Главная страница


Протокол № от 2013 Согласовано с заместителем директора по учебной работе (Султанова А. Д.)



НазваниеПротокол № от 2013 Согласовано с заместителем директора по учебной работе (Султанова А. Д.)
страница6/7
Дата16.04.2016
Размер1.38 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7
Тема: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Вариант 2

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):

а) О ты последняя любовь!

б) Годы Великой Отечественной войны — героические страницы в летописи госпиталя.

в) В «Изборнике» Святослава собрании статей различного содержания появляются первые советы по лечению недугов.

г) Февраль — наследник января венец холодной поры морозотрескучий и трескучеметельный.

2. Укажите предложение с вводным словом (знаки препинания не расставлены):

а) Что с тобой Кляскин?

б) Годы детства для всех наверно незапамятная пора...

в) Эй ветер чего обленился?

г) Ну а как учились писать древние грамотеи?

3. Укажите предложение, в котором возможна вставная конструкция (знаки препинания не расставлены):

а) Как известно сразу после летних каникул в классах идёт повторение.

б) И наконец русский букварь изданный уже в 20 веке в Париже назывался сравнительно кратко: «Святой пророк Наум наставь нас на ум!»

в) Это так называемые звёздные сутки которые немного примерно на четыре минуты короче средних солнечных.

г) Мне казалось что вот-вот раздастся лёгкий стук в стекло или кто-то начнет возиться у форточки.

4. В этом ряду есть слова, которые не используются в роли вводных слов:

а) по всей вероятности, к счастью, вероятно;

б) конечно, разумеется, на беду;

в) как будто, не правда ли, безусловно;

г) вопреки, будто, поэтому.

5. В этом предложении вводное слово имеет значение «уверенности»:

а) За лесом, видно, находится село.

б) Ученик, верно, уже ответил.

в) Серебряный месяц, казалось, весь растопился и разлился по белой скатерти равнины.

г) Конечно, пришёл гость.

6. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые

Собаки у нас первоклассные, вся беда (1) однако (2) в том, что охота на лис с гончей не всегда удаётся: то (3) бывает(4) лиса проявит нрав, то уведёт собак в такую даль, что не поспеешь.

а) 1,2;

б) 1,2,3;

в) 3,4;

г) 1,2,3,4.

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) К счастью в доме была огромная библиотека.

б) Здесь, по преданию, был древний город.

в) По словам учителя, я справился с заданием.

г) Книга, по его словам, была интересной.

8. Укажите предложение, в котором допущена ошибка:

а) Всё стало, ясно, с первого взгляда.

б) Шурка чувствовал себя хорошо, я же, напротив, страшно устал.

в) И, видимо, эти проблемы никогда не закончатся.

г) Может ли человек жить без веры? Конечно, нет.

9. В этом ряду все слова являются вводными:

а) как будто, к счастью, кажется;

б) другими словами, именно, как бы;

в) примерно, вдруг, по-твоему;

г) видно, наконец, иначе говоря.

10. В этом предложении слово однако не является вводным (знаки препинания не расставлены):

а) Дождь однако скоро кончится.

б) Дождь однако перестал.

в) Однако дождь перестал.

г) Дождь перестал однако.

11. В этом предложении на месте скобок должны стоять запятая (-ые):

а) Курибан! Не правда ли() в этом слове и свист ветра, и лёгкое шуршание галечника, и резкий удар моря о прибрежные скалы...

б) Гладь озера() казалась() зеркальной.

в) Зато() ещё в древние времена умели использовать электрических скатов, угрей и других рыб.

г) Он выполнил всю работу() причем() хорошо.

12. В этом предложении слово да не отделяется знаком препинания:

а) Да здравствует любовь!

б) Да я готов к уроку.

в) Да наконец-то всё решилось.

г) Да всё решено!

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Тысячи лет тому назад люди селились по берегам рек и озер. Они ловили рыбу, ели ракушки, о чистоте и порядке вокруг своих жилищ, конечно, не заботились. Отбросы еды – раковины, кости рыб накапливались на их стоянках целыми огромными кучами и сохранились до наших дней.

