Главная страница

Протокол № от 2013 Согласовано с заместителем директора по учебной работе (Султанова А. Д.)



НазваниеПротокол № от 2013 Согласовано с заместителем директора по учебной работе (Султанова А. Д.)
страница4/7
Дата16.04.2016
Размер1.38 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7
Тема: «Словосочетание» Вариант 1

1. В каком ряду(-ах) во всех словах главное слово выражено наречием:

а) далеко от дома, хорошо в лесу, вниз по течению;

б) читать вслух, неожиданно быстро, недалеко от родителей;

в) мне радостно, говорить громко, находиться рядом;

г) откуда-то издалека, очень вредно(-ый), где-то вдали.

2. Эта пара слов не является словосочетанием:

а) выполнить план;

б) задание на дом;

в) кое-кто недоволен;

г) прочитав книгу.

З. Отметьте ряд, в котором вид подчинительной связи определён верно:

а) написать письмо, вспоминать о прошлом, всегда сомневающийся (примыкание);

б) чтение книги, восход солнца, гулять у реки (управление);

в) чудесный пейзаж, из нескольких строк, вернуться рано(согласование);

г) нижняя ступенька, крыша дома, стая птац (управление).

4. Найдите словосочетание, обозначающее действие, направленное на предмет:

а) сидеть дома;

б) много слов;

в) читать газету;

г) распоряжение начальника.

5. Найдите ошибку:

а) согласно расписанию;

б) заплатить за проезд;

в) памятник Пушкина;

г) вопреки плохой погоде.

6. В этом ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием:

а) горячий чай, написавший письмо, следующий день;

б) замшевые туфли, чудесный вечер, умытый росой, желтеющее поле;

в) разбросанные вещи, лопнувшие почки, летящая душа;

г) выученный наизусть, закрытый воротами, прочитавший книгу.

7. В словосочетании очень весело главное слово связано с зависимым:

а) по смыслу; б) окончанием в) предлогом.

8. Зависимое слово при примыкании не может быть:

а) неопределенной формой глагола; б) существительным;

в) наречием; г) деепричастием.

9. Укажите верный вариант вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании заботиться...:

а) про что;

б) за что;

в) о чём;

г) над чем.

10. В этом ряду все слова связаны между собой управлением:

а) выполнение плана, тоска по родине, встреча с друзьями;

б) вкусный обед, очень ценить, думать о лете;

в) два друга, гулять с товарищем, удивительный голос;

г) сделать намеренно, открывая дверь, платье из шёлка.

11. Укажите именное словосочетание:

а) писать мелом;

б) туфли из замши;

в) обучать грамоте; г) хорошо дома.

Тема: «Словосочетание» Вариант 2

1. В этом ряду во всех словах главное слово выражено местоимением:

а) каждый из нас, мне грустно, вниз по течению;

6) читать вслух, неожиданно быстро, всякий человек;

в) неожиданно быстро, говорить громко, возразить другу;

г) любой из слушающих, что-то важное, кто-то из студентов.

2. Эта пара слов не является словосочетанием:

а) всеми любимый;

б) около школы;

в) читать вслух;

г) сидеть в кресле.

З. Отметьте ряд, в котором вид подчинительной связи определён верно:

а) прочитанная книга, вспоминать о прошлом, тоска по родине (управление);

б) уходить рано, узнать правду, сидеть по-турецки (управление);

в) чудесный пейзаж, откровенное признание, восходящее солнце (согласование);

г) удостоить внимания, объяснить что-либо, громко разговаривать (управление).

4. Найдите словосочетание, обозначающее признак предмета:

а) любимая книга;

б) много слов;

в) читать газету;

г) выполнение плана.

5. Найдите ошибку:

а) благодаря заботе о друзьях;

б) оплатить проезд;

в) памятник Пушкину;

г) согласно заявления.

