| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля, измерители
| Региональный компонент
| Дата проведения
|
|
план
| факт
|
|
1.
| Русский язык в современном мире. Функции русского языка.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации.
| Ответить на вопросы:
«В каких сферах деятельности функционирует русский язык как государственный?»,
«Сколько государственных языков может быть в одной стране?»,
| Составление опорного конспекта для пересказа
|
|
|
|
|
Повторение изученного в 5-7 классах - 8 (6+2 часа)
|
|
2.
| Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
|
1
|
Урок совершенствования ЗУН
| Знаки выделительные , разделительные и завершения.
| Уметь определять простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания и определять их назначение.
| объяснительный диктант
|
|
|
|
|
3.
| Знаки препинания в сложном предложении.
| 1
| Урок совершенствования ЗУН
| Понятие о знаках препинания в сложном предложении. Уметь определять вид сложного предложения, создавать схемы, правильно употреблять выделительные и разделительные запятые.
| Уметь опознавать вид сложного предложения, распознавать выделительные и разделительные запятые.
| объяснительный диктант
| №1
|
|
|
|
4
| Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
| 1
| Урок совершенствования ЗУН
| Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных , причастий и наречий.
| Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их.
| Объяснительный диктант, анализ текста.
|
|
|
|
|
5.
Р/р.
| Изложение с грамматическим заданием.
| 1
| Развитие речи
| Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам
| Уметь пересказывать текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3-го лица.
| Изложение.
|
|
|
|
|
6-7.
| Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
| 2
| Повторительно-обобщающий урок.
| НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными
и наречиями на о-е.
| Уметь безошибочно писать НЕ
1 ) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ.
| Диктант «Проверь себя».
|
|
|
|
|
8.
Р/р
| Сочинение по летним впечатлениям в форме письма.
| 1
| Развитие речи
|
| Написать сочинение в форме письма человеку, с которым хочется поделиться своими летними впечатлениями.
| сочинение.
|
|
|
|
|
9.
| Контрольный диктант № 1
«Повторение изученного в V – VII классах».
| 1
| Контрольный
| Письменная работа
| Диктант
| Совершенствование ЗУН.
|
|
|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи- 5 (4+1р/р)
|
|
10.
|
Основные единицы синтаксиса.
|
1
| Урок усвоения новых знаний
| Основные единицы синтаксиса:
Словосочетание, предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация окончание, предлоги, союзы.
| Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса
| Выразительное
чтение
поэтических и прозаических
текстов с
использованием средств
синтаксической связи.
|
|
|
|
|
11.
Р/р
| Текст как единица синтаксиса.
| 1
| Развитие речи
| Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста.
| Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации,
| Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить предложения в текст
| №2
|
|
|
|
12.
| Предложение как единица синтаксиса.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, выражения мысли. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения.
Предложения утвердительные и отрицательные
| Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса
| Выразительное
чтение. Определение границ предложения.
Конструирование предложений.
|
|
|
|
|
13.
| Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания.
| Знать признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Знать типы связи слов в словосочетании, нормы сочетания слов, уметь выделять словосочетания всех видов из предложения, определять тип связи.
| Составление словосочетаний по схемам,
распределение по группам в зависимости от главного слова
|
|
|
|
|
14.
| Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Составление словосочетаний, выполнение тренировочных упражнений.
Синтаксический разбор словосочетаний
| Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи. производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания
| Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным.
тест
|
|
|
|
|
Простое предложение 3(2+1р/р)
|
|
15
| Грамматическая (предикативная) основа предложения.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ
| Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении
| Комментированное письмо, разбор предложений
по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой.
|
|
|
|
|
16.
| Порядок слов в предложении. Интонация.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Прямой о обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение)
| Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов
| Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы:
«Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?»,
«С какой целью используется инверсия?»
| №3
|
|
|
|
17
р/р
| Описание памятника архитектуры.
| 1
| Развитие речи
| Сопоставительный анализ репродукций картин А.Баулина, С. В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План
| Уметь точно и полно понимать содержание прочитанного текста, его главную мысль, тип речи. Уметь подробно передать содержание текста, сохраняя композицию.
| Выполнение тренировочных упражнений
|
|
|
|
|
Двусоставные предложения 16(13+3)
|
|
Главные члены предложения – 9 (7+2р/р)
|
|
18.
| Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
|
1
|
Урок усвоения новых знаний
| Главные члены предложения двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым.
| Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим,выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом.
| Составить предложение , использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант.
|
|
|
|
|
19
| Простое глагольное сказуемое.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Знать виды сказуемого. Уметь согласовывать глагол –сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, заимствованными словами.
| Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило.
| Выполнение тренировочных упражнений
|
|
|
|
|
20-21
р\р
| Сочинение на тему «Чудный собор»
| 2
| Урок развития речи
| Публицистическое
сочинение о памятнике культуры
| Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененное предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения однородных членов).
| сочинение
|
|
|
|
|
22.
| Составное глагольное сказуемое
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Составное глагольное сказуемое, способы его выражения.
| Знать структуру составного глагольного сказуемого, различать простое глагольные и составные глагольные сказуемые, опознавать его по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и глагольное сказуемое.
| Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные с кратким прилагательным. Составить план §20, привести примеры на каждый пункт плана
|
|
|
|
|
23.
| Составное именное сказуемое.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Составное именное сказуемое, способы его выражения.
| Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.
| Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое, способы его выражения».
|
|
|
|
|
24- 25
| Тире между подлежащим и сказуемым.
| 2
| Урок усвоения новых знаний
| Особенности связи подлежащих и сказуемых
постановка знаков препинания
между
подлежащим и сказуемым.
| Уметь определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.
| Объяснительный диктант
тест
| №4
|
|
|
|
26
| Контрольный диктант № 2 по теме «Главные члены предложения»
| 1
| Урок контроля
| Главные члены предложения двусоставного предложения, согласование подлежащего со сказуемым, знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
| Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
| диктант
|
|
|
|
|