Главная страница


Протокол № от 2013 Согласовано с заместителем директора по учебной работе (Султанова А. Д.)



НазваниеПротокол № от 2013 Согласовано с заместителем директора по учебной работе (Султанова А. Д.)
страница5/7
Дата16.04.2016
Размер1.38 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7
Тема: «Однородные члены предложения»

Вариант 1

1. В этом предложении есть однородные подлежащие:

а) Потом браслеты, кольца, брошки загрёб он, как грибы в лукошке.

б) Дрались врукопашную, грудь с грудью, пистолетами,

саблями, кулаками.

в) Дыбились по бокам барханы мягкие, сыпучие, волнистые.

г) И рисовались у него в голове дорожки в саду, цветы,

фрукты, скворечник, караси.

2. В какой схеме предложения допущена пунктуационная ошибка?

а) и

б) , и , и

в) или

г) ,либо

3. Здесь на месте пропуска нужна запятая:

а) И не удалось вернуть лёгкое...молодое настроение его прошлого приезда в Венецию.

б) Козья тропа сбегала вниз к маленькой...золотистой бухте, где среди рыжих скал плескалось море.

в) Весёлый...добродушный смех был слышен из комнаты.

г) Старик крепко потёр бурую ... дряблую щёку.

4. В этом предложении перед и Нужна запятая(-ые) (знаки препинания не расставлены):

а) Сорная трава разрослась и закрыла красноватые от ржавчины рельсы и цветы ромашки.

б) Сурово метелица выла и снегом кидала в окно.

в) Мы бродили весною в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц, дятлов, сов.

г) Сад был засажен и грушами и яблонями и вишнями.

5. В этом предложении перед и запятая не нужна (знаки препинания не расставлены):

а) Акварелью можно писать и по сухой и по сырой бумаге.

б) Раз я шёл по берегу ручья и под кустом заметил ежа.

в) Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.

г) Весной снег делается и ноздреватым и зернистым.

6. Укажите ряд с однородными определениями:

а) средневековая Французская поэма, немецкий героический эпос, легкий утренний туман;

б) ласковый весенний дождь, легендарный древнегреческий поэт, сложная метрическая форма;

в) индивидуальное авторское творчество, великий русский писатель;

г) хороший верный друг, точные уверенные движения, яркие радостные краски.

7. Укажите ряд с неоднородными определениями:

а) большой красный шар, тихий спокойный день, летний оздоровительный лагерь;

б) большие мощные машины, длинный широкий плащ, глиняная фарфоровая посуда;

в) широкая липовая аллея, прекрасный июльский день, жёлтые зелёные фонарики;

г) шерстяные шёлковые ткани, громоздкий неуклюжий шкаф, небольшой фруктовый сад.

8. Какое предложение соответствует схеме:

θ,θ,θ

а) В лесу и на реке слышатся голоса.

б) Она бежала и думала о произошедшем.

в) Он был огромный, тяжёлый, изрытый вмятинами от ударов шаровых молний.

г) Потянулись дни, недели, месяцы.

9. Укажите обобщающее слово для следующего ряда слов: А. Пушкин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев.

а) прозаики;

б) поэты;

в) драматурги;

г) архитекторы.

10. В этом предложении неверно расставлены знаки препинания:

а) От башмаков до шляпы, банты, ленты, банты, ленты.

б) А теперь что-то раздражающее и мягкое, как шёлк, обволакивает меня и отчуждает от других.

в) За ним следует маленький, живой, очень подвижный старик с острою бородкой.

г) Из дупла выпрыгнула белочка с орехом в лапках, уселась на сучок и принялась завтракать.

11. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Во всех искусственных насаждениях (1)парках (2) бульварах (3) деревья не только сами по себе (4) но и несут службу для человека (5) для чистоты его воздуха (6) для человеческого отдыха.

а)1,2,З,4,5,6

6)1,2,4,5,6;

в) 1,2,3,5,6;

г) 1,3,4,5,6.

12. Укажите на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Она нашла небольшой (1) деревянный дом (2) с некрашеными ставнями (3) вошла во двор (4) заросший дикой травой (5) и постучала в запертые сени.

а) 1, 2, 3, 4, 5;

6) 2,3,4,5;

в) 3,4,5;

г) 3,4.

13. Укажите предложение с однородными определениями:

а) Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной музыки.

6) Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

в) Тонкий дождь сеял и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

г) Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

14. В этом предложении перед ни есть занятая:

а) Ни кола ни двора у него;

б) До сей поры нет ни ответа ни привета;

в) Ляпнул ни к селу ни к городу;

г) Мы не хотели проехать ни на трамвае ни на автобусе.

15. Укажите ряд, в котором каждый из союзов служит средством связи однородных членов предложения.