6. В этом ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием:

а) ради жизни, стакан сока, упорно учиться;

б) туфли из замши, поздний час, доволен результатом;

в) увиденная мною, закрытый воротами, продрогший до костей;

г) лопнувшие почки, летящая душа, продрогший щенок.

7. В словосочетании протёртые овощи главное слово связано с зависимым:

а) по смыслу;

б) окончанием

в) предлогом.

8. Этой частью речи не может быть зависимое слово при согласовании:

а) порядковое числительное;

б) местоимение;

в) наречие;

г) прилагательное.

9. Укажите верный вариант вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании удивляться...:

а) за что;

б) чему;

в) о чём;

г) над чем.

10. В этом ряду все слова связаны между собой примыканием:

а) цветущая яблоня, подъехать к дому, сомневаться в успехе;

б) очень мило, поступить по-дружески, уехал учиться;

в) два друга, сказал волнуясь, сделать без умысла;

г) стена равнодушия, думать о весне, мало ошибок.

11. Укажите глагольное словосочетание:

а) сплочённо работать;

б) белизна снега;

в) полёт птицы;

г) правка редактора.

Тест по теме «Словосочетание». Вариант 3

1 .Какие пары слов не являются словосочетаниями?

A. медведь заревел
Б. заревел неистово

B. заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

2.Определите тип сочетания слов.

1. Брат и сестра.

2. Большая корзина яблок.

3. Идет снег.

4. Пальчики оближешь.

5. Среди травы.

А. Предложение.

Б. Словосочетание.

В. Фразеологизм.

Г. Однородные члены.

Д. Сочетание предлога со знаменательным словом.

3.Определить модель словосочетания (главное слово + зависимое слово).

1. Вспыхнули над горизонтом.

2. Немного бледный.

3. Вершины гор.

4. Рано утром.

5. Золотое солнце.

6. Каждый шаг.

7. Серьезно говорить.

8. Послал узнать.

А. Имя существительное + имя существительное.

Б. Имя существительное + имя прилагательное.

В. Имя существительное + местоимение.

Г. Имя прилагательное + наречие.

Д. Глагол + имя существительное.

Е. Глагол + глагол. Ж. Глагол + наречие.

3. Наречие + наречие.
4.Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.

1. Наполняла душу.

2. Ярко розовели.

3. Горная пропасть.

4. Изображенные на стенах.

5. Строгие глаза.

6. Говорить серьезно.

А. Согласование.

Б. Управление.

В. Примыкание.
5.Найдите словосочетание и его грамматическое значение - «действие и его признак»:

А. спуститься с горы

Б.бег трусцой

В.легко преодолеть

Г. ходить по лесу.
6.Дайте правильные ответы.

Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

A. наречиями

Б. существительными

В.прилагательными

Г .деепричастиями

Д.причастиями

Е. порядковыми числительными
7.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «согласование».

1. Мороженое в стаканчиках.

2. Мороженое фруктовое.

3. Мороженое тает.

8. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд?

A. умный

Б. смышленый

B. разумный
Г. башковитый
9.3ависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

А.глаголами

Б. существительными

B. Деепричастиями

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

Д. наречиями
10.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление».

1. Очень ждать.

2. Буду ждать.

3. Ждать друга.

11. Найдите ошибки в управлении.
А. директор магазина

Б. заведующий аптеки В.верящий в победу Г. уверенность в победу
12.Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «примыкание».

1. Говорить серьезно.

2. Очень серьезно.

3. Серьезное намерение.
13. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. серый от пыли

Б. очень грязный

8. поворот налево

Г. возвратиться из похода

14. Из предложения Очень быстро вырос сосновый лес выпишите все словосочетания сделайте синтаксический разбор одного из них.
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»
Родина чая - Китай. Об этом гласит старинная китайская легенда. Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах. Дарма старался не спать, не давая сомкнуться своим векам. Й все же однажды он заснул. Пробудившись ото сна, Дарма в гневе отрезал свои веки и бросил их на землю. Там, где они упадали, через некоторое время выросли зеленые кустики чая, которые помогают человеку преодолевать сон. А обнаружила эти свойства одна из китайских принцесс, отдыхавшая в саду под чайным деревом. В чашу с водой, которая стояла перед ней, упал листочек. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок. Нечаянно получившийся настой понравился принцессе, а человечество получило новый напиток. Случилось это более пяти тысяч лет назад.

Сбор и обработка чайного листа были очень трудоёмкими процессами.

Чайный куст – теплолюбивое и капризное растение. В природе китайский чай – вечнозеленое дерево с высотой до десяти метров и стволом до шестидесяти метров в диаметре. (145 слов)
Грамматическое задание.

Подчеркнуть сказуемые и определить их типы.

Контрольный диктант № 3 по теме «Двусоставные члены предложения»
Бородинское поле.

Здесь земля чудесно украсила себя зелеными холмами, долинами, реками, лиственными рощами.

Глаз не устает любоваться, и сердце радостно наполня­ется чувством восторга у человека, поднявшегося на высо­кий курган у села Бородино.

Отсюда открывается взору живописная окрестность Бо­родинского поля, и живой язык природы много говорит русскому сердцу. Но не только поэтическая красота здеш­них холмов, долин, рощ волнует нас.

Бородино — поле русской славы, священное место на­шей Родины.

Над полем сейчас стоит невозмутимая тишина, но здесь дважды прогремела история. Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.

В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться.

В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитле­ровских захватчиков советскими воинами-героями.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным именным сказуемым (по два на каждый вид).

  2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, обозначьте части речи.


Контрольный работа (тест) по теме «Односоставные предложения».

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
 (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.


2. Определите тип предложения Ночь как год.

а) односоставное;
б) двусоставное.


3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.


4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.


5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.


6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].


7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.


8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас
развязали и оставили. (А.Пушкин)


Контрольный работа (тест) по теме «Односоставные предложения».

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.


2. Определите тип предложения Земля как невеста:

а) односоставное;
б) двусоставное.


3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.


4. Найдите неопределенно-личное предложение.

а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.


5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час:

а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.


6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой:

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].


7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.


8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Контрольный работа (тест) по теме «Односоставные предложения».

Вариант 3

1. Укажите односоставное предложение:

а) Гости у нас были.

б) На улице, наверно, совсем стемнело.

в) Всем хороша берёза.

г) Полон жизни в любое время не только лес.

2. Укажите предложение, в котором нет подлежащего:

а) Всё тише становится в лесах и полях.

б) Первая улыбка навсегда останется первой улыбкой.

в) Название не было чем-то новым.

г) Тихое, робкое и грустно-покорное заметно в людях прежде всего.

3. Укажите предложение, в котором кроме второстепенных членов предложения есть только подлежащее:

а) Он жил тихо, ходил бесшумно, говорил пониженным голосом.

б) Всё живое пришло на главную площадь.

в) Так и случилось.

г) А вот и совсем мелкие следы-точечки.

4. Укажите предложение, в котором кроме второстепенных членов предложения есть только сказуемое:

а) Слышалось «ву-ву» у витютней.

б) Какая тишина царила там.

в) Голос не страшный, тихий.

г) Работают без перебоя.

5. Укажите определенно-личное предложение:

а) Проходит час за часом.

б) В нашем районе построили новую школу.

в) Мой весёлый спутник! Поднимайся выше.

г) От добра добра не ищут.

6. Укажите неопределенно-личное предложение:

а) К вечеру подошли к Дону.

б) В бараке было душно.

в) Цыплят по осени считают.

г) Заметил на полях множество певчих дроздов.

7. Отметьте обобщенно-личное предложение:

а) Зажгли висячую керосиновую лампу, сели ужинать.

б) Прогнали с парохода Максима, — это был серьёзный, добрый парень, а Сергея, человека подлого, оставили.