Ученые осторожно раскапывают эти кучи и читают, точно листы драгоценной книги, и узнают по ним, как жили и охотились наши предки. Сомы в то время (судя по костям) часто вырастали в огромных, опасных для человека чудовищ. Древний человек выходил на охоту за ними в жалком челноке-долбленке, вооруженный копьем с каменным или костяным наконечником. Он был очень храбрым человеком. И теперешний не такой крупный сом, попав на крючок (а крючок должен быть очень крепкий), отчаянно борется за жизнь, даже бросается на лодку, и если это долбленка, то может ее и перевернуть. А он малыш по сравнению с теми, чьи кости сохранились. Спасибо древним неряшливым хозяйкам!

(С.Радзиевская)

Грамматическое задание

1. Объясните графически постановку знаков в предложениях с вставными конструкциями.

2. Разберите по составу: 1 вариант – бросается, сохранились, неряшливым; 2 вариант – ловили, заботились, каменным.

3. Выполните синтаксический разбор третьего предложения второго абзаца.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Чужая речь»

Вариант 1

1. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены):

а) В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.

б) Я заметил что мы можем опоздать.

в) Много лет тому назад мы в лесу зарыли клад.

г) А девочка серьезно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать Шутки шутками, а все-таки дождь пошел.

2. Этой схеме соответствует данное предложение (знаки препинания не расставлены):

Вася крикнула девочка Будем дружить выходи.

а) «П, - а, - п».

б) «П? – а. – п?»

в) «П! – а. – П!»

г) «П,» - а.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) На мгновение этот вопрос сбил меня с толку, но я опомнился и ответил: «Это мы ночуем, а заяц ночью живет: ночью он прошел здесь, а дневать ушел в лес, и там теперь он лежит, отдыхает. Это мы ночуем, а зайцы днюют, и им днем гораздо страшнее, чем нам ночью».

б) «Отчего, думаешь, - они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?»

в) Я сказал: «По тому следу он возвратился к себе в старый лес».

г) Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку: «Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»

4. Укажите предложение с косвенной речью:

а) Я тихонько подхожу к постели, матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал: он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его».

б) Отец сказал, что нам не о чем беспокоиться.

в) «Сколько вам лет», - спрашиваю я. Мне отвечают: «Шестнадцать».

г) «Батюшка наш тебя милует», - говорили мне.

5. Укажите предложение, содержащее цитату:

а) Казалось, движение листика привлекло внимание всех, и все ели, березы и сосны со всеми листиками, сучками, хвоинками и даже кусты, даже трава под кустами дивились и спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с места и двигаться листик?»

б) Оглядел я дерево и сказал детям: «Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжелый мешок. Дерево после этого заболело и стало залечивать ранку смолой».

в) «Ну, Савельич, - сказал я ему, - отдай же мне теперь половину; а остальное возьми себе. Я еду в Белогорскую крепость».

г) А.Н.Толстой писал: «Молодой Пушкин черпает золотым ковшом народную речь, еще не остывшую от пугачевского пожара».

6. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

а) «Очевидно, он не только знает такое, чего я не знаю, - думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

б) «Неужели она меня любит?» - спрашивал я себя а другой день, только что проснувшись.

в) «Теперь стойте крепко, - сказал комендант, - буде приступ...».

г) «А, ваше благородие! – сказал Пугачев, увидя меня. – добро пожаловать; честь и место, милости просим».

7. В этом предложении стоит двоеточие (знаки препинания не расставлены):

а) А ведь кто-то вон решился, прикрываясь варежкой, вглядываюсь. Как же забыл? Как мог забыть? Тетка Варвара, наша почтальонша.

б) Ну что ж подумал я. Можно и в городе прожить весело.

в) И вдруг папа спросил а знаешь ли ты, Дениска, чьи это следы?

г) Человек рожден на труд говорил Даль.

8. В этом предложении пропущено тире (знаки препинания не расставлены):

а) Даль попросил Возьмите все мои запасы безвозмездно и меня возьмите – за небольшое жалованье буду вместе с вами трудиться над словарем.

б) В академии всполошились спросили Даля сколько же будет таких дополнений.

в) Разве можно соль варить? спросите вы.

г) Папа сказал завтра мы поедем кататься на лодках.

9. Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков:

а) «П», - а.

б) «П, - а, - п».

в) А: «П»!

г) А: «П».

10. «Где же он ночевал?» - спросил Миша.

По своей структуре данное предложение является

а) сложносочиненным;

б) Сложноподчиненным;

в) бессоюзным;

г) простым.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Чужая речь»

Вариант 2

1. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены):

а) Что ни день то солнце выше что ни день к весне ближе.

