закрепление правил обозначения звуков/у \ о . а.




общеметодологической направленности

1

таблица




28-29

Знакомство с буквой « Э, э». Письмо заглавной и строчной буквы «Э. э».




открытие нового знания

2

картинки




30

Письмо заглавной и строчной буквы « Е, е ».




открытие нового знания

1

картинки




31

Закрепление правил обозначение гласных звуков буквами.




общеметодологической направленности

1

таблица




32

Письмо строчной буквы «ы».




открытие нового знания

1

карточки букв




33

Знакомство с буквами « И, и».




открытие нового знания

1

загадки




34

Письмо заглавной и строчной буквы «И ,и ».




открытие нового знания

1

рисунки




35

Отработка написания изученных букв.




общеметодологической направленности

1

карточки букв и слов




36

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твердости- мягкости согласных звуков.




рефлексия

1

веер с

буквами




37

Письмо заглавной и строчной буквы «М, м».




открытие нового знания

1

карточки




38

Знакомство с буквой «Н, н».




открытие нового знания

1

карточки



  1   2   3