в) Что посеешь, то и пожнёшь.

Г) Приходите к нам в гости.

8. Отметьте безличное предложение:

а) Ни ветерка.

б) Однако это оказалось нелёгкой задачей.

в) С поля возили клевер.

г) Дожди замучили.

9. Отметьте назывное предложение:

а) Но рожь всё ещё была тихой.

б) Волнение на воде.

в) Настоящий большой висячий замок.

г) Ты настоящий друг.

10. Отметьте неполное предложение:

а) И с реки запахом жасмина тянет.

б) Прекрасная погода.

в) Шутка это старая, известная.

г) Новая мебель в гостиной.

11. Укажите предложение, которое не является парцеллированным:

а) Много мы говорили о нём. И о его родителях.

6) Купил себе новую шапку. Норковую.

в) Потом всё расскажу. При встрече.

г) И случилось. Случилось, правда, так, что никто не мог и предположить себе подобной истории.

12. В этом предложении вместо точек нужно поставить тире:

а) Мне очень хочется найти синие розы. А ещё лучше... вывести их самой.

б) И для людей...нет вкуснее и целительнее липового мёда.

в) Наутро взошло солнце...яркоё. Золотое, Доброе.

г) Пойдём...покажу тебе Любины картины.

13. Укажите, какой характеристике соответствует предложение

Ночью не спалось.

а) односоставное, определенно-личное предложение;

б) односоставное, обобщенно-личное предложение;

в) односоставное, неопределённо-личное предложение;

г) односоставное, безличное предложение.

14. Недолго пришлось ждать.

Данное предложение соответствует следующей характеристике:

а) односоставное, определенно-личное предложение;

б) односоставное, обобщенно-личное предложение;

в) односоставное, неопределённо-личное предложение;

г) односоставное, безличное предложение.

15.В какой строчке тип предложения указан неверно?

а) Иду сквозь тайгу и прорубаю узенькую светлую полоску. (Определенно-личное.)

б) Эти люди не нравтся мне. (Двусоставное.)

в) Постепенно становится светлее. (Двусоставное.)

г) Затосковало тут у меня в серёдке. (Безличное.)

16. В этом предложении сказуемое выражено категорией состояния:

а) Скоро рассвет.

б) Поздно. Горячо.

в) Засыпало хутор снегом.

г) Смерклось рано.

Контрольный работа (тест) по теме «Односоставные предложения».

Вариант 4

1. Укажите односоставное предложение:

а) Ботанический залив был скован льдом.

б) Неустанно куковала в бору кукушка.

в) Девушке хлопали негромко и недружно.

г) Весело пир пошел.

2. Укажите предложение, в котором нет подлежащего:

а) У других поспрошайте.

б) В природе всё чему-то служит.

в) Кто бы это мог быть.

г) Встала старая, лопату не спеша воткнула, дверцами скрипнула.

З. Укажите предложение, в котором кроме второстепенных членов предложения есть только подлежащее:

а) Остров зверей на новой территории зоопарка был погружён в сон.

б) Минут через десять ему стало лучше.

в) По пути не было ни одного боя.

г) Влажная болотистая почва.

4. Укажите предложение, в котором кроме второстепенных членов предложения есть только сказуемое:

а) Через плотно закрытую дверь остро потянуло сырым ночным холодом.

б) Город взволнован.

в) Красив, люб народу красный цвет.

г) Нет, это невозможно.

5. Укажите определённо-личное предложение:

а) В мастерской жарко и душно.

б) Не буду передавать вам подробностей.

в) Среди публики послышались возгласы удивления.

г) Мне стало стыдно.

6. Укажите неопределённо-личное предложение:

а) Получай твою удочку. И благодари меня.

б) Раненько на зорьке запрягаю свою кобыленку, и едем.

в) Так и вышло.

г) На дрогах везли муку.

7. Отметьте обобщенно-личное предложение:

а) Торопитесь, грибники.

б) Цыплят по осени считают.

в) Как хочется жить на земле.

г) Вспомните хотя бы океанский пароход «Лузитания».

8. Отметьте безличное предложение:

а) Надо что-то делать, искать спасения.

б) Сколько времени прошло с тех пор.

в) Был чудный вечер.

г) День был ветреный.

9. Отметьте назывное предложение:

а) Это был его первый подвиг.

б) «Ку-ку» вдруг послышалось как будто неуверенно в лесу.

в) Воздух тихий и влажный, напоённый сладким запахом магнолий, тубероз, резеды.

г) Жажда жизни берёт своё.

10. Отметьте неполное предложение:

а) В деревне овинный дух.

б) Вот и завтрак.

в) Тихий летний вечер.

г) Дело не мудрёное.

11. Укажите парцеллированное предложение:

а) Рожь наливает. Жара.

б) Теперь будут воспитывать лягушонка. Единственного.

в) Солнце и ветер. Весенний свет.

г) В класс к нам пришёл новый ученик. Звали его Никита.

12. В этом предложении вместо точек не нужно ставить тире:

а) Сомы переходят в озёра, самые старые, крупные ... в глубокие омуты.

б) Я достал подарки, которые привёз из Киева: маме...серую материю на платье, Гале...туфли, а Диме...большую готовальню.

в) Богат июль травами, а значит...и цветами.

г) Грачи...на убранных полях..

13. Укажите какой характеристике соответствует предложение:

Легко дышится в сосновом бору.

а) односоставное, определённо-личное предложение;

б) односоставное, обобщенно-личное предложение;

в) односоставное, неопределённо-личное предложение;

г) односоставное, безличное предложение.

14. Укажите какой характеристике соответствует предложение:

Лисичкин хлеб куда лучше нашего.

а) односоставное, назывное предложение;

б) двусоставное, неполное предложение;

в) двусоставное, полное предложение;

г) односоставное, безличное предложение.

15. В этой строчке тип предложения указан неверно:

а) До чего хорошо пахнет. (Безличное.)

6) Другие, может быть, и по-другому рассказывают. (Неопределённо-личное.)

в) Лара был толстый, лысый, краснощёкий, красноносый, бритый и гордый. (Двусоставное.)

г) На самом закате слышали трель соловья. (Неопределённо-личное.)

16. В этом предложении сказуемое выражено безличным глаголом:

а) Пришлите мне, пожалуйста, ответ.

б) В большом двойном номере было темно от тяжёлых занавесей и ковров.

в) Зажгли свечи.

г) Вечерело.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

В гравюре всё состоит из черных и даже белых пятен и штрихов. Даже серого в ней нет. Казалось бы, что такими средствами можно изобразить только зиму, снег, черные деревья без листьев и, может быть, еще ворон. Но это не так. Художник разными штрихами и разными соотношениями черного и белого стремиться изобразить все цвета, всё, что он видит.

Белым штрихом на чёрном легко передать яркую молнию, блеск воды, мелькание освещенных листьев, блеск оружия и кольчуг. Легкими белыми штрихами можно передать туман, идущий от реки, и воздух, заслоняющий от нас далекие предметы.

Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые и черные линии, и они как бы шевелятся.

Чёрным пятном и штрихом передаёшь и мрачную тучу, и тёмную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и тёмно-красное знамя. И если приглядеться, то видишь, что чёрное и белое всё время кажется разным: то тяжёлым и грузным, то лёгким и воздушным.

(В.Фаворский)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор: 1 вариант – первое предложение второго абзаца; 2 вариант – второе предложение второго абзаца.

2. Укажите односоставные предложения и их виды.

3. Выполните фонетический разбор следующих слов: 1 вариант – яркую; 2 вариант – темную.

4. Графически обозначьте орфограммы: 1 вариант 0 во втором абзаце; 2 вариант – в последнем.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1   2   3   4   5   6   7