б) Вот я скажу папе хныкнул Костя.

в) А спустился я в Золотой зал чтобы написать вам это письмо в затишье уже защищённом от порывов ветра.

г) Долго мы брели по песку вслушиваясь в ночные звуки.

2. Какой схеме соответствует предложение: Ну, ребята загудел бас отца я с вами пойду. (Знаки препинания не расставлены):

а) А: «П!»

б) «П», — а.

в) «П, - а, - П».

г) «П, — а, — п».

З. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) «А нам придётся перевалить через Анды», — быстро спросил Дик Сид.

б) Мне вслед кричали: «Рыбаков, вернись!» Но я даже не оглянулся.

в) «Пиши заявление», — бросает мастер на ходу и исчезает в икорном цехе».

г) «Ушли», — сказал командир, останавливаясь и осматриваясь.

4. Укажите предложение с косвенной речью:

а) А ещё Пётр Ильич рассказывал детям всякие замечательные истории.

б) «Как будет завтра на репетиции? — думала дрессировщица. — Побоится после этого случая Аракс прыгнуть на лошадь или нет?»

в) В памяти остались слова припева:

Эй, ребята, дружно выходите

Собирать крапиву, словно в бой.

Этим вы фашистам отомстите

За несчастье, горе и разбой.

г) Доктор сказал, что мальчик скоро поправится.

5. Укажите предложение, содержащее цитату:

а) «Ты, брат, востёр, — сказал он мне нахмурясь, — но видали мы и не таких!»

б) «Ой, да тут глубоко» — со смехом сказал он.

в) Вот что говорил о Тургеневе известный русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов».

г) Он рассказывал о том, как отдохнул.

6. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

а) Мама, обращаясь ко мне, потребовала, чтобы я никогда больше не заходил к Летягиным.

б) Петя сказал: «Не переживайте. Завтра приеду.

в) «Приходи завтра, — попросил Виктор. — У меня и обсудим».

г) «Ну, что ж, - говорил он, - не дождавшись ответа».

7. В этом предложении стоит двоеточие (знаки препинания не расставлены):

а) Ишь какая плохая доска подумала Таня.

б) Это чудо воскликнула мама.

в) Обещаем проговорил Семён Петрович всё выполним в срок.

г) Лёшка говорит Спорим не пойдёт.

8. В этом предложении пропущено тире (знаки препинания не расставлены):

а) Что вы говорите воскликнула Марья Петровна..

б) Он в отчаянии подумал что же делать?

в) Начальник зимовки сказал что отдаст медвежонка в зоопарк.

г) Я мигом соскочила с окна. Конечно договорились.

9. Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков:

а) «П,» — а.

б) «П, - а, - п».

в) А: «П».

г) А: «П!»

10. «Наконец-то блестящая точка для съемки рейхстага», — торжествует взволнованный оператор и включает камеру.

Данное предложение по своей структуре является:

а) сложносочиненным;

б) сложноподчиненным;

в) бессоюзным;

г) простым.

Контрольный диктант по теме «Чужая речь».

Человек рожден на труд

Владимир Иванович Даль был человек необыкновенный. Его мать говорила детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится на пути», И Даль всю жизнь следовал этому правилу. Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал учебники: «Ботаника» и «Зоология». С детства он любил, по собственному его признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»: умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова. Подсчитали, что Даль, среди всех своих дел, в течение полувека каждый час записывал и объяснял одно слово.

Хорошо, что довелось Далю колесить по Руси, менять профессии, изучать ремесла, встречать на своем пути тысячи разных людей. Иначе никогда не узнал бы он так много слов.

«Человек рожден на труд», - говорил Даль.

Грамматическое задание

1. Составьте схемы предложений с прямой речью.

2. Выпишите сказуемое из третьего предложения, укажите, чем оно выражено.

3. Выпишите служебные части речи: 1 вариант – в последнем предложении первого абзаца; 2 вариант – первое предложение второго абзаца.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Повторение изученного в 8 классе»

Вариант 1

1. В этом ряду все словосочетания со связью управление:

а) любуясь картиной, очень хорошо, чудесный день;

б) юбка в горошек, иду в школу, построить аптеку;

в) заячий хвост, поступить не по-дружески, моё влияние;

г) кофе по-варшавски, цветы в вазе, читал книгу.

