Главная страница


Протокол № от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора по ур моу «сош с. Ивантеевка»



НазваниеПротокол № от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора по ур моу «сош с. Ивантеевка»
страница1/7
Дата13.04.2016
Размер0.95 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»



«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

____________/______________/

ФИО

«___»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

____________/Томилина Н.Г._/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.



Рабочая программа педагога

Басовой Ольги Анатольевны,

учителя русского языка и литературы
по курсу «Литература». 9 класс


«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/____________/

Протокол № ____ от
«___»___________20___г.

с. Ивантеевка

2012- 2013 год
Программно-методические материалы:


  1. Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2009.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература 9 класс. Учебник – хрестоматия. 2 ч. Для общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 2009


Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.


Автор – составитель рабочей программы: Басова Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Поэтому программа формирует и развивает личность подростка, приобщает его к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

Введение.

Миссия МОУ «СОШ с.Ивантеевка»

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  • первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения четыре года);

  • вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения пять лет);

- третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения два года).

На второй и третьей ступенях реализуются программы базового, предпрофильного и профильного уровней.

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебой деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей, при наличии соответствующих условий в Учреждении на второй ступени обучения вводится предпрофильная подготовка для дальнейшего осознанного выбора учащимися профиля, организованного на третьей ступени обучения: социально-гуманитарный, социально-экономический, физико-математический профили.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы в Учреждении осваиваются в следующих формах: очной, обучение на дому, учебно-консультативного пункта. Таким образом допускается сочетание различных форм получения образования.

Модель выпускника школы I ступени.

Познавательный потенциал:

  • знания, умения и навыки соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта;

  • обучающиеся имеют расширенные и углубленные знания по отдельным предметам; умеют работать по заданному алгоритму;

  • у обучающихся сформированы умения быстро и осмысленно читать (техника чтения - 110-120 слов в минуту), логически мыслить, сравнивать предметы и отдельные явления; развито внимание и воображение;
    сформировано умение анализировать ответ;

  • умение пользования справочной литературой;

  • сформирована убежденность в необходимости охраны природы, заботы о своем здоровье, соблюдении правил личной гигиены, режима дня, желание

  • попробовать свои силы в занятиях по физической культуре и спорту.
    Ценностный (нравственный) потенциал:




  • обучающиеся сознательно выполняют правила поведения для учащихся, владеют отдельными навыками этикета;

  • осознают ценность семьи в своей жизни, понимают ценность дружбы со сверстниками, воспринимают авторитет педагога;

  • у обучающихся сформированы представления о честности, доброте, аккуратности, товариществе как о жизненной необходимости, умение различать хорошие и плохие поступки людей;

  • у обучающихся воспитана любовь к Родине, к природе родного края, способность ценить традиции семьи, школы, села, гуманность, восприятие мира без агрессии, осознание ценности жизни.

Творческий потенциал:

- выпускник I ступени - творческая, социально активная личность, умеющая объективно оценивать свой труд и труд своих товарищей, творчески .проявлять себя в разных видах внеклассной деятельности (выбор кружков по интересам, спортивных секций, участие в коллективных творческих делах и т.п.).

Коммуникативный потенциал:

- учащиеся умеют слушать и слышать других, умеют устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Модель выпускника школы II ступени

Познавательный потенциал:

- знания, умения и навыки соответствуют личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту школы II ступени;

  • умеют учиться, у учащихся сформирована потребность к самообразованию; умеют передавать содержание учебного материала в графической форме и в других формах свертывания информации, систематизировать учебный
    материал в пределах учебной темы; имеют знания экологические, правовые, по охране и укреплению своего
    здоровья; правильно ориентируются в экстремальных ситуациях и умеют найти выход;

  • умеют ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.

Ценностный (нравственный) потенциал:

- обучающиеся осмысленно относятся к понятиям:

  • Достоинство человека;

  • Уважение к женщине, ребенку, старшему поколению;

  • Честность, порядочность;

- обучающиеся проявляют чуткость, тактичность, уважительное отношение к чужим вкусам, привычкам;

- проявляют чувства патриотизма, высокую гражданскую позицию по отношению к семье, школе, Родине;

  • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

  • обучающиеся сознательно выполняют правила для учащихся, знают и выполняют нормы этикета.

Творческий потенциал:

- обучающиеся умеют реализовывать себя в разных сферах деятельности в соответствии со своими интересами; обладают элементарными навыками поискового мышления, исследовательской работы.

Коммуникативный потенциал:

- у обучающихся развито умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение устанавливать контакты и при необходимости идти на компромисс.

Модель выпускника школы III ступени.

Познавательный потенциал:

  • выпускник имеет знания, умения и навыки, соответствующие базовому уровню по всем предметам;

  • выпускник самокритично оценивает результаты работы собственного труда, владеет навыками аналитического подхода к информации, аргументирует свои высказывания, творчески применяет знания в измененных условиях, у
    него сформирована потребность к самообразованию и саморазвитию;

- знает уровень своих способностей, интеллектуальных возможностей, интересов, умеет мыслить логично и доказательно;

- обладает достаточно высокими и устойчивыми познавательными .интересами, стремлением наиболее глубоко овладеть определенными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего получения образования, для последующего творческого труда в различных сферах человеческой деятельности;

Ценностный (нравственный) потенциал:

  • выпускник воспринимает человеческую жизнь как главную ценность;

  • имеет развитое чувство патриотизма, готов отстаивать честь своей страны в труде, спорте;

  • занимает активную жизненную позицию;

  • владеет общекультурными ценностями, обладает экологической, этической и эстетической культурой, целеустремленностью;

  • умеет осмыслить свою гражданскую позицию в обществе, реально оценить происходящее в мире;

- умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;

- способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

Творческий потенциал:

  • владеет профессиональными навыками в соответствии с личностными запросами и задачами и профилем класса;

  • обладает творческим мышлением, навыками научно-исследовательской работы;




  • владеет информационными технологиями.