а) или, однако, чтобы;

б) пока, если, да;

в) да, и, или;

г) когда, зато, но.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Однородные члены предложения»

Вариант 2

1. В этом предложении есть однородные подлежащие?

а) И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ёжиками и белками...

6) Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.

в) Прежде всего оба директора имели паспорта, дипломы, пропуска.

г) Золотая берёза, огненно-красные клен и осина, жёлтые вяз и липа.

2. В какой схеме предложения допущена пунктуационная ошибка?

а) ,но

б) и , и

в) ,или ,или

г) ,или

З. Укажите, где нужна запятая на месте пропуска:

а) Он поглядел на небо и увидел белые...кучевые облака.

б) Но он видел разноцветные...солнечные лучи.

в) В его лице ощущалась какая-то необоснованная...излишняя представительность.

г) Тяжёлые...холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.

4. В этом предложении перед и нужна запятая (знаки препинания не расставлены):

а) Мальчик снял с кровати старое солдатское одеяло и прикрыл им спинку стула и плечи старика.

б) Цветут поля и радость наполняет душу.

в) Он стал посещать кино и театры музеи и выставки.

г) Темнота на другом берегу скрыла лодку и людей в ней сидящих.

5. В этом предложении перед и запятая нужна:

а) Уже стемнело и в комнате стало неуютно.

б) Фигурные изображения украшают и тексты и составляют красочное и тонкое декоративное целое.

в) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

г) Мы увидели множество цветов на поляне и решили собрать их в букеты.

6. Укажите ряд с однородными определениями:

а) пресная тёплая вода, большая иллюстрированная книга, тонкая белая нить;

б) бесконечные лесные тропинки, красивый обеденный стол, красивые стройные деревья;

в) полевая вечерняя свежесть, огромные великолепные сосны, белоствольная весёлая берёза;

г) красные синие цветы, русский белорусский языки, шёлковая хлопчатобумажная ткань.

7. Укажите ряд, в котором все определения неоднородные:

а) бурный оглушительный ливень, праздничное весёлое настроение, весёлый добродушный смех.

б) новый интересный день, широкая липовая аллея, старенький деревянный дом.

в) небольшой осиновый лесок, красные розовые гвоздики, новый кожаный плащ.

г) большой пассажирский самолёт, тихая свободная жизнь.

8. Укажите, какое предложение соответствует схеме (знаки препинания не расставлены).

, ,

а) День сухой и ясный, но несколько холодный и ветреный.

б) Эти леса кормят диких копытных косуль, кабанов, пятнистых оленей.

в) Он не ответил на мой взгляд и закрыл глаза.

г) А какие были походы, приключения, стычки, какие товарищи...

9. Укажите обобщающее слово для следующего ряда слов: Крамской, Брюллов, Левитан:

а) художники;

б) композиторы;

в) драматурги;

г) архитекторы.

10. В этом предложении верно расставлены знаки препинания:

а) Стол раздвижной, орехового дерева о двадцати витых точёных ножках;

б) Мимо станции промчался длинный, зелёный поезд;

в) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие, и переносятся потоком воздуха;

г) В морозные, зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу.

11. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Бывало(1) сорвёшь такую чашечку (2) потихоньку поднесёшь её ко рту(3) и выпьешь росинку(4) и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

а) 1,2,3,4;

б) 1,2,4;

в) 2,4;

г) 1,2,3

12. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Мальчик узнал (1) что у старухи восемь сыновей (2) и пять дочерей (3) все они большие (4) и даже старые (5) есть среди них богатые (6) и бедные (7) но к ней давно никто не ходит.

а)1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7;

б)1,3,5,7;

в) 2,3,4,6;

г) 1,3,5,6,7.

13. В этом предложении все однородные определения выражены прилагательными (знаки препинания не расставлены):

а) На лесной поляне было много жёлтых красных синих цветов;

б) В лесу отражались и замирали разные звуки;

в) По небу плыли густые серые облака;

г) В лавку привезли много стеклянной посуды и глиняные игрушки.

14. В этом предложении перед ни нет запятой (знаки препинания не расставлены):

а) Мы не поймали ни окуней ни ершей;

б) ..не пустит ни мамашу ни гувернантку;

в) Ответ последовал уклончивый по принципу ни два ни полтора;

г) В этом месяце мы не побывали ни в театре ни в кино.

15. Укажите ряд, в котором каждый из союзов служит средством связи однородных членов предложения:

а) или, однако, чтобы;

б) когда, будто, и;

в) да, и, или;

г) пока, если, да.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Необыкновенный мечтатель.

Светлое будущее казалось писателю Грину очень дале­ким. Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, входить в дома людей будущего, участвовать вместе с ними в заманчивых экспедициях, жить рядом с ними осмысленной и веселой жизнью. Только воображение мог­ло перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.

