№ п/п
| № п/п
| Тематический блок, тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Обязательный минимум содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Оборудование урока
| Педагогическая технология
| Тип урока
|
План
| Факт
|
|
1
| 1 четверть Введение
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
|
|
|
| Образная природа словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса
| История литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определенных традиций
|
| Технология тестового контроля
| Урок усвоения новых знаний. Беседа. Тестирование.
|
| 2
| Из древнерусской литературы
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история а «Слове…»
|
|
|
| Историческая основа памятника, история его открытия, содержание произведения
| Жанровые особенности «Слова…», уметь строить монологические высказывания, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения
| Миниатюра мирового летописного свода XII в. «Слово о полку Игореве». Затмение солнца. Художник В.Фаворский
| здоровьесберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция. Беседа.
|
| 2.2
| Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…»
Входной мониторинг
|
|
|
| Жанр и композиция произведения, нравственно-патриотическая идея «Слова…»
| Выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдать нормы литературного произведения
| Иллюстрации В. Васнецова, В. Серова, И. Билибина, В. Фаворского
| здоровьесберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний Беседа. Лекция.
|
| 2.3
| Вечные образы «Слова…». Поэтическое искусство автора
|
|
|
| Приемы создания характеров героев, художественные средства выразительности; авторы поэтических переводов и переложений памятников, своеобразие авторского стиля
| Уметь характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения, выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть
| Иллюстрации художников И. Архипова, В. Фаворского, опера А.П. Бородина «Князь Игорь»
| здоровьесберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум
|
| 2.4
| Р.р. Анализ эпизода «Плач Ярославны»
|
|
|
| Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода
| Комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учетом авторской позиции; строить письменные высказывания; обосновывать собственную точку зрения
| Эпизод «Плач Ярославны»
| Технология развивающего обучения
| Урок развития речи
|
| 2.5
| К.р. литературная викторина. « Мир Игровой песни». Поэтическое мастерство автора. переводы и переложения произведения.
|
|
|
| Знать текст произведения, художественные особенности, авторов поэтических переложений, значение памятника для истории русской культуры
| Выражать свое отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово…» с произведениями музыки и живописи
| Иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского, живопись В.Васнецова
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| 3
| Из русской литературы XVIII века
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.1
| Классицизм в русской и мировом искусстве. Общая характеристика литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом «вечерние размышления о Божием величестве при случаи великого северного сияния». особенности содержания и формы произведения
|
|
|
| Понятие классицизма особенности эпохи Просвещения
| Сопоставить исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывания с опорой на критическую литературу
| Портреты А.Д. Кантемира, В.К Тредиаковского, М.В. Ломоносова
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция. Беседа.
|
| 3.2
| Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года. « Прославление Родины, мира, науки и просвещения.
|
|
|
| Факты жизни и творчества поэта, особенности оды как жанры лирической поэзии.
| Понимать идейно-художественный смысл оды, уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста
| Портрет М.В. Ломоносова
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний
|
| 3.3
| Вн.чт. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и Судьям»
|
|
|
| Факты жизни и творчества поэта, черты классицизма, новаторство поэзии.
| Воспринимать и анализировать поэтический текст; определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понимать сущность мировоззрения автора, его взгляды.
| Портрет Г.Р. Державина
| Здоровье сберегающие технологии. Технология развивающего обучения
| Урок усвоения новых знаний.
|
| 3.4
| Тема поэта и позиции в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Традиции и новаторство в лирики Державина
|
|
|
| Черты классицизма, новаторство поэзии
| Анализировать поэтический текст, понимать взгляды на роль поэта и назначение поэзии
| Портрет Г.Р. Державина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум.
|
| 3.5
| А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
|
|
|
| Черты сентиментализма, особенности жанра путешествия.
| Строить высказывания, определять тему
| Портрет А.Н. Радищева
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум.
|
| 3.6
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнения.
|
|
|
| Просветительные взгляды Радищева
| Определять идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения
| Портрет А.Н. Радищева
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум.
|
| 3.7
| Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Повесть «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. утверждение общечеловеческих ценностей.
|
|
|
| Факты жизни писателя, содержание повести, признаки сентиментализма, проблематика произведения.
| Строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определят роль художественных элементов в развитии сюжета, выявлять объяснять позицию автора.
| Портрет Н.М. Карамзина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний .лекция
|
| 3.8.
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
|
|
| Черты сентиментальной повести, сюжет произведения.
| Давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения; развёрнуто обосновывать свои суждения.
| Портрет Н.М. Карамзина, старинная гравюра. Московский Симонов монастырь. соколов. Лизин труд.
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум.
|
| 3.9
| Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений)
|
|
|
| Признание сентиментализма, проблематика произведений
| Развернуто обосновать свои суждения
|
| Технология развивающего обучения
| Урок развития речи
|
| 4
| Из русской литературы XIX века
| 52
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.1
| Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
|
|
|
| Общая характеристика развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы
| Обосновывать суждения; прослеживать темп русской литературы в их исторических изменениях; делать выводы, отбирать необходимые материалы
|
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция.
|
| 4.2
| Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.
|
|
|
| Факты жизни и творчества поэта; поэтический текст, символический смысл стихотворений
| Выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, находить в тексте стихотворения черты романтизма
| Портрет В.А. Жуковского
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа. Практикум.
|
| 4.3
| В.А. Жуковский. «Светлана». особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
|
|
|
| Жанровые особенности баллады, сюжет произведения
| Воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства; видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ
| Иллюстрации художника А.Кошкина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа. Практикум.
|
4.4
| 4.4
| А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
|
|
|
| Факты жизни и творчества писателя
| Работать с разными источниками информации; строить развернутые устные монологические высказывания: составлять план статьи учебника; обосновывать суждения и приводить доказательства
| Портрет А.С. Грибоедова
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция
|
| 4.5
| А.С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. особенности композиции комедии.
|
|
|
| Комедия, конфликт, интрига, сюжет, текст комедии, действующие лица
| Выразительно читать монологи, комментировать, анализировать текст комедии, выявлять черты персонажа через речевую характеристику
| Иллюстрации художника Д. Парводского
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.6
| Фамусовская Москва в комедии «оре от ума»
|
|
|
| Экспозиция, завязка, имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта
| Обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего»
| Иллюстрации Д.Кардовского
| Здоровье сберегающие технологии Технология проблемного обучения.
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.7
| Чацкий в системе образов комедии. общечеловеческое звучание образов персонажей
|
|
|
| Кульминация, конфликт, внесценические персонажи
| Анализировать эпизод произведения, аргументировать свою точку зрения, строить монологические высказывания, выявлять типические черты, присущие представителям «века минувшего»
|
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок развития речи
|