Физический потенциал:

  • выпускник - физически развитая личность, умеющая заботиться о своем здоровье;

  • обладает способами поддержания эмоционального устойчивого поведения в жизненной кризисной ситуации;

  • владеет навыками отдельных видов спорта.
    Коммуникативный потенциал:

- выпускник умеет устанавливать контакты, признает коллектив как ценность, умеет быть членом коллектива, высказывать и отстаивать свою точку зрения, анализировать свои поступки, идти на компромисс;

  • адекватно оценивает любую ситуацию и умеет находить достойный выход из неё;

  • уважает иные взгляды, культуры, обычаи, проявляет в отношениях с окружающими доброту, честность, порядочность, выдержанность;

  • в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий.

Таким образом, формирующаяся модель выпускника может быть представлена следующим образом:



КОНЦЕПЦИЯ МОУ «СОШ с.Ивантеевка»

Цели:

1. Организовать обучение школьников таким образом, чтобы создать условия для их самовыражения, самоопределения, саморазвития.

2. Сформировать систему отношений к себе, обществу, общечеловеческим ценностям.
Задачи:










Пояснительная записка.
Источники составления программы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Сборник нормативных документов МО РФ. М., Дрофа, 2004.

  2. Федеральный базисный учебный план. Сборник нормативных документов МО РФ, Дрофа, 2004.

  3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  4. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература»: методическая поддержка базисного учебного плана 2004. Информационно-методический сборник. Саратов, 2005.

  5. В.Я.Коровина. Программа по литературе 5-11 классы. Базовый уровень, М.: «Просвещение», 2009.



Актуальность изучения данного курса.

В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Литература». новизна стандарта направлена на повышении роли курса в духовном и гражданском становлении личности, и , одновременно на усиление практической направленности обучения. Курс нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Методы и формы решения поставленных задач:
Используемые педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии

  • технология развивающего обучения

  • технология тестового контроля

  • игровая технология

  • тестирование

  • мини-сочинение

  • развернутое сочинение

  • решение проблемных заданий

  • устные сообщения (доклады, рефераты)

  • составление тезисных планов

  • подготовка презентаций по творчеству писателей и поэтов



Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:
Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально - культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно - историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Логическая связь прослеживается в следующих разделах:

  • Раздел «Введение» связан с предметами: обществознание, история;

  • Раздел «Из древнерусской литературы» связан с предметами: история, ИЗО, русский язык, музыка;

  • Раздел «Из русской литературы XVIII века» связан с предметами: история, обществознание, ИЗО, архитектура, русский язык;

  • Раздел «Из русской литературы XIX века» связан с предметами: история, русский язык, ИЗО, музыка;

  • Раздел «Из русской литературы XX века» связан с предметами: история, русский язык, киноискусство, фотоискусство, ИЗО;

  • Раздел «Из зарубежной литературы» связан с предметами: история, ИЗО.

  • Сроки реализации данной программы: 1 год (2012-2013 учебный год).


Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета в соответствии с образовательным планом МОУ «СОШ с. Ивантеевка» на 2010-2011 учебный год:

  • В неделю – 3 часа;

  • 1 четверть – 29 часов;

  • 2 четверть - 21 час;

  • 3 четверть – 27 часов;

  • 4 четверть – 25 часов;

  • Год – 102 часа.


Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Данная программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
Аргументация использования резервных часов.
Резервные часы в программе отсутствуют.

Инструментарий для оценивания результатов.


  1. Промежуточный:

  • подробный пересказ,

  • сжатый пересказ,

  • выборочный пересказ,

  • пересказ с изменением лица рассказчика,

  • художественный пересказ,

  • выразительное чтение,

  • выразительное чтение наизусть,

  • развернутый ответ на вопрос,

  • викторины

  • анализ эпизода,

  • анализ стихотворения,

  • комментирование художественного текста,

  • характеристика литературного героя,

  • конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

  • сочинение на литературную тему,

  • сообщение на литературную и историко-культурную темы,

  • презентация проектов.




  1. Итоговый:

  • анализ стихотворения,

  • письменный развернутый ответ на проблемный вопрос,

  • презентация проектов,

  • тест, включающий задание с выбором ответа: кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

  1. Мониторинги:

  • Входной (сентябрь) – проверить базовые и ключевые компетенции обучающихся за курс 8 класса;

  • Промежуточный (декабрь) – проверить знания, умения и навыки обучающихся за 1 полугодие;

  • Итоговый 9май) –проверить базовые и ключевые компетенции обучающихся за курс 9 класса;

  1. Зачеты по темам:

  • А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»;

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»;

  1. Система оценивания тестов ориентируется на систему оценок заданий ГИА:

100-80% - оценка «5»

80-60% - оценка «4»

60-40% - оценка «3»

40-0% - оценка «2»


Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов учитель руководствуется основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно -художественного содержания изученного произведения.

  2. умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания изученного произведения.

  4. знание теоретике -литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений изучаемых в классе.

  5. умение анализировать художественные произведения.

  6. умение владеть монологической литературной речью, логичностью и последовательностью ответа, беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам: 5 класс 100-110 слов э минуту, считая это
    средней скорость в поующих классах.


В соответствии с этим:
  1   2   3   4   5   6   7