|
| 4.8
| Р.р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
|
|
|
| Текст комедии; специфика комедии: традиционные и новаторские черты; признаки классицизма и романтизма
| Оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи; находить черты романтизма и классицизма в комедии; оценивать мастерство разговорного стиха пьесы
|
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок развития речи
|
| 4.9
| Р.р. «Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова. Статья «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
|
|
|
| Текст статьи Гончарова
| Работать с текстом критической статьи, определять ее концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи
| Портрет И.А. Гончарова
| Технология развивающего обучения
| Урок развития речи
|
| 4.10
| А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская критика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.
|
|
|
| Основные этапы жизненного и творческого пути поэта
| Строить высказывания, пересказывать текст, представлять информационный проект; отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта
| Портреты А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина, И.Л. Линева, картины Н. Ге, И.Е. Репина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа. Лекция
|
| 4.11
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву»». Проблема свободы служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
|
|
|
| Мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений
| Выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра, понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы
| Портрет А.С. Пушкина художника О.А. Кипренского, картины И. Репина, И. Айвазовского
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.12
| «Я вас люблю». любовная лирика поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил, любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
|
|
|
| Адресаты любовной лирики; образно-стилистическое богатство любовной лирики Пушкина
| Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.
| Портрет а. Керн, портрет «Н.Н. Пушкина» Гау,
К. Брюлов «Н.Н. Пушкина»
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Семинар
|
| 4.13
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумье о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу стихотворения.
|
|
|
| Время создания стихотворений, особенности эпохи
| Создавать историко-культурный и биографический комментарии; находить ключевые образы; отвечать на вопросы, строить монологические высказывания
| Портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний.
|
| 4.14
| К.р. Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирика А.С. Пушкина
|
|
|
| Лирический герой, идейно-художественное своеобразие стихотворения
| Соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом, аргументировать свою точку зрения
|
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок контроля
|
| 4.15
| 2 четверть Вв.чт. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. индивидуалистический характер Алеко.
|
|
|
| Признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки; время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы
| Создавать историко-культурный и биографический комментарии; находить признаки романтизма и реализма; давать сопоставительную характеристику; развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста; работать с критической статьей
| Иллюстрации художника К.Климентьева
| Технология развивающего обучения
| Урок внеклассного чтения
|
| 4.16
| Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
|
|
| Творческая история романа; роман в стихах; реализм кК литературное направление
| Выразительно читать, строить устные высказывания.
| Иллюстрации художника Н. Кузьмина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция
|
| 4.17
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
|
|
|
| Содержание глав романа, тип «лишнего человека» в отечественной литературе
| Давать характеристику герою, Выразительно читать, выявлять типические черты, присущие героям, сопоставлять произведения искусства; давать оценку характера Евгения Онегина
| Иллюстрации художника К.И. Рудакова, рисунок Пушкина в черновой рукописи романа
| Здоровье сберегающие технологии, Технология развивающего обучения
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.18
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
|
|
|
| Авторское отношение к Татьяне, Ольге; оценка образа Татьяны В.Г. Белинским
| Давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания
| Иллюстрации художника К. Рудакова «Татьяна» и «Ольга»
| Технология развивающего обучения
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.19
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
|
|
|
| Текст художественного произведения, нравственно-филосовская проблематика романа
| Сопоставлять героев, Давать характеристику, строить монологические высказывания на основе произведения изобразительного искусства; выявлять авторское отношение к героям; обосновывать суждения; определять собственное отношения к героям
| Иллюстрации художника Н.Кузьмина «Онегин и Татьяна»
| Здоровье сберегающие технологии. Технология развивающего обучения
| Урок усвоения новых знаний. Практикум.
|
| 4.20
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
|
|
|
| Лирические отступления, тематика лирических отступлений
| Различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики
| Рисунки художника Н. Кузьмина
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.21
| Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
|
|
|
| Оценка романа Белинским; реализм и энциклопедизм романа
| Различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа
|
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. семинар
|
| 4.22
| Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
|
|
|
| Текст романа, художественные особенности; нравственно-философская проблематика произведения; типы вступлений
| Строить сочинение-рассуждение на выбранную тему; владеть навыками редактирования текста, обосновывать суждения и приводить доказательства; писать вступление, используя прием цепочки; уместно использовать цитаты.
|
| Технология развивающего обучения
| Урок развития речи
|
| 4.23
| Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «Гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества
|
|
|
| Определение трагедии как жанра драмы, проблематика трагедии; содержание произведения
| Выразительно читать, выражать отношение к прочитанному; создавать историко-культурный и биографический комментарии; составлять сравнительную характеристику героев.
| Рисунки М. Врубеля
| Технология развивающего обучения
| Урок внеклассного чтения
|
| 4.24
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»
|
|
|
| Основные факты биографии поэта, основные мотивы его лирики; мотив, лирический герой, романтизм, скептицизм
| Выразительно читать стихотворения, строить высказывания, отвечать на вопросы, обосновывать суждения, приводить доказательства собственной точки зрения; анализировать стихотворения по вопросам
| Портрет М.Ю. Лермонтова, фотографии «Комната М.Ю. Лермонтова в Тарханах»
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция Беседа.
|
| 4.25
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
|
|
|
| Мотив, лирический герой, романтизм, основные мотивы лирики
| анализировать стихотворения по вопросам, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; создавать историко-культурный и биографический комментарии; выявлять место стихотворения в творчестве поэта
|
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум
|
| 4.26
| «Всякий плакал, кто любил…». Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, не тебя так только я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
|
|
|
| Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики
| Выразительно читать стихотворения наизусть, развернуто обосновывать суждения; искать нужную информацию в источниках различного типа; воспринимать произведения искусства
| Портреты женщин-адресатов любовной лирики
| Технология развивающего обучения
| Урок усвоения новых знаний. Практикум.
|
| 4.27
| Р.р. Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. анализ стихотворения «Родина»
|
|
|
| Время создания стихотворений, художественное своеобразие стихотворений, жанровые особенности; способы переработки текстов
| анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности; редактировать текст
|
| Технология развивающего обучения
| Урок развития речи
|
| 4.28
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе.
|
|
|
| Роман, психологический роман, проблематика и особенности как позиции романа
| Выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.
| Репродукции картины М.Ю. Лермонтова «Воспоминания о Кавказе»
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Лекция
|
| 4.29
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
|
|
|
| Текст повести, художественное своеобразие повести, способы создания психологического портрета
| Различать героя, повествователя и автора в повести; определять жанр повести и ее художественные особенности; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода
| Иллюстрации художников М. Врубеля, В. Серова, Д. Шмарикова
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний.
|
| 4.30
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери». Печорин в обществе «честных контрабандистов». Печорин и «водяное общество»
|
|
|
| Художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести
| Развернуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести; аргументировать выводы, приводя цитаты из текста, определять границы эпизода
| Иллюстрации художника Д. Шмарикова «Песня девушки»
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.31
| Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение
|
|
|
| Текст повести; композиционное значение повести; проблематика и художественные особенности повести
| Развернуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения; выделять границы эпизода
| Иллюстрации художника Д. Шмарикова «Вулич выигрывает пари»
| Технология проблемного обучения
| Урок усвоения новых знаний. Беседа.
|
| 4.32
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
|
|
|
| художественные особенности повести, текст повести, способы создания психологического портрета
| Анализировать повесть с учетом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода
| Иллюстрации художника Д Шмаринова
| Здоровье сберегающие технологии
| Урок усвоения новых знаний. Практикум
|
| 4.33
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |