Главная страница


Протокол № от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр моу судиславская оош



НазваниеПротокол № от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр моу судиславская оош
страница1/3
Дата11.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3


МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района

Костромской области


«Рассмотрена»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Судиславская ООШ

_____________/Смирнова И.Ф./

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ Судиславская ООШ

_____________/Дейтер В.М./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20_г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Беляевой Ирины Владимировны

учителя высшей категории

по физике
(базовый уровень)

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина Физика 7-9 классы.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 №1897);

  • Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.

  • Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 классы «Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2010;

  • Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2013;

  • Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2010.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Место предмета в учебном плане
Учебный план ОУ на изучение предмета отводит 2 учебных часа в неделю, всего 70 уроков в год, на курс 7-9 класса – 210 часов.
Формы работы: Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • парной, групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. технологии уровневой дифференциации

  4. здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; тестирование, итоговая контрольная работа по теме.
Учебно-тематический план

7 класс

Сроки

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лаб. работ

Кол-во

контр. работ

До 20.09

Введение

6

1

-

До 11.10

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

До 20.12

Взаимодействие тел

18

4

1

До 20.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

22

2

1

До 14.05

Работа, мощность, энергия

12

2

1




Резерв. Итоговая к/р

6




1




Всего

70

10

4


8 класс

Сроки

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лаб. работ

Кол-во

контр. работ

До 11.10

Тепловые явления

11

2

1

До 29.11

Агрегатное состояние вещества

12

0

1

До 06.03

Электрические явления

24

5

1

До 03.04

Электромагнитные явления

6

1

-

До 11.05

Световые явления

10

1

1




Резерв

7










Всего

70

9

4


9 класс

Сроки

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лаб. работ

Кол-во

контр. работ

до29.11

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

До 24.01

Механические колебания и волны. Звук.

10

1

1

До 06.03

Электромагнитное поле

16

1

1

До 11.05

Строение атома и атомного ядра

11

2

1




Резерв

7










Всего

70

6

5


содержание ПРОГРАММЫ

Основное содержание по темам


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 ч)

1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

Физические явления. Физика — наука о при-
роде. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерения. Физи-
ческие величины. Физические приборы.

Измерения длины. Время как характеристика
физических процессов. Измерения времени.
Международная система единиц. Погрешности
измерений. Среднее арифметическое значение.

Научный метод познания. Наблюдение, гипо-
теза и опыт по проверке гипотезы. Физический
эксперимент.

Физические методы изучения природы.

Моделирование явлений и объектов приро-
ды. Научные гипотезы. Физические законы. Фи-
зическая картина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдать и описывать физические явления.
Участвовать в обсуждении явления падения тел на
землю.

Высказывать предположения — гипотезы.
Измерять расстояния и промежутки времени.
Определять цену деления шкалы прибора.

Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и раз-
витие науки о природе».

Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина
мира и альтернативные взгляды на мир»


РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (70 ч)

2. Кинематика (20 ч)




Механическое движение. Описание механи-
ческого движения тел. Система отсчета. Траек
тория движения и путь. Скорость - векторная
величина. Модуль векторной величины. Методы
исследования механического движения. Методы
измерения скорости.

Равномерное прямолинейное движение. Гра-
фики зависимости модуля скорости и пути рав-
номерного движения от времени.

Неравномерное движение. Мгновенная ско-
рость. Ускорение. Равноускоренное движение. Сво-
бодное падение. Зависимость модуля скорости и
пути равноускоренного движения от времени.

Графики зависимости модуля скорости и пу-
ти равноускоренного движения от времени.

Равномерное движение по окружности. Центро-
стремительное ускорение

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном
прямолинейном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Представлять результаты измерений и вычислений в
злце таблиц и графиков.

Определять путь, пройденный за данный промежуток
воемени, и скорость тела по графику зависимости пути
равномерного движения от времени.

Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном
прямолинейном движении тела.

Измерять ускорение свободного падения.

Определять пройденный путь и ускорение движения
тела по графику зависимости скорости равноускоренно-
го прямолинейного движения тела от времени.

Измерять центростремительное ускорение при движе-
нии тела по окружности с постоянной по модулю ско-
ростью

3. Динамика (30 ч




Явление инерции. Инертность тел. Первый за-
кон Ньютона.

Масса. Масса - мера инертности и мера спо-
собности тела к гравитационному взаимодей-
ствию. Методы измерения массы тел. Килограмм.
Плотность вещества. Методы измерения плотности.

Законы механического взаимодействия тел. Вза-
имодействие тел. Результат взаимодействия тел -
изменение скорости тела или деформация тела.

Сила как мера взаимодействия тел. Сила —
векторная величина.

Единица силы - ньютон. Измерение силы по
деформации пружины. Сила упругости. Правило
сложения сил.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила трения. Сила тяжести.

Закон всемирного тяготения.

Равновесие тел.

Момент силы. Условия равновесия рычага.
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Давление. Атмосферное давление. Методы
измерения давления.

Закон Паскаля. Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условия плавания тел

Измерять массу тела.
Измерять плотность вещества.

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на те-
ло, или массу па основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружи-
ны от приложенной силы.

Экспериментально находить равнодействующую двух
сил.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального дав-
ления.

Измерять силы взаимодействия двух тел.
Измерять силу всемирного тяготения.
Исследовать условия равновесия рычага.
Экспериментально находить центр тяжести плоского
тела.

Обнаруживать существование атмосферного давле-
ния.

Объяснять причины плавания тел.
Измерять силу Архимеда.
Исследовать условия плавания тел

4. Законы сохранения импульса и механической энергии (16 ч)




Импульс. Закон сохранения импульса. Реак-
тивное движение.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциаль-
ная энергия. Работа как мера изменения энергии.
Мошность. Ппостые механизмы. Коэффициент полезного действии. Методы измерения работы
и мощности.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия
взаимодействующих тел. Закон сохранения меха-
нической энергии

Измерять скорость истечения струи газа из модели
ракеты.

Применять закон сохранения импульса для расчета
результатов взаимодействия тел.
Измерять работу силы.

Измерять кинетическую энергию тела по длине тормозного пути. Измерять энергию упругой деформации пружины.

Экспериментально сравнивать изменения потенциаль-
ной и кинетической энергий тела при движении по на-
клонной плоскости.

Применять закон сохранения механической энергии
для расчета потенциальной и кинетической энергий тела.

Измерять мощность.

Измерять КПД наклонной плоскости.

Вычислять КПД простых механизмов

5. Механические колебания и волны (4 ч)




Механические колебания. Механические вол-
ны. Длина волны. Звук

Объяснять процесс колебаний маятника.

Исследовать зависимость периода колебаний маятни-
ка от его длины и амплитуды колебаний.

Исследовать закономерности колебаний груза на пру-
жине.

Вычислять длину волны и скорости распространения
ЗЕуковых волн.

Экспериментально определять границы частоты слы-
шимых звуковых колебаний

РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (26 ч)

6. Строение и свойства вещества (8 ч)




Атомное строение вещества. Тепловое движе-
ние атомов и молекул. Диффузия. Броуновское
движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные со-
стояния вещества. Свойства газов. Свойства жид-
костей и твердых тел

Наблюдать и объяснять явление диффузии.
Выполнять опыты по обнаружению действия сил мо-
лекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел
на основе атомной теории строения вещества.

Исследовать зависимость объема газа от давления
при постоянной температуре.

Наблюдать процесс образования кристаллов.

7. Тепловые явления (18 ч)




Температура. Методы измерения температу-
ры. Связь температуры со скоростью теплового
движения частиц. Тепловое равновесие. Внутрен-
няя энергия. Работа и теплопередача как спосо-
бы изменения внутренней энергии тела.

Виды теплопередач: теплопроводность, кон-
векция, излучение. Количество теплоты. Удель-
ная теплоемкость. Расчет количества теплоты при
теплообмене.

Превращения вещества. Плавление и кристал-
лизация. Удельная теплота плавления и парооб-
разования. Испарение и конденсация. Насыщен-
ный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависи-
мосгь температуры кипения от давления. Удель-
ная теплота сгорания.

Закон сохранения энергии в тепловых процес-
сах. Принципы работы тепловых машин. КПД
теплового двигателя. Паровая турбина.

Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный
двигатель. Принцип действия холодильника. Эко-
логические проблемы использования тепловых
машин.

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при
теплопередаче и работе внешних сил.

Исследовать явление теплообмена при смешивании
холодной и горячей воды.

Вычислять количество теплоты и удельную теплоем-
кость вещества при теплопередаче.

Измерять удельную теплоемкость вещества.

Измерять теплоту плавления льда.

Исследовать тепловые свойства парафина.

Наблюдать изменения внутренней энергии воды в ре-
зультате испарения.

Вычислять количества теплоты в процессах теплопере-
дачи при плавлении и кристаллизации, испарении и
конденсации.

Вычислять удельную теплоту плавления и парообра-
зозания вещества.

Измерять влажность воздуха по точке росы.

Обсуждать экологические последствия применения
двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидро-
электростанций.

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (64 ч)

8. Электрические явления (28 ч)




Электризация тел. Два вида электрических за-
рядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохране-
ния электрического заряда. Электрическое поле.
Действие электрического поля на электрические
заряды. Конденсатор. Энергия электрического
поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники
постоянного тока. Действия электрического тока.
Сила тока. Электрическое напряжение. Электри-
ческое сопротивление. Проводники, диэлектрики
и полупроводники. Электрическая цепь. Закон
Ома для участка электрической цепи. Последова-
тельное и параллельное соединения проводни-
ков.

Работа и мощность электрического тока. Закон
Джоуля—Ленца.

Полупроводниковые приборы. Правила без-
опасности при работе с источниками электричес-
кого тока

Наблюдать явления электризации тел при соприкос-
новении.

Объяснять явления электризации теп и взаимодей-
ствия электрических зарядов.

Исследовать действия электрического поля на тела из
проводников и диэлектриков.

Собирать и испытывать электрическую цепь.

Изготовлять и испытывать гальванический элемент.

Измерять силу тока в электрической цепи.

Измерять напряжение на участке цепи.

Измерять электрическое сопротивление.

Исследовать зависимость силы тока в проводнике от
напряжения на его концах.

Измерять работу и мощность электрического тока.

Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность
электрического тока.

Объяснять явления нагревания проводников электри-
ческим током.

Изучать работу полупроводникового диода.

Знать и выполнять правила безопасности при работе
с источниками электрического тока

9. Магнитные явления (16 ч)




Взаимодействие постоянных магнитов. Маг-
нитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле то-
ка. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с то-
ком. Сила Ампера.

Электродвигатель постоянного тока

Экспериментально изучать явления магнитного взаи-
модействия тел.

Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом
проводнике на магнитную стрелку.

Обнаруживать действие магнитного поля на провод-
ник с током.

Обнаруживать магнитное взаимодействие токов.

Изучать принцип действия электродвигателя.

10. Электромагнитные колебания и волны (8 ч)




Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
Правило Ленца. Электрогенератор.

Электромагнитные колебания. Переменный
ток. Трансформатор. Передача электрической
энергии на расстояние.

Электромагнитные волны. Свойства электро-
магнитных волн. Принципы радиосвязи и теле-
видения. Свет - электромагнитная волна. Влия-
ние электромагнитных излучений на живые орга-
низмы.

Экспериментально изучать явление электромагнитной
индукции.

Изучать работу электрогенератора постоянного тока.
Получать переменный ток вращением катушки в маг-
нитном поле.

Экспериментально изучать свойства электромагнитных
волн

11. Оптические явления (12 ч)




Свойства света. Прямолинейное распростра-
нение света. Отражение и преломление света.
Плоское зеркало.

Оптические приборы. Линза. Ход лучей через
линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая
сила линзы. Глаз как оптическая система. Дис-
персия света

Экспериментально изучать явление отражения света.
Исследовать свойства изображения в зеркале.
Измерять фокусное расстояние собирающей линзы.
Получать изображение с помощью собирающей линзы.
Наблюдать явление дисперсии света

РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (18 ч)

12. Квантовые явления (18 ч)





Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетар-
ная модель атома. Линейчатые оптические спектры.
Поглощение и испускание света атомами.

Строение и свойства атомных ядер. Состав
атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядер-
ные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных
ядер.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излу-
чения. Период полураспада.

Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и
синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.
Ядерная энергетика.

Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Экологические проблемы работы
атомных электростанций


Измерять элементарный электрический заряд.
Наблюдение линейчатые спектры излучения.

Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.

Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излу
чений на живые организмы


РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 ч)

13. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)




Видимые движения небесных светил. Геоцент- рическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав и строение Солнечной системы.

Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной. Строение
Вселенной. Эволюция Вселенной

Ознакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звездного неба.

Наблюдать движения Луны, Солнца и планет относительно звезд

14. Резерв времени (20 ч)




7 класс (70 часов)

I. Введение (6 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел. (18 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 час)

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Резерв 6 ч.

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.

8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

I.Тепловые явления (11 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

II. Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

III.Электрические явления. (24 часа)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

  6. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.

IV. Электромагнитные явления (6 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

IV.Световые явления. (10 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

11. Получение изображения с помощью линзы.

Резерв 7 часов.

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

9 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциалъная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

II.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

III.Электромагнитные явления. (16 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

IV.Строение атома и атомного ядра (11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Элементарные частицы. Античастицы.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Резерв 7 часов.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явлении,. физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна. атом. атомное ядро.

  • смысл величин: путь, скорость, ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

  1   2   3