Грин с малых лет обладал точным воображением. Ко­гда он стал писателем, то представлял себе несуществую­щие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные.

Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог отметить каждый поворот дороги и характер растительно­сти, каждый изгиб реки и расположение домов, мог пе­речислить все корабли, стоящие в не существующих в действительности гаванях, со всеми их морскими осо­бенностями.

Грин любил выдуманные им морские побережья, где соединялось все, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги легендарных островов, песчаные дюны, заросшие цветами, лагуны, сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса, смешавшие с запахом соле­ных бризов запах пышных зарослей, и уютные примор­ские города. (По К. Паустовскому) (164 слова)
Примечание. Бриз местный слабый береговой ве­тер, дующий днем с моря на сушу, а ночью с суши на море. Архипелаг — группа морских островов. Дюныприбрежные песчаные холмы, наносы, передвигаемые вет­ром. Лагуна — морской залив, отделенный от моря песча­ной косой.
Грамматическое задание

  1. Подчеркните грамматическую основу предложения, в ко­тором сказуемое является составным глагольным (I вариант), со­ставным именным (II вариант).

  2. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения (I вариант), предложения Только воображение могло... (II вари­ант).

  3. Составьте схему предложения Он мог бы нарисовать... (I вариант); Он хотел дышать... (II вариант).

  4. Разберите слова по составу: заманчивых, перенести, изу­ченные (I вариант); туманные, исхоженные, происходило (И ва­риант).

  5. Выпишите слова с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при», объясните выбор букв.


Тест по теме «Обособленные определения»
1) В каком предложении не пишется слитно?

а) На стеллаже я увидел несколько (не)читанных мною книг.

б) Среди других находок была деревянная шкатулка, закрытая и (не)поврежденная.

в) (Не)прошедшие медосмотр не допускались к экзамену.

г) Вина подсудимого (не)доказана.
2) В каком случае пишется НН?

Вид у новичка был неряшливый: давно не чище(1)ые ботинки зашнурова(2)ы до половины, заноше(3)ый вяза(4)ый свитер висел бесформенным мешком.

а) 1, 2, 3; в) 2, 3;

6)1,3; г) 3,4.

3) В каком предложении выделенное определение обособляется? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Берега Лены левый и правый круты и сплошь покрыты лесом.

б) Простой народ здесь носит плетеные из легкого тростника шляпы.

в) Учитель русского языка и литературы Сергей Данилович пришел в нашу школу недавно.

г) Красное кирпичное здание с массивными воротами оказалось табачной фабрикой.
4) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, отображаемые историческое прошлое.

б) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, которые отображают историческое прошлое.

в) У Пушкина есть несколько произведений, в которых отображается прошлое.

г) У Пушкина есть произведения, отображающие наше прошлое.
5) Чем осложнено предложение?

Мы совсем было заблудились, но, к счастью, встретили двух соотечественников, проводивших нас до отеля.

а) однородными членами и вводным словом;

б) однородными членами, обособленным обстоятельством и определением;

в) обособленным обстоятельством и обособленным определением;

г) однородными членами, вводным словом и обособленным определением.
6) На месте каких цифр необходимо поставить запятую?

Написанная Вольтером (1) «История Карла 12» (2) входит в состав многотомного собрания сочинений (3) изданного в Париже (4) в начале века.

1)1,2,3; в) 3;

б) 2, 3; г) 3,4.
7) В каком предложении не пишется раздельно?

а) Стояла жара, (не)обычная для этих мест.

б) Появился хозяин, заспанный и (не)бритый.

в) (Не) приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают школьный курс.

г) Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой.
8) В каком случае пишется нн?

Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером, но ходить по не­коше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки по­близости не было.

а) 1, 4; в) 3,4;

6)1; г) 2,3.
9) В каком предложении выделенное определение обособ­ляется?

а) Малец греб двумя вместе связанными веслами.

б) Обескураженные неудачей мы уже не пытались возобновить

поиски.

в) Старший диспетчер троллейбусного парка Марина Кротова год назад сама была водителем.

г) Бойся собаки молчащей.
10) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Молчалин - совершенно молодой человек, но по убеж­дениям принадлежит к поколению Фамусова.

б) Молчалин, совсем еще молодой человек, по своим убеж­дениям принадлежит к поколению Фамусова.

в) Молчалин, хотя и молодой, по своим убеждениям при­надлежит к поколению Фамусова.

г) Молчалин, хотя совсем еще молодой человек, но по своим
убеждениям принадлежащий к поколению Фамусова.
11) Чем осложнено предложение?

Горячее дыхание солнца, охраняющее эти места от холода, умеряется могучей влагой, обильными дождями.

