Главная страница


Протокол № 2012 г приказ № от 2012г от 2012г



НазваниеПротокол № 2012 г приказ № от 2012г от 2012г
страница2/4
Дата11.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4

Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ


История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Предцивилизационная стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция1. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: общие особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV—XV вв.

Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII—XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII — середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Формирование в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV — середине XIX в.


ИСТОРИЯ РОССИИ
История России — часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Этапы заселения территории нашей страны. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Русь в IX — начале XII в.
Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Тенденции к раздробленности.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Католичество — государственная религия Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV — XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва — третий Рим». Роль Церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Выделение русского, украинского и белорусского народов.
Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение государственной территории при Иване Грозном. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Ход и итоги Смуты.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV—XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII — середине XIX в.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII — первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения материала

Характеристикаучебной деятель-ности

Вид контроля, измерите-ли

Дата по

плану

Дата фактич.


Всеобщая история (24 часа)




Человечество на заре своей истории

6 часов

1

Пути и методы познания мира

1 час

Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Проблемы философии истории, вопросы о сущности, направлениях, формах исторического процесса.


Знать: История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Вводная лекция

Устный опрос

1.09




2

Первобытная эпоха

1 час

Введение. История как наука Древнейшая стадия истории человечества. Сущность и значение неолитической революции. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Формирование рас и языковых семей.

Знать: Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся


Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

4.09




3

Первые государства Древнего мира

1 час

Архаичные цивилизации. Мифологическая картина мира. Складывание индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных цивилизаций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе

Знать: Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

8.09




4

Города-государства Греции и Италии

1 час

Античные цивилизации Средиземноморья (Греция, Рим, Македония)

Знать: Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

11.09




5

Борьба за господство в Средиземноморье. Возвышение Рима.

1 час

Крупнейшие империи Древнего мира. Возникновение Христианства. Закат Римской империи

Знать: Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Практикум

Устный опрос

15.09




6

Крушение империй Древнего мира

1 час

Кризис Римской империи, падение Западной Римской империи, великое переселение народов, образование варварских государств

Знать: Проверить качество знаний у учащихся по разделу « Римские завоевания в Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Церазем в Риме; продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы, работать, Подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи;

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

18.09







Европа и Азия в Средние века

8 часов

7

Мир эпохи Средневековья

1 час

Раннее Средневековье. Феодализм. Философская мысль в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура.


Знать: Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

22.09




8

Экспансия ислама

1 час

Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Знать: Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с текстом

Устный опрос

25.09




9

Период раннего феодализма в Европе.

1 час

Эпоха классического Средневековья XI-XV вв. Западная Европа в XI—XV вв. Крестовые походы .Позднее Средневековье: на рубеже нового времени (16-начало 17 вв.) . Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Торговый и мануфактурный капитализм

Знать: Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

29.09




10

Западная Европа в XI-XIII вв. Инквизиция и крестовые походы

1 час

Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Современные и научные представления о сущности средневековья. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях

Знать: процесс роста городов, причина развития ереси, политика церкви борьбы с еретиками, роль крестовых походов в падение авторитета церкви, основные КП и их результаты

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

2.10




11

Общественно-политическое развитие стран Европы

1 час

Сословно- корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Знать: Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

6.10




12

Государства Азии в период европейского Средневековья

1 час

Особенности и основные черты традиционного общества на Западе и Востоке. Особенности истории Китая, Индии и Японии в средние века. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Знать:

Уметь: анализировать документы по данному периоду, давать развернутый ответ на вопрос, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

9.10




13

Международные отношения и воины Средневековья

1 час

Столетняя война, Жакерия, восстание Уота Тайлера

Знать: Рассказать о проблемах, с которыми столкнулась средневековая Европа в 14 в. Дать представление о причинах и ходе крестьянской войны. Рассказать о кризисе католической церкви. Рассказать о ходе Столетней войны между Англией и Францией. Дать представление о фр. народном сопротивление во гл. с Жанной д Арк

Уметь: Характеризовать систему международных отношений и причины ее кризиса, анализировать исторические факты.

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

13.10




14

Обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья»

1 час

Знать понятия по теме

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме

Письменная работа

Конт рольная работа

16.10








Новое время: эпоха европейского господства

10 часов

15

Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия.

1 час

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Завоевание Америки

Знать: Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй

Уметь: Развитие картографических умений (показываются маршруты экспедиций и открытые земли), самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками (составление плана по 5-му пункту плана урока), развитие коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания, самоанализ

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

20.10




16

Эпоха Реформации

1 час

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации

Знать: Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения учения Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви; знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в борьбе за Реформацию. Школьники усваивают, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны

Уметь: Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы. Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

23.10




17

Абсолютизм, религиозные воины т новая системе международных отношений

1 час

От сословно-представительной монархии к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности

Знать: Учащиеся понимают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу, Учащиеся знакомятся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции; осознают, что религиозные войны являются бедствием для жителей страны, что к середине XVII в. Франция становится сильнейшим государством континентальной Европы, Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война за­вершила эпоху религиозных войн; что Вестфаль­ский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распа­ду Священной Римской империи германской на­ции, к усилению политической власти герман­ских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблени­ем Габсбургов

Уметь: Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.)

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

27.10




18

Первые буржуазные революции

1 час

Новое время: эпоха европейского господства. Буржуазная революция Англии XVII в

Знать: Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным пере­плетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обще­ством, требовавшим уважения прав парламен­та и соблюдения законов; недовольством суще­ствующей административной системой; требо­ваниями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то сте­пени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов.
Учащиеся понимают, что революция в Англии развивалась в форме гражданской войны, имев­шей широкий социальный состав и расколов­шей все общество на два враждебных лагеря


Уметь: Учатся работать с документами, выделять глав­ное, устанавливать причинно-следственные свя­зи, актуализировать ранее изученное, состав­лять характеристики исторических деятелей, решать проблемы и предъявлять результаты сво­ей работы

Работа с текстом

Устный опрос

30.10



1   2   3   4