2. Укажите односоставное предложение:

а) Зимой солнце светит редко.

б) Эти люди были фронтовые кинооператоры.

в) И снова тихо на море.

г) Первые съемки были удачными.

З. Это предложение является определённо-личным:

а) В лесу светлей и веселей.

б) Прочтёте, обсудите и тогда напишите ещё.

и) Сейчас же лечатся электричеством.

г) Очень тихо вокруг.

4. Это предложение является безличным:

а) Выйди в этот час и собери серебро и золото зари.

б) Матрохин безработный.

в) Всё безлюдно и дико.

г) Было ему скучно и грустно.

5. В этом предложении нет приложения:

а) Сын рыбака Мотька Митрохин был очень занят.

б) Это, конечно, мохнатая елка — шатёр.

в) У сменного инженера станции дома был кот Васька.

г) Из четырёх времён в году весна милей и ярче всех.

6. В этом предложении есть составное именное сказуемое:

а) Кругом ни дороги.

б) Мастер непреклонен.

в) Хотите услыхать интересную историю?

г) Осень. Чащи леса. Мох сухих болот.

7. В этом предложении есть составное глагольное сказуемое:

а) Лес будто вымер.

б) Мужская гимнастика труднее, чем женская.

в) Когда опомнились, не могли сообразить, что предпринять.

г) До двери осталось несколько шагов.

8. В этом предложении не ставится тире:

а) На моей руке пять пальцев.

б) Всю ночь туман.

в) Шестью шесть тридцать шесть.

г) Серёжа не мой друг.

9. Это предложение осложнено вводным словом (знаки препинания не расставлены):

а) А мне какое до вас лосей дело?

б) Конечно был я очень обрадован.

в) Стоим мы лоси я осиннике как коровы в стойле шагу в сторону не шагнуть.

г) Но вы ребята любите кино.

10. В этом предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены):

а) Он поставил портфель на землю и свернув с дороги пошёл по старой лыжне.

б) Лица сияющие от гордости и счастья.

в) Всё сказанное о вреде приносимом мышами и полёвками совершенно справедливо.

г) В ночи была луна похожая на каплю росы.

11. В этом предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):

а) Долго мы брели по песку вслушиваясь в ночные звуки.

б) Из своей будки вылезал щенок Тюля. Высунув язык он по-кошачьи выгибал спину сладко зевал обнюхивал деревянное корытце и удивленно поднимал одно ухо.

в) Ручеёк для него казался живым и хитрым согласным

порезвиться.

г) Месяц выгнувшись подковкой зазвенел в полночной тьме.

12. В этом предложении есть однородные определения (знаки препинания не расставлены):

а) В прохладный июньский полдень я сидел на высоком берегу и любовался рекой.

б) Глаза у проводника зоркие внимательные.

в) Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат.

г) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.

13. В этом предложении нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены):

а) Бедность не порок.

б) Трудное время это время требующее для решения какой-либо проблемы много труда.

в) Жизнь прекрасна и удивительна.

г) Он мой друг.

14. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

Где-то (1) в соснячке (2) зашумит одинокая береза (3) словно кто-то пробивается к тебе (4) лезет (5} раздвигая сучья (6) и ломая сухие ветки.

а) 1,2,3,4,5,6;

б) 3,4,5,6;

в) 1,2,4,5,6;

г) 3,4,5.

15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Довольный, утомленный, он [Котька] встал, ладошкой вытер нос и яркие, раскалённые в студеной воде губы.

б) Пчелы обсохли, отдохнули, натужно жужжа, медленно полетели в ульи. А Котька отправился дальше.

в) Гоняясь за зверьками, он прошёл тропу на пасеку.

г) Волк, нехотя свернул с тропы, сел на прямой хвост и оскалил стертые клыки.

16. Укажите, какой схеме соответствует предложение:

Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться. (Знаки препинания не расставлены.)

а) «П, — а, — П».

б) А: «П».

в) «П», — а

г) «П, — а, — п».


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Повторение изученного в 8 классе»

Вариант 2

1.В этом ряду все словосочетания со связью примыкание:

а) прийти рано, везде успеть, очень неожиданно;

б) солнечный день, мой друг, далеко от родины;

в) говорить по-французски, листья клёна, думая о будущем;

г) каждый человек, очень опасно, посмотрев телепередачу.