а) обособленным определением и однородными членами;

б) обращением и обособленными определениями;
в) вводными словами и однородными членами;

г) обособленными определениями.
12) Укажите, на месте каких цифр необходимо поставить за­пятые.

В числе книг(1) посвященных эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов.

3)1,2; в) 2,4;

б)1,2,3,4; г) 3,4.

Контрольный диктант № 4 по теме «Обособленные члены предложения»
Чудо природы

Байкал - это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, та­инственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, прибли­жаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами раскрывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. Вода очень про­зрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.

Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.

Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое измене­ние давления. Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.

Разгадка этих тайн - задача, поставленная учеными.
Грамматическое задание

Подчеркните обособленные члены предложения.

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»
На перевозе

Мальчик отвязал от столба веревку, с усилием оттолкнул паром и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжелый паром еле-еле ползет, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть кругом, а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.

Когда паром подошел к берегу, из домика вышел Кирилл, черный, косматый, и сказал, насупив черные брови: «Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял».

С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошел к парому, крикнув: «Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!»

Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба, и, жуя, пошел к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днище ее.

С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася все постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю.

(166 слов)
Грамматическое задание

1. Начертите схемы предложений с прямой речью.

2. Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (на выбор учащихся).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Вариант 1

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):

а) Отец Ломоносова Василий Дорофеевич владел рыбными промыслами.

б) Сознанье как море не может молчать.

в) Похвала такого человека как Николай Алексеевич Тарантасов много значит.

г) Подожди Энанси. Надо подумать.

2. Укажите предложение, в котором нет вводного слова (знаки препинания не расставлены):

а) У славян с помощью деревьев лечили детей к примеру от грыжи и рахита.

б) Конечно не пройдет без следа и то наставление, которое нам суждено дать.

в) Беги пожалуйста потише.

г) Из-за дождя было видно плохо.

3. Укажите предложение, в котором есть вставная конструкция (знаки препинания не расставлены):

а) И сегодня немногие знают что Третьяковым были внесены деньги на сооружение памятника А.С. Пушкину открыт в 1880 году более 400 тыс. рублей.

б) Ладно пусть будет по-твоему.

в) Люди замечали скажем что если жить под большим дубом то проживёшь долго он как бы даёт тебе силы.

г) К счастью все нам помогли.

4. В этом ряду есть слова, которые не используются в роли вводных слов:

а) по словам, к несчастью, может;

б) очевидно, вопреки, должно быть;

в) возможно, безусловно, в самом деле;

г) причём, притом, как будто.

5. В этом предложении вводное слово имеет значение «уверенности»:

а) Мы, наверное, уж поладим, коль рядом сядем.

б) Вероятно, рыба была испугана шумом и движением подъехавшей лодки: клёв прекратился и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи.

в) Видно, Борзов любил птиц и животных.

г) Я, разумеется, охотно согласился.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые:

Это она сказала (1) по-моему (2) трогательнее, чем кто-либо другой. Такое впечатление производят (3) может быть (4) люди, пережившие все тяготы, выпавшие на их долю.

а) 3,4;

б) 1,3;

в) 1,2,3,4;

г) 1,2.

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) А если, бывало, окончив привал, в моря голубые матрос уплывал.

б) Правда, интересно узнать что-нибудь новое о слонах и

обезьянах?

в) Здорово придумал, правда?

г) Ваше письмо, должно быть, отправлено завтра.

8. Укажите предложение, в котором пропущена запятая:

а) Наверное, это случится не сегодня и даже не завтра, но это обязательно случится.

б) Курибан — это профессия или, вернее, призвание.

в) Почему собственно все собрались, по какому поводу?

г) Она верно меня поняла.

9. В этом ряду все слова являются вводными:

а) к счастью, кажется, по-моему;

6) именно, причём, разумеется;

в) примерно, иначе говоря, другими словами;

г) как раз, как бы, как будто.

10. В этом предложении слово однако не является вводным (знаки препинания не расставлены):

а) Однако погода испортилась.

б) Погода однако испортилась.

в) Погода испортилась однако.

г) К утру однако погода испортилась.

11. В этом предложении на месте пропуска должны стоять запятые:

а) Однако...необходимо обучать молодых специалистов.

б) Сегодня...главное оружие циклонов — внезапность.

в) Петушиного сигнала...оказывается...ждали.

г) Работа...может быть...сделана в срок.

12. В этом предложении слово нет не отделяется знаком препинания (знаки препинания не расставлены):

а) Нет нет я вас никуда не отпущу.

б) Нет я к этому не готов!

в) Нет никогда мне этого не сделать.

г) Нет у нас места.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1   2   3   4   5   6   7