2. Укажите односоставное предложение:

а) Все люди на земле знают свет этих алых звёзд.

б) Снизу полыхнуло пламя.

в) Хорошо спалось тебе ночью?

г) Вот что со мной случилось.

3. Это предложение является назывным:

а) Но никого не было видно.

б) До двери осталось несколько шагов.

в) Вот что со мной случилось.

г) Такое ясное утро.

4. Это предложение является безличным:

а) В жизни случается всякое.

б) Это было время для нового броска вперёд.

в) Серо и коричнево по горам.

г) Говорят, что идёт глобальное потепление.

5. В этом предложении есть приложение:

а) Тогда я схватил ружье, как простую дубину, и, размахивая этой дубиной, зажмурившись, пошел на медведя!

б) В последних числах октября, в пору предзимья, на деревьях и кустарниках не увидишь листьев.

в) Молодой пастух из Фракии Спартак был захвачен римлянами в плен и продан в рабство.

г) Среди многообразия тысяч травинок Заячьей горки вдруг вздрогнул, качнулся маятником туда-сюда остролистый цветок.

6. В этом предложении нет составного именного сказуемого:

а) Небо выше над оврагом.

б) Пустыня полна жизни, особенно по ночам.

в) Согнуты спины прохожих.

г) Пахнет от лугов горькой полынью, тянет дымком от костра рыбака.

7. В этом предложении есть составное глагольное сказуемое:

а) Мы готовы сражаться до последнего!

б) В жару же змея становится злобной и стремительной.

в) Он был польщён.

г) Слышны два голоса.

8. В этом предложении не ставится тире:

а) Вместо голов зонты.

б) Это была кобра одна из самых опасных змей.

в) Сколько было в них (цветах) радости, ласковости, приветливости летнее небо с солнышками в миниатюре!

г) Ромашки словно маленькие солнца.

9. Это предложение осложнено вводным(и) словом (словами):

а) Ау Михайло Потапыч услышь ты нас.

б) По мелочам сердитесь люди.

в) Осенью вероятно буду на Кавказе и тогда возможно на день-два опять встретимся.

г) Издали дом кажется маленьким.

10. В этом предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены):

а) А сейчас мне показалось будто корни бывшие на поверхности песка приподняли пень, и он стал выше.

б) Сменяя друг друга гонцы быстро доставляли вести.

в) Плутовка оглянулась по сторонам по жёрдочке подскочила к ручью и клюнула проплывавший мимо пузырь— сарафан.

г) С высоты прожитых лет оцениваю свои прошлые поступки.

11. В этом предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):

а) На ветках сухой макушки старой сосны сидели друг против друга помахивая хвостиками две птички.

б) Я с группой добровольцев тушил отлетавшие на просеку головешки.

в) Где-то совсем недалеко раздался призывный похожий на плач голос кабарги.

г) Оказавшись в безопасном месте она сразу же вспомнила о своем детеныше.

12. В этом предложении есть однородные определения (знаки препинания не расставлены):

а) И стало оно похожим на огромный дозревающий подсолнух что растет в нашем огороде.

б) Бежит Крутец маленькая извилистая речушка.

в) Над лисьими горами озябшее ноябрьское солнце сжалось в белесый комок подобрав к себе ближе замерзшие лучи.

г) Снег выпавший ночью был тихим задумчивым.

13. В этом предложении нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены):

а) У нее сердце очень доброе.

б) Высота не преграда для умеющих летать.

в) Курить здоровью вредить.

г) Пруд как зеркало.

14. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые:

И в самом деле (1) лыжня скатывалась (2) в овраг (3)

петляя среди кустов ивы (4) и прошлогодняя трава на дне его шевелилась.

а) 1,2,3,4;

б) 1,3,4;

в) 1,2,3;

г) 2,3,4.

15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Мне, например, кажется, что сварливее и драчливее птиц, чем вороны, нет.

б) Земля, покрытая выгоревшей травой, вдруг становится чужою.

в) Переваливаясь он подошел к хлебу, схватил его.

г) Выставив хворостины, мы протянули их к лебедю, и он молча отступил от них.

16. Укажите, какой схеме соответствует предложение:

И ему подумалось А что если это главный ручей (предложение дано без знаков):

а) «П», - а.

б) А: «П?»

в) А: «П»?

г) А: «П».

1   2   3   4   5   6   7